Исключение юридических лиц из ЕГРЮЛ

Когда юридическое лицо исключается из государственного реестра

Практикам следует помнить, что в силу статьи 21.1 ФЗ № 129 организация может быть исключена из реестра и без прохождения процедуры ликвидации. Подобное решение может быть принято регистратором при наличии одновременно 2 условий:

  1. Отсутствия налоговой отчетности за последние 12 месяцев.
  2. Непроведения банковских операций за тот же период.

В силу пункта 2 статьи 21.1 ФЗ № 129 решение об исключении не может быть принято, если организация находится в процессе банкротства.

Решение регистратора публикуется в специализированном СМИ, где также должны быть обозначены сроки и порядок направления возражений против такого решения. В том случае если опубликованное решение об исключении организации из реестра затрагивает права учредителя, кредиторов или прочих заинтересованных субъектов, они вправе в течение 3 месяцев представить мотивированные возражения против такого решения.

Однако исключение организации таким способом само по себе не влияет на взаимоотношения между кредиторами и исключенной организацией и не отменяет имеющихся у организации обязательств.

Так, в силу пункта 3 статьи 3 ФЗ № 14 при исключении ООО-должника из реестра такое ООО признается отказавшимся от своих обязательств. Таким образом, кредитор вправе потребовать не только погасить долги за счет имущества ООО, но и привлечь к субсидиарной ответственности руководителей (иных ответственных лиц ООО) по долгам, если те действовали недобросовестно.

В Гражданском кодексе и ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» прямо указываются основания, которые влекут за собой исключение предприятия из ЕГРЮЛ:

  • ликвидация фирмы на добровольной основе;
  • проведенная реорганизация юридического лица путем слияния, выделения, присоединения или разделения;
  • принудительная ликвидация компании на основании решения Арбитражного суда;
  • исключение из реестра по решению уполномоченного органа – при обнаружении признаков недействующего юридического лица.

Добровольная ликвидация организации сопряжена с выполнением множества формальностей, формированием ликвидационного бухгалтерского баланса и необходимостью рассчитаться со всеми кредиторами, в том числе и по бюджетным платежам.

В большинстве случаев налоговая инспекция инициирует проведение выездной документальной проверки, что чревато для предприятия доначислением налогов и штрафных санкций.

Институт исключения из ЕГРЮЛ и его правовое регулирование

Исключение из ЕГРЮЛ представляет собой строго регламентированную административную процедуру, в результате которой юридическое лицо утрачивает правоспособность.

Обратите внимание! Исключение из ЕГРЮЛ — принудительная процедура, которую инициируют не участники юрлица, а государственные органы.

Основные цели введения в российском законодательстве процедуры исключения из ЕГРЮЛ:

  • уменьшение числа «мертвых» фирм, не ведущих деятельность;
  • обеспечение достоверности сведений в ЕГРЮЛ;
  • разрешение вопроса о долгах таких организаций (в этом смысле данная процедура имеет отдаленное сходство с банкротством, но гораздо более проста в реализации).

Институт исключения является относительным новшеством в российском законодательстве. Впервые нормы о нем были внесены в 2005 году в ст. 49 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) и ст. 21.1 закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — закон о регистрации юрлиц). Затем ГК РФ был дополнен ст. 64.2, посвященной процедуре исключения.

Кроме того, существует немалое количество разъяснений и писем ФНС, которые не имеют законодательного значения, однако важны для понимания сути процедуры и тонкостей ее осуществления. По данному вопросу также сложилась достаточно богатая судебная практика, в том числе на уровне высших судов.    

Рассмотрим подробнее все нюансы данной процедуры.

Важно! Главным юридическим последствием исключения из ЕГРЮЛ является утрата юрлицом правоспособности.

Организация перестает существовать как фактически, так и юридически, то есть не может совершать какие-либо юридически значимые действия. Таким образом, последствия исключения аналогичны последствиям ликвидации юрлица (п. 2 ст. 64.2 ГК РФ).

