Развозная и разносная торговля

Законопроект

Безусловно, развитие и поддержка малого и среднего бизнеса, в том числе торговли через нестационарные торговые объекты, являются одним из приоритетов для государства и различных общественных и иных организаций. В настоящее время есть несколько законопроектов, которые, если будут приняты, возможно, коснутся и предпринимателей в области ритейла.

Законопроекты следующие:

  1. Мобильных торговцев могут обязать покупать специальные автомобили. Сейчас те, кто торгует с автофургонов, должны соблюдать правила дорожного движения, так как речь идет об автомобиле, и все. Теперь же, после принятия поправок, их автомобиль должен будет отвечать определенным характеристикам, в первую очередь, это должен быть именно специальный автомобиль для торговли. Возможно, будут и другие обязательные характеристики, применительно к разным видам автомобильной торговли.
  2. Сейчас договоры на размещение киосков и павильонов заключаются на те сроки, которые действуют в регионах. Предлагается, чтобы это были сроки не меньше 7 лет (пока это только рекомендуемый срок). Сейчас реально они могут быть меньше. Причем, предлагается, что в течение этих семи лет будет не только действовать договор, но и предпринимателю не будут предъявлять какие-то требования, например, изменить внешний вид киоска: какой поставил, такой и будет стоять в течение всего срока действия договора.

Эти же поправки предусматривают, что если предприниматель не нарушал этот договор либо еще какие-то установленные нормы и правила, касающиеся торговли, то он будет иметь право продлить этот договор на тот же срок без всяких условий (аукционы и пр.) автоматически, если захочет.

В начале декабря 2018 года Правительство РФ одобрило проект федерального закона «О внесении изменений в ФЗ “Об основах госрегулирования торговой деятельности в России” и ст. 28 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли)».

Цели у этого документа следующие:

  • установить общие принципы и правила регулирования нестационарной торговли;
  • создать благоприятные условия для торговой деятельности с использованием нестационарных и мобильных торговых объектов.

Отметим, что данный законопроект разработан Минпромторгом России в целях реализации:

  • Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства от 02.06.2016 № 1083-р);
  • национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Нестационарные торговые объекты, то есть объекты развозной торговли размещаются на земельных участках и в зданиях, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. Например, на городских продуктовых рынках.

Размещаются они там по специально разработанной схеме. Схема расположения объектов развозной торговли утверждается местными органами власти – в мэрии городов, администрациях районов и т. д. С этими схемами можно ознакомиться там же или в администрациях рынков и в управляющих компаниях этих рынков.

По закону из общего числа объектов развозной торговли (палатки, непередвижные фургоны и др.)  60% должны принадлежать субъектам малого или среднего предпринимательства.

Если в действующую схему палаток и ларьков, например, на том или ином рынке, вносятся какие-то изменения, то эти изменения не могут коснуться тех палаток, фургонов и ларьков, которые уже работают. То есть, если по новой схеме в каком-то месте палатки стоять не должно, а до изменений палатка эта там стояла и работала, то перенести ее или убрать можно после того, как истечет срок аренды.

Если рынок (земельный участок), крытый рынок, торговый комплекс и т. д. находятся не в государственной, а в частной собственности, то порядок и правила размещения там объектов развозной и разносной торговли определяет уже собственник рынка или помещения. Естественно, эти правила должны соответствовать действующему российскому законодательству.

