Правила охраны труда при эксплуатации промышленного транспорта с 2019 года

О каком транспорте идёт речь

Данные Правила устанавливают нормативные требования охраны труда при проведении работ, связанных с эксплуатацией, техобслуживанием и ремонтом двух категорий т/с.

Вид Что включает
1 Напольный колесный промышленный транспорт Автопогрузчики

Электропогрузчики

Автокары

Электрокары

Грузовые тележки

Вагонетки

2 Промышленный транспорт непрерывного действия Конвейеры всех типов

Рольганги

Транспортеры

Трубопроводный транспорт

Пневмотранспорт

Это транспорт, который по технологии применяют как внутри, так и между производственными подразделениями предприятия (технологического комплекса), а также при их отдельном применении.

Использование авто- и ж/д транспорта между производственными подразделениями организации подпадает под общие Правила дорожного движения, а не Приказ № 553н.

Что должен сделать работодатель

На основе Правил и требований технической (эксплуатационной) документации промышленного транспорта и технологического оборудования, применяемого при его эксплуатации, работодатель должен разработать инструкции по охране труда и утвердить их своим локальным актом.

Кроме того, он обязан обеспечить:

  1. Безопасную эксплуатацию промышленного транспорта и технологического оборудования и их содержание в исправном состоянии.
  2. Обучение работников охране труда и проверку этих знаний.
  3. Контроль за соблюдением персоналом требований инструкций по охране труда.

В чём опасность для работников

Правила охраны труда при эксплуатации промышленного транспорта с 2019 года

При эксплуатации промышленного транспорта и технологического оборудования на сотрудников возможно воздействие следующих вредных и/или опасных факторов:

  • движущийся промышленный транспорт, машины и механизмы, подвижные элементы технологического оборудования, перемещаемые материалы, заготовки, изделия;
  • падающие материалы (твердые, сыпучие, жидкие), элементы технологического оборудования и инструмента;
  • повышенный уровень шума и вибрации;
  • повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
  • повышенная или пониженная температура объектов производственной среды;
  • недостаточная освещенность рабочей зоны;
  • повышенная загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны;
  • высокая температура жидкости в системах охлаждения двигателей;
  • ожоговое воздействие электролита аккумуляторных батарей, кислот и щелочей при приготовлении электролита;
  • высокое (избыточное) давление рабочей среды, транспортируемой по трубопроводам;
  • физические и нервно-психические перегрузки.

Кроме того, работодатель может вводить дополнительные требования безопасности при выполнении работ, улучшающие условия труда персонала.

С полным текстом Приказа № 553н можно ознакомиться на официальном сайте публикации правовой информации по прямой ссылке здесь.

Поделитесь с друзьями в соц.сетях

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Межотраслевые
правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта
(напольный безрельсовый колесный транспорт)* распространяются на
работников, эксплуатирующих или обеспечивающих эксплуатацию
промышленного напольного безрельсового колесного транспорта
(автомобилей, тракторов, автопогрузчиков, электропогрузчиков и
других безрельсовых колесных транспортных средств, включая и
грузовые тележки)**, используемых в технологических транспортных
операциях внутри (между корпусами, цехами, участками, отделениями,
службами, складами, торговыми залами и другими объектами)
организации, и устанавливают единые требования безопасности к
рабочим местам и организации работ к однотипным производственным
процессам при эксплуатации и обслуживании транспортных средств.
Правила не распространяются на эксплуатацию транспортных средств за
пределами территории, промплощадки организации.

_______________

*
Далее по тексту — Правила.** Далее по тексту —
транспортные средства.

1.2. Требования,
содержащиеся в Правилах, устанавливают минимально допустимый
уровень охраны и безопасности труда для работников и являются
обязательными для всех организаций независимо от
организационно-правовых форм и форм собственности, а также для
граждан, занимающихся трудовой деятельностью без образования
юридического лица, и лиц, выполняющих работу на основании
гражданско-правового договора.

Федеральные органы
исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в своих нормативных правовых актах, а
организации в своих документах в области охраны труда (стандартах
предприятия, приказах, распоряжениях, указаниях, положениях,
должностных инструкциях, инструкциях по охране труда) могут
устанавливать более высокий уровень требований по условиям, охране
и безопасности труда.

