Разъяснения Минтруда России о проведении специальной оценки условий труда

Кого касается спецоценка

Даже если у вас работает всего 2 человека — директор и бухгалтер, — вам надо проводить спецоценку. Никаких исключений для малых предприятий нет, и неважно, какая у вас численность работниковч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ. Причем ваш директор должен лично участвовать в комиссии по спецоценкеч. 3 ст. 9 Закона № 426-ФЗ.

Если в компании оформлен только один директор и компания деятельности не ведет, спецоценку надо проводить, если у директора есть рабочее место вне дома. Если же он выполняет обязанности директора на дому, то проводить спецоценку не надоч. 1, 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ.

Если все сотрудники фирмы — дистанционные и надомные работники, что указано в их трудовых договорах, то спецоценку проводить не надоч. 1, 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ.

Если по результатам аттестации условия труда в организации были признаны безопасными, то не надо было проводить повторную аттестацию. Однако на этом основании сейчас нельзя просто подать декларацию о соответствии условий труда нормативным требованиям без проведения их спецоценкич. 1, 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ.

Если проведенная спецоценка подтвердит безопасность условий труда на рабочих местах и в течение 5 лет после этого у вас не будет несчастных случаев (профзаболеваний), то повторную спецоценку вы можете не проводить. Достаточно будет подать декларацию о соответствии условий труда нормативным требованиям. Эта декларация будет действовать в течение еще 5 летч. 5, 7 ст. 11 Закона № 426-ФЗ.

Если в компании только офисные рабочие места, спецоценку надо будет провести обязательноч. 1, 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ. Но, скорее всего, она завершится для вас на этапе идентификации: если эксперт оценивающей организации не идентифицирует вредные и (или) опасные факторы на рабочих местах в вашем офисе, то условия труда на рабочих местах признаются комиссией допустимыми.

Идентификация потенциально вредных и опасных производственных факторов — это первый этап специальной оценки условий труда на рабочих местах, она не проводится в отношении «вредных» рабочих местч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ, а именно:

  • рабочих мест сотрудников, профессии, должности, специальности которых включены в Спискиподп. 1—18 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ; Списки № 1 и № 2, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 № 10 для досрочного назначения трудовой пенсии по старости;
  • рабочих мест, в связи с занятостью на которых предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (повышение оплаты труда не менее чем на 4% от тарифной ставки (оклада), установленной для таких же работ с нормальными условиями труда, сокращенное рабочее время — не более 36 часов в неделю, дополнительный отпуск продолжительностью не менее 7 календарных дней)статьи 92, 117, 147, 219 ТК РФ;
  • рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенной аттестации или спецоценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Спецоценке подлежат все оборудованные рабочие места, имеющиеся в наличии, а не по штатному расписанию. Ведь в штатном расписании указаны должности, а не рабочие места. К тому же при многосменном режиме на одном рабочем месте может, сменяясь, работать несколько человек, должности которых указаны в штатном расписании.

Если у организации, которая раньше никогда не проводила аттестацию рабочих мест, нет «вредных» рабочих мест, то с проведением спецоценки можно не спешить. Вам надо завершить спецоценку до конца 2018 г.ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ

Спецоценка условий труда: изменения для работодателей — статья

Специальную оценку условий труда проводят, чтобы оценить рабочие места «на вредность и опасность». Разберем изменения в спецоценке условий труда с мая 2016 года.

Заработная плата. Средний заработок – онлайн-курс в Школе бухгалтера. Все виды компенсационных и стимулирующих выплат (сверхурочные, работа в выходной день, ночные и пр.). Все случаи расчета среднего заработка.

До 2014 года в России существовало две процедуры, с помощью которых можно было исследовать рабочие места на вредность:

  1. Аттестация рабочих мест – обязанность работодателя вне зависимости от вида деятельности и системы налогообложения (ст. 209 ТК РФ, приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н).
  2. Специальная оценка условий труда – ранее это понятие существовало, а вот нормативно не регулировалось. Было лишь упоминание о специальной оценке в ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

С 2014 года законодатели пришли «к одному знаменателю» – специальная оценка условий труда. Революции не произошло. Суть и методика проведения спецоценки практически не поменялись.

