Тема 3. Мониторинг финансового состояния предприятия как инструмент диагностики кризиса

Рост есть

Сразу скажем, что основные направления бюджетной политики 2019-2021 годов тесно связаны с планами Правительства РФ в отношении налогов и таможенно-тарифной сферы.

На 2018 год состояние экономики таково: есть устойчивый рост, в годовом выражении – 2% ВВП. Рост обеспечен как за счёт экспорта, так и за счёт внутреннего спроса. Это дало возможность для роста зарплат на 2,9% в 2017 году и на 9% – в 2018-м (с начала года).

Также растёт рентабельность ненефтегазовой промышленности – более 13%, повысилась также устойчивость финансового сектора.

3.3. Диагностика вероятности наступления кризиса и возможности банкротства

Глубина кризиса,
скорость его преодоления во многом
определяется уровнем антикризисного
управления предприятием, направленного
на предотвращение кризисных ситуаций,
смягчение проявлений кризиса, стабилизацию
экономических процессов. В этом случае
последствиями кризиса могут быть
оздоровление социально-экономической
системы и ее обновление.

В то же время
обнаружение признаков кризиса на поздних
стадиях, неэффективное антикризисное
управление могут привести к разрушению
системы, возникновению новых кризисов,
наслаиванию одного кризиса на другой.
Таким образом, последствия кризиса для
предприятия определяются не только его
характером, но и эффективностью
антикризисного управления.

В отличие от
антикризисного управление антикризисное
регулирование – категория макроэкономическая,
т.к. осуществляется на уровне государственных
органов управления и направлено в первую
очередь на выявление и помощь тем
предприятиям, которые могут преодолеть
кризис, и эффективное проведение
банкротства тех предприятий, которые
кризис преодолеть не смогут.

— общей для всех
развитых стран продолжительностью (45
– 50 лет) долгосрочного цикла развития
согласно теории Н.Д.Кондратьева;

— господствующим
общественно-экономическим укладом и
национальными традициями;

— степенью охвата
кризисом предприятий по регионам и
отраслям страны;

Тема 3. Мониторинг финансового состояния предприятия как инструмент диагностики кризиса

— степенью глубины
кризиса;

— политической
ситуацией;

— уровнем глобализации
и степенью международного разделения
труда;

— уровнем централизации
и концентрации капитала;

— бюджетными
возможностями капитала;

— кредитными
возможностями финансово-банковской
системы.

— преодоление
убыточности предприятий;

— создание
высокоразвитой конкурентной экономики;

— осуществление
структурной перестройки экономики;

— обеспечение
социальной защиты и увеличение уровня
жизни населения;

— повышение
устойчивости финансово-банковской
системы;

— укрепление
положения страны в международном
содружестве;

— переобучение на
всех уровнях – от высшего менеджмента
на предприятия к адаптации к рыночным
условиям функционирования до рабочих,
лишившихся своих мест из-за структурной
перестройки экономики.

Меры государственного
антикризисного регулирования
подразделяются на административные и
экономические.

1. Правовое
обеспечение. Известно, что налоговая
политика в 90-х годах ХХв. носила фискальный
характер. Высокие процентные ставки,
огромное количество различных видов
налогов тяжелым бременем ложились на
предприятия, делали невыгодной
предпринимательскую деятельность,
заставляли предпринимателей переносить
большую часть своей деятельности в
«теневой бизнес».

Редактор статьи

По расчетам А.А.Алпатова
существующие тогда налоговые ставки
должны были приводить к выплате в бюджеты
и внебюджетные фонды до 54% созданной
добавленной стоимости. Однако из-за
налоговых льгот у многих предприятий,
сокрытия доходов, отсутствия возможности
платить налоги ввиду неудовлетворительного
финансового состояния, фактический
уровень налоговых поступлений не
превышал 20%.

Новый Налоговый
кодекс, вступивший в действие с 2000г.,
исправил многие недостатки. Уменьшение
налоговых ставок, снижение общего числа
налогов, отмена необоснованных льгот,
введение специальных налоговых режимов
для предприятий малого бизнеса должны
способствовать увеличению денежных
средств в реальном секторе и созданию
условий для его развития;

2. Разработка
рекомендаций, пакета мер по выходу из
кризиса. Обобщение опыта финансового
оздоровления компаний, предвидения
кризиса, методов корректировки ситуаций
на ранних стадиях развития кризиса и
программ государственной поддержки
предприятий должно стать одной из
главных задач антикризисного регулирования.

В настоящее время
назрела необходимость в комплексных
системных рекомендациях по финансовому
оздоровлению и преодолению кризиса на
предприятиях. Имеющиеся Методические
рекомендации по реформе предприятий
(организаций), утвержденные приказом
Министерства экономики РФ от 01.10.97гг. №
118, направленные, в первую очередь, на
преодоление уже наступившего кризиса,
целесообразно дополнить разработкой
методических подходов по опережающему
выявлению кризисных ситуаций.

Рекомендации
целесообразно разрабатывать для групп
предприятий, выделенных в соответствии
с каким-либо классификационным признаком.

