Банкротство сельскохозяйственных предприятий

Стадии банкротства сельхозпредприятий и их особенности

В целом процедура банкротства сельскохозяйственных предприятий схожа с признанием финансовой несостоятельности любого другого предприятия. Однако здесь существует ряд особенностей, вызванных спецификой сельскохозяйственной бизнес-структуры:

  • использование в бизнесе земельных участков сельскохозяйственного назначения
  • специфическое имущество и объекты недвижимости, находящиеся в собственности сельхозпредприятия
  • сезонный характер бизнеса

Таким образом, уже известные стадии процедуры банкротства – наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление – проводятся по определенным правилам, учитывающим данные особенности.

Так, процесс наблюдения и анализ финансового положения юридического лица, занятого в сельскохозяйственном бизнесе, протекает с учетом сезонности предприятия и природно-климатических условий его функционирования. Например, в отличие от наблюдения при банкротстве другого предприятия, в случае с сельскохозяйственной организацией кредиторы могут отсрочить предъявление требований по задолженности, как говорится, «до ближайшего урожая», когда, получив очередную сезонную прибыль, предприятие будет в состоянии погасить накопившийся долг.

Аналогичная ситуация складывается и с финансовым оздоровлением, вводимым на срок до завершения сельскохозяйственных работ и реализации продукции. При этом срок может быть продлен, если установлено, что в ходе оздоровления наблюдались ухудшения в бизнесе сельхозорганизации, связанные с природными форсмажорами (ураганы, наводнения и т. п.), эпизоотиями (инфекционные болезни домашнего скота, носящие характер эпидемии) и другими внешними обстоятельствами.

Внешнее управление при банкротстве сельскохозяйственных предприятий принято вводить до завершения сельхозработ. При этом также учитывается время, требуемое для извлечения денежной прибыли путем реализации продукции. При возникновении природных форсмажоров, влияющих на финансовое состояние предприятия, срок действия внешнего управления могут продлить еще на один год.

Также существенные отличия обнаруживаются и при введении конкурсного производства. Например, при конкурсной реализации недвижимого имущества, приобретенного на доходы от коммерческой деятельности сельхозпредприятия, преимуществом на его приобретение пользуется администрация района, в котором находится данное предприятие, а также другие сельскохозяйственные организации и фермерские хозяйства. Что же касается перехода или отчуждения участков земли, принадлежащих сельхозпредприятию, данный порядок регулируется земельным законодательством.

Конкурсные торги имущества сельхозпредприятия могут проводиться до семи раз.

  • полное списание кредиторских задолженностей и ликвидация предприятия
  • восстановление платежеспособности предприятия
  • смена собственника предприятия при сохранении направленности дальнейшей деятельности и назначения использования земель
  • повышение объема производства

Как сложится судьба сельскохозяйственного бизнеса после признания его финансовой несостоятельности – решать руководителю. Обращение к профессионалам в области банкротства поможет сделать это решение максимально мудрым и взвешенным.

При продаже имущества и имущественных прав должника — сельскохозяйственной организации арбитражным управляющим преимущественное право приобретения имущества должника имеют лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника.

Два века назад британский аристократ Уильям Питт Амхерст остроумно заметил, что самым надежным способом разориться является сельское хозяйство. Смех смехом, а статистика показывает, что не менее 70 процентов сельхозпредприятий в нашей стране находятся на грани банкротства.

Общие положения о несостоятельности (банкротстве) сельскохозяйственных организаций, содержащиеся в ст. 177 Закона о банкротстве, по существу ничем не отличаются (за исключением отдельных редакционных уточнений) от аналогичных положений, которые включала в себя ст. 139 ранее действовавшего Закона 1998 г.

На сегодняшний день действующим нормативным правовым актом остается также постановление Правительства РФ от 2 ноября 1995 г. № 1081 «Об особенностях процедур, применяемых в отношении неплатеже-способных сельскохозяйственных организаций»[16]. Данное постановление касается только федеральных государственных сельскохозяйственных организаций, а также сельскохозяйственных организаций, в капитале которых доля (вклад) Российской Федерации составляет более 25%.

Значение института банкротства СО. Состояние аграрного сектора имеет стратегическое значение для страны. Однако современные экономические реалии делают крайне сложным сохранение платежеспособности сельскохозяйственных организаций: это непосильная стоимость банковских кредитов, неадекватная поддержка государства, высокая себестоимость продукции, недостаточная конкурентноспособность в условиях засилия импорта, монополизация рынка сельхозтехники и горючесмазочных материалов, равно как и оптовых покупателей сельхозпродукции.

По законодательству, если в период финансового оздоровления на сельхозпредпритяии произошел регресс или спад в производстве из-за форс-мажорных обстоятельств (стихийные бедствия, эпизоотия), то срок процедуры может быть увеличен на год при условии, что график погашения задолженности претерпит изменения с учетом сложившихся обстоятельств.

В отношении сельхозкомпании могут быть применены такие процедуры банкротства, как наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление. Любая из них должна быть введена с учетом сезонности сельхозпроизводства и природно-климатических условий, в которых ведет деятельность должник (п. 1 ст. 178 Закона N 127-ФЗ).

