Главные плюсы и минусы федерального бюджета — 2019

Приложение 1. Нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов

Приложение 1к Федеральному закону»О федеральном бюджете на 2019 годи на плановый период 2020 и 2021 годов»

(в процентах)

Наименование доходов, подлежащих распределению между бюджетами бюджетной системы

Феде-
ральный бюджет

Бюджеты
субъектов
Россий-

Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации

Российской Федерации

ской
Федера-
ции

Фонда
социального
страхования
Российской
Федерации

Пенсион-
ного фонда Россий-
ской Федера-
ции

Федераль-
ного
фонда
обязатель-
ного
медицинского
страхования

1

2

3

4

5

6

ДОХОДЫ ОТ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВ И СБОРОВ

Налог на прибыль организаций с доходов в виде прибыли контролируемых иностранных компаний

100

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья

100

Единый налоговый платеж физического лица

100

Акцизы на нефтяное сырье, направленное на переработку

100

Акцизы на бензол, параксилол, ортоксилол, производимые на территории Российской Федерации

100

Акцизы на авиационный керосин, производимый на территории Российской Федерации

100

Акцизы на природный газ, предусмотренные международными договорами Российской Федерации

100

Акцизы на темное судовое топливо, производимое на территории Российской Федерации

100

Акцизы на электронные системы доставки никотина, производимые на территории Российской Федерации

100

Акцизы на никотинсодержащие жидкости, производимые на территории Российской Федерации

100

Акцизы на табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания, производимый на территории Российской Федерации

100

Государственная пошлина:

за выдачу уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации документов о прохождении технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных самоходных машин и прицепов к ним

100

________________
Доходы от государственной пошлины подлежат распределению в бюджеты субъектов Российской Федерации, исполнительные органы государственной власти которых осуществляют юридически значимые действия, за совершение которых взимается указанная государственная пошлина.

за государственную регистрацию уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мототранспортных средств, прицепов, тракторов, самоходных дорожно-
строительных и иных самоходных машин

100

________________
Доходы от государственной пошлины подлежат распределению в бюджеты субъектов Российской Федерации, исполнительные органы государственной власти которых осуществляют юридически значимые действия, за совершение которых взимается указанная государственная пошлина.

за выдачу уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), временных удостоверений на право управления самоходными машинами, в том числе взамен утраченных или пришедших в негодность

100

________________
Доходы от государственной пошлины подлежат распределению в бюджеты субъектов Российской Федерации, исполнительные органы государственной власти которых осуществляют юридически значимые действия, за совершение которых взимается указанная государственная пошлина.

за выдачу уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации учебным учреждениям свидетельств о соответствии требованиям оборудования и оснащенности образовательного процесса для рассмотрения соответствующими органами вопроса об аккредитации и выдачи указанным учреждениям лицензии на право подготовки трактористов и машинистов самоходных машин

100

________________
Доходы от государственной пошлины подлежат распределению в бюджеты субъектов Российской Федерации, исполнительные органы государственной власти которых осуществляют юридически значимые действия, за совершение которых взимается указанная государственная пошлина.

Всесторонняя поддержка национальных проектов, включая финансовую – одна из приоритетных задач, которые обозначил Владимир Путин. Андрей Макаров, возглавляющий бюджетный комитет в Государственной думе, уверен, что ее удалось реализовать.

Общая сумма финансирования национальных проектов составит 5,693 трлн. рублей, из которых:

  • на демографические проекты запланировано – 1,588 трлн.;
  • на здравоохранение – 698 млрд.;
  • на усовершенствование и развитие системы образования – 362 млрд.;
  • на жилищные проекты и создание комфортной городской среды – 318 млрд.;
  • на экологию – 278 млрд.

Главная претензия экономистов — необоснованность финансовых прогнозов и огромные суммы, распределяемые в бюджете под закрытые статьи расходов. В связи с этим, и эксперты РАНХиГС, и специалисты Счетной палаты едины во мнении: проконтролировать целевое использование средств будет невозможно. По мнению последних, российское правительство существенно переоценивает возможности государственной казны, при этом, выкроить деньги на реализацию «майских указов» будет крайне непросто.