Проведение специальной оценки условий труда – это обязанность работодателя, которая закреплена в ч. 2 ст. 22 ТК РФ и п. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.

2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ).

 Не нужно проводить специальную оценку в отношении рабочих мест надомников и дистанционных сотрудников.

К некоторым местам работников применяется особый порядок проведения спецоценки. Перечень таких мест утвержден постановлением Правительства РФ от 14.04.

2014 № 290, порядок проведения спецоценки — отдельными приказами Минтруда России в зависимости от специфики рабочих мест.

Например, спецоценка рабочих мест сотрудников, занятых на поземных работах, — в приказе Минтруда России от 09.12.2014 № 996н.

Далее разберем основные изменения по спецоценке с 2016 года.

С 1 мая 2016 года в Закон № 426-ФЗ внесены изменения. Большая часть изменений коснулась компаний, которые проводят спецоценку. Но есть изменения и для работодателей.

  • Работодатель обязан при наличии предложений от работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов предоставить указанные предложения организации, которая проводит специальную оценку условий труда. Проще говоря, если работники просят провести на их рабочих местах спецоценку, работодатель обязан эти предложения передать.
  • Теперь работодатель должен представлять в трудовую инспекцию декларацию соответствия условий труда не только, когда рабочие места признаны безвредными и безопасными, но и когда условия труда признали оптимальными или допустимыми.

Если условия труда признаны оптимальными или допустимыми на 01.05.2016 г. (за исключением рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ), работодателю следует подать уточненную декларацию соответствия условий труда с включением в нее данных рабочих мест.

Требование о представлении декларации соответствия условий труда, если они признаны оптимальными и допустимыми, распространяется на все специальные оценки, проведенные, начиная с 1 января 2014 года.

То есть, если о каких-либо рабочих местах организация не сообщала, а по новым правилам должна, надо подать уточненку.

  • Работодатель обязан уведомить компанию, проводившую спецоценку, в течение трех рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении оценки условий труда. И направить копию отчета любым способом: заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.

Если в отчете есть секретные сведения (например, государственная тайна), направлять копию надо без нарушения законодательства о государственной и охраняемой тайне.

  • В случае внеплановой специальной оценки условий труда, проводимой по причине нарушения работодателем требований охраны труда, запрещено ухудшать положение работников, рабочие места которых проверяются внепланово, на период до утверждения отчета о проведении внеплановой оценки. То есть, положение работников не может быть ухудшено в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения спецоценки, результаты которой получены с нарушением требований.

Пример: проводится внеплановая спецоценка условий труда. Пока не утвердили отчет о ее проведении, запрещено ухудшать положение работников, например, запрещено лишать их дополнительного отпуска за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.

Специальная оценка условий труда (СОУТ): цены, условия проведения, заказ СОУТ – НПЦ ОХРАНЫ ТРУДА И ЭКОЛОГИИ

Спецоценку рабочих мест вновь созданных организаций надо провести в течение полугодап. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ШКЛОВЕЦ Иван Иванович

ШКЛОВЕЦ Иван Иванович

Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Вновь созданные организации обязаны проводить внеплановую оценку рабочих мест, так как все рабочие места у них вновь организованныеп. 1 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ. Работодатель обязан отразить все вновь организованные рабочие места в структуре организации, в частности в технической документации, либо в локальных нормативных актах. Если рабочее место вводится в эксплуатацию путем составления акта приемки — то со дня подписания акта. В других случаях днем введения рабочего места в эксплуатацию следует считать включение должности, по которой работник трудится на вновь созданном рабочем месте, в штатное расписание организации.

