Изменения по НДС и свежие новости

Вычет НДС невозможен, если товар приобретен за счет субсидий

На основании п. 1 ст. 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, если иное не установлено положениями гл. 21 НК РФ, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (НДФЛ), за исключением случаев, предусмотренных п. 2 и 2.1 этой статьи.

Согласно п. 2.1 ст. 170 НК РФ в случае приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы РФ, суммы налога, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, вычету не подлежат.

Кроме того, суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), имущественным правам в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае получения им в соответствии с законодательством РФ из бюджетов бюджетной системы РФ субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Согласно п. 5.1 ст. 9 Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных естественными монополиями, все перечисленные положения должны были вступить в силу с 01.01.2019.

Однако эта норма утратила силу на основании ст. 3 Федерального закона № 303-ФЗ. В то же время в соответствии со ст. 4 этого закона п. 1 и пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ применяются в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных:

  • организациями – субъектами естественных монополий за счет бюджетных инвестиций, полученных до 31.12.2018 включительно из бюджетов бюджетной системы РФ;

  • налогоплательщиками – сельскохозяйственными товаропроизводителями за счет субсидий, полученных до 31.12.2018 включительно из бюджетов бюджетной системы РФ;

  • организациями-производителями за счет субсидий, полученных до 31.12.2018 включительно из федерального бюджета на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении колесных транспортных средств, высокопроизводительной самоходной и прицепной техники, в том числе сельскохозяйственной техники, на использование энергоресурсов энергоемкими предприятиями автомобильной промышленности, на осуществление НИОКР и проведение испытаний колесных транспортных средств;

  • организациями-концессионерами, реализующими проекты по строительству (реконструкции) автомобильных дорог (участков автомобильных дорог и (или) искусственных дорожных сооружений), за счет бюджетных инвестиций, полученных до 31.12.2018 включительно из бюджетов субъектов РФ на основании концессионных соглашений, заключенных до 01.01.2018.

В абзаце 2 п. 2 ст. 154 НК РФ указано, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы РФ в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Федеральным законом № 303-ФЗ уточнено, что так же надо определять облагаемую базу при реализации товаров (работ, услуг) с учетом скидок на цену товаров (работ, услуг) без учета НДС.

В свою очередь, суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы РФ в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются. Это положение также распространено на случай применения скидок на цену товаров (работ, услуг) без учета НДС.

Пунктом 6 ст. 5 Федерального закона № 303-ФЗ установлено, что новая редакция п. 2 ст. 154 НК РФ регулирует правоотношения, возникшие с 01.01.2018.

С 1 января 2018 г. вносятся изменения в ст.170 НК РФ, касающиеся учета НДС при получении бюджетных инвестиций и субсидий из бюджета.

Так, в новом п. 2.1. ст 170 НК РФ будет установлено, что в случае приобретения товаров (работ, услуг) за счет полученных субсидий и (или) бюджетных инвестиций, НДС, предъявленный поставщиками товаров (работ, услуг) или уплаченный при ввозе товаров на территорию РФ вычету не подлежит. (п.2.1 ст.170 НК РФ в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ).

Сумма налога учитывается в расходах при исчислении налога на прибыль организаций при условии, что расходы на приобретение самих товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, учитываются в расходах (в том числе через начисленную амортизацию). При этом, налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым (оплачиваемым) за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций. При невыполнении данного требования НДС в расходах учитывать нельзя.

Это правило применяется также при проведении капитального строительства и (или) приобретения недвижимого имущества за счет бюджетных субсидий и (или) бюджетных инвестиций с последующим увеличением уставного фонда государственных (муниципальных) унитарных предприятий или возникновением права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юридических лиц.

Если же товары (работы, услуги) сначала приобретаются налогоплательщиком, и только потом он получает субсидию или бюджетные инвестиции на возмещение затрат, то ранее принятый к вычету НДС необходимо восстановить при получении денежных средств (пп.6 п.3 ст.170 НК РФ). Требование о восстановлении НДС при получении субсидий на возмещение затрат содержалось в пп.6 п.3 ст.170 НК РФ и до 01.01.2018 г.. При этом восстанавливать НДС при получении бюджетных инвестиций не требовалось.