В связи с этим финансовое оздоровление в отношении сельхозорганизации вводится на срок до окончания периода сельхозработ, и с учетом времени, необходимого для продажи сельхозпродукции. В определенных случаях этот срок может быть продлен еще на год при условии, что график погашения задолженности также будет сдвинут (п. 2 ст. 178, ст. 85 Закона N 127-ФЗ).

Внешнее управление также вводится на период до окончания сельхозработ, и времени на реализацию сельхозпродукции. При этом срок внешнего управления не может составлять больше 2 лет и 3 месяцев (п. 3 ст. 178, п. 2 ст. 92 Закона N 127-ФЗ). Эта процедура тоже может быть продлена на год.

Если же дело дойдет до реализации имущества сельхозкомпании, то сначала арбитражный управляющий должен будет выставить на продажу в целом все предприятие должника путем проведения торгов. Если оно не будет продано, то следующим шагом управляющего будет выставление на продажу имущества должника единым лотом как производственно-технологического комплекса.

Преимущественным правом выкупа имущества, реализуемого по правилам продажи по частям или в рамках публичного предложения, обладают лица, занимающиеся производством и переработкой сельхозпродукции и владеющие земельными участками, непосредственно соседствующими с участком должника. А если таких лиц нет, то преимущественное право переходит к сельхозкомпаниям и КФХ, расположенным в той же местности, а также к субъекту РФ или муниципальному образованию (п. 2 ст.

179 Закона N 127-ФЗ). Как разъяснял ВАС РФ, законодатель ввел данные нормы для того, чтобы сохранить функциональное назначения имущества сельхозорганизации (в том числе земли) для производства или переработки сельскохозпродукции, что имеет конечной целью развитие сельского хозяйства в целом (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.12.2013 N 10125/13).

Соответственно, арбитражный управляющий должен уведомить о продаже предприятия должника и имущества должника все сельхозкомпании, чья территория непосредственно прилегает к земельному участку должника. И кроме того, опубликовать сведения о продаже в печатном издании по месту нахождения должника с указанием начальной цены (п. 2 ст. 179 Закона N 127-ФЗ).

Продажа имущества лицу, имеющему преимущественное право, осуществляется по цене, установленной на торгах. Если желающих приобрести имущество несколько, то имущество продается тому, чья заявка поступила первой (п. 3 ст. 179 Закона N 127-ФЗ).

Что подразумевает банкротство ИП: гасятся ли долги ИП как физлица?

С начала 2018 года в силу вступили поправки к законодательству, на основании которых в делах о банкротстве застройщиков, суды, пропуская этап наблюдения, выносят решение о банкротстве строительной организации и начале конкурсного производства. В соответствии с п.3, ст. 201.4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», требования дольщиков о включении в реестр жилых помещений передаются не в Арбитражный суд, а непосредственно

конкурсному управляющему в деле

. Участникам строительства надлежит направить свои требования в трехмесячный срок с начала процедуры, приложив к заявлению документы, подтверждающие обоснованность требований. Рассмотрение заявлений конкурсным управляющим производится в течение 30 дней, после чего уведомляет дольщика о включении в реестр, либо выносит мотивированный отказ. Отказ, равно как и бездействие конкурсного управляющего,

могут быть обжалованы в суде

.

Банкротство ИП предполагает больше финансовых расходов в сравнении с рядовыми гражданами. Если для последних размер госпошлины был снижен в 20 раз и составил всего 300 рублей, то бизнесмены по-прежнему должны уплачивать 6 тыс. рублей.

Также нужно учитывать следующие расходы:

  1. Обязательный депозит – 25 тыс. рублей – вносится сразу. Если первый этап будет завершающим, это станет гарантией оплаты услуг финансового управляющего. Сумма может вноситься равными частями в течение определенного времени.
  2. Вторая стадия процедуры признания ИП банкротом – от 25 тыс. рублей. Вносится, если суд утвердит необходимость следующего этапа – реализацию собственности либо мировое соглашение.
  3. Извещение о банкротстве индивидуального предпринимателя – от 15 тыс. рублей. Публикация в официальных источниках платная, цена зависит от числа уведомлений. Если сразу будет принято решение о конкурсном производстве без реструктуризации – извещение будет только одно, в противном случае понадобится несколько публикаций. Средняя цена размещения информации в газете – 11 тыс. рублей. Публикация на портале фиксированная и составляет 402,5 рубля. Но здесь указываются сведения не только о начале процедуре, но и о ее результатах, поэтому обойтись одной публикацией не получится.
  4. Иные расходы – от 5 тыс. рублей. Отправка заказных писем, оплата банковских услуг, проведение торгов, подготовка документации для суда и иные необходимые действия требуют финансовых вложений.

Получается, что для того, чтобы объявить себя банкротом, понадобится от 40 тыс. рублей. Это минимальная сумма, которая уйдет на самую быструю процедуру, в которой будет только одна стадия.

На самом деле признание несостоятельности потребует намного больше затрат, например:

  • еще одна стадия процесса – дополнительные 25 тыс. рублей;
  • сбор пакета документов – от 5 тыс. рублей;
  • нотариальное заверение документов – около 1500 рублей.