На основании данных, изложенных в проекте госбюджета, аналитики Райффайзенбанка пророчат темпы экономического роста на уровне плюс 0,2-0,3% в год. При этом, данными цифрами не удастся перекрыть отрицательную динамику экономических показателей: ожидается, что такие непопулярные меры, как повышение НДС и реализация новых механизмов пенсионной реформы приведут к снижению роста экономики на 0,4-0,5%.

Рассмотрим наиболее значимые моменты.

Особенности

  1. Финансовый план рассчитан на 3 года – в нынешних экономических условиях такая продолжительность является оптимальной и позволяет Минфину выравнивать дисбаланс между расходной и доходной частью.
  2. Основными источниками финансирования бюджета на 2019 год являются два Фонда: Резервный и Национального благосостояния (ФНБ).
  3. С 2018 года действует новый финансовый алгоритм: бюджетный резерв формируется за счет разницы между заложенной и фактической ценой на нефть. Правило действует в том случае, когда фактическая стоимость баррель превышает запланированную.

Планируется уменьшить зависимость госбюджета от сырьевых ресурсов

Принят

Государственной Думой

21 ноября 2018 года

Одобрен

Советом Федерации

23 ноября 2018 года

Главные плюсы и минусы федерального бюджета — 2019

1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 19969336961,2 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 3369178509,1 тыс. рублей;

2) общий объем расходов федерального бюджета в сумме 18037246116,4 тыс. рублей;

3) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2020 года в сумме 11612754160,3 тыс. рублей;

4) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2020 года в сумме 64,6 млрд. долларов США, или 54,8 млрд. евро;

5) профицит федерального бюджета в сумме 1932090844,8 тыс. рублей.

Минфин

1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2020 год в сумме 20218609435,5 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 2776922877,3 тыс. рублей, и на 2021 год в сумме 20978007777,8 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 2631983515,5 тыс. рублей;

2) общий объем расходов федерального бюджета на 2020 год в сумме 18994250253,6 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 474856256,3 тыс. рублей, и на 2021 год в сумме 20026029899,3 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 1001301495,0 тыс. рублей;

3) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2021 года в сумме 13500046376,6 тыс. рублей и на 1 января 2022 года в сумме 15176325636,6 тыс. рублей;

4) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2021 года в сумме 64,3 млрд. долларов США, или 52,7 млрд. евро, и на 1 января 2022 года в сумме 68,0 млрд. долларов США, или 54,9 млрд. евро;

5) профицит федерального бюджета на 2020 год в сумме 1224359181,9 тыс. рублей и на 2021 год в сумме 951977878,5 тыс. рублей.

1. В соответствии с пунктом 2 статьи 184_1 Бюджетного кодекса Российской Федерации утвердить нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону.

2. Доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, поступающие от плательщиков на территории Ненецкого автономного округа, подлежат зачислению в бюджет Архангельской области по установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом нормативам, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, зачисляемых в бюджет Ненецкого автономного округа по нормативам согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.

3. Доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, поступающие от плательщиков на территориях Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, подлежат зачислению соответственно в бюджеты Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа по установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом нормативам, за исключением налоговых доходов от налога на прибыль организаций, зачисляемых в бюджет Тюменской области по нормативу согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.

1) в 2019 году 100 процентов доходов, указанных в абзаце первом настоящей части, — по нормативам, установленным в таблице 1 приложения 3 к настоящему Федеральному закону;

87,4 процента доходов, указанных в абзаце первом настоящей части, — по нормативам, установленным в таблице 1 приложения 3 к настоящему Федеральному закону;

12,6 процента доходов, указанных в абзаце первом настоящей части, — по нормативам, установленным в таблице 2 приложения 3 к настоящему Федеральному закону;

77,7 процента доходов, указанных в абзаце первом настоящей части, — по нормативам, установленным в таблице 1 приложения 3 к настоящему Федеральному закону;

22,3 процента доходов, указанных в абзаце первом настоящей части, — по нормативам, установленным в таблице 2 приложения 3 к настоящему Федеральному закону.