Вместе с тем если вы планируете открыть фирму в ближайшее время и там не будет «вредных» рабочих мест, то спецоценку вы можете проводить поэтапно в течение 5 лет, то есть до конца 2018 г.ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ

Если срок действия аттестации, по результатам которой условия труда были признаны допустимыми, истекает в 2014 г. и в организации нет «вредников» по Спискам, проводить спецоценку можно поэтапно до конца 2018 г.ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ Ведь у вас нет «вредных» рабочих мест.

Если по результатам аттестации были установлены вредные (класс 3, степени вредности 3.1—3.4) и (или) опасные (класс 4) условия труда, а организация провела мероприятия по улучшению условий труда, то дожидаться окончания срока действия аттестации не обязательно. Можно провести спецоценку и раньше. Ведь если по результатам спецоценки условия труда будут признаны допустимыми (2 класс), то с даты утверждения отчета о спецоценке вы больше не обязаны будете предоставлять работникам гарантии и компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда, а также уплачивать взносы в ПФР по доптарифуч. 3, 4 ст. 15 Закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ (далее — Закон № 421-ФЗ);ч. 2 ст. 58.3 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также – вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Разъяснения Минтруда России о проведении специальной оценки условий труда

Специальная оценка условий труда регламентируется Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”.

В случае не выполнения требований этого закона для юридических лиц предусмотрен административный штраф от 60 000 до 200 000 рублей за нарушение требований законодательства об охране труда (часть 2 ст. 5.27.1. КОАП РФ), также по решению инспектора возможна приостановка деятельности предприятия на срок до 90 дней. С 2015 года штрафы и другие санкции значительно ужесточены.

СОУТ проводится предприятиями и организациями всех отрослей экономики и форм собственноти, в первую очередь, в целях:

  • оптимизации расходов на обязательное социальное и пенсионное страхование;
  • оптимизации расходов на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций, связанных условиями их труда;
  • снижения уровня профессионального риска;
  • улучшения условий труда и степени социальной защищенности работников.

Для плательщиков страховых взносов в ПФР, проведших специальную оценку условий труда, в зависимости от установленного по её результатам класса условий труда на рабочих местах взамен “жестких” дополнительных тарифов – 6-9% – применяются дифференцированные гораздо более мягкие и дающие возможность экономии дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации – от 0% до 8%.

  • Расходы организации по проведению специальной оценки условий труда текущего года могут быть профинансированы за счет части (20%) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных этой организацией в ФСС РФ за прошлый год.
  • Организации, проведшие специальную оценку условий труда имеют право на получение скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Размер такой скидки расчитывается территориальным органом Фонда социального страхования РФ, но не может превышать 40%.

Результаты проведения СОУТ могут применяться для (перечислим только основные сферы применения):

  • разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
  • информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
  • обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;
  • контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
  • организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
  • установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;
  • установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
  • расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Разъяснения Минтруда России о проведении специальной оценки условий труда

Все кроме рабочих мест:

  • надомников;
  • дистанционных работников;
  • работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями;

Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет.

Законом предусмотрено, что спец оценка условий труда на вновь созданных рабочих местах (а также после реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники или новых технологий, влияющих на уровни факторов производственной среды и трудового процесса) должна быть проведена в течение 6-ти месяцев с момента создания рабочего места или изменения в условиях труда.

В отношение рабочих мест, для которых была составлена декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, при отсутствии за период действия декларации оснований для проведения на этих рабочих местах внеплановой специальной оценки условий труда, а также несчастных случаев с работниками и профессиональных заболеваний срок действия декларации продлевается на очередные 5 лет.

Организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно.

С выбора организации проводящей СОУТ, из числа надлежащим образом аккредитованных организаций, включенных в соответствующий Реестр Минтрудом России.

Практика показывает, что удобнее работать с организациями своего или по крайней мере соседнего региона.

