МЭР внесет в правительство проект закона о публичной нефинансовой отчетности осенью

Пробел в законодательстве будет закрыт

На 2018 год действующее российское законодательство практически никак не регулирует формирование и открытое размещение отчётности нефинансового характера. Пока это – дело сугубо добровольное.

В то же время, практике применения такой отчётности в мире – более 20 лет. Потенциальные и настоящие потребители (клиенты), инвесторы, акционеры, госструктуры, общественные организации постоянно повышают интерес к тому, чем и как занимаются интересующие их компании. Поэтому законопроект о публичной нефинансовой отчетности закроет большую брешь в отечественном законодательстве.

Если не публиковать отчётность

Часть 3 статьи 4 проекта Федерального закона о публичной нефинансовой отчетности урегулировала ситуацию, когда организация обязана, но всё же не размещает на своём официальном интернет-ресурсе соответствующие отчёты. В этом случае там же нужно изложить мотивы, почему обязанность не исполнена.

Кому нужна нефинансовая отчетность?
К концу года по распоряжению правительства Минэкономики подготовит законопроект «О публичной нефинансовой отчетности (ПНО)». О том, какие изменения в связи с этим ждут российский бизнес, и почему многие крупные компании готовят ПНО уже сейчас, рассказала управляющий директор по корпоративной ответственности, устойчивому развитию и социальному предпринимательству РСПП и модератор секции «Бизнес» на Конференции 1


Какова мотивация тех компаний, которые занимаются составлением нефинансовой отчетности в России?


Многие крупные компании раскрывают нефинансовую информацию в отчетах по устойчивому развитию, а также все чаще расширяют данные сведения в годовых отчетах. В национальном регистре на данный момент зарегистрировано более 800 самостоятельных нефинансовых отчетов (отчеты в области УР, экологические отчеты, социальные и интегрированные) 166-ти компаний.


Какие самые важные показатели отчетности для инвесторов?


Сложно выделить пункты, которые были бы ключевыми для инвесторов, — они рассматриваются в комплексе. В частности, значение имеют показатели, связанные с изменением климата, воздействием на окружающую среду, внедрением низкоуглеродных технологий. Важны и социальные параметры: трудовые отношения, безопасность рабочих условий, права человека в аспекте предпринимательской деятельности. Если это компании, работающие на территории, где проживают малые народы, то это политика, связанная с учетом их интересов.


Есть ли трудности с составлением нефинансовой отчетности у российских компаний? С чего начать компании, которая раньше этим не занималась?


Первое, что нужно «новичкам», — понять, что нефинансовый отчет необходим самой компании. Процесс его подготовки повышает качество управления, поскольку обеспечивает мониторинг деятельности. Второе — следует выяснить, кто является заинтересованной стороной в нефинансовых показателях вашей организации.

Понятно, что это весь финансовый сектор, инвесторы, акционеры, госструктуры, НКО и собственные работники. Именно с учетом интересов разных сторон необходимо выделить приоритетные темы и отразить их в отчете. Третье — необходимо овладеть инструментами правильного и качественного раскрытия информации. Разумно пользоваться уже существующими системами отчетности, где подробно объясняется, как обеспечить полноту и достоверность данных.


Наверняка у компании может возникнуть соблазн внести некорректные данные, приукрасить результаты. Случается ли это и чем грозит?


Любой отчет расширяет как возможности, так и риски. Это один из способов повышения доверия, поиска партнеров, инвесторов. В случае распространения недостоверной или некачественной информации к вам появятся дополнительные вопросы, возрастет опасность подорвать доверие. Компания рискует своей репутацией — ключевым стимулом для заботы о качестве информации.


Что даст принятие закона о нефинансовой отчетности в России, проект которого правительство должно принять до конца года?


В мае 2017 года была принята концепция развития нефинансовой отчетности в России, закон — это первый шаг в ее реализации. То есть у нас уже есть дорожная карта, в каком направлении двигаться. Для некоторых компаний ПНО станет обязательной. В первую очередь будущий закон коснется госкорпораций и крупных организаций с государственным участием.