1.3. Правила не
распространяются на работников, эксплуатирующих или обеспечивающих
эксплуатацию железнодорожного, конвейерного, трубопроводного
транспорта и других, не указанных в п.1.1 Правил, транспортных
средств.

Правила охраны труда при эксплуатации промышленного транспорта с 2019 года

1.4. Правила действуют на
всей территории Российской Федерации и учитываются при
проектировании, строительстве и реконструкции объектов, при
разработке и применении технологических процессов транспортирования
грузов, при эксплуатации транспортных средств.

1.5. Выполнение отдельных
требований Правил, требующих значительных затрат, может
осуществляться по согласованию с органом исполнительной власти по
труду субъекта Российской Федерации, государственной инспекцией
труда по субъекту Российской Федерации и другими органами
государственного надзора и контроля.

а) работники,
ответственные за техническое состояние и безопасную эксплуатацию
транспортных средств, и их должностные обязанности;

б) требования к
техническому состоянию транспортных средств;

в) требования по
обеспечению безопасной эксплуатации транспортных средств, включая
организацию дорожного движения, состояние проездов, переездов,
дорожной разметки, наличие дорожных знаков и светофорного
регулирования, освещения и др.

1.7. Требования,
содержащиеся в Правилах, учитываются в конструкторской,
технологической и другой документации, разрабатываемой
организацией.

1.8. Перемещение грузов
осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ
12.3.020-80* «ССБТ. Процессы перемещения грузов на предприятиях.
Общие требования безопасности», перемещение опасных грузов* — в
соответствии с требованиями ГОСТ
19433-88* «Грузы опасные. Классификация и маркировка», Правил
перевозки опасных грузов автомобильным транспортом**.

_______________

*
Приложение 1.** Утверждены приказом
Министерства транспорта Российской Федерации от 8 августа 1995 г. N
73 («Российский вестник», 26 января 1996 г. N 15,
зарегистрированы в Минюсте России 18 декабря 1995 г.,
регистрационный N 997).

1.9. Эксплуатация
автомобильного транспорта осуществляется в соответствии с
требованиями ГОСТ
10807-78* «Знаки дорожные. Общие технические условия», ГОСТ 13508-74* «Разметка дорожная»,
ГОСТ
25478-91 «Автотранспортные средства. Требования к техническому
состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки»,
Правил
дорожного движения Российской Федерации*, а также Федерального
закона «О безопасности дорожного движения»**.

_______________

*
Утверждены постановлением
Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября
1993 г. N 1090 (Собрание Актов Президента и Правительства
Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531).** Федеральный
закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного
движения» (Собрание законодательства Российской Федерации,
1995, N 50, ст. 4873).

1.10. Безрельсовые
колесные транспортные средства, не подлежащие регистрации в
территориальных органах Государственной инспекции безопасности
дорожного движения Министерства внутренних дел Российской
Федерации*, регистрируются в установленном в организации порядке с
присвоением им регистрационного номера организации.

_______________

*
Далее — Государственная инспекция безопасности дорожного
движения.

1.11. Эксплуатация
вилочных авто- и электропогрузчиков осуществляется в соответствии с
требованиями ГОСТ 16215-80*Е
«Автопогрузчики вилочные общего назначения. Общие технические
условия», ГОСТ
18962-97 «Машины напольного безрельсового электрифицированного
транспорта. Общие технические условия», ГОСТ
24366-80*Е «Авто- и электропогрузчики вилочные общего назначения.
Грузозахватные приспособления. Общие технические условия».

1.12. Состояние покрытия
дорог, проездов для транспортных средств определяется требованиями
СНиП
2.05.02-85 «Автомобильные дороги».

1.13.
Санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
определяются ГОСТ
12.1.005-88 «ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к
воздуху рабочей зоны», санитарно-гигиенические требования к
воздуху и уровням вредных производственных факторов на рабочем
месте водителя указаны в СП 4616-88 «Санитарные правила по гигиене
труда водителей автомобилей».