Далее порядок проведения специальной оценки условий труда предусматривает создание комиссии, в которую входят представители работодателя, определение сроков и график проводимых работ. Дальнейшая работа, в том числе:

  • составление перечня рабочих мест: определение границ рабочих зон, идентификация присутствующих вредных факторов производственной среды и трудового процесса, определение аналогичных рабочих мест;
  • инструментальные измерения и оценки уровней всех вредных производственных факторов, присутствующих на оцениваемых рабочих местах (гигиеническая оценка условий труда);
  • составление и подача в ГИТ деклараций соответствия условий труда на рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда (для РМ, на которых вредные факторы не идентифицированы);
  • оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты и их эффективности;
  • оформление отчетной документации, в том числе карт спец. оценки условий труда, протоколов измерений и итоговых документов (сводной ведомости, плана мероприятий по улучшению условий труда) и самого отчета о проведенной СОУТ

как правило, проводится работниками привлекаемой Вами организации с минимальным привлечением представителей работодателя.

Специальная оценка условий труда (СОУТ): цены, условия проведения, заказ СОУТ – НПЦ ОХРАНЫ ТРУДА И ЭКОЛОГИИ

Специальная оценка условий труда – важное и неизбежное мероприятие, которое работодатели во всех сферах экономики обязаны провести до конца этого года.

Немало вопросов вызывают особенности проведения спецоценки условий труда для малых предприятий в 2018 году, а также СОУТ для микропредприятий.

Попробуем разобраться.

Как всем известно, малое предприятие (МП) – это важная составляющая современной экономики и одна из наиболее распространенных форм ведения бизнеса.

Также для подобных объектов запрещено большинство плановых неналоговых проверок вплоть до 31 декабря 2018 года. Исключение – СОУТ.

Спецоценка условий труда для малых предприятий в 2018 году будет так же актуальна, как и для прочих форм ведения бизнеса.

В наступившем году специальная оценка условий труда на малых предприятиях не будет иметь каких-то заметных отличий от аналогичных мероприятий на объектах среднего и крупного бизнеса. Работодателям нужно осуществить проверку всех рабочих мест на своих предприятиях и присвоить им определенные классы вредности.

Разъяснения Минтруда России о проведении специальной оценки условий труда

В то же время некоторые особенности спецоценки условий труда для малого бизнеса все-таки имеются. Так, если в штате организации насчитывается менее 50 человек, то обязанности специалиста по охране труда может выполнять любой работник, вплоть до руководителя.

На малых предприятиях распространена практика заключения договоров с надомными работниками и дистанционными сотрудниками. Для этих рабочих мест, а также для сотрудников, работающих по найму у физических лиц, можно на законных основаниях обойтись без проведения СОУТ.

Если говорить в целом, то СОУТ для малых предприятий в 2018 году проводится в знакомом большинству работодателей порядке.

Проверку необходимо провести в течение 6 месяцев для всех новых рабочих мест, а для всего МП проверка осуществляется 1 раз в 5 лет.

Исключением станут те рабочие места, на которых в ходе предыдущей СОУТ не было обнаружено вредных для здоровья сотрудников факторов и оформлена декларация соответствия.

внимание

Если последний раз малое предприятие проверялось по отмененной к настоящему моменту схеме аттестации рабочих мест, то спецоценку следует провести в течение 5 лет, а конкретно – завершить не позднее 31 декабря 2018 года.

Как и в случае с другими формами ведения бизнеса, специальную оценку на МП нельзя производить своими силами. Работодателю обязательно нужно заключить договор со специализированной организацией. Критерии отбора таких организаций хорошо известны:

  • они должны быть независимы от заключающего с ними договор работодателя;
  • проведение спецоценки должно быть основным видом их деятельности;
  • им необходимо иметь аккредитацию Минздравсоцразвития РФ;
  • в активе таких организаций должны быть испытательные центры (лаборатории), аккредитованные для проведения исследований и измерений вредных и опасных факторов производства и труда.

Для успешного проведения спецоценки условий труда для малых предприятий в 2018 году после заключения договора с аккредитованной организацией работодателю необходимо выпустить приказ о создании комиссии.