С 1 января 2018 г. также будет уточнено, что НДС необходимо восстановить независимо от факта включения суммы налога в субсидии и (или) бюджетные инвестиции на возмещение затрат. Определен порядок восстановления НДС при частичном возмещении затрат за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций.

В такой ситуации налогоплательщику необходимо рассчитать долю налога, подлежащего восстановлению. Она определяется, исходя из стоимости товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, без учета налога, приобретенных за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, в общей стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, без учета налога.

Поправка. Уточнено содержание статьи 148 НК РФ «Место реализации работ (услуг)».

Суть изменений. Реализация работ или услуг облагается НДС, если совершается на территории РФ. В этих целях налоговым законодательством закреплены принципы определения места реализации. Так, место реализации работ (услуг), в зависимости от их вида, может определяться, в частности (подп. 4-5 п. 1 ст. 148 НК РФ):

  • по месту деятельности лица, которое эти работы (услуги) выполняет (оказывает);
  • по месту нахождения покупателя этих работ (услуг).

Местом реализации работ и услуг может являться место деятельности организации или ИП, которые оказывают эти услуги либо выполняют работы (за исключением перечисленных в подп. 1-4.1, 4.3 п. 1 ст. 148 НК РФ). Это место определяется, в общем случае, по данным государственной регистрации (п. 2 ст. 148 НК РФ).

С 1 октября 2014 года уточняется порядок установления места реализации услуг (работ), которые оказываются (выполняются) филиалом или представительством организации. В таких случаях местом реализации работ (услуг) будет считаться место, указанное в учредительных документах. То есть, если, например, в уставе компании закреплено, что филиал (представительство) находится за границей, то приобретение услуг или работ у этого филиала (представительства) за пределами РФ, не будет признаваться объектом обложения НДС.

В пояснительной записке к Закону № 238-ФЗ отмечается: поправка в статью 148 НК РФ направлена на уточнение порядка определения места реализации работ (услуг) в случае, когда такие работы (услуги) оказываются на территории иностранного государства филиалом российской организации, состоящим на учете в налоговом органе такого иностранного государства. В целях исключения двойного налогообложения таких операций предлагается не признавать их местом реализации территорию РФ.

Аналогичный порядок с 1 октября 2014 года будет применяться и к определению места нахождения филиала или представительства организации-покупателя некоторых видов работ или услуг (например, по разработке программ для ЭВМ, консультационных, юридических, бухгалтерских) — подпункт 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ.

Поправки. Изложены в новой редакции:- абзац 3 подпункта 3 статьи 170 НК РФ «Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)»;- пункт 6 статьи 172 НК РФ «Порядок применения налоговых вычетов».

Суть изменений. Новшества затрагивают порядок принятия НДС к вычету продавцом и восстановления НДС покупателем в ситуациях, когда расчеты осуществляются по предоплате (полной или частичной). Поясним на примерах.

Предположим, что продавец получил предоплату за товар. Позднее продавец отгрузил товар (или же выполнил работы, оказал услуги или передал имущественные права), стоимость которого оказалась меньше полученного уже аванса. Если так, то покупатель обязан восстановить НДС только в той сумме, которая фактически указана в счете-фактуре на отгрузку товара.

Проще говоря, сумма к восстановлению будет равна величине НДС, предъявленного продавцом. Такая позиция, кстати, высказывалась и прежде (например, письмо Минфина РФ от 15.06.10 № 03-07-11/251). При этом новая редакция уточняет: если договором предусмотрено, что предоплата засчитывается в счет платежей за отдельные партии товаров (работы, услуги, имущественные права) в определенном размере, то НДС восстанавливается в сумме, приходящейся на часть аванса, который учитывается при расчетах.