_______________

*
Статья 2
Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ «Об основах охраны
труда в Российской Федерации» («Российская газета», 24 июля
1999 г. N 143).работодателей;работников, состоящих с
работодателями в трудовых отношениях;членов кооперативов,
участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной
деятельности, основанной на их личном трудовом участии;

Правила охраны труда при эксплуатации промышленного транспорта с 2019 года

студентов образовательных
учреждений высшего профессионального и среднего профессионального
образования, учащихся образовательных учреждений начального
профессионального, среднего профессионального образования и
образовательных учреждений среднего (полного) общего, основного
общего образования, проходящих производственную практику;военнослужащих,
направляемых на работу в организации;граждан, отбывающих
наказание по приговору суда, в период их работы в организациях.

1.15. Государственное
управление охраной труда осуществляется Правительством Российской
Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом
исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда, и другими
федеральными органами исполнительной власти*.

_______________

*
Статья
11 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ «Об основах
охраны труда в Российской Федерации» («Российская газета», 24
июля 1999 г. N 143).

1.16. Реализация основных
направлений государственной политики в области охраны труда
обеспечивается согласованными действиями органов государственной
власти Российской Федерации, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления,
работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных
союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками
представительных органов по вопросам охраны труда*.

_______________

*
Статья 4
Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ «Об основах охраны
труда в Российской Федерации» («Российская газета», 24 июля
1999 г. N 143).

межотраслевые пот при эксплуатации промышленного транспорта

1.17. 1. В целях
обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления
контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей
производственную деятельность, с численностью более 100 работников
создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по
охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в
этой области.

2. В организации с
численностью 100 и менее работников решение о создании службы
охраны труда или введении должности специалиста по охране труда
принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной
организации.При отсутствии в
организации службы охраны труда (специалиста по охране труда)
работодатель заключает договор со специалистами или с
организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

3. Структура службы
охраны труда в организации и численность работников службы охраны
труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального
органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны
труда*.

_______________

*
Статья
12 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ «Об основах
охраны труда в Российской Федерации» («Российская газета», 24
июля 1999 г. N 143).

1.18. В организациях с
численностью более 10 работников работодателями создаются комитеты
(комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят
представители работодателей, профессиональных союзов или иного
уполномоченного работниками представительного органа*.

_______________

*
Статья
13 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ «Об основах
охраны труда в Российской Федерации» («Российская газета», 24
июля 1999 г. N 143).

Правиламиопределены требования ОТ, связанные с эксплуатацией,
техобслуживанием и ремонтом

Напольного
колесного промышленного транспорта

1.
Автопогрузчики и электропогрузчики.

2. Автокары и электрокары.

3. Грузовые тележки и вагонетки.

Промышленного
транспорта непрерывного действия

1. Конвейеры
всех типов.

2. Рольганги.

3. Транспортеры.

4. Трубопроводный транспорт и пневмотранспорт.

3.
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕССАМ ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ТРАНСПОРТНЫХ
СРЕДСТВ

3.1.1. В процессе
эксплуатации для поддержания в рабочем состоянии транспортные
средства должны проходить технические осмотры и подвергаться
техническому обслуживанию и ремонту.

3.1.2. Техническое
обслуживание транспортных средств проводится перед началом или
после окончания рабочей смены и включает: мойку машины и протирку
кузова, фар, подфарников, указателей поворота, сигнала заднего
хода, стоп-сигнала, стекол кабины, зеркала заднего вида, номерного
знака; проверку укомплектованности транспортного средства;

проверку
состояния кузова, рамы, шин, тормозов, рулевого управления,
аккумуляторной батареи; проверку работы фар на обоих режимах,
подфарников, стоп-сигнала, указателей поворота, звукового сигнала,
стеклоочистителей и стеклоомывателя; проверку отсутствия подтекания
топлива, масла, охлаждающей жидкости;

_______________

*
Приложение 4.

3.1.3. Ремонт
транспортных средств проводится для устранения отказов или
неисправностей в работе механизмов и систем. Текущий ремонт
транспортных средств осуществляется преимущественно агрегатным
методом с заменой вышедших из строя узлов и агрегатов на
исправные.

3.1.4. Техническое
обслуживание или текущий ремонт транспортных средств производятся
на специально отведенных местах (постах) технического обслуживания
и ремонта, оснащенных необходимыми устройствами (осмотровыми
канавами, эстакадами, подъемниками и т.п.), приборами,
приспособлениями, инвентарем, инструментом.