В дальнейшем она будет осуществлять проверку совместно с экспертом, направленным по договору из проверяющей организации.

В эту комиссию должен войти руководитель малого предприятия, ответственный за охрану труда и один из сотрудников.

После того как процедура специальной оценки будет завершена, работодателю необходимо проанализировать ее результаты и отдельным приказом закрепить за сотрудниками полагающиеся им по закону льготы. 

Отдельно стоит упомянуть санкции за непроведение СОУТ. Для малых предприятий штрафы за подобные нарушения могут быть весьма существенными.

Штраф для руководителя может составить 5-10 тысяч рублей, а для всего юридического лица – 60-80 тысяч.

В случае если работодатель повторно «забудет» провести спецоценку, то штраф для предприятия возрастет до 200 тысяч рублей.

Чтобы соблюсти все требования законодательства, после проведения специальной оценки необходимо правильно оформить ее результаты. Все тонкости этого процесса отражены в приказе Минтруда РФ №80н.

внимание

Для рабочих мест, на которых определены оптимальные (класс 1.0.) и допустимые (класс 2.0.) УТ, заполненную по всей форме декларацию необходимо передать в территориальное отделение инспекции по труду в течение 30 дней с момента ее утверждения.

Если все было оформлено правильно, то декларация будет действительна в течение 5 лет, а при отсутствии случаев производственного травматизма и профзаболеваний у работников она может быть продлена еще на 5 лет.

Далее нам следует рассмотреть особенности организации СОУТ в разновидности МП – на микропредприятиях.

Эта не так давно появившаяся форма ведения бизнеса характеризуется небольшим размером годовой выручки, балансовой стоимости активов и численности работников.

Владельцам таких компаний важно помнить, что им также на общих основаниях предстоит пройти процедуру спецоценки условий труда.

Федеральный закон № 426-ФЗ не делает особых различий между формами ведения бизнеса, поэтому проводить СОУТ на микропредприятиях необходимо.

В общем, условия и требования для проведения спецоценки, заключения договора с аккредитованной организацией, формирования комиссии и предоставления отчетности здесь будут те же, что и для малых предприятий. 

При этом многие микропредприятия имеют дело с надомниками и дистанционными сотрудниками, для которых закон не требует проводить специальную оценку. То же правило верно и в случае, когда в организации в штат оформлен всего один руководитель, который выполняет свои обязанности на дому.

Малое предприятие (МП) – это одна из наиболее распространенных форм ведения бизнеса. Владельцы малых предприятий привыкли к особым условиям ведения дел, в частности, к некоторым льготам. Речь идет об упрощенном бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности. Также для таких организаций запрещены плановые проверки вплоть до 31 декабря 2018 года.

Однако льготы для малых предприятий не распространяются на проведение СОУТ. Работодателям нужно осуществить спецоценку на всех рабочих местах и присвоить им определенные классы вредности. Некоторые особенности спецоценки условий труда для малого бизнеса все-таки имеются. 

На малых предприятиях распространена практика заключения договоров с надомными работниками и дистанционными сотрудниками. Для этих рабочих мест, а также для сотрудников, работающих по найму у физических лиц, СОУТ не проводится.

Кроме того, на малых предприятиях в состав комиссии включают:

  • работодателя (индивидуальный предприниматель, руководитель организации);
  • других полномочных представителей работодателя;
  • специалиста по охране труда, либо другое лицо, исполняющее его функции;
  • представителей выборного органа первичной профсоюзной организации или иного аналогичного органа.

СОУТ на МП, как и во всех других организациях, проводится по методике, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н. Это мероприятие необходимо провести в течение 6 месяцев для всех новых рабочих мест, а для всего МП – 1 раз в 5 лет. Исключением станут те рабочие места, на которых в ходе предыдущей СОУТ не было обнаружено вредных для здоровья сотрудников факторов и оформлена декларация соответствия.