Банкротство сельскохозяйственных предприятий

В итоге финансовые расходы доходят до сотни тысяч (в столице даже превышают).

В условиях импортозамещения сельское хозяйство в России нуждается в стабильном развитии, так как это стратегически значимая отрасль, отвечающая за продовольственную безопасность государства. Вступление Российского государства во Всемирную торговую организацию, создание Таможенного союза и Евразийского сообщества обязывает сельскохозяйственных товаропроизводителей конкурировать на мировом продовольственном рынке.

Доля фермерских хозяйств в экономике страны

Это основной риск, с которым сталкиваются отечественные производители сельскохозяйственной продукции. Кроме этого, проблемными вопросами сельского хозяйства остаются большая убыточность, закредитованность, слабый приток инвестиций в отрасль и недостаточность государственной поддержки, особенно для тех районов, которые относятся к зонам высоко рискованного земледелия (Нечерноземье, Сибирь, Дальний Восток).

Динамика банкротства сельхозкомпаний в Амурской области

Также к основным причинам, по которым происходит  банкротство сельскохозяйственных предприятий, особенно небольших предприятий и частных фермерских хозяйств, относится и постепенная монополизация отдельных секторов рынка. Это связано в первую очередь с приходом на сельхозрынок крупных компаний и агрохолдингов, которые имеют в своем распоряжении десятки, сотни тысяч гектаров земель, мощные перерабатывающие комплексы, базы хранения, сети сбыта.

Естественно, что в таких условиях множество небольших компаний и фермеров вынуждены просто прекращать работу. У мелких сельхозпроизводителей и частных хозяйств практически нет реальных шансов победить в ценовой и технологической конкуренции с агрохолдингами.Правовые основы банкротства компаний сельхозпроизводителей

Для того чтобы полностью понимать суть процесса  банкротства компаний, работающих в сельском хозяйстве, не обойтись без  ознакомления, хотя бы в общем виде, на какой правовой базе производится банкротство  сельхозпредприятий.

В первую очередь необходимо обратить внимание на положения основного закона, регламентирующего процесс банкротства юридических и физических лиц. Это ФЗ № 127 от 2002 года « О несостоятельности (банкротстве)». В нем, в частности, имеется базовое определение того, кто такой сельхозпроизводитель.

Под сельскохозяйственными организациями в соответствии с п. 1 ст. 177 Федерального закона от 16 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее Закон о банкротстве) понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых, являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее, чем 50% общей суммы дохода.

Выручка же рыболовецких артелей (колхозов) от реализации или произведенной, переработанной сельскохозяйственной продукции и выловленных (добытых) водных биологических ресурсов, составляет не менее чем 70 % от общей суммы выручки.

Таким образом, ФЗ № 127 установлены критерии, по которым можно определить правовой статус той или иной сельскохозяйственной организации  и уже на основании этого рассматривать конкретные формы определения признаков банкротства и проведения всего процесса о признании несостоятельности компании.

Закон о банкротстве

Кроме этого закона, существует еще ряд нормативных правовых актов, так или иначе формирующих правовое поле, на котором основывается процесс банкротства сельхозпроизводителей.

В частности, в этот перечень могут войти такие законодательные акты, как:

  1. Федеральный закон от 09.07.2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»;
  2. Введение специального налогового режима для сельскохозяйственных организаций («Единый сельскохозяйственный налог», введен во вторую часть Налогового кодекса РФ Федеральным законом от 11.11.2003 г. № 147-ФЗ);
  3. Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ;

Кроме этих нормативных актов, также при рассмотрении процессов банкротства сельхозпредприятий следует учитывать и нормы Гражданского Кодекса РФ, Арбитражного процессуального Кодекса РФ.

В общем смысле, технический процесс прохождения банкротства  компанией сельхозпроизводителя или частного предпринимателя мало отличается от стандартных форм и методов.

Но следует обратить внимание на некоторые особенности, связанные с реализацией конкретных этапов прохождения процесса банкротства:

  1. Одна из особенностей банкротства должников, относимых к числу сельскохозяйственных организаций, касается продажи принадлежащих им объектов недвижимости при проведении процедуры конкурсного производства. Суть специального правила для таких случаев состоит в том, что сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства, расположенные в данной местности, наделяются преимущественным правом на приобретение указанных объектов недвижимого имущества. Благодаря данному правилу во многих случаях банкротства сельскохозяйственных организаций удается сохранить производство на территории предприятия-банкрота. Это происходит при продаже остаточного имущества или соседнему, финансово устойчивому предприятию, или нескольким фермерским хозяйствам, пожелавшим выкупить это имущество и землю для расширения своей деятельности.

Фермеры, доведенные до отчаяния

В соответствии с п. 4 ст. 177 Закона о банкротстве, земельные участки в случае признания сельскохозяйственной организации банкротом могут переходить к другим лицам в той мере, в какой их оборот допустим земельным законодательством. Как правило, земельные участки, принадлежащие сельскохозяйственным организациям, относятся к категории земель сельскохозяйственного значения.

