Финансирование программы Цифровая экономика

Цели нацпроекта

Направлен Национальный проект «Цифровая экономика Российской Федерации»:

  • на обеспечение троекратного повышения внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников;
  • создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домашних хозяйств;
  • использование преимущественно отечественного программного обеспечения госорганами, органами местного самоуправления и организациями.

В конце января 2019 года произошло событие, которого давно ожидали специалисты и простые граждане, неравнодушные к теме цифровой экономики – в открытом (но не очень широком) доступе появились паспорт национальной программы «Цифровая экономика» и паспорта всех шести федеральных проектов, входящих в состав нацпрограммы.

Говорить об официальной, в полном смысле этого слова, публикации документов пока еще рано – материалы появились на сайте, созданном к проведению межрегионального совещания «Лидеры цифрового развития», проходившего 23-26 января 2019 года под Пермью, в санатории «Демидково».

Состав участников совещания был внушительным – вице-премьер Максим Акимов, руководитель МинкомсвязиКонстантин Носков и практически все его заместители, руководители региональных министерств информатизации. И именно поэтому статус материалов, опубликованных в связи с совещанием, можно считать если не полностью официальным, то вполне заслуживающим доверия.

Опубликован полный текст национальной программы «Цифровая экономика»

На титульных листах всех паспортов указано, что они прошли утверждение в соответствующих «верхних» инстанциях: паспорт нацпрограммы утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16), а паспорта федеральных проектов — Правительственной комиссией по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (протокол от 25 декабря 2018 г. № 1).

Однако, для того, чтобы послужить полноценной нормативной основой для осуществления бюджетных расходов по программе «Цифровая экономика», все паспорта должны быть включены в НПА уровня постановления или распоряжения Правительства РФ. Сведений о статусе подготовки такого НПА у TAdviser по состоянию на 5 февраля 2019 года нет, но можно не сомневаться, что рано или поздно такой документ все-таки появится.

Сейчас же продолжающее оставаться формально действующим распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 года № 1632-р о программе «Цифровая экономика» фактически устарело, потому что его содержание уже не соответствует вновь разработанному паспорту национального проекта и паспортам федеральных проектов.

На то, что опубликованные версии паспортов, скорее всего, еще будут подвергаться правке, указывают и имеющиеся пробелы в документах, и некоторые шероховатости содержательного и технического плана:

  • Во всех паспортах федеральных проектах отсутствуют реквизиты решения об утверждении паспорта (как уже сказано выше, по всей видимости, это должен быть НПА уровня постановления или распоряжения Правительства РФ);
  • Не для всех федеральных проектов указаны руководители соответствующих центров компетенции (ЦК). Так, отсутствуют сведения о руководителе ЦК для федерального проекта «Цифровое госуправление»;
  • В большинстве паспортов федеральных проектов отсутствуют сведения об источниках финансирования (целевых статьях федерального бюджета), хотя, паспорта дорабатывались уже после принятия и опубликования Федерального закона о бюджете на 2019-2021 гг.;
  • В некоторых паспортах остались следы проводившейся разработки. Так, например, из таблицы в самом конце паспорта проекта «Кадры для цифровой экономики» можно узнать, что в работе над паспортом принимали участие представители 82 (!) организаций – от федеральных министерств и госкорпораций до коммерческих структур (Росатом, Ростех, Ростелеком, Сбербанк, Крок, , Яндекс и др.), образовательных и общественных организаций – и что в данной версии паспорта отсутствуют неучтенные разногласия между разработчиками или отклоненные предложения.

Есть и более серьезные недочеты, о которых будет сказано ниже.

Эксперты TAdviser ознакомились со всеми опубликованными паспортами и представляют краткий обзор их содержания и свои выводы.

Хотя ключевые финансовые показатели национальной программы уже неоднократно публиковались (зачастую – на основе не окончательно утвержденных рабочих материалов, «утекавших» от разработчиков документов), TAdviser принял решение привести в обзоре сводную таблицу по финансовому обеспечению национальной программы и федеральных проектов в ее составе.