Приложение. Методические рекомендации по совершенствованию правового регулирования нестационарной и развозной торговли на уровне субъектов Российской Федерации

Приложениек письмуот 23 марта 2015 года N ЕВ-5999/08

1. Уточнение терминологии и приведение ее в соответствие с современными требованиями рынка.- введение понятия мелкорозничной торговли — торговой деятельности, осуществляемой с использованием нестационарных торговых объектов, мобильных торговых объектов, а также развозная и разносная торговля, и торговля на ярмарках, праздничных и иных разовых массовых мероприятиях;

________________ Хозяйствующий субъект вправе изменить тип объекта (для павильонов и киосков) без изменения его площади и внешнего облика.- некапитальные торговые объекты — сооружения, не являющиеся объектами недвижимости, используемые для предпринимательской торговой деятельности, устанавливаемые или возводимые на длительный срок, демонтаж которых невозможен без причинения им такого ущерба, в результате которого теряются свойства объекта;

— киоски и торговые автоматы — небольшие (до 20 кв.м) торговые объекты без зала обслуживания покупателей, используемые для предпринимательской торговой деятельности, хотя и занимающие определенное место на длительный срок, но переносимые на другое место посредством технических средств без потери их свойств и качеств;

— постоянно действующие лотки, уличные холодильники для мороженого и прохладительных напитков (не на колесах), сезонные кафе, конструкции для продажи плодоовощной продукции при стационарных магазинах, временные конструкции и площадки — торговые объекты, представляющие из себя легкие, в том числе сборно-разборные конструкции с возможностью неоднократного использования в разных местах, используемые субъектами предпринимательской деятельности;

— мобильные торговые объекты:- объекты развозной торговли — торговые объекты на колесах (на базе автомобиля, прицепа, велосипеда), предназначенные для неограниченного количества перемещений в пределах срока своей амортизации и технических характеристик и работы в разных местах:- мобильные торговые объекты на базе транспортных средств — поставленные на учет в установленном порядке ТС, специально оборудованные для торговой деятельности (автомагазины, автолавки, автокафе, автоцистерны, автоприцепы);

— мобильные торговые объекты, приводимые в движение мускульной силой человека — велосипеды;- торговую деятельность без использования торгового объекта — торговлю с рук — вид торговой деятельности, когда торговля ведется исключительно с рук или с использованием простейших приспособлений, которые торгующий держит в руках или на себе и т.д. (с корзиной, сумкой, иным подобным приспособлением и пр.).

2. Закрепление в законодательстве субъектов Российской Федерации всех вариантов юридического оформления размещения нестационарных торговых объектов и осуществления развозной торговли:- договор аренды земельного участка — предпочтительный вариант, если земельный участок уже сформирован и договор заключен, а также если оформление земельного участка возможно по градостроительным нормам;

— в случае нового размещения павильонов более 100 кв.м или этажностью свыше одного этажа оформление договора аренды земельного участка обязательно;- договор на размещение (эксплуатацию) нестационарного торгового объекта.Данная форма допускается как альтернатива договору аренды земельного участка для киосков, павильонов, торговых автоматов, сезонных кафе, бахчевых развалов, елочных базаров и прочих объектов, являющихся сооружениями, не демонтируемыми и не вывозимыми с места по итогам торгового дня, а также для лотков сезонного и круглогодичного размещения (постоянно размещаемых на одном и том же месте).

Развозная и разносная торговля

Договор на размещение оформляется также в случаях, когда градостроительные нормы и нормы земельного законодательства не позволяют формирование земельного участка и предоставление его в аренду.При оформлении договора на размещение объекта указывается конкретное место его размещения.- уведомление об осуществлении развозной торговли с использованием мобильных торговых объектов (автомагазинов, автокафе, автолавок, автоцистерн и пр.).

В данном случае конкретное место (места) дислокации мобильных объектов не указывается.Общим условием работы является соблюдение действующих ПДД. Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов вправе определить дополнительные зоны, где допускается функционирование мобильных торговых объектов — механических транспортных средств, исходя из особенности соответствующих территорий.

3. Установление прозрачных правил и требований к формированию и изменению Схемы размещения НТО как инструмента развития малого торгового бизнеса в соотнесении с долгосрочными планами по развитию территорий городов и муниципальных образований:- схема размещения применяется только для собственно НТО (см. п.1).