Кроме того, в результате исключения из ЕГРЮЛ закономерно встает вопрос о долгах организации. Что происходит с ними?

Рекомендуем. Кредиторы исключенного юрлица вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения имущества должника при наличии такового с целью погашения задолженности (п. 39 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.11.2015 № 50, письмо Минфина России от 21.02.2018 № 03-12-13/11023).

Исключение из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц

Кроме того, п. 3 ст. 64.2 ГК РФ устанавливает возможность привлечения к субсидиарной ответственности лиц, контролирующих юрлицо. К таковым относятся лица, которые могут выступать от имени юрлица или влиять на его действия (ст. 53.1 ГК РФ). Указанная возможность введена для исключенных из реестра юрлиц в 2014 году.

Таким образом, исключение из ЕГРЮЛ представляет собой административную процедуру по прекращению юридического лица. Оно возможно только при наличии оснований и осуществляется строго в порядке, предусмотренном законом.

Последствия ликвидации организации для учредителя определяются 3 факторами:

  1. Формой осуществления ликвидированной организацией хозяйственной деятельности.
  2. Способом ликвидации.
  3. Ролью конкретного учредителя в управлении ООО.

Применительно к ООО действуют правила, обозначенные в статье 3 закона «Об обществах…» от 08.02.1998 № 14-ФЗ. Согласно данной статье общество не отвечает по долгам участников — соответственно, последние не отвечают по долгам общества. Однако пункт 3 статьи 3 ФЗ № 14 определяет, что если в банкротство организации есть вина его участников, то на них может быть возложена субсидиарная ответственность по долгам общества.

Стоит также упомянуть о возмещении расходов на ликвидацию организации, которая проводится согласно пункту 5 статьи 61 ГК. Так, суд своим решением при недостаточности имущества у ООО для погашения расходов на его ликвидацию обязан возложить их солидарно на его участников.

Форма ликвидации

Ответственность учредителей по долгам общества

Расходы на ликвидацию

Добровольная ликвидация

Отсутствует

За счет имущества ООО

Банкротство

Субсидиарная с ООО при наличии вины учредителей в банкротстве

Солидарно, за счет учредителей

Судебная ликвидация (пункт 3 статьи 61 ГК РФ)

Отсутствует

Солидарно, за счет учредителей при недостаточности имущества ООО

В отличие от гражданско-правовой ответственности применение административных либо уголовных санкций допустимо лишь в случае доказанности вины учредителя в совершенном правонарушении (статьи 2.1 КоАП РФ, 14 УК РФ).

Административное исключение юридического лица из реестра влечет за собой правовые последствия, аналогичные тем, что присущи процедуре ликвидации:

  • прекращение деятельности предприятия без правопреемства (перехода прав и обязанностей к другим лицам);
  • задолженность юридического лица перед кредиторами (в том числе и перед бюджетом) погашается, исходя из имеющегося имущества организации и очередности выставленных требований.

Если юридическое лицо не имеет активов, которые можно реализовать для удовлетворения требований кредиторов, то его долги перед контрагентами и бюджетом признаются безнадежными с момента исключения из ЕГРЮЛ.

Нельзя рассматривать удаление из Государственного реестра юрлиц, как легкий способ ликвидации «мертвого» предприятия. Такой подход применим только для тех компаний-«однодневок», которые создавались на короткий срок. Если в числе учредителей и руководителей фирмы нет реальных физических лиц, которым можно предъявить налоговые претензии, то внесудебное исключение из ЕГРЮЛ пройдет безболезненно.

Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ при реорганизации

Альтернативными способами добровольного «избавления» от фирмы, которая не ведет хозяйственной деятельности и не приносит дохода, можно считать все виды реорганизационных мероприятий.

Положительным моментом исключения юридического лица из госреестра через процедуру реорганизации можно считать относительно небольшой объем документов, необходимых для подачи в регистрационные органы. Кроме того, срок, в течение которого реорганизация предприятия будет считаться завершенной, составляет всего 2-4 месяца.

