Контроль за уплатой страховых взносов с 2019 года

Общий подход

В письме от 25 июля 2017 года № ЕД-4-15/14490 ФНС России закрепила новый регламент работы налоговой комиссии по легализации баз по НДФЛ и страховым взносам. Среди прочего, ведомство изложило здесь и механизм предпроверочного анализа. Налоговики руководствуются им при подготовке материалов на лицо, которое будет рассказывать о своей деятельности на комиссии.

Так, предварительная работа комиссии по легализации налоговой базы заключается:

  • в изучении показателей финансово-хозяйственной деятельности отобранных лиц;
  • проведении мероприятий налогового контроля (каких именно ФНС не уточняет).

Причём налоговики анализируют все сведения, которые есть у них в распоряжении, и по всем (!) налогам.

Также см. «Новый регламент работы комиссий по легализации налоговой базы с 2017 года».

Новая глава Налогового кодекса

В отношении НДФЛ контроль за исполнением соответствующих обязательств по его расчёту, удержанию и уплате необходим, чтобы организацию или ИП налоговики:

  1. Не вызвали на комиссию по легализации;
  2. Не поставили в план выездных проверок.

Также см. «План проверок юридических лиц и ИП на 2017 год: что нужно знать».

Это стало актуально, поскольку с 25 июля 2017 года действует новый регламент работы комиссий по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам. Он зафиксирован письмом ФНС России от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490. Помимо прочего, он включает критерии оценки риска по НДФЛ.

С 1 января 2019 года начала действовать 34-я глава Налогового кодекса о страховых взносах, которая вобрала в себя основную суть ФЗ под номером 212. Кроме того, с этого момента вступили в силу изменения в ряд других законов, затрагивающих данный вопрос.

Контроль за уплатой страховых взносов с 2019 года

Работа с лицами, уклоняющимися от уплаты, взыскание взносов, выполнение зачетов и возвратов переплаченных средств, а также ряд иных вопросов, имеющих отношение к администрированию страховых взносов, но при этом не регламентированных 34-й главой Налогового кодекса, будут регулироваться нормами первой части данного кодекса.

Источники информации

Согласно упомянутому письму ФНС, отбор налогоплательщиков для рассмотрения на комиссии по легализации может происходить на основании данных практически из любых источников. Это:

  • информационные ресурсы – ЕГРН, ЕГРИП, ЕГРЮЛ, АИС «Налог-3», ПИК «НДС», СОУН и т. д.;
  • сведения, полученные о плательщике и/или его сделках от контрагентов и иных лиц в порядке ст. 93.1 НК РФ;
  • информация из масс-медиа и Интернета;
  • данные от кредитных учреждений, правоохранительных органов, ПФР, ФСС, ФОМС, лицензирующих органов, таможни, местных органов власти, Роструда, Центробанка и др.;
  • жалоб, заявлений организаций и обычных граждан;
  • сведений от сотрудников, акционеров, участников организаций;
  • данных из других источников.

Также см. «Какие сведения о налогоплательщике есть у ФНС России».

Кто плательщики

В соответствии с 1-м подпунктом 1-го пункта 419-й статьи Налогового кодекса в качестве плательщиков страховых взносов выступают лица, которые по федеральному законодательству являются страхователями и производят выплату различных вознаграждений в пользу физлиц. Это могут быть как организации и ИП, так и физические лица, индивидуальными предпринимателями не зарегистрированные.

В случае, если тот, кто должен платить взносы одновременно относится к нескольким категориям, ему надлежит исчислять и уплачивать страховые взносы по каждому из оснований в отдельности.

Что анализируют

Прежде чем вызывают в налоговую на комиссию по легализации, обязательно изучают:

  • учетные и иные сведения, характеризующие плательщика, налогового агента;
  • показатели бухгалтерского баланса;
  • уровень зарплаты на предприятии, а также исполнение обязанности по исчислению и перечислению в бюджет НДФЛ;
  • показатели исполнения обязанностей по уплате страховых взносов;
  • показатели отчетности коммерсантов.

Также см. «Анализ баланса: пример от ФНС России».

Почти для каждой компании и ИП по части налоговых рисков риск по НДФЛ – один из самых серьёзных, поскольку его отчисляют практически все.