Развозная и разносная торговля осуществляются не на основании Схемы размещения.- Схема размещения носит бессрочный характер;- схема размещения — инструмент систематизации размещения объектов исходя из долгосрочных планов развития территорий и создания комфортной среды для граждан, в том числе для удобства осуществления и развития торговой деятельности, а не средство для административного сокращения количества торговых объектов и ограничения предпринимательской активности.

Следовательно, Схема должна формироваться в том числе исходя из удобства торгового процесса и предпринимательской деятельности. НТО, как и всякая другая торговля, должна тяготеть к общественным пространствам с соответствующим трафиком, а не находиться в стороне от покупателей.- общий принцип формирования и изменения Схемы размещения — обеспечение развития малых форматов торговли и недопущение сокращения торговых объектов приоритетных (социально значимых) специализаций;

— в Схему размещения подлежат включению все НТО, функционировавшие не менее одного года по состоянию на 1 января 2015 года на основании договоров аренды земельных участков, иных договоров, разрешений, решений и документов в соответствии с правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

— субъекты Российской Федерации утверждают технические требования к размещению новых НТО (далее — Требования к размещению) — четкие и прозрачные правила, где и какого типа НТО можно размещать, исходя из противопожарных правил, норм и правил по безопасности дорожного движения и антитеррористической безопасности.

Соответственно, хозяйствующие субъекты, желающие начинать торговый бизнес или развивать существующий, подают заявки на включение выбранных ими мест в Схему исходя из Требований к размещению.Требования к размещению не могут быть сформулированы так, чтобы невозможно было получить место в исторически сложившихся (то есть удобных как для потребителей, так и для хозяйствующих субъектов) местах осуществления торговли в нормальном с точки зрения торгового процесса месте.

Наличие стационарных магазинов и иных торговых объектов не может являться препятствием для размещения НТО, если имеются соответствующие запросы хозяйствующих субъектов.Утверждение Требований к размещению и внесение в них изменений не могут повлечь пересмотр мест размещения уже функционирующих НТО, установленных на законных основаниях.

— Схема размещения подлежит дополнению новыми местами:- по инициативе хозяйствующих субъектов при наличии запросов от них на открытие новых торговых объектов или- по инициативе органов местного самоуправления для развития экономики территорий, торгового предпринимательства и повышения обеспеченности территорий торговыми объектами, в том числе по результатам мониторинга состояния развития торговли.

— По инициативе физического или юридического лица, являющегося собственником, арендатором или пользователем земельного участка, на котором предполагается размещение торгового объекта.Новые места при этом подбираются исходя из Требований к размещению НТО (см. выше).- Внесение изменений в Схему размещения в части исключения мест размещения объектов не может повлечь за собой прекращение прав на размещение до предоставления компенсационного места и легальных оснований размещения на нем.

— размещение НТО на земельных участках, находящихся в собственности либо аренде физических или юридических лиц, допускается по договору с собственником (арендатором) земельного участка при условии соблюдения целевого назначения и разрешенного использования земельного участка и градостроительного законодательства (если назначение земельного участка допускает установку и эксплуатацию НТО).

Проект внешнего вида объекта подлежит согласованию с органами местного самоуправления.Включение НТО в Схему размещения в данном случае осуществляется в уведомительном порядке.- Не допускается невключение в Схему мест размещения НТО, предлагаемых хозяйствующими субъектами, а также исключение из Схемы существующих объектов по соображениям нецелесообразности их функционирования;- Схема размещения, а также изменения и дополнения Схемы подлежат публичному обсуждению с участием жителей и предпринимательского сообщества.

Реальное положение дел

Проблема в том, что на начало 2019 года объекты нестационарной и развозной торговли в субъектах РФ размещают по точкам на различных правовых основаниях и условиях. Кроме того, регионы и местные власти не учитывают особенности развозной торговли и использования мобильных торговых объектов на базе автотранспортных и других механических средств.

При этом на федеральном уровне не установлено единообразных подходов к определению:

  • терминологии;
  • основных принципов оформления права на размещение нестационарных и торговых объектов;
  • сроков размещения и их продления;
  • установления платы за размещение;
  • гарантий прав хозяйствующих субъектов на открытие, функционирование и развитие торгового бизнеса.