После того, как решение о предстоящей реорганизации будет принято учредителями предприятия, следует получить официальное согласие учредителей той компании, которая будет выступать правопреемником ликвидируемого юрлица.

Решение о реорганизации и уведомление по форме С-09-4 передаются в налоговую службу, и в ЕГРЮЛ вносится запись о начавшейся процедуре. В течение 5 дней юридическое лицо должно письменно известить всех имеющихся кредиторов о предстоящей ликвидации. Кроме того, закон обязует учредителей дважды опубликовать информацию о реорганизации в специальном журнале – «Вестнике государственной регистрации». Промежуток между объявлениями составляет 1 месяц.

После соблюдения всех формальностей в регистрационный орган ФНС подается заявление о регистрации нового юридического лица и сопутствующие документы:

  • учредительные документы (Устав и договор об учреждении);
  • договор между участниками о слиянии, выделении, разделении, присоединении;
  • разделительный баланс или передаточный акт с информацией о правопреемстве;
  • квитанция об уплате пошлины за регистрацию нового ООО.

По истечении пяти дней «старое» предприятие будет ликвидировано и запись о нем будет удалена из ЕГРЮЛ.

Основания для исключения

Исключение юридических лиц из ЕГРЮЛ

Важно! Единственным основанием для принудительного исключения из ЕГРЮЛ является решение регистрирующего органа.

Такое решение может быть принято в случае, если юридическое лицо в течение 1 года одновременно не осуществляет следующих действий (п. 1 ст. 64.2 ГК РФ, п. 1 ст. 21.1 закона о регистрации юрлиц):

  • не сдает налоговую и бухгалтерскую отчетность;
  • не производит банковских операций ни по одному из своих счетов.

Тогда организация признается фактически недействующей, что дает регистрирующему органу право вычеркнуть ее из реестра.

Кроме названных формальных критериев, законодатель предусмотрел еще 2 ситуации, когда регистрирующий орган вправе прибегнуть к механизму исключения из ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 21.1 закона о регистрации юрлиц):

  • организация не может быть ликвидирована ввиду нехватки средств на ликвидацию как у нее самой, так и у ее учредителей;
  • в ЕГРЮЛ были внесена запись о недостоверности сведений о юрлице более чем 6 месяцев назад.

Обратите внимание! Полномочия регистрирующего органа по исключению из ЕГРЮЛ ограничены только ситуацией банкротства юрлица (абз. 2 п. 2 ст. 21.1 закона о регистрации юрлица). Исключение невозможно на любой стадии банкротства.

Иное нарушало бы права кредиторов исключаемого лица и противоречило бы Конституции РФ (см. постановление Конституционного суда РФ от 18.05.2015 № 10-П).

Обратите внимание! Исключить юрлицо из ЕГРЮЛ можно и в том случае, если оно было создано до вступления в силу норм закона о регистрации юрлиц, предусматривающих данную процедуру (п. 3 ст. 3 закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ).  

Принудительное исключение юридического лица из ЕГРЮЛ

Создание ЕГРЮЛ предполагало наличие достоверной информации обо всех юридических лицах, ведущих финансовую и хозяйственную деятельность на территории России. Однако ситуация складывается таким образом, что из-за чрезмерной трудоемкости процедуры официальной ликвидации предприятия многие фирмы предпочитают бросить компанию, которая выработала свой ресурс.

Так в государственном реестре продолжают числиться компании, которые давно прекратили свою деятельность. По отношению к таким предприятиям может применяться принудительная мера – исключение юридического лица из ЕГРЮЛ по решению налогового органа.

Признаки недействующего юридического лица перечислены в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»:

  • компания не предоставляет отчетность (налоговую и бухгалтерскую) в орган ФНС по месту регистрации на протяжении 12 месяцев;
  • отсутствие движения финансов на расчетных счетах компании в течение последнего календарного года.