40 процентов — по нормативам, установленным в таблице 1 приложения 5 к настоящему Федеральному закону;

60 процентов — пропорционально объемам розничных продаж указанной продукции в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

со дня, следующего за днем превышения доходами, указанными в абзаце втором настоящего пункта, величины, указанной в приложении 4 к настоящему Федеральному закону, — пропорционально объемам розничных продаж указанной продукции в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

37,5 процента доходов, указанных в абзаце первом настоящей части, — по нормативам, установленным в таблице 2 приложения 5 к настоящему Федеральному закону;

30 процентов — по нормативам, установленным в таблице 1 приложения 5 к настоящему Федеральному закону;

70 процентов — пропорционально объемам розничных продаж указанной продукции в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

20 процентов — по нормативам, установленным в таблице 1 приложения 5 к настоящему Федеральному закону;

80 процентов — пропорционально объемам розничных продаж указанной продукции в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

37,5 процента доходов, указанных в абзаце первом настоящей части, — по нормативам, установленным в таблице 2 приложения 5 к настоящему Федеральному закону.

1. Утвердить перечень главных администраторов доходов федерального бюджета согласно приложению 6 к настоящему Федеральному закону.

2. Утвердить перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета согласно приложению 7 к настоящему Федеральному закону.

1) возврат суммы налога, подлежащей возмещению в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, подлежит отражению по коду классификации доходов бюджетов, предусмотренному для учета доходов от указанного налога;

2) уплата процентов, начисленных при нарушении срока возврата сумм излишне уплаченного или излишне взысканного налога (авансового платежа), сбора, соответствующих пеней и штрафов, и процентов, начисленных на суммы излишне взысканного налога, сбора, соответствующих пеней и штрафов, подлежит отражению по коду классификации доходов бюджетов, предусмотренному для учета доходов от указанного налога (авансового платежа), сбора, соответствующих пеней и штрафов, с применением отдельного кода подвида доходов;

3) уплата процентов, начисленных при нарушении срока возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных вывозных таможенных пошлин, соответствующих пеней, таможенных сборов, и процентов, начисленных на суммы излишне уплаченных или излишне взысканных вывозных таможенных пошлин, соответствующих пеней, таможенных сборов, подлежит отражению по коду классификации доходов бюджетов, предусмотренному для учета доходов от указанных вывозных таможенных пошлин, таможенных сборов, с применением отдельного кода подвида доходов;

4) уплата процентов, начисленных при нарушении срока возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных ввозных таможенных пошлин, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, соответствующих пеней, и процентов, начисленных на суммы излишне уплаченных или излишне взысканных ввозных таможенных пошлин, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, соответствующих пеней, подлежит отражению по коду классификации доходов бюджетов, предусмотренному для учета сумм, перечисляемых в федеральный бюджет после распределения ввозных таможенных пошлин, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, уплаченных на территории Российской Федерации, с применением отдельного кода подвида доходов;

5) авансовые платежи в счет будущих таможенных платежей и денежные залоги в обеспечение уплаты таможенных платежей, поступившие на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в полном объеме подлежат зачислению в доход федерального бюджета.

Планируется уменьшить зависимость госбюджета от сырьевых ресурсов

В основе расчета — сниженная стоимость барреля нефти на уровне 41-43 доллара в течение ближайших трех лет. В Счетной палате уже назвали данную стоимость умышленно заниженной. Такие расклады, по мнению главы Счетной палаты Алексея Кудрина, приведут к тому, что бюджет недополучит около 1 трлн. рублей.

В правительстве не отрицают факт того, что, действительно, динамика роста нефтегазового сектора будет ниже, чем подъем других экономических секторов. В планах властей — стимуляция активизации роста ряда других отраслей, и наращивание их мощностей для пополнения государственной казны.