Приказ опубликован — в апреле отчитываемся по НДС на новом бланке

В пункте 2 ст. 88 НК РФ указано, что общий срок камеральной проверки декларации по любому налогу составляет три месяца. То есть налоговый орган может проверить декларацию гораздо быстрее, но может и заниматься проверкой весь этот период.

Теперь для НДС максимальный срок сокращен благодаря Федеральному закону от 03.08.2018 № 302-ФЗ. Правда, новый абз. 4 п. 2 ст. 88 НК РФ сформулирован, по нашему мнению, несколько странно. В нем сказано, что в течение двух месяцев со дня подачи декларации по НДС должны быть проверены документы, как представленные на ее основе самим налогоплательщиком, так и имеющиеся у налогового органа, происходящие из других источников.

Формально из данного абзаца получается, что в сокращенный срок проверяются документы, связанные с декларацией по НДС, но не сама декларация. Впрочем, законодатели, скорее всего, не имели ничего такого в виду – это понятно из следующего нового абзаца обозначенного пункта. В нем указывается, что срок проведения камеральной проверки может быть продлен до трех месяцев, если налоговый орган установил признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах, до окончания камеральной проверки декларации по НДС.

В пункте 4 ст. 4 Федерального закона № 302-ФЗ указано, что данное изменение применяется в отношении камеральных налоговых проверок, проводимых на основе деклараций по НДС, представленных в налоговые органы после дня вступления в силу этого закона.

Согласно п. 1 той же статьи он вступает в силу по истечении месяца после опубликования, а это произошло 03.08.2018.

Следовательно, в общем случае впервые данное изменение будет применяться к декларациям по НДС, представленным за III квартал 2018 года.

В статье 154 НК РФ разъясняется порядок определения налоговой базы по НДС при реализации товаров (работ, услуг). В частности, в п. 1 этой статьи указано, что при получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога.

Ни в названии этой статьи, ни в ее тексте не упоминаются имущественные права. Хотя, очевидно, определение налоговой базы по некоторым из них должно иметь особенности. Правда, есть ст. 155 «Особенности определения налоговой базы при передаче имущественных прав» НК РФ. Но в этой статье ничего не сказано о получении оплаты или частичной оплаты в счет передачи имущественных прав.

Законодатели исправили ситуацию, что отражено в Федеральном законе № 302-ФЗ. Правда, дополнение включено в п. 1 ст. 154 НК РФ. В нем учтены особенности, возникающие при получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящей передачи имущественных прав в случаях, предусмотренных абз. 2 п. 1 и п. 2 – 4 ст. 155 НК РФ.

В этих случаях налоговая база будет определяться как разница между суммой оплаты, частичной оплаты, полученной налогоплательщиком в счет предстоящей передачи имущественных прав, и суммой расходов на приобретение указанных прав (размера денежного требования, в том числе будущего требования), определяемой исходя из доли оплаты, частичной оплаты в стоимости, по которой передаются имущественные права.

Соответственно, суммы НДС, исчисленные налогоплательщиком с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок имущественных прав, будут подлежать вычету (изменен п. 8 ст. 171 НК РФ). Этот вычет будет производиться с даты передачи имущественных прав в размере налога, исчисленного согласно приведенному порядку (дополнен п. 6 ст. 172 НК РФ).

В силу п. 2 ст. 4 Федерального закона № 302-ФЗ данные правила будет применяться с 01.10.2018.

Изменения по НДС и свежие новости

С 1 января 2018 г. реализация лома облагается НДС, т. е. пп. 25 п.2 ст.149 НК РФ, устанавливающий освобождение от налога утрачивает силу (Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

Но уплачивать НДС при реализации лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, а так же сырых шкур животных будут покупатели (за исключением физических лиц, не являющихся ИП). Новый пункт 8 статьи 161 НК РФ возлагает на них обязанности налогового агента по НДС (п.8 ст.

В целях НК РФ (п.8 ст.161 НК РФ): сырыми шкурами животных признаются необработанные (невыделанные) шкуры, снятые с туш животных, парные или законсервированные в целях предотвращения их порчи и разложения (мокросоленые или сушеные), но не подвергнутые никакой дальнейшей обработке; алюминием вторичным и его сплавами признаются алюминий вторичный и его сплавы, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности.