По истечении каждого квартала в налоговых органах формируется перечень компаний, которые не сдавали регламентированную отчетность в последние 12 месяцев. Отделом камеральных проверок составляются запросы в банки на предмет совершения в этот календарный период приходных или расходных операций.

Если операций по банковским счетам за последний год не выявлено, то фискальные органы формируют справку, в которой перечисляются указанные основания для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой инспекции. Не позднее следующего дня справка передается в подразделение ФНС, ответственное за государственную регистрацию юридических лиц.

В течение пяти рабочих дней инспекцией принимается решение о готовящемся удалении компании из государственного реестра. Одновременно в «Вестнике государственной регистрации» публикуется информация о предстоящем исключении и порядок принятия заявлений от кредиторов и иных заинтересованных лиц.

Закон отводит три месяца на подачу ходатайств и возражений со стороны любых лиц на предстоящее удаление компании из ЕГРЮЛ. Если на протяжении этого срока кредиторы, бывшие сотрудники или сами учредители предприятия заявят о своем несогласии с предстоящей процедурой, то решение об исключении организации из Госреестра не принимается.

При отсутствии любых возражений или заявлений по поводу исключения прекратившего деятельность юридического лица из ЕГРЮЛ компания признается официально ликвидированной. В течение четырех месяцев с первой публикации о предстоящей ликвидации в Госреестр вносится соответствующая запись, а в «Вестник государственной регистрации» отправляется информация об исключении предприятия из ЕГРЮЛ.

Следует отметить, что по законным критериям исключить из реестра можно те компании, которые одновременно отвечают обоим вышеуказанным признакам, позволяющим признать его недействующим. При этом не имеет значения наличие долгов перед бюджетом по налогам и сборам, а также по штрафам, начисленным за непредставление отчетности.

С точки зрения налоговой службы удаление предприятия из ЕГРЮЛ производится только тогда, когда фирма не имеет задолженности по обязательным платежам. По этой причине фискальные органы, в чьей компетенции находится решение вопроса об «очистке» Госреестра от недействующих предприятий, заменяют процедуру их исключения из ЕГРЮЛ подачей иска о признании юридического лица банкротом.

В свою очередь Арбитражные суды при рассмотрении заявлений ФНС, обнаруживают все признаки недействующего предприятия и не принимают к рассмотрению иски о банкротстве. Разночтения в гражданском и налоговом законодательствах требуют урегулирования с тем, чтобы ЕГРЮЛ содержал только актуальную информацию относительно действующих юрлиц.

Исключение из ЕГРЮЛ: когда еще применяется аналогичный порядок

Поскольку любые реестровые действия непосредственным образом затрагивают права зарегистрированных юридических лиц, процедура исключения из ЕГРЮЛ четко регламентирована и не допускает произвольных действий. Процедуру можно разделить на 4 основных последовательных этапа (пп. 2–4 ст. 21.1 закона о регистрации юрлиц):

  1. Принятие регистрирующим органом решения о предстоящем исключении при наличии указанных выше оснований.
  2. В течение 3 дней с даты принятия решения — публикация решения, а также информации о порядке и сроках направления заявлений заинтересованными лицами (самим исключаемым юрлицом, его кредиторами и др.) Публикация осуществляется в «Вестнике государственной регистрации» (см. приказ ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@).
  3. В течение 3 месяцев после публикации — прием заявлений от заинтересованных лиц. Заявления должны быть обоснованными и мотивированными и могут направляться различными способами: почтой с обязательным нотариальным удостоверением подписи заявителя; представляться непосредственно с предъявлением документа, удостоверяющего личность и нотариальной доверенности; в электронном виде с обязательной ЭЦП (п. 6 ст. 9 закона о регистрации юрлиц).
  4. Исключение организации из ЕГРЮЛ при отсутствии возражений и заявлений.