Насколько известно TAdviser, это первая столь подробная публикация по цифрам бюджетов «Цифровой экономики». И ее статус – не «утечка», а извлечение из материалов, доступных в официальном открытом источнике.

Табл. 1. Финансовое обеспечение национальной программы «Цифровая экономика»

№ п/п Наименование федерального проекта и источники финансирования Объем финансового обеспечения по годам реализации (млн рублей) Всего 2019 – 2024 (млн рублей)
2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
1 Федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды», в том числе: 220 297 297 307 265 265 266 1 697
1.1. предусмотрено федеральным бюджетом 220
1.2. дополнительные расходы федерального бюджета 265 265 265 265 265 266 1 591
1.3. бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации
1.4. консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации
1.5. внебюджетные источники 32 32 42 106
2 Федеральный проект «Информационная инфраструктура», в том числе: 2 391 94 696 322 270 89 799 105 859 89 531 70 246 772 401
2.1. предусмотрено федеральным бюджетом 2 177 10 000 10 000
2.2. дополнительные расходы федерального бюджета 31 714 48 121 67 920 105 859 89 531 70 246 413 391
2.3. бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации
2.4. консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации
2.5. внебюджетные источники 214 52 982 274 149 21 879 349 010
2.6. Предоставление универсальных услуг связи (предусмотрено Федеральным законом «О бюджете») 13 465 13 460 18 534 45 459
3 Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики», в том числе: 10 864 14 886 24 956 30 420 31 853 30 109 143 088
3.1. предусмотрено федеральным бюджетом
3.2. дополнительные расходы федерального бюджета 10 499 13 316 22 421 30 420 31 853 30 109 138 618
3.3. бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации
3.4. консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации
3.5. внебюджетные источники 365 1 570 2 535 4 470
4 Федеральный проект «Информационная безопасность«, в том числе: 387 7 647 9 674 10 080 1 051 979 773 30 204
4.1. предусмотрено федеральным бюджетом 365 35 35 35 105
4.2. дополнительные расходы федерального бюджета 4 780 5 534 4 867 1 051 979 773 17 984
4.3. бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации
4.4. консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации
4.5. внебюджетные источники 22 2 832 4 105 5 178 12 115
4.6. расходы при выделении дополнительного финансирования сверх лимита, установленного Минфином России* 10 127 12 108 20 677 42 912
5 Федеральный проект «Цифровые технологии», в том числе: 505 41 663 77 162 139 313 67 342 65 991 60 338 451 809
5.1. предусмотрено федеральным бюджетом 505
5.2. дополнительные расходы федерального бюджета 21 473 25 472 41 579 67 342 65 991 60 338 282 195
5.3. бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации
5.4. консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации
5.5. внебюджетные источники 20 190 51 690 97 734 169 614
6 Федеральный проект «Цифровое государственное управление», в том числе: 3 723 29 284 30 916 40 814 53 078 44 775 36 838 235 705
6.1. предусмотрено федеральным бюджетом 3 723 3 227 3 096 3 096 9 419
6.2. дополнительные расходы федерального бюджета 26 057 27 820 37 718 53 078 44 775 36 838 226 286
6.3. бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации
6.4. консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации
6.5. внебюджетные источники
6.6. расходы при выделении дополнительного финансирования сверх лимита, установленного Минфином России** 4 921 17 462 21 094 26 769 22 028 22 147 114 421
Всего по национальной программе за счет всех источников, в том числе: 7 226 212 964 498 235 365 574 284 784 255 422 220 717 1 837 696
федеральный бюджет: 6 990 108 050 123 659 177 901 258 015 233 394 198 570 1 099 589
предусмотренные расходы, включая расходы на обеспечение информатизации федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами 6 990 13 262 3 131 3 131 19 524
дополнительные расходы 94 788 120 528 174 770 258 015 233 394 198 570 1 080 065
предоставление универсальных услуг связи (предусмотрено Федеральным законом «О бюджете») 13 465 13 460 18 534 45 459
расходы при выделении дополнительного финансирования сверх лимита, установленного Минфином России 15 048 29 570 41 771 26 769 22 028 22 147 157 333
бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации
внебюджетные источники 236 76 401 331 546 127 368 0 0 0 535 315

