Увольнение за несоответствие профстандарту

Потребность в профстандартах

Профстандарты пришли на смену Единому квалификационному справочнику. В ТК РФ профстандарт определяется как набор профессиональных качеств, которые необходимо работнику для определенного рода деятельности. На данный момент Министерством труда было разработано около 800 стандартов, при этом ожидается, что в ближайшее время их количество увеличится в несколько раз.

Нельзя не отметить, что появление профстандартов связано с тем, что образовательные стандарты существенно отличаются от того, что требует современный рынок труда. Более того, в последнее время были представлены новые профессии, которых попросту нет в текущих нормативных актах. Каждый руководитель самостоятельно определял требования к той или иной профессии, что значительно усложняло перевод сотрудника на другое предприятие с сохранением занимаемой должности.

Практическое применение уровней квалификации

Инфо

Ведь работодатель зачастую даже «забывает» предложить все имеющиеся должности для данного сотрудника. Помимо этого, из существующей судебной практики видно, что увольнение довольно массово происходят по инициативе работодателя без проведения самой аттестации.

Тогда и возникает вопрос, на каком основании работодатель решил, что данный сотрудник не может занимать определенную должность. Если происходит увольнение за несоответствие, с занимаемой должностью сотруднику придется расстаться.

И многие сотрудники захотят оспорить такое увольнение в суде. Не стоит говорить, что в случае нарушения процедуры при проверке соответствия сотрудника квалификационным требованиям, он будет восстановлен на прежнем месте работы, да еще и с приличной суммой компенсации за причиненный моральный ущерб.

Описание уровня квалификации включает в себя такие характеристики, как:

  • полномочия и ответственность;
  • характер умений;
  • характер знаний.

Увольнение за несоответствие профстандарту

Кроме того, указываются основные способы достижения требуемой квалификации:

  • инструктаж;
  • образование определенного уровня по основным образовательным программам;
  • дополнительное профессиональное образование;
  • практический опыт.

Рассмотрим уровни квалификации подробнее:

  • 1-й уровень предполагает выполнение стандартных заданий (речь идет о физическом труде) и применение элементарных фактических знаний. Соответственно, способы получения такой квалификации самые простые — инструктаж и опыт работы в рамках данной квалификации.
  • 2-й, 3-й уровни требуют способности выполнять соответственно стандартные и типовые задачи. Достигнуть требуемой квалификации можно, получив начальное профессиональное образование, а также пройдя переподготовку.
  • 4-й, 5-й уровни ориентированы на низшее звено руководства и требуют от работника умения руководить группой сотрудников и нести ответственность за результат работы этой группы. Для этого необходимо среднее профессиональное образование по специальности либо начальное профессиональное образование по основной госпрограмме в сочетании с переподготовкой.
  • 6-й уровень требует высшего образования по программе бакалавриата или среднего специального образования. Предполагает исключительно самостоятельную работу или работу по управлению группой людей (организацией или частью крупной организации). Характер умений — внедрение (улучшение) определенных технологических или методологических решений.
  • 7-й уровень— это квалификация высшего руководства, ответственного за работу крупных организаций или подразделений, вследствие чего работник должен владеть навыками управления и стратегического планирования. Требования к высшему образованию в данном случае более серьезны: необходимо обучиться по программам специалитета или магистратуры.
  • 8-й, 9-й квалификационные уровни, судя по всему, определяют квалификацию, необходимую для высших должностей в крупных корпорациях и государстве, масштабной научной деятельности. Они предполагают наличие высшего образования по программам магистратуры или специалитета, а также окончания аспирантуры / адъюнктуры / ординатуры / ассистентуры-стажировки.

Очевидно, что в силу своей правовой сущности уровни квалификации могут использоваться исключительно с целью разработки профессиональных стандартов.

Использованные же в профстандарте конкретные требования к уровню квалификации способны серьезно повлиять на кадровую политику и судьбу конкретного работника.

