Как государство поддержит социально ориентированные НКО и предпринимательство с 2019 года

Только для социально ориентированных НКО

На дополнительное финансирование от государства могут рассчитывать только социально ориентированные НКО, зарегистрированные в соответствующих реестрах — это главный критерий.

Организация должна либо непосредственно помогать нуждающимся, либо способствовать решению их проблем, либо развивать общественно полезные сферы (культура, спорт, творчество, профилактические мероприятия, консультирование, дополнительное образование, трудоустройство), привлекая к этому мало защищенные слои населения.

Не все детали новой схемы взаимодействия государства НКО прописаны до конца, но ее основа уже складывается. Базовыми здесь будут указ президента РФ №398, постановление правительства РФ №1096, федеральные законы № 442 и №449, подписанный президентом РФ 19 декабря. Напомним об основных изменениях, которые запустили эти законодательные акты.

Практические проблемы: финансирование

Еще несколько лет назад НКО, рассуждая о своем выходе на рынок соцуслуг, предполагали, что помешать им могут кадровые проблемы, нехватка помещений, финансовые трудности, инертность чиновников на местах и адаптация уставных документов к новым видам деятельности.

Собственно, эти ожидания и сбылись.

Как государство поддержит социально ориентированные НКО и предпринимательство с 2019 года

Участники сессии, представители региональных НКО, приводили примеры  сложностей, которые  они испытывают в работе.

Александр Спивак, председатель правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения, например, заметил, защищая своих коллег в регионах, что НКО часто трудно соответствовать  дополнительным требованиям, которые бывают инициированы местными властями.

«Ведь НКО специализируются на чем-то конкретном, и этим и сильны. А часто при входе в регион с НКО требуют представить весь спектр услуг. Как будто это клон центра социального обслуживания – так к ним относятся местные власти», — замечает Спивак.

Представители  Общественного фонда «Здоровье Бурятии», уже участники реестра соцуслуг, в свою очередь рассказали о финансовых трудностях.

«У нас одна услуга по психологической диагностике стоит по тарифу 12 рублей. Сырок творожный стоит дороже!

А ведь мы занимаемся реабилитацией детей с ментальными нарушениями, аутистов, детей с ДЦП и так далее».

А еще бурятский фонд располагается в старом здании, которое теперь сам обязан отремонтировать. «А как же мы с такой стоимостью услуг можем содержать здание?  И никогда у нас не будет хорошего помещения, бесплатных коммунальных услуг.  Это не просто барьеры. Это условия, при которых мы не можем конкурировать с госучережлдениями.

«НКО будут активно работать на рынке, когда им будет выгодно», — в этом убеждены участники дискуссии. 

Коллеги из Самары замечают, что стало вообще непонятно, кто же такие социально-ориентированные НКО. «Нас иногда называют «грантоеды». Это обидно. Мы же работаем».

Реестр поставщиков социальных услуг

И вопросы с тем, как же сделать так, чтобы попасть в реестр НКО, оказывающих социальные услуги, тоже есть, и их много. К примеру, НКО занимаются повышением качества жизни пожилых людей, но в реестре такого понятия нет.

Максим Топилин на это заметил, что такая формулировка отражает цель работы данной организации, а не услугу. «Что вы конкретно делаете? Моете туалеты, носите еду, даете проживание? Нужно указать конкретное действие, услугу.  А они уже есть в перечне».

А вот НКО из Ростовской области, помогающая в том числе беженцам, замечает, что в реестре не указана эта категория нуждающихся в помощи. При этом сами подопечные фонда не хотят «светиться»: боятся. «У них сложился стереотип, что у них отнимут детей, раз они в сложной жизненной ситуации. Мы им помогаем, таких уже 700 человек, социализируем, и они идут дальше. Но как нам отразить нашу работу в реестре?» — не понимают ростовские благотворители.

Однако министр труда заявил, что ведомство уже не будет менять перечень соцуслуг. Нужно, чтобы сами НКО сформулировали свои действия так, чтобы попасть в перечень. «Нужно каждый раз искать точки соприкосновения», — считает Топилин.

Как государство поддержит социально ориентированные НКО и предпринимательство с 2019 года

«Все говорят о неких барьерах, но я не знаю, что же конкретно мешает. Правильно было бы говорить не о конкуренции, а о сотрудничестве», — говорит Максим Топилин.

С 1 января 2015 года вступил в силу ФЗ №442 от 28.12.2013 г. об основах социального обслуживания граждан в РФ. Закон дал определение поставщиков социальных услуг, конкретизировал виды социальных услуг (8 направлений социальных услуг, плюс 6 направлений срочных социальных услуг). В нем было сказано, что поставщики социальных услуг могут претендовать на постоянное субсидирование их деятельности, при условии включения их в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации.

Напомним, что включение в реестр поставщиков социальных услуг — это право, а не обязанность НКО, организация может вступать или не вступать в этот реестр по своему усмотрению. Если НКО уже получила средства от государства, то она не лишится их при любом выборе. Однако, некоторыми правами и налоговыми льготами могут воспользоваться только организации, включенные в реестр поставщиков социальных услуг. (Подробнее читайте в статье «Как НКО оформить паспорт поставщика социальных услуг?»).

Направления работы и оценка качества

Указ президента РФ №398 от 8.08.2016 г. об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг расширил перечень этих направлений до 20.

Формулировки президентского указа расширило и конкретизировало вышедшее следом постановление правительства РФ №1096 от 27.10 2016 г. об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки их качества.

Как государство поддержит социально ориентированные НКО и предпринимательство с 2019 года

При этом было добавлено условие: исполнитель общественно полезных услуг должен быть зарегистрирован в отдельном реестре в Минюсте России. (Подробнее читайте в статье «Инструкция для НКО: как попасть в реестр исполнителей общественно полезных услуг»).

В то же время закон №449, подписанный 19 декабря, снял одно из препятствий, мешающих ритмичной работе социально ориентированных некоммерческих организаций, теперь они могут получать субсидии на постоянной основе на два года и дольше.

Процедура регистрации НКО в реестре исполнителей общественно полезных услуг будет открыта с 1 января 2017 года. А полностью, по мнению многих экспертов, закон заработает с весны 2017 года — после того как Минэкономразвития выпустит методические рекомендации, согласованные со всеми заинтересованными сторонами.

У представителей третьего сектора нет иллюзий насчет того, что весь механизм заработает быстро и без сбоев. Но, как отмечали участники 7 ежегодного съезда НКО России, прошедшего в Москве с 13 по 16 декабря 2016 года, очевидно, что система взаимоотношений государства и НКО изменится.

Если вам понравилась статья — порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бухгалтерия и учет
Adblock detector