Тема 3. Мониторинг финансового состояния предприятия как инструмент диагностики кризиса

1) финансово
неустойчивые и неблагополучные
предприятии на фоне стабильно развивающейся
отрасли;

2) предприятия,
основные виды деятельности которых
относятся к низкоприбыльным отраслям,
однако положение в данном конкретном
предприятии является нормальным;

3) финансово
неблагополучные предприятия, принадлежащие
к слабой отрасли;

4) финансово
благополучные предприятия, чьи виды
деятельности относятся к стабильно
развивающимся отраслям.

В специальной
литературе встречаются и иные подходы
к решению рассматриваемой проблемы.
Так, например, в работах И.Волкова и
М.Грачевой все неплатежеспособные
предприятия, претендующие на государственную
финансовую поддержку в процессе
проведения реструктуризации, предлагается
подразделять на 4 группы в зависимости
от степени износа основных фондов и
уровня спроса на производимую продукцию.

К первой группе относятся предприятия,
имеющие износ основных фондов ниже
среднеотраслевого уровня и высокий
стабильный спрос на производимую
продукцию. Ко второй группе относятся
предприятия, имеющие износ основных
фондов ниже среднеотраслевого уровня
и пониженный спрос на производимую
продукцию.

По мнению авторов
предлагаемого подхода, предприятия
первой группы не могут претендовать на
государственную поддержку, поскольку
в состоянии провести реструктуризацию
собственными силами. В отношении
предприятий четвертой группы в силу их
очевидной неэффективности должны быть
инициированы процедуры банкротства.

Улучшение финансового состояния компании

— обналичивание
денежных средств, оформляемое фиктивными
договорами на поставку товаров или
предоставление услуг;

— учреждение новых
фирм с теми же учредителями и перевод
в них основных активов;

— договорное с
партнером завышение цен при поставках
(затем доход делится между поставщиком
и покупателем);

— завышение расхода
сырья;

— сбыт неучтенной
продукции;

— фиктивный наем
на работу.

План финансового мониторинга

Распознать такие
способы ухода от выплаты долгов кредиторам
и вывода денежных средств из-под
конкретного производства весьма сложно.
Тем не менее, введение в действие нового
Закона о банкротстве, создание института
арбитражных управляющих, одной из
главных задач которых является обеспечение
сохранности имущества, и некоторые
другие меры (ужесточение банковского,
финансового и налогового контроля)
позволяют надеяться на успешное развитие
функции контроля по этому направлению;

— криминальной –
наркобизнес, рэкет, коррупция,
казнокрадство, взяточничество;

— полулегальной,
когда наблюдается уклонение от налоговых
платежей из-за сильного налогового
пресса.

Государственная
концепция по этой проблеме следующая:
регулирование должно идти по пути
создания нормальных условий для
предпринимательской деятельности за
счет смягчения налоговой, кредитно-денежной,
валютной политики и наряду с этим
ужесточения борьбы с экономическими
преступлениями, неотвратимости наказания
за сокрытие и неуплату налогов, нарушение
валютного, банковского, налогового
законодательства и т.д.

4. Применение
санкций. Важнейшим элементом концепции
антикризисного государственного
регулирования является определение
условий, при которых предприятие
признается банкротом. Эти условия,
признаки предприятия — банкрота конкретные
процедуры определены Федеральным
законом от 26.10.02г. № 127-ФЗ «О несостоятельности
(банкротстве)»

1. Налоговую
политику (см правовое регулирование);

2. Денежно-кредитную
политику.Неустойчивость
финансово-банковской системы, высокие
риски из-за частого банкротства банков
затрудняли даже такие элементарные
операции, как расчетно-платежные,
открытие дипозитов и хранение средств
предприятий на банковских счетах. С
1999г. Правительство РФ предпринимает
меры по упрочнению банковской системы
путем укрупнения банков.

Процентная
ставка за кредит, оставаясь еще довольно
высокой, тем не менее, значительно
снизилась и находится на уровне, делающим
ссуды доступными для высокодоходных
видов деятельности. Продолжение этой
тенденции позволит привлекать заемные
средства все более широкому кругу
организаций и предприятий.

Возможной
мерой по повышению устойчивости
банковской системы может стать увеличение
доли участия государства своим капиталом
в капитале банков. Например, во Франции
и Италии доля государственной собственности
в банковской системе превышает 50%, что
придает финансовому рынку большую
устойчивость;

3.3.1. По оценке структуры баланса

-коэффициента
текущей ликвидности (К1);

-коэффициента
обеспеченности собственными средствами
(К2);

-коэффициента
восстановления платежеспособности
(К3);

-коэффициента
утраты платежеспособности (К4).

Основанием для
признания структуры баланса предприятия
неудовлетворительной, а, следовательно,
вероятности наступления кризиса весьма
высокой, является выполнение одного из
двух условий.

1. Коэффициент
текущей ликвидности на конец отчетного
периода имеет значение менее 2.

2. Коэффициент
обеспеченности собственными средствами
на конец отчетного периода имеет значение
менее 0,1.

Коэффициент
текущей ликвидности характеризует
общую обеспеченность предприятия
оборотными средствами для ведения
хозяйственной деятельности и своевременного
погашения срочных обязательств
предприятия.