Далее, чтобы не повторяться, порядок налогообложения лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и сырых шкур животных мы будем рассматривать на примере налогообложения лома.

Налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика НДС. Т. е., организации и ИП, применяющие спецрежимы или освобожденные от НДС в соответствии со ст.145 или 145.1 НК РФ не освобождаются от обязанностей налогового агента.

Но, обратите внимание, обязанности налогового агента возникнут у покупателя только в том случае, если он приобретает лом, алюминий или шкуры у плательщиков НДС (п.8 ст.161 НК РФ).

Т. е., например, если пункт приема вторсырья приобретает лом у физических лиц, НДС такой организации платить не придется. Обязанности налогового агента по НДС у нее не возникают. Или завод, приобретает лом у неплательщиков НДС, например, у организаций или ИП, применяющих УСН или освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст.145 и 145.1 НК РФ. НДС по такой операции завод не уплачивает.

Чтобы покупатель лома знал, что приобретает товар у неплательщика НДС, продавцы должны сделать запись в договоре и в первичном учетном документе «Без налога (НДС)» или проставить такую отметку (абз. 6 п.8 ст.161 НК РФ).

Если поставщик обманет покупателя, т. е. будет установлено, что продавец безосновательно проставил отметку в договоре и первичном документе об отсутствии НДС, то именно продавцу, а не покупателю придется уплатить в бюджет НДС (абз. 7 п.8 ст.161, п. 3.1 ст. 166 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г.)).рт продавец выставляет покупателю счет-фактуру с нулевой ставкой НДС, которую продавцу необходимо

Также продавцу придется самостоятельно исчислить НДС, если при реализации лома он был освобожден от исполнения обязанностей плательщика НДС или применял спецрежим (ЕСХН, УСН, ЕНВД, ПСН), но потерял на это право «задним числом». Т. е., такие налогоплательщики исчисляют и уплачивают налог по операциям реализации лома, начиная с периода, в котором они перешли на общий режим налогообложения, до дня наступления обстоятельств, являющихся основанием для утраты права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика либо на применение соответствующих специальных налоговых режимов (абз.8 п.8 ст.161, п. 3.1 ст. 166 НК РФ с 01.01.2018 г.). рт продавец выставляет покупателю счет-фактуру с нулевой ставкой НДС, которую продавцу необходимо

Например, организация на УСН продала лом 12.04.2018 года (с отметкой «Без налога (НДС)). Но во 2-м квартале доходы с начала года превысили максимальную величину для применения УСН, например, это произошло 20.06.2018 г. и она потеряла право на применение этого спецрежима с 01.04.2018 г. (п.4 ст.346.13 НК РФ). С 20.06.2018 г.

организация стала выставлять своим покупателям счета-фактуры с НДС и внесла соответствующие изменения в ранее выставленные договоры. Соответственно она должна исчислить НДС по лому, отгруженному во 2-м квартале 2018 г. за период с 01.04.2018 г. до 20.06.2018 г., в нашем примере, по лому, отгруженному 12.04.2018 г. рт продавец выставляет покупателю счет-фактуру с нулевой ставкой НДС, которую продавцу необходимо

Кроме того, НДС должен быть исчислен и предъявлен покупателю продавцом, если лом приобретает физическое лицо, не являющееся ИП (такие ситуации, по мнению автора редкость) (п. 3.1 ст. 166, п.1 ст.168 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г.)рт продавец выставляет покупателю счет-фактуру с нулевой ставкой НДС, которую продавцу необходимо

При реализации лома на экспорт продавец выставляет покупателю счет-фактуру с нулевой ставкой НДС, которую продавцу необходимо

Несмотря на то, что при приобретении лома у плательщиков НДС покупатели должны исполнять обязанности налогового агента по НДС, нормы НК РФ не освобождают продавцов от выставления счетов-фактур. Но в тех случаях, когда НДС должен уплатить налоговый агент, продавец обязан при реализации налогоплательщиками лома, а также при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок таких товаров выставить счета-фактуры, в т. ч.