Ниже в таблице изложены основные признаки, которые дают «маячок», что ситуацию с НДФЛ необходимо приводить в порядок. При этом результат по каждому критерию сравнивают между собой за 3 последние года.

Анализ НДФЛ: риски
Критерий оценки риска Откуда об этом узнают налоговики
1 Налоговая нагрузка ниже ее среднего уровня по предприятиям/ИП в данной отрасли/по этому виду экономической деятельности Расчёт налоговой нагрузки делают по основным показателям бухгалтерской и налоговой отчётности
2 Ведение таких видов деятельности, по которым есть возможность:

·          оплаты наличными деньгами;
·          предоставления в существенных суммах займов другим компаниям.

Эти показатели могут говорить о сокрытии выручки (дохода).

·          из учётных сведений;
·          из налогово-контрольных мероприятий;
·          данные о кассовой технике;
·          показатель «Финансовые вложения» (стр. 1170 бух. баланса).
3 Непредставление пояснений на уведомление ИФНС об обнаружении факта несоответствия показателей деятельности Из налогово-контрольных мероприятий
Налоговые агенты и ИП
4 Отсутствие текущих отчислений по НДФЛ при постоянном направлении денежных средств:

·          на выплату зарплаты (согласно банковским выпискам);
·          на перечисление страховых взносов на ОПС.

Из расчёта 6-НДФЛ, какая сумма налога по ставке 13%:

·          исчислена;
·          удержана;
·          перечислена;
·          поступила в казну согласно карточке расчётов с бюджетом;
·          не попала в бюджет (т. е. удержанная минус поступившая суммы).

5 Указание ИП профессионального вычета в размере свыше 95% от суммы полученного дохода.

Это может говорить о включении в вычет завышенных расходов, что в итоге приводит к небольшой налоговой базе.

Из декларации 3-НДФЛ:

·          общий размер дохода (стр. 110 листа В);
·          общий размер профессиональных вычетов (стр. 120 Листа В): материальные расходы (стр. 050 Листа В), начисленная амортизация (стр. 060 Листа В), выплаты и вознаграждения в пользу физлиц (стр. 070 Листа В), иные затраты (стр. 090 Листа В);
·          удельный вес вычетов в составе доходов (%): проф. вычеты / общий доход × 100%.,

6 Неотражение ИП поступлений:

·          от продажи имущества;
·          от продажи товаров (работ, услуг).

Нюанс: выручка от этих продаж уже показана в декларациях по НДС.

Из декларации 3-НДФЛ:

·          общий размер дохода (стр. 110 листа В).

Из декларации по НДС:

·          реализация товаров (работ, услуг), передача имущественных прав по соответствующим ставкам налога (стр. 010 – 050 Раздела 3 декларации);
·          налоговая база (сумма строк 020 Разд. 4);
·          стоимость реализованных (переданных) товаров (работ, услуг) без НДС (гр. 2 Разд. 7).

В итоге определяют отклонение налоговой базы по НДФЛ и НДС: общий размер дохода в 3-НДФЛ МИНУС позиции из декларации НДС (см. выше).

7 Выплата средней за месяц зарплаты на одного сотрудника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе.

Это может говорить о выдаче з/п в конвертах.

Используют различные документы:

·          общий размер дохода по расчёту 6-НДФЛ;
·          общий доход по справкам 2-НДФЛ; в т. ч. должностных лиц (руководителя, главбуха);
·          количество сотрудников по данным расчета 6-НДФЛ;
·          количество сотрудников по справкам 2-НДФЛ;
·          средняя за месяц з/п по налоговому агенту без учета должностных лиц (руководителя, главбуха): общий доход по справкам 2-НДФЛ делят на число персонала по справкам 2-НДФЛ и делят на 12 месяцев;
·          величина средней за месяц з/п должностных лиц: руководителя, главбуха;
·          показатель среднесписочной численности за год;
·          величина средней за месяц з/п по коду ВЭД;
·          отношение средней з/п по налоговому агенту к средней з/п по коду ВЭД (%);
·          величина прожиточного минимума в субъекте РФ;
·          отношение средней з/п по налоговому агенту к прожиточному уровню в субъекте РФ (%);
·          количество сотрудников согласно форме РСВ;
·          размер выплат и вознаграждений сотрудникам по данным РСВ;
·          средняя з/п за месяц согласно РСВ: численность по РСВ делят на отношение средней з/п по налоговому агенту к прожиточному уровню в субъекте РФ (%) и делят на 12 мясецев;
·          отклонения средней на месяц з/п по справкам 2-НДФЛ и по данным РСВ: число сотрудников по справкам 2-НДФЛ МИНУС средняя з/п за месяц согласно РСВ.