Стоит отметить, что увольнение в связи с несоответствием требованиям профстандарта невозможно — такого основания нет в ТК РФ. В то же время нахождение на должности работника с несоответствующей обязательным требованиям квалификацией может привести к неприятным для работодателя последствиям, например:

  • наказанию за несоблюдение лицензионных требований (постановление ФАС Московского округа от 06.02.2008 № КА-А40/14829-07);
  • отказу ФСС в возмещении выплат по больничному (постановление ФАС Поволжского округа от 26.01.2012 по делу № А55-8041/2011);
  • признанию трудовых договоров недействительными кредиторами организации (постановление ФАС Уральского округа от 26.10.2012 № Ф09-5513/10 по делу № А50-14433/2009).

Перечисленные примеры относятся к периоду до введения в действие нормативных актов о профессиональных стандартах. Тем не менее, учитывая служебную роль уровней квалификации, они дают возможность спрогнозировать практику применения профстандартов в части требований к квалификации.

Соответственно, можно сделать вывод, что требования к уровню квалификации — это информация для работодателя. Последний может обеспечить соответствие сотрудников занимаемой должности разными способами, как то: инструктаж и тестирование кандидатов на вакантные должности, аттестация и повышение квалификации действующих сотрудников и др.

Таким образом, уровни квалификации — особый документ, предназначенный для систематизированного подхода к составлению профстандартов в части требований к уровню опыта и образования работника на конкретной должности. В отдельных случаях такие требования, внесенные в действующий профстандарт, становятся обязательными.

Суд счел законным увольнение за несоответствие сотрудницы профстандарту

Увольнение за несоответствие профстандарту

Нельзя сделать вывод о соответствии или несоответствии сотрудника занимаемой должности, не имея четких критериев оценки. Порядок проведения аттестации В какой форме организация может провести аттестацию сотрудников Аттестацию проводите в том порядке, который прописан в Положении.

Это может быть письменное тестирование, собеседование, письменный экзамен, практическое занятие и т. п. Оформление результатов аттестации Как оформить результаты проведенной в организации аттестации сотрудников По результатам аттестации комиссия выносит решение о соответствии или несоответствии сотрудника занимаемой должности.

ТК РФ определено понятие профессионализма работников, приведены требования к оценке его уровня. ВАЖНО! Конкретные параметры соответствия разрабатываются непосредственно работодателем для каждой должности в его штатном расписании, но они не должны входить в противоречие с квалификационными характеристиками, приводимыми в официальных документах, в частности, в тарифно-квалификационном справочнике.

  1. Увольнения, инициированные работодателем, если они оспариваются в судебных инстанциях, всегда вызывают у рассматривающих дело особенное внимание.

Российское трудовое законодательство предусматривает две ситуации, когда профессиональные стандарты нужно применять обязательно.

  1. Когда Трудовой кодекс РФ и прочие нормативные акты содержат перечень профессиональных требований. Например, профессиональные стандарты являются обязательными для учителей и других лиц, вовлеченных в образовательную сферу (об этом, в частности, свидетельствует Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года). Также стандарты регулируют работу сотрудников государственных ведомств.
  2. В том случае, когда при исполнении должностных обязательств трудовое законодательство предусматривает выплату финансовых компенсаций для льготников либо же определённые ограничения (статья 57 Трудового кодекса РФ). Именование специальности, а также перечень требований для получения квалификации должен соответствовать данным, что указаны в ЕКС или же в профстандарте. Примечательно, что при одновременном наличии требований в ЕКС и в стандарте руководитель вправе самостоятельно решать, каким именно рекомендациям ему следовать.

Сразу важно отметить, что профессиональные стандарты не могут повлиять на тех уже трудоустроенных работников. Введение новых стандартов (вне зависимости от того, являются ли они обязательными) не может изменять трудовые обязательства специалистов. Более того, это не может служить поводом для увольнения в связи с несоответствием профстандартам.