3.1.5. Транспортные
средства, проходящие техническое обслуживание или текущий ремонт,
должны быть чистыми и их перегон и установка на пост технического
обслуживания и ремонта осуществляется специально выделенными
водителями (перегонщиками) под руководством мастера или начальника
участка.

3.1.6.
Автомобили-цистерны для перевозки легковоспламеняющихся, горючих
токсичных и других опасных наливных грузов, а также резервуары для
их хранения перед ремонтом полностью очищаются от остатков
продукта, и их ремонт может быть начат только при положительных
результатах инструментального (с применением газоанализаторов)
контроля атмосферы в этих емкостях.

Правила охраны труда при эксплуатации промышленного транспорта с 2019 года

3.1.7. Тормоза, рулевое
управление, механизмы управления, звуковую сигнализацию, освещение,
регуляторы и противоперегрузочные устройства необходимо
поддерживать в работоспособном и обеспечивающем безопасность
состоянии.

3.1.8. Защитные и
предохранительные устройства должны регулярно осматриваться и
поддерживаться на транспортном средстве в состоянии, обеспечивающем
безопасность эксплуатации транспортного средства.

3.1.9. Гидравлические
системы должны регулярно осматриваться и обслуживаться. При этом
появляющиеся протечки должны немедленно устраняться.

3.1.10. Аккумуляторные
батареи, электродвигатели, контроллеры, контакторы, концевые
выключатели, предохранительные устройства, провода и соединения
системы электрооборудования следует осматривать и обслуживать в
соответствии с правилами, принятыми для систем электрооборудования.
Особое внимание должно уделяться состоянию электроизоляции.

3.1.11. Систему выпуска
отработанных газов, карбюратор, испаритель, топливоподкачивающий
насос транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания
следует проверять на отсутствие утечек и повреждений.

3.1.12. Шины должны
проверяться на отсутствие разрушений и износ протектора, разрушений
боковин и ободьев. Давление в шинах должно соответствовать
указанному изготовителем. При демонтаже шин с разборных ободьев
следует предварительно убедиться в том, что внутреннее давление в
шинах спущено.

3.1.13. Система питания
топливом должна проверяться на отсутствие утечек и состояние всех
деталей. Системы для сжиженного газового топлива проверяются на
утечки с использованием мыльного раствора.

3.1.14. Состояние всех
табличек должно позволять их прочтение.

а) применение
легковоспламеняющихся жидкостей (бензина, растворителей и др.) для
промывки агрегатов и деталей;

Правила охраны труда при эксплуатации промышленного транспорта с 2019 года

б) заправка транспортных
средств топливом;

в) хранение
легковоспламеняющихся жидкостей, горючих материалов, кислот,
красок, карбида кальция и т.п. в количествах, превышающих их
сменную потребность;

г) хранение отработанного
масла, порожней тары из-под топлива и смазочных материалов;

д) загромождение проходов
и выходов из помещений материалами, оборудованием, демонтированными
агрегатами и др.

3.1.16. Использованные
обтирочные материалы на постах технического обслуживания и ремонта
должны немедленно убираться в металлические ящики с плотно
закрывающимися крышками и удаляться из помещения по окончании смены
в установленные места сбора для утилизации или уничтожения.

3.1.17. Разлитое топливо,
масло должны немедленно удаляться с применением опилок, песка,
которые после использования должны собираться в металлические
ящики, установленные вне производственного помещения.

3.1.18. На посту
технического обслуживания и ремонта транспортное средство должно
быть заторможено стояночным тормозом, зажигание выключено (подача
топлива у дизельного двигателя перекрыта), рычаг переключения
передач (контроллер) поставлен в нейтральное положение, под колеса
подложены (не менее двух) упоры (башмаки), на рулевое колесо
вывешена табличка «Двигатель не пускать — работают люди!».

3.1.19. При обслуживании
транспортного средства на подъемнике подъемник должен быть надежно
зафиксирован упором, исключающим возможность самопроизвольного
опускания подъемника, и на пульте управления подъемника
вывешивается табличка «Не включать — работают люди!».