По общему правилу, в расчетных и первичных документах, а также в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой (п.4 ст.168 НК РФ). Однако учитывая, что данный налог продавец не предъявляет покупателю и даже не должен его исчислять (п.3.1 ст.166 НК РФ с 01.01.2018 г.) по мнению автора, в первичных документах, которыми сопровождается передача лома покупателю, следует сделать такую же отметку, что и в счете-фактуре, т. е. указать суммы без НДС и сделать отметку «НДС исчисляется налоговым агентом».

Скорректированы ставки НДС для авиаперевозчиков

К числу операций, которые облагаются НДС по ставке 0%, отнесены услуги по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения расположен на территории Калининградской области. Для подтверждения нулевой ставки и вычетов налогоплательщик должен представить в налоговый орган реестр перевозочных документов.

Изменения по НДС и свежие новости

Кроме того, до 31.12.2020 продлено применение ставки НДС 10 % к внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа, кроме полетов в Крым и Севастополь (пп. 6 п. 2 ст. 164 НК РФ). Это изменение внесено статьей 4 Закона № 335-ФЗ.

Новый порядок применения «правила 5%»

НДС, относящийся исключительно к НЕоблагаемым операциям (назовем их прямыми расходами) — включается в стоимость приобретений, т. е. учитывается в расходах. А, по тем товарам (работам, услугам) и имущественным правам, которые будут участвовать одновременно и в облагаемой и в освобожденной от НДС деятельности, входной НДС (назовем его «общехозяйственным» НДС) нужно распределить.

Но в настоящее время п.4 ст.170 содержит, так называемое, «правило 5%», которое формально позволяет налогоплательщику не вести раздельный учет и принять к вычету всю сумму НДС, если доля расходов на необлагаемые операции в общей сумме расходов за квартал не превышает 5%. Однако, с учетом последней судебной практики и разъяснений Минфина РФ «правило 5%» может применяться только в отношении «общехозяйственных» вычетов, т. е. вычетов НДС, которые должны распределяться в пропорции между облагаемой и необлагаемой деятельностью.

Вычет НДС по товарам (работам, услугам), относящимся исключительно к необлагаемым операциям не может быть принят к вычету, даже при соблюдении «правила 5%» (Определением Верховного Суда Российской Федерации от 12.10.2016 N 305-КГ16-9537 по делу N А40-65178/2015, п. 12 Письма ФНС России от 23.12.2016 N СА-4-7/24825@, Письмо Минфина России от 05.10.2017 N 03-07-11/65098).

С 1 января 2018 года данная позиция будет официально закреплена в п.4 ст.170 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ). Т. е. при соблюдении «правила 5%» налогоплательщик сможет принять к вычету всю сумму «общехозяйственного» НДС, а по товарам (работам, услугам), относящимся исключительно к облагаемым или исключительно необлагаемым операциям придется вести раздельный учет входного НДС.

Как видим, изменений по НДС немало. Причем, некоторые поправки, внесенные в главу 21 НК РФ, влекут за собой необходимость изменения формы декларации по НДС и правил ее заполнения, а это прибавит работы даже тем налогоплательщикам, которых нововведения не касаются. И это еще не все…С 1 января 2018 г. существенные поправки по НДС ждут организации и ИП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. Но об этом в следующей статье «Экспортный» НДС. Изменения с 1 января 2018 года».

Если налогоплательщик осуществляет как облагаемые, так и необлагаемые виды деятельности, он обязан вести раздельный учет хозопераций и сумм НДС (абз. 5 п. 4 ст. 170 НК РФ). Однако из этого правила есть исключение — правило 5%. Оно предусматривает, что если доля совокупных расходов на приобретение, производство и реализацию товаров (работ, услуг), которые НДС не облагаются, не превышает 5% от общей суммы таких расходов за квартал, налогоплательщик может не вести раздельный учет и принять к вычету всю сумму «входного» НДС (абз. 7 п. 4 ст. 170 НК РФ).