Руководитель, решивший осуществить применение новых стандартов, должен повторно заключать трудовой договор с работников, если подразумевается выполнение других должностных обязательств. К слову, в данном случае можно попросту обойтись внесением изменений в должностную инструкцию локальных актов организации.

В последнее время наблюдается тенденция к созданию независимых центров, который как раз занимаются оценкой квалификации работников. Трудовое законодательство РФ, прежде всего, направлено на защиту работников, поэтому при увольнении работника за несоответствие профессиональному стандарту многие работники опасаются судебных исков (стоит отметить, что судебная практика по статье 195.

3 ТК РФ практически отсутствует). Проблема заключается в поиске квалифицированных экспертов, которые имеют возможность провести адекватную оценку сотрудника. Также нельзя не отметить, что организации такого плата работают на коммерческой основе, поэтому именно деньги выступают в качестве главного стимула для проверки сотрудника на соответствие профстандартам.

Профстандарты влияют на содержание должностных инструкций, кадровых документов прочих нормативных актов на предприятии. Копировать стандарты слово в слово необходимости нет – у работодателей есть свобода изменений локальных актов исходя из их собственных потребностей и современных реалий.

Профстандрат – это живая материя, что демонстрирует особенности развития того или иного рода деятельности, поэтому вполне очевидно, что они могут быть подтверждены постепенному изменению, так как реалии рынка предъявляют уже совершенно другие квалификационные требования к специалистам. На данный момент уже действует 15 профильных Советов, целью которых является разработка новых и изменение действующих стандартов с целью их расширения.

Квалификационные уровни служат связующим звеном между профессиональным образованием и потенциальной сферой деятельности.

ВАЖНО! С 01.07.2016 они обязательны, если данные требования будут установлены ТК РФ или иными нормативными актами (ФЗ «О внесении изменений в ТК РФ и статьи 11 и 73 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”» от 02.05.2015 № 122-ФЗ).

Однако данный закон не распространяется на должности, нахождение на которых не связано с получением льгот или наличием ограничений, а также требования к которым прямо не установлены законом. Для государственных (в том числе с долей государственного участия в уставном капитале) организаций обязательность применения предусмотрена постановлением Правительство РФ от 27.06.2016 № 584. Данным документом предусмотрено, что реализация планов по введению профстандартов должна быть завершена  до 01.01.2020.

Согласно положениям ст. 195.3 ТК РФ в случаях, когда профстандарты (в том числе характеристики квалификации) необязательны к применению, они берутся работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых теми трудовых функций, обусловленных используемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Увольнение за несоответствие профстандарту

Согласно постановлению Правительства РФ от 22.01.2013 № 25 обычным организациям, союзам работодателей, СРО дано необычное правомочие — возможность самостоятельно разрабатывать проекты профстандартов.

Кроме того, с 01.01.2017 работодатель, если посчитает необходимым (при условии надлежащего оформления, согласно ст. 196 ТК РФ), за свой счет может направить работника на независимую оценку квалификации. Такой вариант установления квалификационного уровня работника предусмотрен новым ФЗ от 03.07.2016 №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».

Работодатели обязаны применять профессиональные стандарты, если в Трудовом кодексе, ином федеральном законе или нормативно-правовом акте указаны требования к квалификации работника. Такой вывод следует из формулировки статьи 195.3 Трудового кодекса «Порядок применения профессиональных стандартов». 

В таблице ниже — несколько ярких примеров профессий, для которых есть требования к квалификации работников.