Если последний раз малое предприятие проверялось по отмененной к настоящему моменту схеме аттестации рабочих мест, то спецоценку следует провести через 5 лет, но завершить не позднее 31 декабря 2018 года.

Как и в случае с другими формами ведения бизнеса, специальную оценку на МП нельзя производить своими силами. Работодателю нужно заключить договор со специализированной экспертной организацией. Критерии выбора такой организации:

  • она должна быть независима от заключающего договор работодателя;
  • проведение спецоценки должно быть основным видом её деятельности;
  • наличие аккредитации Минздравсоцразвития РФ;
  • наличие испытательного центра (лаборатории), аккредитованной для проведения исследований и измерений вредных и опасных факторов производства.

После заключения договора с аккредитованной организацией работодателю необходимо выпустить приказ о создании комиссии, которая будет осуществлять проверку совместно с экспертом. О ее составе мы написале выше. Затем нужно подготовить график проведения и составить список рабочих мест.

Как и для всех остальных организаций, при проведении спецоценки на МП действует принцип аналогичных рабочих мест, то есть имеющих одинаковые признаки (одинаковые должности, функции, условия труда, расположение в одном помещении и т.д.). 

Отдельно стоит упомянуть о санкциях за непроведение СОУТ. Для малых предприятий штрафы за подобные нарушения могут быть весьма существенными. Штраф для руководителя может составить 5-10 тысяч рублей, а для всего юридического лица – 60-80 тысяч. В случае если работодатель повторно «забудет» провести спецоценку, то сумма для предприятия возрастет до 200 тысяч рублей.

Владельцам таких компаний важно помнить, что им также на общих основаниях предстоит пройти процедуру спецоценки условий труда. Федеральный закон № 426-ФЗ не делает особых различий между формами ведения бизнеса, поэтому проводить СОУТ на микропредприятиях необходимо. В общем, условия, требования и порядок проведения спецоценки будут те же, что и для малых предприятий.

Как проводить спецоценку

Разъяснения Минтруда России о проведении специальной оценки условий труда

За проведением спецоценки можно обратиться в ту же организацию, которая проводила у вас аттестацию рабочих мест.

Эта фирма вправе проводить спецоценку до истечения срока действия аттестата ее испытательных лабораторий. Если срок действия аттестата истекает в этом году, то она может проводить спецоценку до его окончанияч. 1, 2 ст. 27 Закона № 426-ФЗ.

Как провести спецоценку рабочих мест сотрудников с разъездным характером работы, выполняющих ремонтные и монтажные работы по месту нахождения организаций-заказчиков, нам рассказали в Роструде.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Спецоценка условий труда работников с разъездным характером работы (это должно быть отражено в трудовом договоре) проводится в общем порядке в соответствии с Методикой, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н. Спецоценке может подлежать часть таких рабочих мест с отнесением других рабочих мест к аналогичным.

При заключении трудовых договоров, в соответствии с которыми работник будет выполнять работу не по месту нахождения работодателя, можно в них предусмотреть дополнительные условия, в частности о рабочем месте. Тогда спецоценка условий труда будет проводиться как раз на тех рабочих местах, которые указываются в трудовом договоре.

ШКЛОВЕЦ Иван Иванович
Роструд

Если комиссия по проведению спецоценки, определяя перечень рабочих мест, выявит аналогичные, то проводить спецоценку каждого такого места не нужно — хватит проверки 20% от их общего количества (но не меньше двух таких рабочих мест)ч. 5 ст. 9, ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ. Однако если в процессе спецоценки выяснится, что хотя бы одно из таких рабочих мест не отвечает признакам аналогичности, спецоценку придется провести на всех рабочих местахч. 5 ст. 16 Закона № 426-ФЗ.

Аналогичные рабочие места — это рабочие местач. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ:

  • расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
  • оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • на которых трудятся работники:

— одной и той же профессии (должности, специальности), выполняющие одинаковые трудовые функции;

— в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса;

— с использованием одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;

— обеспеченные одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бухгалтерия и учет
Adblock
detector