* Увеличение финансирования задач «Обеспечено целостное, устойчивое и безопасное функционирование российского сегмента сети Интернет», «Создана защищенная цифровая среда взаимодействия двойного назначения на базе отечественных технологий для работы в стандарте LTE-450 для нужд МВД России, МЧС России, Росгвардии» и «Определение функционала и архитектуры ресурса информирования и проверки угроз уровня web-приложений, создание корпоративных и отраслевых центров ГосСОПКА, оказание мер поддержки органам государственной власти субъектов по реализации требований №187-ФЗ и созданию решений для типовых объектов КИИ» возможно при условии выделения дополнительного финансирования сверх лимита, установленного Минфином России.

** Увеличение финансирования задачи «Создание сквозной цифровой инфраструктуры и платформ» (в части мероприятий «Развитие системы «Мир» и обеспечение функционирования удостоверения личности гражданина Российской Федерации») возможно при условии выделения дополнительного финансирования сверх лимита, установленного Минфином России.

Майский указ 2018 года

7 мая 2018 года, в день своей инаугурации, президент РФ Владимир Путин подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Перед правительством РФ была поставлена задача достижения девяти национальных целей развития страны, в том числе обеспечения устойчивого естественного роста численности населения, повышения ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет, вхождения РФ в число пяти крупнейших экономик мира, перехода к темпам экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности и др.

— демография;

— здравоохранение;

— образование;

— жилье и городская среда;

— экология;

— безопасные и качественные автомобильные дороги;

— производительность труда и поддержка занятости;

— наука;

— цифровая экономика;

— культура;

— малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы;

— международная кооперация и экспорт.

Помимо этих 12 нацпроектов, указ президента предусматривает масштабную модернизацию магистральной инфраструктуры страны. 30 сентября 2018 года правительство РФ своим распоряжением утвердило соответствующий комплексный план, состоящий из 11 федеральных проектов.

Всего 12 нацпроектов и план развития инфраструктуры включают в себя 72 федеральных проекта.

Структура управления программой

Основная статья:Кто и как управляет развитием цифровой экономики

Для управления программой создана сложная система сдержек и противовесов из различных органов государственной власти.

Финансирование программы

Финансирование программы Цифровая экономика

11 февраля 2019 года стало известно, что Правительство опубликовало материалы Совета при Президенте России по стратегическому развитию и национальным проектам, посвященные 12 национальным проектам. В числе прочих опубликована краткая справка по национальной программе «Цифровая экономика».

Согласно справке, общие расходы этой программы за период 2018-2024 гг. составят 1,634 трлн руб. Из этой суммы 1,1 трлн руб. должен будет выделить федеральный бюджет, а 534 млн руб. должны быть взято из внебюджетных источников. Указанная сумма расходов более чем в два раза меньше той, чем была заложена в последний вариант программы (3,54 трлн руб.)

В том числе значительно были сокращены расходы на федеральный проект «Цифровые технологии и проекты» — до 451,8 млрд руб. (сокращение более чем в три раза) — и на федеральный проект «Цифровое государственное управление» — до 235,7 млрд руб (сокращение более чем в четыре раза).

Из федерального проекта «Цифровое государственное управление» были исключены расходы на сумму 865 млн руб. По всей видимости, это уже включенные в федеральный бюджет расходы на информатизацию органов государственной власти. А расходы федерального проекта «Цифровые технологи и проекты» сократились на 1,04 трлн руб. — по всей видимости, за счет внебюджетного финансирования. Суммарно расходы по обоим федеральным проектам сократились на 1,87 трлн руб.