Категория работников Где установлены требования к квалификации Вывод
Педагогический работник ст. 331 ТК РФ, ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Педагогические работники обязаны соответствовать требованиям к квалификации, прописанным в законе, ТК РФ и профессиональных стандартах для педагогов
Главный бухгалтер в открытых акционерных обществах, страховых организациях, негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов и иных организациях, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах, органах управления государственных внебюджетных фондов, в том числе территориальных ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» Для главного бухгалтера организаций, перечисленных в ч. 4 ст. 7 Закона о бухучете, обязательны требования к квалификации, установленные профессиональным стандартом «Бухгалтер» (утв. приказом Минтруда России от 21.02.2019 № 103н)
Работники в сфере госзакупок по закону № 44-ФЗ ч. 6 ст. 38, ч. 5 ст.39 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Квалификация работников контрактной службы, контрактного управляющего в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд должна соответствовать требованиям Закона № 44-ФЗ и профстандартам в этой сфере:
  • если работодатель не нашел требований к квалификации своих работников в федеральном законе, ТК РФ, ином нормативно-правовом акте РФ, и
  • работа по определенным должностям, профессиям, специальностям не предполагает компенсации, льготы либо ограничения.

В этом случае работодатель сам решает, в каком объеме он будет ориентироваться на профстандарт, от первой до последней строчки или всего на одно предложение. Этот выбор — на ответственности работодателя.

  • если работодатель нашел требования к квалификации своих работников в федеральном законе, ТК РФ, ином нормативно-правовом акте РФ;
  • если работа по определенным должностям, профессиям, специальностям предполагает компенсации, льготы либо ограничения.

Но! Работодатель вправе учитывать не все требования профстандарта, а только требования к наименованию должности (в случаях предусмотренных ч.2 ст. 57 ТК РФ) и требования к квалификации (знания, умения, опыт работы). В остальной части — описание трудовой функции, трудовых действий — по желанию.

  • Обучаем редким профессиям. 
    Часть наших курсов уникальна – вы не найдете их больше ни в одном учебном центре волгоградской области. Соответственно, некоторые специальности можно получить только в УЦ «Академик».
  • Предлагаем выгодную цену.
    Учебный центр «Академик» был открыт в 2005 году.Статистика 11 лет нашей работы показывает, что у 70% студентов стоимость курса окупается уже в первый месяц работы.
  • Делимся опытом профессионалов-практиков. 
    Преподавательский состав центра – специалисты с опытом работы от 10 лет в крупных российских газовых и нефтяных компаниях: «ЛУКОЙЛ», «Буровая компания «ЕВРАЗИЯ», «Газпром»; педагоги Жирновского нефтяного техникума.

Доступное профессиональное образование в учебном центре «Академик» в Волгограде и области

Из всех учебных центров в Волгограде и ближайших областях, только в нашем центре используются несколько передовых методик, обучение по которым позволяет быстро получить специальность или повысить квалификацию. Некоторым курсам и профессиям не обучают больше ни в одном образовательном учреждении Волгограда и области, кроме нашего центра.

Учебный центр «Академик» располагается в г. Волгоград и г. Жирновск. Обособленные подразделения располагаются в Саратове, Камышине, Михайловке. 

Увольнение за несоответствие занимаемой должности

Когда профессиональные стандарты в образовании вступают в силу?

Сейчас уже действуют 5 профессиональных стандартов в образовании. Да, действуют!Несмотря на заявления Минобрнауки и Минтруда о возможном переносе сроков, введение профстандарта в действие произошло 1 января 2017 года. Приказы о переносе профстандартов не прошли регистрацию в Минюсте, соответственно, не имеют силы.

Где можно найти актуальный текст профстандарта педагога?

В реестре профессиональных стандартов Министерства труда и социальной защиты, а также на официальных сайтах Минтруда и Минюста:

  • профстандарт педагога дошкольного образования,  профстандарт воспитателя, профстандарт учителя — это все стандарт педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) — приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н;
  • профстандарт педагог-психолог (психолог в сфере образования) — приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н;
  • профстандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых — приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 613н;
  • профстандарт педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования — приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 608н;
  • специалист в области воспитания — приказ Минтруда России от 10.01.2017 N 10н.