Естественно, все эти обстоятельства мешают развитию малого и среднего торгового предпринимательства.

Развозная и разносная розничная торговля на ярмарках

Ярмарка – это временный рынок, который организуется чаще регулярно или по праздникам. Например, сезонные сельскохозяйственные ярмарки, на которых фермеры (фермерские хозяйства) и крестьяне индивидуально продают свежий урожай.

Ярмарки организуют, когда у людей (предпринимателей) возникает необходимость что-то продать, но эта необходимость не постоянная, а временная и нет нужды организовывать постоянную торговую точку, открывать магазин, регистрировать ООО или ИП. К примеру, те же сельскохозяйственные ярмарки.

Основные предложения

Развозная и разносная торговля

В частности, законопроект предлагает:

  • закрепить в законодательстве варианты и общие принципы юридического оформления права на размещение объектов нестационарной и развозной торговли;
  • установить возможность ведения торговой деятельности с использованием нестационарного или мобильного торгового объекта по заявительному принципу любым хозяйствующим субъектом в местах, признанных общедоступными для размещения торговых объектов;
  • уточнить терминологию и привести её в соответствие с современными требованиями рынка;
  • закрепить в федеральном законодательстве варианты и общие принципы юридического оформления права на размещение нестационарных и мобильных торговых объектов;
  • закрепить принцип «меняется место – сохраняется бизнес», который гарантирует предоставление компенсационных мест и сохранение бизнеса, если место размещения нестационарного торгового объекта нужно для государственных или муниципальных нужд;
  • установить минимальный срок действия договора на размещение нестационарного торгового объекта – 5 лет.

Также уточнят требования к схемам размещения нестационарных или мобильных торговых объектов. В том числе:

  • определят их состав;
  • закрепят порядок их изменения и дополнения.

При этом предусмотрят возможность дополнения схем размещения новыми местами исходя из заявок предпринимателей.

Изменения в схемы размещения торговых объектов будут выносить на общественные обсуждения с участием жителей и хозяйствующих субъектов, заинтересованных в размещении таких нестационарных или мобильных торговых объектов.

Правила при развозной и разносной торговле

Все предприниматели, которые занимаются развозной и разносной торговлей, в том числе, во время ярмарок, должны соблюдать определенные правила. Они аналогичны правилам и нормам, которые распространяются на всех предпринимателей в области торговли, не зависимо от вида продаваемой продукции, объемов продаж и других факторов.

Продавая продукцию во время развозной и разносной торговли, предприниматели (ООО или ИП) обязаны соблюдать нормы закона о защите прав потребителей: предоставлять покупателям необходимую информацию о товаре и продуктах питания, продавать качественный товар и другие нормы.

Объекты развозной и разносной торговли – палатки, фургоны, автофургоны, лотки – должны соответствовать всем санитарно-гигиеническим нормам. То же самое касается и правил хранения продуктов питания.

Если продаются замороженные продукты питания – мороженое, мясо, полуфабрикаты типа пельменей – торговая точка при развозной и разносной торговле должна быть обеспечены холодильником или морозильником.  Если идет торговля мясом, то оно обязательно должно пройти ветеринарный контроль. Работу ветеринара на рынке или на ярмарке должен обеспечить организатор ярмарки или владелец (управляющая компания, орган власти) рынка.

Развозная и разносная торговля

Предприниматели должны соблюдать также нормы противопожарной безопасности, экологические нормы и другие правила, предусмотренные для торговли и предпринимательской деятельности.

Особенности местности

Мобильные торговые объекты (автомагазины, автолавки и др.) выделят в отдельную категорию, тем самым создав необходимые условия для развития мобильной (развозной) торговли, которая имеет ряд особенностей и преимуществ, отличающих её от других форматов.