Расходы по остальным федеральным проектам остались на уровне, заложенным в прежний вариант национальный программы. На «Информационную инфраструктуру» потратят 772 млрд руб., на «Кадры для цифровой экономики» — 143 млрд руб., на «Информационную безопасность» — 30 млрд руб., на нормативное регулирование цифровой среды» — 1,7 млрд руб[1].

Основная статья:Финансирование программы Цифровая экономика

Общие расходы программы за период 2018-2024 гг. составят 1,634 трлн руб. Из этой суммы 1,1 трлн руб. должен будет выделить федеральный бюджет, а 534 млн руб. должны быть взяты из внебюджетных источников.

Подготовка к реализации

В сентябре 2018 года президиум Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и нацпроектам рассмотрел и утвердил паспорта большей части национальных проектов. Документы содержат их целевые показатели, задачи, которые необходимо решить до 2024 года, объем выделенных для этого средств и др.

29 сентября 2018 года кабинет министров утвердил Основные направления деятельности правительства РФ на период до 2024 года, главной задачей которых стала реализация положений указа главы государства от 7 мая 2018 года.

1 октября 2018 года правительство внесло в Совет при президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам паспорта 12 нацпроектов. В дальнейшем в Совете и правительстве шла работа по их корректировке и дополнению.

31 октября 2018 года было утверждено положение об организации проектной деятельности в правительстве РФ. Согласно документу, паспорта нацпроектов, а также изменения в них, одобряет президиум Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. Он же утверждает состав проектных комитетов (непосредственно контролируют реализацию нацпроектов), кураторов и руководителей нацпроектов.

В министерствах, являющихся исполнителями нацпроектов, формируются ведомственные проектные офисы. В их задачу входит мониторинг реализации федеральных проектов, входящих в состав нацпроектов. В органах исполнительной власти субъектов РФ — региональные проектные офисы, призванные обеспечивать общую координацию реализации региональных проектов, которые являются частью нацпроектов, в конкретном субъекте РФ.

14 декабря 2018 года постановлением кабинета министров информационной система управления государственными финансами «Электронный бюджет» была дополнена подсистемой управления национальными проектами.

Финансирование программы Цифровая экономика

24 декабря 2018 года на итоговом заседании Федерального проектного офиса председатель правительства Дмитрий Медведев заявил о завершении в целом работы над формированием 12 нацпроектов и комплексного плана по развитию инфраструктуры. Премьер отметил, что их практическая реализация начнется с 2019 года.

Кураторами реализации нацпроектов являются вице-премьеры правительства. Непосредственные руководители, которые несут персональную ответственность за выполнение заложенных в нацпроекты показателей, — профильные министры российского правительства.

Промежуточные итоги исполнения нацпроектов предполагается подводить дважды в год. Оперативный мониторинг будет вестись в режиме онлайн. Для этого в федеральный план статистических работ правительство внесет 91 показатель национальных проектов.

Направления программы

Основная статья:Нормативное регулирование Цифровой экономики

Основная статья:Информационная инфраструктура цифровой экономики России

Основная статья:Информационная безопасность цифровой экономики России

Основная статья:Кадры и образование в цифровой экономике России

Основная статья:Сквозные технологии цифровой экономики

Сквозные технологии — это ключевые научно-технические направления, которые оказывают наиболее существенное влияние на развитие новых рынков.

Общие показатели

Всего на исполнение нацпроектов планируется потратить 25,7 трлн руб. Из них 13,2 трлн руб. будут выделены из федерального бюджета, 4,9 трлн руб. — из бюджетов субъектов Федерации, 7,5 трлн — из внебюджетных источников и еще 0,1 трлн — из государственных внебюджетных фондов.

Наибольшие вложения потребует комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (6,3 трлн руб. без учета энергетической части проекта). Наименее затратным станет нацпроект «Производительность труда и поддержка занятости» (52,1 млрд руб.).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бухгалтерия и учет
Adblock detector