В этой связи при применении вышеуказанной статьи закона необходимо учитывать положения ст. 27 Земельного кодекса РФ (136-ФЗ), которая устанавливает ограничения ликвидности (оборота на рынке) земельных участков, а также нормы Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (101-ФЗ)

  1. Также необходимо отметить еще одну особенность, с которой связано банкротство сельскохозяйственных организаций. К таким неплатежеспособным сельскохозяйственным организациям могут применяться определенные досудебные процедуры. Федеральным законом № 83-ФЗ (от 09.07.2002 г.) «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» определены правовые основания и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства. В этих целях предусмотрено создание межведомственных (федеральной, территориальной или муниципальной) комиссий по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Фермерство закончилось

В соответствии со ст. 13 указанного закона, должник — сельскохозяйственный товаропроизводитель может обратиться в территориальную комиссию с заявлением о включении его в состав участников программы финансового оздоровления, приложив к заявлению план улучшения финансового состояния и другие необходимые документы.

  1. Следует обратить особое внимание на проблемы банкротства (несостоятельности) индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере сельского хозяйства. Это относится к тем, кто имеет регистрацию либо как ИП, либо как фермерское, охотничье хозяйство или ЛПХ (личное подсобное хозяйство). В соответствии со статьей 204 «Закона о банкротстве» к заявлению индивидуального предпринимателя может быть приложен план погашения его долгов. При отсутствии возражений кредиторов арбитражный суд может утвердить план погашения долгов, что является основанием для приостановления производства по делу о банкротстве на срок не более чем 3 месяца. В случае, если в результате выполнения должником плана погашения долгов требования кредиторов погашены в полном объеме, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению.
  2. Еще одна особенность связана с продажей имущества банкрота или конфискации его судебными приставами в счет уплаты долгов перед кредиторами. В подобных случаях, к гражданину – главе крестьянского (фермерского) хозяйства, применяется специальная норма «Закона о банкротстве» (п. 3 ст. 221). Согласно этой нормы — «Имущество, принадлежащее главе крестьянского (фермерского) хозяйства и членам крестьянского (фермерского) хозяйства на праве собственности, а также иное имущество, в отношении которого доказано, что оно приобретено на доходы, не являющиеся общими средствами крестьянского (фермерского) хозяйства, не включаются в конкурсную массу». Т.е. не подлежат отчуждению, конфискации, наложению ареста.

Банкротство сельхозпроизводителя без субсидий

  1. Индивидуальный предприниматель с задолженностями;
  2. Конкурсные кредиторы, которым ИП должен вследствие осуществления коммерческого сотрудничества;
  3. Уполномоченные органы. Банкротство ИП с долгами по налогам и платежам инициируют федеральные органы исполнительной власти. Они выставляют требования по внесению обязательных платежей или/и денежных обязательств (ФНС);
  4. Органы исполнительной власти или местного самоуправления, если способны представить свои требования по финансовым обязательствам.
  1. Подача документов в арбитражный суд по месту регистрации ИП:
    • Заявление, чтобы признать ИП несостоятельным;
    • Свидетельство о регистрации;
    • Перечень и размеры задолженностей по каждому кредитору;
    • Документы на владение имуществом и его стоимость;
    • Другие документы, подтверждающие несостоятельность предпринимателя.
  2. Наблюдение . Анализируется финансовая устойчивость, сохранность имущества и платежеспособность.
  3. Мировое соглашение . Происходит поиск компромиссных решений между должником и всеми кредиторами.
  4. Начало конкурсного производства , когда предприниматель полностью утрачивает права на распоряжение имуществом.
  5. Конкурсное производство . Реализация имущества для исполнения обязательств. После этого юридически ИП банкрот. Назначают управляющего конкурсным производством. Срок производства не должен превышать 6 месяцев, но закон предусматривает случаи его увеличения.
  6. Конец конкурсного производства . Последствия — предпринимателя полностью освобождают от непогашенных долгов, кроме возмещения вреда, уплаты алиментов и т.п.
  • Госпошлина — 2 тыс. рублей;
  • Оплата этапов делопроизводства в суде — 390 тыс. рублей;
  • Печать в СМИ, чтобы объявить о несостоятельности – 8 тыс. рублей.

Банкротство сельскохозяйственных организаций

При признании банкротом ИП вырученные при реализации средства распределяются согласно очередности в следующем порядке:

  • текущие расходы по процессу, возмещение ущерба за причиненный здоровью сотрудников вред и алиментные выплаты;
  • выплата выходных пособий и долгов по трудовым соглашениям;
  • внесение обязательных платежей (налоговые и страховые взносы);
  • прочие долги.

Если в конкурсной массе имеется залоговое имущество, после ее реализации залогодатель получает только 80% от вырученной суммы. Оставшиеся 20% поровну распределяются между кредиторами и судебными издержками.

Банкротство сельскохозяйственных предприятий

Если вырученных средств не хватило на погашение всей задолженности, после признания банкротства оставшийся долг аннулируется.

Порядок и процедура признания несостоятельным ИП без имущества аналогичная стандартной процедуре банкротства. Сделать ее способен каждый предприниматель, все его задолженности списываются.

Если произошло выявление сокрытого имущества, назначают большие штрафные санкции, а имущество реализуется в счет задолженностей под руководством арбитражного агента. Лучше признаться и избежать дополнительных затрат.