3.1.20. Линия
технического обслуживания с поточным движением транспортных средств
оборудуется световой и звуковой сигнализацией, включаемой перед
началом перемещения обслуживаемых транспортных средств с поста на
пост.Каждый пост технического
обслуживания и ремонта на такой линии оборудуется кнопкой аварийной
остановки линии.

3.1.21. Перед прокруткой
коленчатого вала двигателя или карданного вала необходимо
проверить: выключено ли зажигание (перекрыта ли подача топлива у
дизельных двигателей), находится ли рычаг переключения передач
(контроллер) в нейтральном положении, освобожден ли рычаг
стояночного тормоза, подложены ли под колеса упоры (башмаки).

После
выполнения необходимых работ транспортное средство должно быть
заторможено стояночным тормозом.Пуск двигателя
транспортного средства, находящегося на посту технического
обслуживания или ремонта, разрешается водителю-перегонщику,
бригадиру слесарей или слесарю, производящему техническое
обслуживание или ремонт транспортного средства.

3.1.22. При работе на
опрокидывателе необходимо надежно закрепить на нем транспортное
средство, слить топливо, охлаждающую жидкость, маслоналивную
горловину надежно закрыть крышкой и снять аккумуляторную
батарею.

3.1.23. Перед снятием
узлов и агрегатов систем питания, смазки, охлаждения из них
сливается топливо, масло, охлаждающая жидкость.

3.1.24. Ремонтировать
топливные баки, резервуары, насосы, коммуникации, тару из-под
горючих жидкостей разрешается только после полного удаления из них
остатков топлива, промывки их горячей водой с каустической содой,
просушки и анализа состояния воздушной среды в их полостях с
применением газоанализатора.

Правила охраны труда при эксплуатации промышленного транспорта с 2019 года

3.1.25. Работник,
производящий очистку или ремонт резервуара из-под горючих,
легковоспламеняющихся или ядовитых жидкостей, обеспечивается
специальной одеждой, шланговым противогазом, спасательным поясом с
фалом и должен находиться под постоянной страховкой работника,
находящегося вне резервуара.

3.1.26. Транспортное
средство с двигателем, работающим на газовом топливе, перед въездом
на пост технического обслуживания и ремонта переводится на работу
на жидкое топливо (бензин или дизельное топливо), и на специальном
посту у него проверяется на герметичность газовая система питания.
С негерметичной тазовой системой питания въезд транспортного
средства в помещение технического обслуживания и ремонта не
допускается.

3.1.27. Сжиженный газ из
баллонов транспортного средства, направляемого на сварочные,
окрасочные работы или для устранения неисправностей газовой системы
питания, должен быть полностью слит (на специальном посту), а
газовые баллоны продуты сжатым воздухом, азотом или другим инертным
газом.

3.1.28. Снятие, установка
и ремонт газовой аппаратуры транспортного средства производится с
использованием специальных приспособлений и инструмента.

3.1.29. Снятие с
транспортного средства и установка на транспортное средство
деталей, агрегатов и узлов массой 15 кг и более (для женщин 7 кг и
более) должно производиться с использованием грузоподъемных
механизмов.

а) работать лежа на полу
(земле) без использования лежака;

б) выполнять какие-либо
работы на транспортном средстве, вывешенном только на домкрате,
тали и т.п. без установки стационарных упоров;

в) использовать вместо
козелков для подставки под вывешенное транспортное средство
подручные предметы — диски колес, кирпич и др.;

г) снимать и
устанавливать рессоры, пружины без предварительной их
разгрузки;

д) производить
техническое обслуживание или ремонт транспортного средства при
работающем двигателе (за исключением отдельных видов работ);

е) оставлять инструмент и
детали на краю осмотровой канавы;

ж) работать под кузовом
автомобиля-самосвала или самосвального прицепа без специального
дополнительного упора и предварительного освобождения кузова
автомобиля или прицепа от груза;

з) работать с
поврежденными или неправильно установленными упорами;

и) пускать двигатель и
осуществлять перемещение самосвального транспортного средства при
поднятом кузове;

к) использовать лом,
монтажную лопатку и т.п. для облегчения проворачивания карданного
вала;

л) при уборке рабочего
места использовать струю сжатого воздуха;

  • на напольный промышленный транспорт
  • на промышленный транспорт непрерывного действия
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бухгалтерия и учет
Adblock detector