Статьей 21.1 Закона от № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлен следующий порядок признания организации недействующей:

  • при наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган может принять решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ;

  • решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» в течение трех дней с момента принятия такого решения;

  • одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления;

  • указанные мотивированные заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении;

  • если в течение указанного срока эти заявления направляются, то решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке, то есть по одной из процедур, установленных ГК;

  • если в течение указанного срока заявления не были направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.

Конечно же, смущает присутствие в законе слова «может», т.е. у ФНС нет обязанности это сделать (и уж тем более, в какие-то определенные сроки — ведь закон останвляет за рамками правового регулирования вопросы о порядке и сроках выявления таких организаций), а есть лишь право. Поэтому даже при наличии такого административного рычага фактически можно ждать исключения своей фирмы из ЕГРЮЛ годами.

Для того чтобы проверить принято ли решение о предстоящем исключении конкретного юридического лица Вы можете воспользоваться интернет-сервисом сайта ФНС России «Риски бизнеса. Проверь себя и контрагента». В разделе сервиса «Проверьте, не рискует ли ваш бизнес?» через пункт меню «Сведения, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации» о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ» можно определить наличие или отсутствие публикации о предстоящем исключении из реестра конкретной организации.

Для защиты своего бизнеса, используя принцип должной осмотрительности и осторожности, в целях проверки сведений об осуществлении деятельности организации, с которой вы планируете заключить договор, настоятельно рекомендуем пользоваться сведениями, размещаемыми в «Вестнике государственной регистрации» и интернет-сервисами сайта ФНС России.

До 01.07.2017 организации, задолжавшие нашей Родине и (или) своим контрагентам, нередко применяли альтернативные методы ликвидации.

01.07.2017 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2016 № 488-ФЗ о субсидиарной ответственности по долгам организаций, согласно которому владельцам ООО больше не получится уклоняться от долгов поскольку этим законом кредиторам дается возможность добраться до выгодоприобретателей должника через все юридические конструкции между ним и оболочкой бизнеса даже после проведения процедур банкротства, ликвидации и исключения должника из ЕГРЮЛ.

Исключение юридических лиц из ЕГРЮЛ

Такая возможность реализована путем дополнения статьи 3 Федерального закона № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» пунктом 3.1, которым устанавливается, что если неисполнение обязательств перед должниками обусловлено недобросовестными или неразумными действиями управляющих ООО лиц (указанными в пунктах 1 — 3 статьи 531 ГК), то по заявлению кредитора на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность.

Субсидиарная ответственность — это дополнительная ответственность, которая применяется только в установленных законом случаях.

Согласно пункту 4 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 62 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица» добросовестность и разумность при исполнении возложенных на директора обязанностей заключаются в принятии им необходимых и достаточных мер для достижения целей деятельности, ради которых создано юридическое лицо, в том числе в надлежащем исполнении публично-правовых обязанностей, возлагаемых на юридическое лицо действующим законодательством.

Лицо, входящее в состав органов юридического лица (единоличный исполнительный орган — директор, генеральный директор и т.д., временный единоличный исполнительный орган, управляющая организация или управляющий хозяйственного общества, руководитель унитарного предприятия, председатель кооператива и т.п.;

члены коллегиального органа юридического лица — члены совета директоров (наблюдательного совета) или коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции) хозяйственного общества, члены правления кооператива и т.п.; далее — директор), обязано действовать в интересах юридического лица добросовестно и разумно (пункт 3 статьи 53 ГК).