Контроль за уплатой страховых взносов с 2019 года

Безусловно, представленные в таблице критерии оценки рисков – это потенциальные нарушения по НДФЛ. Поэтому их знание позволит избежать начисления пеней и налоговых штрафов.

Также см. «Налоговая нагрузка в 2017 году: расчёт».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

Объект и база

Первый пункт 420-й статьи налогового кодекса в качестве объекта, с которого уплачиваются страховые взносы, рассматривает суммы выплат и других вознаграждений в пользу физлиц, которые должны иметь обязательное соцстрахование:

  • согласно гражданско-правовым соглашениям, предметом которых является выполнение работ либо предоставление услуг;
  • в соответствии с договорами авторского заказа авторам выполненных произведений;
  • согласно договорам, по которым предусмотрено отчуждение исключительного права на научные, литературные произведения, творения искусства, а также лицензионным договорам, которыми предоставляется право пользования такими произведениями.

В статье 421-й Налогового кодекса указано, что база для исчисления страховых взносов определяется после того, как очередной календарный месяц подходит к завершению. Она представляет собой сумму выплат и иного рода вознаграждений, которые начисляются отдельно в пользу каждого физлица от начала расчетного периода.

В первом случае при установке предельного размера отталкиваются от суммы среднего по стране заработка, умноженного на число месяцев, то есть 12. Также по отношению к этому значению используется так называемый повышающий коэффициент, в 2019 году равный 1,9 (до 2021 года он будет регулярно повышаться на 0,1).

Во втором случае предельная величина базы определяется в соответствии с ежегодной индексацией, производимой в начале каждого года пропорционально росту средней зарплаты. Начиная с 2022 года по аналогичному принципу будет индексироваться максимальная база для расчета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

С различного рода вознаграждений, которые были выплачены физлицам свыше максимального лимита базы для расчета страховых взносов, установленного в конкретный период, взимание страховых взносов не производится.

База, от которой страховые взносы рассчитываются в том случае, когда имеют место выплате в натуральной форме, определяется в виде стоимости выданных товаров или прочего имущества в соответствии с его стоимостью. В этой цене учитывается суммы НДС с акцизами, но из нее при этом исключаются средства, частично покрывающие стоимость полученных физлицом товаров и уплаченные им.

Налоговые риски, нагрузка и финансовые потоки

На основе сказанного выше проверяющие устанавливают наличие налоговых рисков, а также изучают уровень налоговой нагрузки у конкретного лица, которое уже отобрано на комиссию. Это подразумевает:

  • расчет индивидуальной налоговой нагрузки (нагрузки по взносам) плательщика по налоговым периодам в зависимости от системы налогообложения;
  • определение круга схожих плательщиков (налоговых агентов), стоящих на учете в налоговом органе;
  • подсчет их налоговой нагрузки (если нет данных, то изучают средние показатели по отрасли);
  • определение схожего плательщика (налогового агента) с наибольшей налоговой нагрузкой,
  • анализ отклонения уровня налоговой нагрузки плательщика (налогового агента) от наибольшего показателя.

Контроль за уплатой страховых взносов с 2019 года

Когда показатель налоговой нагрузки небольшой, проверяющие берутся за изучение финансовых потоков предприятия. Для этого ИФНС:

  • изучает предварительно запрошенные у кредитных учреждений банковские выписки (ст. 86 НК РФ);
  • составляет схему движения денег и схему ведения бизнеса;
  • изучает сделки (в т. ч. чтобы найти их отрицательное влияние на налоговую нагрузку данного лица).

Последний этап – такой же, как при отборе налогоплательщиков для выездной проверки. Инспекция оценивает соответствие показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия критериям оценки рисков, которые изложены в общеизвестной Концепции системы планирования выездных налоговых проверок. Это приказ ФНС от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333.

Также см. «Как через комиссии по легализации попадают в план выездных проверок».