Разработка законопроекта — это хороший сигнал в направлении повышения информационной открытости. В большинстве стран мира процессы по обязательному раскрытию нефинансовой отчетности давно идут, и России нельзя отставать. В обратном случае будет снижаться доверие к стране и к бизнесу в целом, даже к тем компаниям, которые по уровню открытости не отличаются от мировых.

Беседовала Екатерина Селиванова

Результатами первого межведомственного согласования проекта правительственной концепции публичной нефинансовой отчетности стали перенос сроков введения требований обязательного раскрытия такой информации и их смягчение для крупных, в первую очередь государственных, компаний. Новый вариант документа с целью развития соответствующей практики компаний предполагает усиление роли Московской биржи, рейтингов устойчивого развития и средств массовой информации.

Согласование отсроченной ответственности

Проект правительственной концепции публичной нефинансовой отчетности, для доработки которого в мае 2016 года была создана специальная межведомственная группа в Минэкономики, прошел первый этап согласования, заметно изменившись (есть в распоряжении « 1») по сравнению с ноябрьской версией (см. ). Так, сроки введения обязательного раскрытия информации о социальных и экологических результатах деятельности крупных государственных и частных компаний перенесены с 2020 года на 2023 год.

Вместе с этим изменены критерии, по которым предполагается определять, какие компании будут обязаны составлять публичную нефинансовую отчетность. Напомним, концепцией предполагается, что обязательным раскрытие такой информации станет прежде всего для госкомпаний, компаний, где государству принадлежит более 50%.

Речь шла о том, что после 2020 года публичную нефинансовую отчетность должны были представлять предприятия с активами свыше 15 млрд руб. или количеством работников более 5 тыс. человек. Теперь же для компаний, доля госсобственности в которых не превышает 50%, критерием предполагается сделать включение акций компании в котировальный список первого уровня Московской биржи.

Актуальный вариант проекта концепции предполагает, что на такие компании обязательства публичного раскрытия нефинансовых показателей распространятся с 2021 года (согласно нынешнему варианту концепции, в 2021 году начнется третий этап ее реализации). При этом с 2023 года, то есть с началом четвертого этапа реализации концепции в нынешнем ее варианте, основанием для обязательного составления нефинансовой отчетности будет служить наличие компании в списках 500 крупнейших организаций по объему выручки и дохода согласно критериям ведущих российских рейтингов. К ним чиновники относят рейтинг РБК 500 «Весь бизнес России» и рейтинг «600 крупнейших компаний России» агентства RAEX.

При этом круг госкомпаний и компаний с долей госсобственности не ниже 50%, которые подпадают под требования о публичном раскрытии финансовой информации, заметно сужен. На втором этапе (теперь стартует с 2019 года) реализации концепции в предыдущем варианте отчетность предполагалось сделать обязательной для ГУПов, МУПов и компаний с долей госсобственности выше 50%, сумма активов которых за отчетный год превышает 3 млрд руб.

На третьем этапе реализации концепции в ее предыдущем варианте (предполагалось, что он начнется уже в 2017 году) отчетность обязаны были бы представлять ГУПы, МУПы и компании с 50-процентным госучастием, число работников в которых превышает 1 тыс. человек, а сумма активов за отчетный год — 1 млрд руб.

После последних согласований на третьем этапе соответствующие требования распространяются на ГУПы и компании с 50-процентной долей госсобственности в том случае, если их активы за отчетный год превышают 5 млрд руб., а количество работников — 2 тыс. человек. Муниципальные унитарные предприятия в новом варианте концепции будут исключены из списка структур, обязанных представлять нефинансовую отчетность.

Повестка дня в области устойчивого развития до 2030 года»), а также увязать концепцию с законом «О защите окружающей среды» и Трудовым кодексом. Эти замечания учтены в нынешнем варианте проекта документа. Помимо этого Минфин и Минэнерго отметили целесообразность проведения процедуры оценки регулирующего воздействия (ОРВ) документа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бухгалтерия и учет
Adblock detector