Валютный курс и инфляция

Главные плюсы и минусы федерального бюджета — 2019

Разработчики главного финансового документа заложили валютный курс, равный 66,9 рублям за 1 доллар, на предстоящий год.

Рост ВВП также ожидается, он составит ориентировочно 2,2 %. Цена нефти, запланированная в следующем году, обозначена на уровне $63,4 за баррель.

Инфляция предполагается на уровне 4,3%. Причем, 4% — ежегодный показатель на весь трехгодичный плановый период. У Центрального банка РФ иное мнение: по прогнозам его аналитиков, уровень инфляции будет выше.

5,6 трлн. рублей уйдет на реализацию «майских указов»

В программе государственного бюджета на 2019-2021 годы «майские указы» позиционируются в виде национальных проектов: «Демография», «Здравоохранение», «Инфраструктура», «Образование», «Жилье», «Дороги» и «Цифровая экономика». Львиную долю средств, около 3,1 трлн. рублей планируется выделить под строительство инфраструктуры.

Увеличение расходов на функционирование аппарата президента

Статьи социальных расходов увеличиваются из года в год: в 2019 году на данные выплаты планируется потратить более 6,8 трлн. рублей из государственной казны, в 2020 году — около 7,1 трлн. рублей. Данный показатель практически в 2,5 раза больше расходной части, заложенной в бюджете на поддержку оборонной отрасли. В 2019-2020 годах на ее функционирование обещают выделить около 2,4-2,5 трлн. рублей.

Что касается непосредственно, социального блока, то здесь финансовые вливания распределятся следующим образом: около 4,9 трлн. рублей будет потрачено на реализацию механизмов социальной политики, 3,2 трлн. рублей из этой доли уйдет на выплату пенсионных пособий. Таким образом, к концу 2021 года правительство РФ намеренно снизить расходы на пенсионное обеспечение до 3 трлн. рублей.

В свою очередь, в 2019-2021 годы власти обещают увеличить вливания в сферу здравоохранения: в течение трех лет объемы расходов на медицину должны вырасти с 635 до 837 млрд рублей.

Главные плюсы и минусы федерального бюджета — 2019

В соответствии с главной сметой государства, 20 миллиардов из общего объема 1,3 трлн. рублей, выделяемых под общегосударственные расходы в 2019 году, будет потрачено на обеспечение функционирования Администрации президента. В течение трех ближайших лет эта статья увеличится еще на один миллиард, и составит около 21 млрд. рублей.

Оптимистичный сценарий озвучен правительством касательно прогнозов роста национального ВВП. Ожидается, что уже в 2019 году показатель роста ВВП будет составлять 1,3%, несколько больше — 2% в 2020 году, а на 2021 год его значение заложено в рамках 3,1%.

В пояснительной записке указывается, в 2019-2020 годах национальная экономика сможет полностью адаптироваться к росту ставки НДС и ряду других внедренных реформ, после чего показатели экономического роста смогут продемонстрировать качественный рост на фоне серьезных структурных изменений и вливания дополнительных инвестиционных ресурсов в государственную казну.

Следует напомнить, что ранее в правительстве озвучивался более благоприятный сценарий развития экономики РФ на ближайшие три года. В соответствии с пояснениями, замедленная динамика темпов экономического роста в 2017-2018 годах, а также принятие непопулярных мер (пенсионная реформа, повышение НДС) стали объективным основанием для пересмотра прогнозируемых экономических явлений и цифр на 2019-2021 годы.

Члены профильных комитетов, занимавшихся подготовкой проекта бюджета, и депутаты, поддержавшие его, определили приоритетные направления для государства. В процентном соотношении они распределились следующим образом:

  • Сектор социальной политики – 27,1;
  • Оборона – 16,2;
  • Экономика – 14,7;
  • Правоохранительная работа и безопасность – 12,5.
  • Общегосударственные вопросы – 7,8;
  • Межбюджетные трансферы – 5,2.
  • Обслуживание госдолга – 4,7;
  • Образование – 4,6;
  • Медицина – 3,6;
  • ЖКХ и природоохранная деятельность – по 1,1;
  • Культура – 0,7;
  • СМИ – 0,4;
  • Развитие спорта – 0,3.