Как профстандарты отразятся на учителях и воспитателях?

Профстандарты структурируют требования к педагогу:

  • В части образования: “Учитель должен иметь высшее образование или среднее профобразование в рамках укрупненных групп направлений подготовки «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету. В последнем случае не требуется последующая профессиональная переподготовка по профилю педагогической деятельности. Либо учитель может иметь любое высшее образование или среднее профобразование и получить дополнительное профобразование по направлению деятельности в образовательной организации” (приказ Минтруда от 5 августа 2016 г. №422н).
  • Часть деятельности, которая раньше фиксировалась в положениях о стимулировании и дополнительно поощрялась, теперь является обязательной трудовой функцией педагога и должна оплачиваться из оклада. Теперь преподаватель обязан владеть такими компетенциями, как работа с одарёнными и девиантными детьми, с теми, для кого русский язык не является родным, компетенциями в области инклюзивного образования. Педагог должен уметь взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами, социальными работникам, а также обладать ИКТ-навыками.

Крайне важным стало непрерывное профессиональное развитие педагога.

А как повлияют профстандарты на работу школ?

Увольнение за несоответствие профстандарту

Изменяются обязанности работодателя. В частности, должны быть изменены локальные нормативные акты:

  • положение об обучении, созданы должностные инструкции с учетом профстандартов, трудовые договоры, положение о премировании (в связи с изменением трудовых функций педагога, появлением у него среди обязательных функций тех, за которые ранее предполагались стимулирующие выплаты);
  • штатное расписание (в связи с требованиями к квалификациям педагогов-предметников, педагогов начальной школы).

Также местные органы образования должны внести изменения в Положение об аттестации педагогических работников (в связи с вступлением в силу ФЗ «О независимой оценке квалификации» и необходимостью проводить аттестацию в соответствии с требованиями профстандартов).Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года №584 устанавливает особенности применения профессиональных стандартов в государственных и муниципальных организациях.

Как же теперь проходит аттестация учителей и аттестация педагогических работников?

По новому ФЗ проверять, насколько соискатель соответствует положениям профстандарта, поможет независимая оценка квалификации. Она проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций. Пока конкретики нет, скорее всего, оценка квалификации учителя не будет проводиться до конца переходного периода (т.е. до конца 2019 года).

Как мне понять, соответствую ли я профстандарту?

Согласно проведённому нами опросу 83% педагогов работают в школе 10 и более лет. Многие из них получали образование давно, без учёта современных педагогических методик и навыков, которые требуют федеральные государственные образовательные стандарты и профстандарт педагога. Мы живём в меняющемся мире, поэтому профстандарт указывает необходимым дополнительное профессиональное образование педагогических работников не реже одного раза в три года.К сожалению, даже нынешние выпускники педвузов крайне редко получают современные знания по педагогике.Главное — если Вы:

  • не проходили курсы повышения квалификации по работе с одарёнными, иноязычными и девиантными детьми;
  • не проходили курсы по работе в инклюзивном классе, где наряду с “обычными” детьми учатся и те, у кого есть особые потребности, включая ОВЗ;
  • не умеете взаимодействовать с психологами, дефектологами и соцработниками и не имеете таких знаний;
  • не дружите с современными информационными технологиями

то Вы, скорее всего, не соответствуете требованиям профстандарта, и Вам необходимо пройти соответствующее обучение.

Где я могу пройти обучение?

На курсах «Фоксфорда». Они позволяют вам без отрыва от работы, в удобном для себя режиме:

  • изучить актуальные педагогические техники и методики от ведущих специалистов;
  • получить необходимые компетенции, требуемые ФГОС и профстандартом (навыки по работе с детьми с ОВЗ, знание здоровьесберегающих технологий, проектной и исследовательской деятельности, ИКТ-компетенции, знание психологии ребёнка, навыки оказания первой помощи);
  • познакомиться с новыми образовательными технологиями (коучинговые подходы, методики, повышающие вовлеченность и мотивацию учащихся);
  • проработать сложные темы, с которыми испытывают трудности учащиеся при подготовке к экзаменам и олимпиадам.