Коэффициент
обеспеченности собственными средствами
характеризует наличие собственных
оборотных средств, необходимых для
финансовой устойчивости предприятия.

Основным показателем,
характеризующим наличие реальной угрозы
наступления кризисного состояния или
же возможности выхода из него в ближайшее
время, является коэффициент восстановления
(утраты) платежеспособности

В том случае, если
хотя бы один из вышеуказанных коэффициентов
имеет значение меньше нормативного,
рассчитывается коэффициент восстановления
платежеспособности за определенный
период.

Коэффициент
восстановления платежеспособности
определяется как отношение расчетного
значения коэффициента текущей ликвидности
к его нормативному значению, равному
2. Расчетное значение К1определяется
как сумма фактического значения
коэффициента на конец отчетного периода
и изменения значения его между окончанием
и началом отчетного периода в перерасчете
на период восстановления платежеспособности.

Тема 3. Мониторинг финансового состояния предприятия как инструмент диагностики кризиса

К1Ф   П/Т(К1Ф – К1Н)

К3= ,

К1НОРМ.

где    К1Ф  -фактическое
значение (на конец отчетного периода)
коэффициента текущей ликвидности (К1);
К1Н  -фактическое
значение коэффициента текущей ликвидности
на начало отчетного периода;
К1НОРМ. -нормативное
значение коэффициента текущей ликвидности,
равное 2; П-период
восстановления платежеспособности
(выхода из кризиса); Т-отчетный
периодах в месяцах.

В случае, если оба
коэффициента (К1и К2), имеют
фактические значения, выше нормативных,
целесообразно произвести расчет
коэффициента утраты платежеспособности
(К4), с помощью которого можно
спрогнозировать вероятность наступления
кризиса за определенный период.

Коэффициент утраты
платежеспособности определяется по
той же формуле, что и коэффициент
восстановления платежеспособности.

Если К4принимает значение больше 1, то можно
со значительной долей уверенности
прогнозировать устойчивость финансового
положения предприятия и, наоборот, при
значении коэффициента утраты
платежеспособности меньше 1 можно
предполагать наступление кризисной
ситуации в течение анализируемого
периода.

Коэффициент
восстановления платежеспособности
рассчитывается на период, равный 6
месяцам, а коэффициент утраты
платежеспособности – на период 3 месяца.

К несомненному
достоинству рассмотренного метода
можно отнести его простоту и скорость
исполнения, что может иметь в определенных
случаях большое значение. Вместе с тем,
следует отметить, что установление
нормативных значений рассчитываемых
коэффициентов основано на зарубежных
данных без учета национальной специфики
переходного периода российской экономики
и, кроме того, едины для всех отраслей
народного хозяйства.

Возврат к нацпроектам

Большая часть основных направлений бюджетной политики 2019-2021 годов посвящена развитию инфраструктуры.

Будет создан специальный фонд развития за счёт увеличения заимствований. Его объём составит 3,5 трлн рублей за шестилетний период. Он станет источником для инфраструктурного развития страны, отсталость которой в этом плане сдерживает экономический рост. Увеличение госдолга пойдёт не на увеличение текущих расходов, а на создание новых активов государства, что будет способствовать росту экономики.

Отберут проекты, которые влияют на качество экономики и на качество жизни населения –развитие городской, социальной и цифровой инфраструктуры, межрегиональную связанность.

Привлечение частных инвесторов в инфраструктурные проекты: для этого разрабатывается специальный проект поправок в законодательство о государственно-частном партнерстве.

Все эти задачи Правительство планирует решать с помощью такого инструмента, как национальный проект. Каждый такой проект будет иметь:

  • конкретные цели;
  • задачи;
  • персонально ответственного министра соответствующего министерства.

Источники средств для реализации проектов:

  • результаты изменений в налоговом законодательстве;
  • увеличение госзаимствований на рынке.

В нацпроектах будут установлены целевые показатели в разрезе субъектов РФ, определены объёмы финансовой помощи регионам, установлена ответственность за реализацию общенациональных целей.

Полностью ознакомиться с основными направлениями бюджетной политики 2019-2021 годов можно по прямой ссылке здесь (проект).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

1 класс – хорошее
финансовое состояние (показатели
выше среднеотраслевых, минимальный
риск невозврата кредита);

2 класс –
удовлетворительное финансовое состояние
(показатели на уровне среднеотраслевых,
нормальный риск невозврата кредита);

3 класс –
неудовлетворительное финансовое
состояние (показатели ниже уровня
среднеотраслевых, повышенный риск
невозврата кредита).

Если предприятие
занимается несколькими видами
деятельности, его необходимо относить
к той группе, деятельность по которой
имеет наибольший удельный вес.

Таблица 3.12. Классы
кредитоспособности

Показатели

Финансовое
состяние (классы кредитоспособности)

Промышленность
(машиностроение)

Строительство

1
класс

2
класс

3
класс

1
класс

2
класс

3
класс

1

2

3

4

5

6

7

Соотношение
заемных и собственных средств

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бухгалтерия и учет
Adblock detector