Доходная часть

Составители документа запланировали следующие источники наполнения доходной части (суммы указаны в миллиардах рублей):

  • НДС – 3558,7;
  • таможенные поступления – 1837,2;
  • акцизные сборы – 1029,3;
  • налог на прибыль – 825,2;
  • поступления от государственных компаний – 425;
  • внутренние займы – 870;
  • приватизация – 13;
  • внешние займы – 7.

Главные плюсы и минусы федерального бюджета — 2019

Вариант продажи государственных предприятий через приватизацию запланирован, но реально пока не рассматривается. Министерство финансов не исключает вероятности обмена старых евробондов с целью сокращения внешнего государственного долга и снижения расходов на его обслуживание. Сумма обмена может достигнуть $4 млрд.

Предположительно сократятся и валютные поступления от продажи природных ресурсов, так как Минфин планирует сократить объемы экспорта сырья сначала до $162,8 млрд., а к 2020-му – до $134 млрд.

Курс на накопление государственных резервов

Правительство заявило, что в 2019-2021 году будет активно пополняться Фонд национального благосостояния, который, как подчеркивают чиновники, должен стать надежной «финансовой подушкой» для государства. Напомним, главная цель создания Фонда — настройка системы качественного пенсионного обеспечения для россиян, однако реалии последних лет продемонстрировали потребность в использовании его средств на покрытие дефицита ПФР ряд других государственных инвестиционных проектов.

В ближайшие три года, как объясняют в правительстве, деньги из Фонда не будут тратиться на перекрытие бюджетного дефицита. Чиновники планируют увеличить

финансовый баланс Фонда национального состояния с 3,8 до 11,4 трлн. рублей в течение трех лет. Власти обещают, что объемы средств на счетах ФНБ к 2021 году достигнут около 9,7% ВВП.

Военный бюджет

Внушительные расходы на оборону в абсолютных цифрах превысят 2 трлн. рублей. Эта сумма будет направлена на оплату коммунальных услуг воинских соединений, обеспечение их ГСМ, продовольствием, обмундированием, содержание инфраструктуры и другие мероприятия, в том числе особые.

Планируется и повышение окладов военнослужащих. Однако об индексации пенсий для военных пенсионеров, как и для пенсионеров МВД речь не идет – она предусмотрена только для страховых пенсионных выплат.

Ухудшение базового сценария развития экономики

В основе расчета проекта госбюджета на 2019-2021 годы — базовый сценарий развития российской экономики, подготовленный специалистами Минэкономразвития РФ. В соответствии с их прогнозами, до 2021 года российская экономика продолжит ощущать на себе влияние западных санкций. Стоимость нефтяных ресурсов продолжит свое снижение, в то же время, как американский доллар будет расти относительно рубля: в 2019 году он будет торговаться в пределах 63,7 рубля за единицу валюты. К 2021 году стоимость одного доллара будет превышать 64 рубля.

Ожидать ли дефицита

Независимые аналитики менее оптимистичны в своих прогнозах. По их оценкам, доходная часть бюджета России на 2019 год составит 15,55 трлн. Расходы, соответственно, превысят доходы — возникнет дефицит.

Министр финансов Антон Силуанов считает, что уже в следующем году государство практически выйдет на бездефицитный уровень. Дефицит, если и возникнет, то не более 0,9 % ВВП.

Такие прогнозы министр делает, ориентируясь на показатели 2018 года, а также на низкую стоимость барреля нефти, заложенную в главном финансовом документе государства. По факту она превысила прогнозируемую цену.

Рост экономических показателей прогнозирует и глава Центробанка Эльвира Набиулинна – на 2,3-2,5%. Рассматриваются два сценария:

  • Оптимистичный – при росте нефтестоимости до $80 к концу текущего-началу следующего года.
  • Консервативный – при показателе $50-60 за единицу объема.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бухгалтерия и учет
Adblock detector