Важно

Обратите внимание! Состав комиссии может быть постоянным или формироваться перед каждой аттестацией. Он утверждается приказом руководителя. При этом, если аттестация проводится в целях установления соответствия работника занимаемой должности при решении вопроса о его увольнении на основании п.

3 ч. 1 ст. 81

Внимание

ТК РФ, в состав комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (ст. 82 ТК РФ). Положение утверждается руководителем организации путем издания приказа или проставлением грифа «Утверждаю» за подписью руководителя и печатью организации.

С положением работники, подлежащие аттестации, должны быть ознакомлены под роспись. Кроме этого, обязанность проходить аттестацию может быть прописана в трудовых договорах.

Если сотрудник не прошел аттестацию и его нельзя перевести на другую работу, то работодатель вправе его уволить. А может и не увольнять, а направить на обучение либо прикрепить наставника, который поможет восполнить нехватку знаний и умений. Нормативная база Уровни квалификации, утвержденные приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г.

№ 148н Определить, что подразумевается под каждым уровнем квалификации в профстандарте Статья 81, ч. вторая ст. 82,ст. 373 ТК РФ Убедиться, что по результатам аттестации можно уволить работника, если будет установлено, что он не соответствует занимаемой должности и его нельзя перевести на другую работу Части первая, четвертая ст. 261,ст. 264 ТК РФ Узнать, кого нельзя уволить по результатам аттестации Важные выводы:

  1. Уровень образования и опыт работы можно проверить по трудовой книжке и документам об образовании.

Особенности увольнения

Перед тем как непосредственно увольнять работника за несоответствие профессиональному стандарту, подчиненному необходимо предложить любую вакантную должность в компании, что отвечает квалификационному уровню последнего. Со следующими группами работников расторгнуть аннулировать контракт невозможно (даже если он не соответствует предъявленному профстандарту):

  • беременная работница;
  • женщина, у которой есть работник до 3-ти лет;
  • мать-одиночка, которая занимается воспитанием ребенка до 14 лет (или до 18 лет, если речь идет о ребенке с ограниченными физическими возможностями).

Если работник не соответствует квалификационным требованиям что делать

Для внедрения профессиональных стандартов работодателю необходимо создать рабочую группу. Задача группы — разработать план по применению профстандартов у работодателя. Рабочая группа создается приказом руководителя. Количество и состав членов рабочей группы определяет исключительно работодатель. Рекомендуется включать в рабочую группу экономистов по труду или тех работников, которые ответственны за разработку штатного расписания, специалистов по управлению персоналом, юристов, возможно руководителей структурных подразделений. В плане по переходу на профессиональные стандарты подробно необходимо прописать действия, сроки и ответственных за каждый этап лиц.

Первое, что предстоит сделать рабочей группе, это соотнести должности, имеющиеся у работодателя, с профессиональными стандартами. Это самая глобальная и трудоемкая работа, т.к. при этом нельзя опираться только на название должности (профессии) в штатном расписании и название самого профессионального стандарта.

Необходимо найти те профессиональные стандарты, которые могут потенциально подойти под должности (профессии) указанные в штатном расписании. Для этого нужно соотносить основную цель профессиональной деятельности по стандарту (графа «Основная цель вида профессиональной деятельности» профессионального стандарта) с целью работы по должности (профессии) у работодателя, дополнительно обращая внимание на графу «Группа занятий» в разделе общих сведений.

После того, как будут соотнесены должности, профессии, которые есть у работодателя, и выявлены профессиональные стандарты, которые подлежат применению, рабочая группа составляет отчет. В отчете надо отразить перечень принятых профессиональных стандартов, по которым есть виды деятельности у работодателя. Этот перечень станет основой для дальнейших действий.