Процесс признания несостоятельности не является простым и быстрым. Законодательно предусмотрены особенности банкротства ИП, а стоимость процесса может превысить размер долга. Признание ИП банкротом в арбитражном суде имеет последствия: он лишается государственной регистрации и не может заниматься коммерческой деятельностью в течение года. Некоторая часть долгов должна в будущем погашаться за счет дохода физлица.

Законодательством регламентирована очередность, в соответствии с которой производится погашение задолженности при процедуре банкротства. На основании закона очередность выглядит следующим образом:

  • В первую очередь из активов должника производится оплата судебных издержек и вознаграждение арбитражному управляющему.
  • Следующим шагом производится оплата труда работников организации–банкрота, если речь идет о несостоятельности юридического лица.
  • К третьей очереди относится выплата вознаграждений дополнительным лицам, которые были привлечены финуправляющим в процессе процедуры банкротства.
  • Следующими подлежат удовлетворению долги по ЖКХ.
  • В последнюю очередь удовлетворяются все прочие требования.

Кроме этого учитывается календарный порядок внесения сведений о кредиторах в реестр. Именно поэтому, лицам, которым задолжал банкрот, необходимо как можно скорее заявить о своих притязаниях, в противном случае можно остаться ни с чем. Учитывая, что банкротство инициируется, когда должник не в состоянии самостоятельно платить по счетам, на практике его активов и имущества на всех может попросту не хватить.

Закон о банкротстве

Признаки несостоятельности

Признание ИП банкротом произойдет, если:

  • Нарушен трехмесячный срок выплаты задолженностей перед кредиторами с момента их наступления;
  • Размер задолженностей значительно превышает суммарную стоимость личного имущества;
  • Стоимость неисполненных обязательств больше 10 тыс. руб.

Наличие перечисленных признаков позволит арбитражному суду (АС) приступить к рассмотрению заявления о несостоятельности предпринимателя и в последующем объявить его банкротом.

Если задолженности появились в результате деятельности физ. лица, а не ИП, то оснований для принятия дела о банкротстве не будет.

Банкротство сельскохозяйственных предприятий

Вменяемая задолженность должна быть в денежной, а не натуральной форме. Выделяют два вида обязательств:

  1. Денежные обязательства – долг появился в результате участия в гражданско-правовой сделке или другое основание, прописанное в Гражданском кодексе;
  2. Обязательные платежи – платежи в внебюджетные фонды и бюджет (подоходный налог, взносы в ФСС, ПФР и т.п.).

Размер и состав задолженности должен быть определен на период обращения в арбитражный суд. Положение относится к обязательствам, возникшим до наступления процесса банкротства.

ИП признается банкротом проще, чем юридические лица, проходящие все этапы стандартной процедуры: надзор, оздоровление, управление, аукцион, мировое соглашение. ИП проходит все эти стадии, за исключением внешнего управления и экономического оздоровления. Этап надзора определяется судом, поскольку его необходимость вызывает дискуссионные споры между специалистами.

Специфика несостоятельности ИП состоит в том, что в стадии подачи иска в АС можно приостановить начало судебного производства. Если процедура банкротства ИП начинается с невозможности на данном этапе расплатиться с кредитами, последствия могут быть положительными для должника. Например, составление в добровольном порядке сторонами (заемщик – банк) плана погашения задолженности перед кредитором.

В случае если предприниматель исполнит обещанное по плану, он будет восстановлен в положении платежеспособного гражданина. Нельзя не учитывать, что ИП – это организационная форма, которая позволяет вести бизнес без статуса юридического лица. Таким образом, ИП – это физическое лицо. Этот статус также влияет на его несостоятельность.

Возможные инициаторы процедуры

В задачи финансового управляющего, назначенного ответственным за ход процедуры банкротства, входит составление реестра кредиторских требований. Реестр кредиторов содержит указания на:

  • наименование/ФИЛ кредитора;
  • размер долговых обязательств и их разновидность (основной долг или штрафные санкции);
  • основания их возникновения (договор, расписка и пр.);
  • дату внесения сведений в реестр.

Именно для включения в данный учетный документ кредиторам нужно в установленные сроки подать заявление.

Чем грозит кредитору отсутствие сведений о задолженности перед ним физлица? Если он не направит свое требование в установленные сроки, то по завершении процедуры банкротства все долговые обязательства гражданина будут аннулированы и такой долг перед кредитором не подлежит погашению. Взыскать его кредитор не сможет даже в судебном порядке, что достаточно неприятно. Поэтому заявление о включении в реестр кредитору необходимо подавать в обязательном порядке.

Регламентированные законодательством сроки подачи заявления зависят от того, на каком этапе находится процедура банкротства: реструктуризации задолженности или реализации имущества.

При нахождении на стадии реструктуризации сроки подачи заявления не регламентированы. Но если кредитор не уложится в двухмесячный срок с момент публикации сведений о начале этапа реструктуризации, то он лишается возможности участвовать в первом кредиторском собрании. Таким образом, его влияние на ход процедуры банкротства снижается, так как именно на собрании кредиторов решаются важнейшие вопросы по судьбе данного процесса.