Согласно пункту 2 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 62 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица» недобросовестность действий (бездействия) директора считается доказанной, в частности, когда директор:

  • действовал при наличии конфликта между его личными интересами (интересами аффилированных лиц директора) и интересами юридического лица, в том числе при наличии фактической заинтересованности директора в совершении юридическим лицом сделки, за исключением случаев, когда информация о конфликте интересов была заблаговременно раскрыта и действия директора были одобрены в установленном законодательством порядке;

  • скрывал информацию о совершенной им сделке от участников юридического лица (в частности, если сведения о такой сделке в нарушение закона, устава или внутренних документов юридического лица не были включены в отчетность юридического лица) либо предоставлял участникам юридического лица недостоверную информацию в отношении соответствующей сделки;

  • совершил сделку без требующегося в силу законодательства или устава одобрения соответствующих органов юридического лица;

  • после прекращения своих полномочий удерживает и уклоняется от передачи юридическому лицу документов, касающихся обстоятельств, повлекших неблагоприятные последствия для юридического лица;

  • знал или должен был знать о том, что его действия (бездействие) на момент их совершения не отвечали интересам юридического лица, например, совершил сделку (голосовал за ее одобрение) на заведомо невыгодных для юридического лица условиях или с заведомо неспособным исполнить обязательство лицом («фирмой-однодневкой» и т.п.).

Под сделкой на невыгодных условиях понимается сделка, цена и (или) иные условия которой существенно в худшую для юридического лица сторону отличаются от цены и (или) иных условий, на которых в сравнимых обстоятельствах совершаются аналогичные сделки (например, если предоставление, полученное по сделке юридическим лицом, в два или более раза ниже стоимости предоставления, совершенного юридическим лицом в пользу контрагента).

Невыгодность сделки определяется на момент ее совершения; если же невыгодность сделки обнаружилась впоследствии по причине нарушения возникших из нее обязательств, то директор отвечает за соответствующие убытки, если будет доказано, что сделка изначально заключалась с целью ее неисполнения либо ненадлежащего исполнения.

Директор освобождается от ответственности, если докажет, что заключенная им сделка хотя и была сама по себе невыгодной, но являлась частью взаимосвязанных сделок, объединенных общей хозяйственной целью, в результате которых предполагалось получение выгоды юридическим лицом. Он также освобождается от ответственности, если докажет, что невыгодная сделка заключена для предотвращения еще большего ущерба интересам юридического лица.

При определении интересов юридического лица следует, в частности, учитывать, что основной целью деятельности коммерческой организации является извлечение прибыли (пункт 1 статьи 50 ГК РФ); также необходимо принимать во внимание соответствующие положения учредительных документов и решений органов юридического лица (например, об определении приоритетных направлений его деятельности, об утверждении стратегий и бизнес-планов и т.п.).

Недостоверность каких сведений даст право ФНС исключить компанию из ЕГРЮЛ?

Решение налогового органа по удалению юрлица из Госреестра могут обжаловать и сами учредители, и иные заинтересованные лица. Срок обжалования составляет 12 месяцев с того момента, как кредитор или другой контрагент получит информацию о нарушении своих прав. Годовой период исчисляется с той даты, когда в «Вестнике государственной регистрации» будет опубликовано объявление об исключении юрлица из ЕГРЮЛ.

Законодательная норма, позволяющая налоговому органу прекращать правоспособность юридического лица путем исключения его из Государственного реестра, не должна нарушать интересы кредиторов. Конституционным судом принято постановление, в котором допускается возможность пересмотра правил административного исключения предприятия из ЕГРЮЛ.

Если будут приняты поправки к ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в части внесудебного исключения «мертвых» фирм из ЕГРЮЛ, то налоговики прогнозируют проведение массовой перерегистрации предприятий. Это поможет очистить ЕГРЮЛ от недействующих компаний.

1. Недостоверные сведения об учредителях, участниках или руководстве компании.

Основанием для реагирования ФНС по этому поводу становится сообщение указанного в ЕГРЮЛ как учредитель, участник или руководитель лица о том, что это самое физическое лицо не имело и не имеет никакого отношения к юридическому лицу, отраженному в ЕГРЮЛ. Другой вариант – когда сама Налоговая служба по итогам проверки каким-то образом установит недостоверность данных о представителе юридического лица. Например, установив отсутствие в реальности указанного в ЕГРЮЛ лица или же указание данных о нем с ошибками.