На практике эта норма вызывала спор: можно ли правило 5% применять к товарам, используемым только в деятельности, которая НДС не облагается? Контролирующие органы и суды возражали против этого (см. п. 12 письма ФНС России от 23.12.2016 № СА-4-7/24825@).

С 01.01.2018 такой подход закреплен законом. Теперь правило 5% применяется только к тем товарам (работам, услугам), которые используются одновременно как в облагаемых НДС операциях, так и необлагаемых.

Кроме того, с этой даты раздельный учет должны вести все налогоплательщики, которые осуществляют как облагаемые, так и необлагаемые операции. Исключений для тех, кто соблюдает правило 5%, нет. Такие изменения закреплены в подпункте «г» пункта 12 статьи 2 Закона № 335-ФЗ.

Суть изменений. Напомним, что с 1 января 2015 года из НК РФ исключаются положения, обязывающие плательщиков НДС вести журналы учета полученных и выставленных счетов фактур. А сам журнал учета не нужно будет предоставлять при подтверждении права на освобождение от НДС (п. 6 ст. 145 НК РФ, п. 3 ст. 169 НК РФ в редакции Федерального закона от 20.04.14 № 81-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).

Однако для некоторых лиц такие обязанности все же сохранятся. Так, налогоплательщики, которые освобождены от обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС и лица, которые, в принципе, не являются налогоплательщиками НДС, обязаны будут вести журналы учета, если они являются посредниками (по договорам комиссии или агентским договорам) или же если выставляют (получают) счета-фактуры при осуществлении деятельности по договору транспортной экспедиции или при выполнении функций застройщика.

Изменения по НДС и свежие новости

Также названные выше лица будут обязаны:

  • представлять в налоговую инспекцию по месту своего учета налоговую декларацию по НДС в электронной форме через оператора электронного документооборота;
  • включать в налоговую декларацию сведения, указанные в журнале учета полученных и выставленных счетов фактур;
  • представлять в налоговую инспекцию по месту своего учета в электронной форме через оператора ЭДО журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур.

Соответствующие уточнения внесены в пункты 5, 5,1 и 5.2 статьи 174  НК РФ, и начнут действовать с 1 января 2015 года.

*Название закона — «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям».

Изменения в декларации: что учесть в 2019 году

Наглядно ознакомиться с изменениями в декларации вы можете в этом материале.

Изменения декларации по НДС с 2019 года учитывают появление новой ставки 20%, однако прежние ставки 18% и 18/118 полностью не исчезли. Они присутствуют в разделах 3 и 9 наряду с новой ставкой налога, так как необходимы для применения в переходный период (к операциям, начавшимся до 01.01.2019 и завершившимся позднее).

Значительная часть разделов и приложений декларации осталась без изменений. 

ФНС перенесла в инструкцию предложенный ранее порядок, несколько откорректировав его. Так, строки 010-030 раньше контролеры предлагали налоговым агентам – неплательщикам НДС не заполнять (письмо ФНС России от 19.04.2018 № СД-4-3/7484). В обновленной инструкции закреплено правило о проставлении в них прочерков.

Какие еще поправки появились в обновленных правилах заполнения декларации по НДС, расскажем в следующем разделе.

Об учете субсидий при применении скидок на цену товаров

Законодатель разрешил налогоплательщикам отказаться от применения нулевой ставки НДС по следующим операциям:

  • реализация товара на экспорт;
  • услуги по международной перевозке товаров и другие услуги, связанные с ней (пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • работы (услуги), выполняемые организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, перечисленные в подпункте 2.2 пункта 1 статьи 164 НК РФ;
  • услуги по транспортировке трубопроводным транспортом природного газа, перечисленные в подпункте 2.3 пункта 1 статьи 164 НК РФ;
  • услуги передачи по общероссийской электрической сети электроэнергии в энергосистемы иностранных государств (пп. 2.4 п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • работы и услуги по перевалке и хранению товаров в морских и речных портах (пп. 2.5 п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • услуги по предоставлению ж/д вагонов и контейнеров, а также транспортно-экспедиционные услуги по транспортировке экспортированного (реэкспортированного) товара ж/д транспортом (пп. 2.7 п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • работы и услуги организаций внутреннего водного транспорта, перечисленные в подпункте 2.8 пункта 1 статьи 164 НК РФ.