На этом негативные последствия для кредитора, который не уложился в отведенные двухмесячные сроки, заканчиваются. Его требования все равно включаются в реестр на этапе реструктуризации и подлежат погашению на общих основаниях с другими кредиторами, обратившимися в суд раньше.

Если должник находится на финальной этапе банкротства, а именно в стадии реализации имущества, то у его кредиторов и уполномоченных органов (обычно в лице Налоговой инспекции) есть 2 месяца для того чтобы заявить о своих требованиях. Указанный срок начинает отсчитываться с даты публикации информации о введении в отношении физлица процедуры реализации имущества (п.1 ст. 213.24 Закона о банкротстве).

Информация о начале процедуре реализации в обязательном порядке размещается управляющим в открытом доступе в двух вариантах: в электронном — на сайте Федреестра (ЕФРСБ) и в печатном – в газете «Коммерсант». Даты размещения информации в онлайн и бумажном варианте не совпадают. Отсчет двухмесячных сроков ведется с появления более поздней публикации: обычно это объявление в газете «Коммерсант».

После того как 2 месяца истекают, реестр кредиторов считается закрытым, что обозначает невозможность включения в него других денежных или имущественных обязательств должника.

Но когда двухмесячные сроки были пропущены, у кредиторов есть возможность восстановления своего права на включение в реестр в судебном порядке. При этом они доказать в суде наличие уважительной причины, по которой не успели заявить о своих правах в течение 2 месяцев. Суд будет рассматривать поступившее ходатайство от кредиторов по двум основаниям:

  • была ли у кредитора веская причина, сделавшая невозможным подачу заявления в установленные сроки (например, он болел, находился в длительной командировке);
  • насколько обоснованы и документально подтверждены его требования.

Суд может вынести постановление о восстановлении сроков или отказе в удовлетворении ходатайства. Отрицательный вердикт может быть обжалован в соответствии п.3 ст.61 ФЗ о банкротстве.

Может возникнуть ситуация, что кредиторам отказали в восстановлении сроков, но их требования относительно долгов физлица признали обоснованными. Такие кредиторы приобретают право на удовлетворение их материальных претензий в последнюю очередь, т.е. только после того как будут закрыты все обязательства перед кредиторами в реестре.

Шансы на погашение задолженности перед такими кредиторами будут минимальны. Так как вырученных средств от продажи имущества должника не всегда хватает на удовлетворение обязательств перед реестровыми кредиторами, то до тех, кто находится за реестром, очередь в 99% случаев не доходит.

Указанные двухмесячные предельные сроки подачи заявления не распространяются на требования кредиторов в части задолженности по зарплате, выходному пособию, оплате отпуска (подобные долги могут образоваться у физлица, ранее имевшего статус предпринимателя). Заявления от таких кредиторов принимаются на любой стадии банкротства в любое время. Данная группа кредиторов является привилегированной и задолженность перед ними удовлетворяется в первую очередь.

Но лица, перед которыми у банкрота образовались долги, обычно сами заинтересованы в том, чтобы как можно раньше объявить о своих требованиях, иначе они могут пропустить очередные выплаты.

Унифицированная форма заявления не предусмотрена и кредиторы вправе разрабатывать ее по своему усмотрению. Но есть некоторые рекомендации относительно содержания данного документа. Заявление о включении в реестр кредиторов физического лица состоит из следующих основных частей:

  • шапки;
  • основной части;
  • просительной;
  • заключительная часть.

В шапке документов прописывается:

  • наименование Арбитражного суда, в который оно подается;
  • ФИО, адрес, паспортные и контактные данные кредитора-физлица или наименование, реквизиты (ИНН/КПП), юридический и фактический адрес кредитора в статусе юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • ФИО арбитражного управляющего.

В основной части прописываются основания возникновения долговых обязательств (например, заключение кредитного договора) и обстоятельства дела: размер задолженности (включая основной долг и начисленные штрафные санкции), сроки просрочки.

Заявление о включении в реестр требований кредиторов

Заявление в обязательном порядке должно ссылаться на номер дела о банкротстве физлица. Его можно узнать из опубликованных сведений о ходе процесса признания финансовой несостоятельности физлица в газете Коммерсант или в Федреестре. Если подаче заявления предшествовали судебные разбирательства (например, по восстановлению сроков для включения в реестр), то указываются соответствующие реквизиты постановления суда.

В просительной части указывается просьба включить задолженность перед кредитором в реестр требований с указанием размера задолженности, а также неустойки со ссылками на законодательство.

При необходимости текст документа может быть дополнен прочей информацией, которую заявитель считает важной.

В заключительной части прописывается перечень документов, на которые ссылается по тексту кредитор. Они должны подтверждать правомерность его требований о включении в реестр.

Заявление необходимо составить в 4 экземплярах: по одному для суда, управляющего и должника. Один экземпляр кредитору нужно оставить у себя с отметкой из суда о его принятии. Это требуется, чтобы суд не затягивал сроки рассмотрения заявления и для подтверждения факта его подачи в установленные двухмесячные сроки.