Предусмотрено, что такую торговую деятельность можно будет вести на основании свидетельств, выдаваемых уполномоченными органами госвласти региона, которые будут формировать и вести реестр мобильных торговых объектов в целях их учёта на своей территории.

Численность людей в населённом пункте Особенности правового регулирования
Менее 50 000 человек Установят лишь общие требования к организации развозной торговли
От 50 000 до 100 000 человек Органам местного самоуправления предоставят право устанавливать полностью или частично предусмотренные законом требования к организации развозной торговли.
Более 100 000 человек Установят наиболее жёсткие требования, касающиеся в т. ч. технического состояния и функционального оснащения транспортного средства, с помощью которого происходит развозная торговля.

Местным и региональным властям предоставят право определять более конкретные условия, требования и ограничения к организации развозной торговли.

Как выбрать ОКВЭД для развозной и разносной торговли

Если предприниматель (ООО или ИП) занимается развозной или разносной торговлей, выбор (подбор) ОКВЭД развозная и разносная розничная торговля в этом случае будет происходить находится так.

G «Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов».

Развозная и разносная торговля

В этом разделе находим класс, который нам подходит:

  • 47 «Розничная торговля, кроме торговли машинами и мотоциклами».

Далее определяем (находим) подкласс:

  • 47.8 «Розничная торговля в нестационарных объектах и на рынках». Это для развозной торговли.
  • 47.9 «Розничная торговля вне магазинов, палаток, рынков» Это уже для разносной.

Нестационарная торговля: значение для экономики, законодательные проекты, что может измениться

Нестационарная торговля как сфера бизнеса сегодня большей частью представлена такими торговыми объектами, как ларьки, палатки, павильоны, киоски, автофургоны, автоцистерны (продажа молока) и т. д.

К нестационарной торговле также относится и разносная торговля – это когда продавец приносит товар туда, где покупатель находится: дома, на работе, в любом другом месте (не путать с доставкой).  

Объект нестационарной торговли размещаются, главным образом, на специальных рынках. Сезонные, праздничные и другие ярмарки, то есть, временные места продаж – это тоже нестационарная торговля.

Минпромторг разработал свои рекомендации и разослал их во все регионы. В них ведомство конкретизирует всю нестационарную торговую деятельность и объясняет многие моменты для того, чтобы она была организована максимально эффективно для всех – для государства, для предпринимателей, для населения, а также для того, чтобы снять барьеры, препятствующие развитию малого предпринимательства в стране.

i. удобства и функциональности осуществления торговой деятельности (удобства как для хозяйствующего субъекта, так и для потребителя);

ii. возможности использования типового серийного торгового оборудования, имеющегося на рынке, широко распространенных материалов;

iii. минимизации расходов хозяйствующего субъекта, простоты оформления;

iv. неприменения вновь утверждаемых требований к ранее согласованным объектам до истечения 10 лет;

v. возможности смены (модернизации) внешнего облика НТО не чаще чем один раз в 10 лет без замены конструктивных элементов (только модернизация внешнего оформления).- Субъектами Российской Федерации предусматриваются правила контроля за соблюдением установленных требований к внешнему облику НТО.

6. Специализация НТО, объектов развозной торговли. Приоритетные (социально значимые) товарные специализации:- социально значимыми товарными специализациями при осуществлении нестационарной торговли считается торговля продуктами питания, в том числе сельскохозяйственной продукцией, а также распространение печатной продукции (когда 80% и более от количества всех предлагаемых к продаже товаров (услуг) от их общего количества, представленных на витринах, прилавках, выставленных на продажу в визуально доступных для покупателя местах, составляет товары одной из обозначенной товарной группы, для торговли печатной продукцией — не менее 50%).

— нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления перечень социально значимых товарных специализаций может быть расширен исходя из специфики и потребностей соответствующих территорий;- особую поддержку органов власти должны получить организации потребительской кооперации, хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность социально значимыми товарами, обслуживающие посредством мобильных торговых объектов на базе транспортных средств (автолавки, автомагазины) отдаленные, труднодоступные, малонаселенные сельские пункты;

— субъекты Российской Федерации и муниципальные образования принимают программы развития малого и среднего торгового бизнеса социально значимых специализаций на соответствующих территориях, а также потребительской кооперации. В рамках данных программ предусматриваются меры инфраструктурной поддержки малого торгового бизнеса социально значимыми специализациями, в том числе бесплатное либо льготное предоставление мест для размещения НТО, а также, в исключительных случаях, субсидирование части затрат на осуществление торговли в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах;

— товарная специализация указывается в Схеме размещения и в договорах:- на основании заявления хозяйствующего субъекта (если место размещения подобрано хозяйствующим субъектом);- в решении органа местного самоуправления (если место размещения НТО включено в Схему по инициативе органа местного самоуправления для последующего выставления на торги).- Специализация мобильного торгового объекта указывается в уведомлении об осуществлении развозной торговли.

i. невнесение платы за размещение НТО более чем за 3 месяца;

ii. увеличение площади объекта более чем на 10% без соответствующего согласования;

iii. неосуществление деятельности в течение 3 месяцев;- законами субъектов Российской Федерации устанавливаются штрафы за нарушения правил размещения и осуществления торговой деятельности с использованием НТО, мобильных торговых объектов;- нормы в части условий договоров, ключевых принципов (пролонгация, «меняется место — сохраняется бизнес» и пр.

i. в случае возникновения права на размещение НТО на торгах — по результатам торгов. Стартовые цены — 80% от ставок, по которым места распределяются без торгов;

ii. в случае возникновения права на размещение НТО без торгов — по ставкам, утверждаемым субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями по территориальному принципу с дифференциацией по типу торгового объекта и специализации в виде фиксированной суммы;- размер платы подлежит пересмотру не чаще одного раза в год (1 января), с предварительной, не менее чем за 3 месяца, публикацией изменений, в размере не более индекса инфляции.

i. место размещения подбирается заявителем исходя из Требований к размещению НТО (п.3);

ii. одному ИП предоставляется право на установку только одного НТО в пределах муниципального образования по месту его жительства (регистрации);

iii. члену КФХ предоставляется право на установку одного НТО в пределах одного муниципального образования;

1. для ИП — только НТО социально значимых специализаций (см. п.6);

2. для членов КФХ — только НТО, где основным ассортиментом (более 70% от количества наименований) является продукция КФХ и сельскохозяйственная продукция;

Мировые тренды интернет-торговли в 2019 год

v. по указанной льготе могут размещаться только киоски, лотки, павильоны площадью до 20 кв.м.- Размещение НТО без торгов в любом случае осуществляется за плату в бюджет муниципального образования.

10. Электроэнергия и коммунальные ресурсы.Органы местного самоуправления обязаны оказывать хозяйствующим субъектам содействие в легальном подключении НТО к электроэнергии.Мобильные торговые объекты на базе транспортных средств — автомагазины, автолавки, автокафе и пр. — должны иметь автономное электроснабжение.

Меняется место, сохраняется бизнес

Это еще один пункт, точнее, принцип, указанный в методических рекомендациях Минпромторга РФ. «Меняется место – сохраняется бизнес» – это означает, что если городские или районные власти вдруг решают развивать территорию, где расположены нестационарные торговые объекты, и эти ларьки, палатки и т. д. придется убрать (снести), то власти должны предоставить бизнесу равноценные места в городе или районе для продолжения бизнеса.

Предпринимателю о том, что ему придется перенести свой объект, должны сообщить заранее, за 1 год и больше. И должны предложить подобрать место для переноса торгового объекта. Причем, местные власти должны предложить предпринимателю альтернативные участки, из которых он сам подберет для себя подходящее место, которое должно его устраивать. Это место должно быть такое же, как и предыдущее: такой же трафик людей, такие же удобства для покупателей и т. д.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бухгалтерия и учет
Adblock detector