На практике не все работники могут подойти под требования, изложенные в профстандартах.

Увольнение за несоответствие профстандарту

Пример: работник занят на видах работ, названных в ст. 30 Федерального закона  от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», например, на подземных работах. Должность работника должна называться так, как указано в профессиональном стандарте или квалификационном справочнике. А его знания, умения, опыт работы должны соответствовать квалификационным требованиям, приведенным в профстандарте.

Увольнять по причине несоответствия профстандарту нельзя. Работодатель может провести аттестацию. Для этого придется разработать целую систему локальных нормативных актов, которая описывает процедуру, порядок проведения аттестации. Надо будет создать комиссию, определить критерии, по которым будем оценивать работника. По итогам аттестации комиссия сделает выводы: соответствует работник занимаемой должности или нет.

Допустим, работник не соответствует квалификационным требованиям. Можно ли уволить по этой причине? – этот вопрос остается сегодня открытым. Но работодатели должны учесть, что проводить аттестацию надо не с целью избавиться от «лишних» сотрудников, а с целью установить, кого из них направить на обучение и повышение квалификации. Цель должна быть благой — довести существующих работников до требуемого уровня.

Важно: работодатели могут принять решение и направить работников на курсы по повышению квалификации или переподготовку в целях достижения соответствия требованиям профстандартов. Но это право, а не обязанность работодателя! Работодатель сам определяет необходимость подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников (ст. 196 ТК РФ, п. 11 Информации Минтруда от 04.04.2016).

Новых работников, которых будем принимать после 1 июля 2016 года, надо четко отбирать по установленным квалификационным требованиям, которые прописаны в профстандартах. Это относится исключительно к работодателям, для работников которых:

  1. в Трудовом кодексе, ином федеральном законе или нормативно-правовом акте указаны требования к квалификации

и (или)

  1. в соответствии с частью 2 статьи 57 ТК РФ выполнение работ связано с предоставлением льгот, компенсаций или для работников есть ограничения.

Все остальные работодатели применяют профстандарты в качестве основы — для них профессиональные стандарты рекомендательные, а не обязательные.

Это не обязанность – работодатель может предложить работнику перевод на должность, соответствующую его квалификации, или направить на обучение.Если работодатель решит работника уволить, то сначала должен предложить ему перевод на другую имеющуюся работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.

Необходимо предлагать все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у работодателя в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Обратите внимание! Увольняя сотрудника по п. 3 ч. 1 ст.Виды аттестации Какие виды аттестации сотрудников существуют Аттестация может быть:*

  • обязательной;
  • проводимой по инициативе работодателя;
  • проводимой по инициативе сотрудника.

Обязательная аттестация Какие сотрудники должны проходить обязательную аттестацию Обязательную аттестацию проводите в отношении тех сотрудников, для которых данное требование закреплено в законодательстве. Например, обязательная аттестация введена для:

  • руководителей федеральных государственных унитарных предприятий (п. 2 ст. 21 Закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ, п. 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. № 234);
  • гражданских служащих (ст. 48 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, п. 1 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110);
  • сотрудников авиации (п. 2 ст.

Если сотрудник не соответствует квалификационным требованиям

А до суда дело доходит чаще всего, так как сотрудник может быть не согласен с тем, что его уровень квалификации оставляет желать лучшего. Кроме того, не всегда позволительно увольнять сотрудника по статье за профессиональную непригодность.

В каких случаях можно уволить сотрудника при квалификационном несоответствии Статья 195.1 Трудового кодекса устанавливает, что обозначает понятие квалификации работника. Это совокупность определенных знаний, навыков и умений, которые нужны сотруднику на конкретном месте работы, а также наличие профессионального опыта.

Поэтому, чаще всего, к молодым сотрудникам, которые еще не успели наработать свой профессиональный опыт, стандарты оценивания несколько ниже, чем у сотрудников с большим опытом работы.