Закон о банкротстве

Как было сказано выше, подача заявки на внесение в реестр является обязательным шагом для всех лиц, по отношению к которым должник на стадии банкротства имеет неисполненные финансовые обязательства. Заявление о включении в реестр требований кредиторов подается в Арбитражный суд, рассматривающий конкретно взятое дело о несостоятельности. Порядок подачи заявления осуществляется двумя способами:

  • Лично, путем вручения документа нарочно в судебный секретариат.
  • Посредством отправки почтой первого класса.

Банкротство сельскохозяйственных предприятий

Госпошлина за подачу заявления о включении в реестр кредиторов не предусматривается. Единственное, что необходимо сделать кредитору помимо подачи ходатайства в судебный орган, это отправить идентичные копии заявления финуправляющему по делу о банкротстве и самому должнику. Отправление копий заинтересованным лицам потребуется подтвердить в суде, предоставив расписки в получении, либо почтовые квитанции.

Процедура признания организации или физического лица банкротом состоит из нескольких этапов. Первым этапом является процесс наблюдения в отношении должника. После того, как должник опубликует в СМИ о начале процедуры банкротства, на этапе наблюдения предусматривается тридцатидневный срок, в течение которого кредиторы могут обратиться с ходатайствами о включении в реестр. В первом собрании кредиторов на данном этапе будут участвовать лишь лица, своевременно внесенные в реестр на основании письменных заявлений.

Следующим этапом является финансовое оздоровление. В рамках данного этапа проводится реструктуризация долговых обязательств. Продолжительность периода финансового оздоровления может доходить до 2 лет. На этапе реструктуризации кредиторы, не успевшие заявить о своих требованиях в период наблюдения, имеют возможность быть включенными в общий реестр.

Заключительным этапом признания несостоятельности гражданина или организации является реализация имущества. Кредиторы, перед которыми у должника есть долговые обязательства, имеют двухмесячный срок на подачу заявления о включении в реестр с момента, когда информация о начале процедуры реализации имущества была размещена в интернете и опубликована в СМИ.

После истечения указанных сроков реестр считается закрытым, соответственно, никто более не вправе предъявить к должнику финансовых требований. Однако восстановление процессуальных сроков возможно в судебном порядке в том случае, если истец в состоянии обосновать уважительность причин пропуска сроков.

Банкротство сельскохозяйственных предприятий

Заявление о включении в реестр требований кредиторов оформляется в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 125 Арбитражного процессуального кодекса РФ от 24.07.2002 № 95-ФЗ. Согласно п. 2 указанной статьи в содержание названного документа включаются:

  • название арбитражного суда (далее — АС), в который подается заявление;
  • реквизиты дела о банкротстве;
  • наименование истца (т. е. кредитора), а также: для юрлица — место нахождения; для физлица — адрес проживания, паспортные данные, место работы или данные о госрегистрации в качестве ИП; также указываются актуальные контактные данные истца: номер телефона, адрес электронной почты и т. д.;
  • наименование ответчика (т. е. должника) и место его нахождения или адрес проживания;
  • требования, предъявляемые истцом к ответчику со ссылками на конкретные нормы закона;
  • наименование утвержденного арбитражного управляющего, его почтовый адрес (берется из опубликованного в официальном источнике объявления о банкротстве), дата публикации объявления о банкротстве;
  • обстоятельства, служащие основанием для предъявляемых кредитором требований, с приведением доказательств, подтверждающих наличие указанных оснований;
  • объем денежного требования;
  • расчет денежного требования;
  • банковские реквизиты кредитора для перечисления денежных средств должника в счет погашения долга;
  • сформулированная просьба к суду, например; «прошу включить требования (наименование кредитора) в реестр требований кредиторов (наименование должника)…»;
  • список прилагаемых документов;
  • подпись заявителя;
  • дата создания документа.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

  1. Перед подачей заявления на банкротство ИП предприниматель должен через нотариуса сделать публикацию о намерении банкротства в Едином федеральном реестре сведений о деятельности юридических лиц (за 15 дней до подачи). Если физическое лицо не является ИП, то публиковать сведения не нужно. Публикация в этом случае заменяется отправкой копий заявления о банкротстве всем кредиторам.
  2. При банкротстве ИП, статус предпринимателя «автоматически» утрачивается, и в течение пяти лет о повторной регистрации в качестве ИП можно забыть. Этого можно избежать, если перед банкротством закрыть ИП.
  3. При банкротстве в статусе ИП, может применяться иной порядок при оспаривании сделок.

Банкротство ИП: порядок, процедура и последствия, если нет имущества

Заявление подают:

  • лица, перед которыми не погашены финансовые обязательства;
  • сам индивидуальный предприниматель;
  • государственные органы, перед которыми у бизнесмена образовалась задолженность.

Лица, перед которыми у предпринимателя имеются непогашенные финансовые обязательства, не связанные с его деятельностью, не могут ходатайствовать об инициировании процедуры признания ИП банкротом.

  • перенос дела для анализа возможности бизнесмена изыскать средства для исполнения обязательств;
  • обнаружение способа финансового оздоровления.

В остальных случая окончание судебного процесса одинаковое – на собственность бизнесмена накладывается арест с последующей реализацией на торгах. Вырученные средства передают кредиторам в порядке очередности. Оставшаяся задолженность, на покрытие которой не хватило средств, аннулируется и не может быть востребована после вынесения судебного постановления.