2. Недостоверность адреса компании.

ФНС регулярно осуществляет проверочные мероприятия по поиску компаний, не находящихся по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ. Кроме того, с октября 2016 года ФНС по всем регионам стали массово требовать подтверждения достоверности адреса и законности пребывания там компании, обязав фирмы представить сведения о праве собственности на помещение по указанному адресу или же договор аренды или безвозмездного пользования.

Применительно к праву исключить фирму из ЕГРЮЛ, ФНС достаточно будет даже без участия представителя компании установить отсутствие фирмы по указанному в реестре адресу.

Руководствуясь положениями приказа ФНС от 11 февраля 2016 г. № ММВ-7-14/72@, налоговикам можно в присутствии двух понятых или же проведя видеозапись провести осмотр объекта недвижимости по отраженному в ЕГРЮЛ адресу, чтобы в дальнейшем вызвать к себе представителя компании для подтверждения достоверности адреса. Если достоверность не будет подтверждена – компания в одностороннем порядке исключается из реестра.

Оспаривание исключения из ЕГРЮЛ

Обратите внимание! Основной спорный вопрос в данном случае: достаточно ли формальных признаков для исключения из ЕГРЮЛ? Четкого ответа судебная практика пока не дает, руководящих разъяснений нет.

Арбитражный суд Московского округа занимает достаточно жесткую позицию. Он полагает, что при наличии всех формальных признаков недействующего юрлица, а также соблюдении порядка данной процедуры исключение законно, несмотря на наличие у организации имущества, участие в судебных процессах, наличие каких-либо причин, по которым ею не были поданы возражения в трехмесячный срок (см. постановление Арбитражного суда Московского округа от 31.08.2018 по делу № А40-218922/2017).

Между тем Верховный суд РФ в определении от 26.12.2018 № 301-КГ18-8795 указывает на то, что наличие формальных признаков отсутствия деятельности юрлица далеко не всегда означает ее действительное прекращение. Участие организации в судебных процессах, например, свидетельствует о продолжении ею деятельности и препятствует исключению из ЕГРЮЛ.

В определении Верховного суда РФ от 12.02.2019 по делу № 304-КГ18-18451 разъяснено, что трехмесячный срок, установленный для подачи заявлений от заинтересованных лиц, не является пресекательным. Заявления, поданные с нарушением этого срока, также могут служить основанием для отмены решения об исключении из ЕГРЮЛ.

Исключение юридических лиц из ЕГРЮЛ

Вывод. Самым перспективным основанием для оспаривания исключения представляется нарушение процедуры регорганом. Кроме того, можно опираться на фактическое ведение деятельности и обязательно следует подать заявление от заинтересованного лица (даже с пропуском трехмесячного срока).

Как избежать исключения из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой инспекции

Исключение предприятия, не осуществляющего хозяйственно-финансовую деятельность, из Государственного реестра юридических лиц – не обязанность, а право налоговой инспекции. Если учредители и руководство не намерены ликвидировать фирму, а приостановка работы связана с временными обстоятельствами, то следует принять следующие меры:

  • не допускать длительных пропусков в сдаче периодической отчетности. «Нулевые» отчеты, сданные в установленный срок – гарантия того, что фирма не привлечет внимания налоговой инспекции в плане перспективы административного исключения юрлица из реестра;
  • в течение 12 месяцев следует провести хотя бы одну операцию на банковском счете – это может быть символическая сумма, внесенная в качестве займа от учредителя.

Кроме того, желательно периодически проверять информацию относительно интересующих юридических лиц в ЕГРЮЛ. Если налоговая инспекция приняла решение о грядущем исключении, то эти сведения будут доступны заинтересованным пользователям. У налогоплательщика есть право заявить о возражениях против административного исключения, как своей фирмы, так и компании, являющейся по отношению к нему дебитором.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бухгалтерия и учет
Adblock detector