Для применения по этим работам и услугам ставки 18 (10)% вместо нулевой нужно подать в налоговый орган заявление до 1 числа квартала, с которого планируется эту ставку не применять. Отказаться от нулевой ставки НДС можно на срок не менее 12 месяцев. Причем отказ от нулевой ставки НДС распространяется сразу на все перечисленные выше операции налогоплательщика, а не какие-то отдельно. Нельзя применять разные налоговые ставки в зависимости от того, кто является покупателем.

Изменения по НДС и свежие новости

Эти изменения, так долго ожидаемые многими налогоплательщиками, внес Федеральный закон от 27.11.2017 № 350-ФЗ. Они действуют с 01.01.2018. Отказ от нулевой ставки избавит налогоплательщиков от достаточно сложной процедуры ее документального подтверждения, а контрагенты смогут заявить к вычету предъявленный им НДС по ставке 18 (10) %. Ранее контролирующие органы были против применения ставки 18 % вместо 0 % и налогового вычета у контрагентов.

Обновленная кодировка операций

В новой декларации по НДС с 2019 года применяются новые и уточненные коды операций. Посвященное кодам приложение № 1 отредактировано и дополнено.

Большинство кодов налогоплательщиками уже использовались ранее. Они были рекомендованы ФНС в отдельных письмах (от 09.01.2018 № СД-4-3/10 и др.).

Сельхозпроизводители будут платить НДС

Организации и предприниматели, уплачивающие ЕСХН, не являются плательщиками НДС (исключение — уплата НДС при ввозе, а также в соответствии со статьей 174.1 НК РФ по договору простого товари­щества и др.). С 01.01.2018 этот список исключений дополнился операциями, перечисленными в статье 161 НК РФ, по которым НДС платит налоговый агент (п. 57 ст.

Кроме того, с 01.01.2019 плательщики ЕСХН будут признаваться плательщиками НДС (п. 12 ст. 9 Закона № 335-ФЗ). Это означает, что они будут платить НДС по всем налогооблагаемым операциям. Но законодатель смягчил переход на уплату НДС, предусмотрев для них освобождение от НДС по новым правилам статьей 145 НК РФ. С 01.01.2019 плательщик ЕСХН сможет получить освобождение от НДС, если (пп. «а» п. 1 ст. 2 Закона № 335-ФЗ):

  • в этом же календарном году переходит на уплату ЕСХН;
  • либо за предшествующий налоговый период (календарный год) по ЕСХН сумма дохода от реализации товаров (работ, услуг) на данном режиме налогообложения без учета налога не превысила в совокупности:

—  за 2018 год — 100 млн руб.
—  за 2019 год — 90 млн руб.
—  за 2020 год — 80 млн руб.
—  за 2021 год — 70 млн руб.
—  за 2022 год и последующие — 60 млн руб.

Изменения по НДС и свежие новости

Для получения освобождения налогоплательщик должен подать письменное уведомление в налоговый орган по месту учета. Сделать это нужно до 20 числа месяца, с которого планируется использовать освобождение от НДС.

Право на освобождение утрачивается с 1 числа месяца, в котором:

  • сумма дохода от реализации товаров в пределах налогового периода на ЕСХН превысила установленный лимит (приведен выше);
  • осуществляется реализация подакцизных товаров.

В таком случае сумма НДС за указанный месяц должна быть восстановлена в бюджет. Обратите внимание: если плательщик ЕСХН утратил право на освобождение от НДС, повторно им воспользоваться уже не сможет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бухгалтерия и учет