Работник, несоответствующий профстандарту

Уволить сотрудника только на том основании, что он не соответствует требованиям профстандарта, нельзя. В законодательстве четко регламентирован перечень оснований для увольнения, и несоответствие профстандарту в нем не предусмотрено. Если работник не соответствует требованиям обязательного профстандарта, то работодателю необходимо организовать мероприятия, чтобы довести его квалификацию, знания и умения до уровня, заявленного в стандарте.

Когда применять профстандарт

если за выполнение работ по этим должностям предоставляют компенсации и льготы, либо установлены ограничения (ч. 2 ст. 57 ТК РФ);

требования к квалификации установлены в Трудовом кодексе РФ и других федеральных законах, иных нормативных актах Российской Федерации (ст. 195.3 ТК РФ).

В остальных случаях требования профстандартов носят рекомендательный характер.

Для кого наши курсы

Обучение в УЦ «Академик» – это новые возможности и для предприятий, и для их сотрудников.

Для предприятий:

  • Увеличение эффективности труда коллектива.
  • Обеспечение соблюдения законодательства и профессиональных стандартов.
  • Повышение уровня безопасности на производстве.

Для сотрудников:

  • Возможность перейти на более высокооплачиваемую должность.
  • Совершенствование навыков, освоение новых методов работы, современного ПО и оборудования.
  • Получение смежной специальности.

Принцип обучения

Центр «Академик» предлагает более 100 видов учебных программ. Курсы взаимосвязаны, но не пересекаются. Среди них есть базовые, где вы получите начальные знания по профессии, и те, которые рассчитаны на подготовленного сотрудника.

Такой подход экономит время: слушатель выбирает курс, который соответствует его текущему уровню знаний. Работник получает только необходимую информацию: изменения стандартов, новые положения и нормы, введенные за последние 5-10 лет.

Инструменты

Обучение в центре ведется с использованием специализированного ПО: обучающе-контролирующей системы «ОЛИМПОКС», которая используется для проведения аттестации в Ростехнадзоре. Она содержит лекционные материалы, нормативные документы и базу тестов.

Эту систему рекомендуют Министерство труда РФ и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Использование этой системы позволяет организовать дистанционное обучение в Волгограде и области, что является очень удобным способом обучения.

Более подробную информацию о наших курсах вы найдёте в соответствующих разделах нашего сайта.

ПОЧЕМУ НАС ВЫБИРАЮТ

Увольнение за несоответствие профстандарту

Низкая стоимость обучения

Большой выбор программ обучения

Квалифицированный состав преподавателей

РЕЖИМ РАБОТЫ И СВЯЗЬ С НАМИРежим работы учебного центра в Волгограде и области

УЦ «Академик» работает ежедневно с 8:00 до 18:00 часов.

Режим занятий: с понедельника по пятницу, с 9:00 до 18:00 часов.

Вы можете оставить онлайн заявку на нашем сайте, и специалисты Учебного центра перезвонят вам. Также вы можете позвонить или обратиться в наш офис (раздел контактная информация).

Данный стандарт разработан ИПБ России, одобрен Минфином России и утвержден приказом Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н (зарегистрирован в Минюсте России 23 января 2015 года № 35697).

Стандарт вступил в силу с 7 февраля 2015 года.

Предложения, направленные не по указанной форме и (или) после 30 сентября 2017 года, не рассматриваются.

  • Оценка полноты и качества профстандарта «Бухгалтер»: итоги

    Рабочая группа по оценке полноты и качества профессионального стандарта «Бухгалтер», сформированная Комиссией по профессиональным квалификациям в области бухгалтерского учета, подвела итоги опроса работодателей. Этот опрос рабочая группа проводила в соответствии с решением комиссии от 3 июня 2016 года.

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Бухгалтерия и учет
    Adblock detector