Внутренний финансовый контроль осуществляет Служба внутреннего контроля. Это утверждённая структура внутри организации с определённой методикой проведения процедур, целью которой является контроль:

  • всех производимых действий предприятия;
  • правильности исчисления налогов, сборов, страховых взносов;
  • своевременности и полноты уплаты всех сумм;
  • достоверности всех сведений, внесённых в отчётность.

Эта система позволяет добиться упорядоченности и эффективности хозяйственной деятельности, сохранения финансовой стабильности, соблюдения законности и предотвращения ошибок при планировании и проведении любых операций.

  • Руководитель и собственник предприятия несут полную ответственность за полноценное функционирование и совершенствование СВК, системы внутреннего контроля на предприятии.
  • Предприятие самостоятельно производит разработку методики, порядка и способов оценки СВК, а также разрабатывает план процедур внешнего и внутреннего аудита в зависимости от результатов деятельности СВК.
  • Налоговая служба в течение года проводит проверки деятельности налогоплательщика. Инициатором выступает сам налогоплательщик. Обычно это касается только крупных налогоплательщиков, с отчислениями не менее 300 миллионов рублей в год.
  • В налоговые органы передаются все необходимые документы, выявляются ошибки в начислении и уплате страховых взносов. Налоговая передаёт предприятию своё мотивированное мнение по результатам проверки, которые организация должна выполнить, но имеет право и оспорить.

— Да, безусловно, организации могут обращаться в Фонд социального страхования за возмещением расходов на улучшение условий труда до 01 августа ежегодно. Заявления на скидку к страховому тарифу будем принимать до 1 ноября. И еще один контрольный срок остается прежним — до 15 апреля ждем документы о подтверждении основного вида деятельности.

Передача контроля за уплатой страховых взносов с 2019 года

С начала января вступили в силу две новых главы, дополняющих Налоговый кодекс и касающихся страховых взносов. В соответствии с ними контроль за уплатой страховых взносов с 2019 года Пенсионный фонд и Фонд соцстрахования утрачивают.

Ответственность налоговой службы также будет распространяться на взыскание задолженностей по вышеотмеченным платежам и накопившихся к началу 2019 года штрафов и пеней.

Фонд соцстрахования по-прежнему будет заниматься только администрированием взносов на обязательное соцстрахование от полученных на производстве травм и иных несчастных случаев, а также от заработанных при выполнении своих непосредственных служебных обязанностей заболеваний профессионального характера.

Как отчитываться

Налоговая служба — новый участник системы, обеспечивающий взимание всего многообразия страховых взносов. В этой связи организации и предпринимателей ожидает увеличение непосредственно численности проверяющих, а также количества требуемых к предъявлению форм отчетностей.

Ранее страхователю требовалось предъявлять в фонды только две основные формы (по одной в ПФ и ФСС), с 2019 года к этому добавилась еще и необходимость отчитываться по взносам перед налоговой.

Данные перемены побудили Пенсионный фонд обновить существовавшие ранее формы документов, что было предусмотрено положениями 8-й статьи ФЗ под номером 27.

В ней идет речь о том, что информация относительно индивидуального учета в системе обязательного страхования будущих пенсионеров по данным формам должны предоставляться в Пенсионный фонд, а тот, в свою очередь, должен контролировать, насколько эти сведения являются достоверными.

Теперь сведения относительно продолжительности стажа должны подаваться до начала марта после окончания отчетного периода. Работодатель по-прежнему несет ответственность за ежемесячное предоставление в ПФ тех сведений, которые и сейчас подаются туда по форме СЭВ-М. Делаться это должно в срок до 15-го числа того месяца, который идет после завершения отчетного периода.

Информация относительно суммы получаемого дохода, на которую были начислены взносы на обязательное страхование будущих пенсионеров, суммы этих самых взносов, должна также поступать в орган налоговой службы вместе с расчетом по страховым взносам. Подача данного расчета в налоговый департамент должна осуществляться до 30-го числа идущего за расчетным периодом месяца.

Введенная форма расчетов, получившая название 4-ФСС, будет подаваться по завершении каждого квартала. Сделать это можно либо в привычном бумажном варианте в течение двадцати первых дней следующего за отчетным периодом месяца, либо в электронном формате, на заполнение и предоставление проверяющим органам которого дается на пять дней больше.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бухгалтерия и учет
Adblock detector