После расчета предпринимателя с долгами возникают определенные последствия, речь идет о:

  • невозможность оформить статус ИП в последующие 5 лет;
  • временное приостановление деятельности;
  • исполнение судебного постановления о необходимых выплатах (например, заработной платы);
  • проблемы с получением кредита физическому лицу – банки причисляют обанкротившегося предпринимателя к проблемным клиентам и не стремятся сотрудничать с ним.

Обычно кредиторам выгоднее заключить мировое соглашение с обанкротившимся бизнесменом. Последний, находясь на грани финансового краха, просто не имеет средств для покрытия судебных издержек и эти расходы ложатся на кредитора.

Арбитражный суд назначает сроки, в которые ИП имеет возможность погасить свою задолженность. Если это не происходит, тогда присваивается статус банкрота. На период судебных разбирательств устанавливается наблюдение за ИП. На все время наблюдения собственность бизнесмена, которая подлежит конфискации, арестовывается.

Все имение ИП подлежит взысканию, благодаря чему и гасится вся имеющаяся задолженность. В первую очередь выплачивается компенсация кредиторам, понесшим убытки. Далее возмещаются долги по зарплате и в последнюю очередь улаживаются остальные материальные претензии.

После того как ИП расплатится со всеми кредиторами, с него будут сняты все обязательства.

Банкротство сельскохозяйственных предприятий

Для того чтобы удовлетворить все требования кредиторов судебные представители распродают всю арестованную собственность ИП. Продаже подлежит все имущество бизнесмена за исключением:

  • одного жилья или земельного участка, где проживает предприниматель;
  • вещей, пищи, предметов первой необходимости;
  • инструментов, с помощью которых можно вести профессиональную деятельность.

Человека не имеют права полностью оставить без денег, поэтому выделяется прожиточный минимум.

По факту принятия судейского заключения относительно банкрота начинается конкурсное производство. По его результатам:

  • материальные штрафы, неустойки касаемо всех обязательств бизнесмена приостанавливаются;
  • с человека снимают взимания по исполнительной документации, за исключением алиментов и материальному возмещению по причине нанесения вреда жизни и здоровью;
  • юридические права отменяются, а бизнесмен утрачивает статус индивидуального предпринимателя;
  • наступает пора исполнения обязанностей ИП.

Далее в силу вступает конкурсное производство, при котором все имущество предпринимателя выставляется на продажу. Взимание выполняется, учитывая статус задолжника.

Банкротство ИП имеет отличие от подобной процедуры касаемо предприятий.

По факту принятия судебного решения по поводу банкротства ИП в ЕГРИП делается отметка об удалении бизнесмена из госреестра. На этом юридическая ответственность не прекращается. Существуют определенные аспекты, которые предусматривают:

  1. Обанкротившись, предприниматель не имеет право возобновлять свою деятельность в статусе ИП сроком один год. С осени 2015 года эти сроки увеличены до 5 лет.
  2. По факту банкротства с предпринимателя снимаются все разрешения, права и льготы оформленные ИП.
  3. Кредиты, касающиеся бизнеса, признаются недействительными и аннулируются. За исключением личных обязанностей (алименты, компенсации и т. п.).

Все судебные тяжбы по вопросу банкротства ИП требуют глубоких познаний в сфере корпоративного права. Самостоятельно решать и вести судебные разбирательства практически невозможно. Для этих целей квалифицированную помощь могут оказать профессиональные юристы.

Юрисконсульты, которые специализируются на данных вопросах, смогут помочь в таких случаях как:

  • проконсультировать и предоставить всю необходимую информацию, касаемо вопроса банкротства ИП;
  • подготовить иск для обращения в Арбитражный суд;
  • предоставить адвокатскую помощь в суде;
  • подготовить финансовый план погашения кредитов;
  • провести переговоры с кредиторами и т. д.

Даже при том, что процесс банкротства ИП значительно проще по сравнению с иными судебными разбирательствами касаемо юрлиц, без услуг адвоката не обойтись.

Банкротство сельскохозяйственных предприятий

Процедура банкротства ИП в 2019 году (пошаговая инструкция), если нет имущества. Порядок и последствия процедуры таковы, что если у предпринимателя существуют долги перед внебюджетными фондами, то они удовлетворяются за счет имущества предпринимателя. Но если это имущество отсутствует, то во многих случаях бизнесмен уходит от погашения задолженностей.

Особое внимание следует уделить долгам по банковским кредитам. Погашению при банкротстве подлежат только те займы, которые были выданы не частному лицу, а бизнесмену. То есть получается, что потребительские кредиты при банкротстве ИП не рассматриваются, а берутся во внимание только займы, выданные как предпринимателю.

Если у ИП отсутствует имущество, на которое суд может наложить взыскание, но при выдаче кредита на бизнес банк брал с ИП залог, обеспечение подлежит безусловной реализации в целях удовлетворения финансовых претензий к предпринимателю со стороны кредитного учреждения. После окончания процедуры банкротства, в случае отсутствия у предпринимателя имущества, он освобождается от уплаты долгов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бухгалтерия и учет
Adblock detector