Налоговые и бухгалтерские изменения с 2019 года

Другие изменения

Правительство РФ своим постановлением от 29.06.2018 № 758 установило ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду на уровне ставок 2018 года с коэффициентом 1,04. Дополнительные коэффициенты, например для объектов под особой охраной, остались.

Напомним, ставки платы за 1 тонну загрязняющих веществ утверждены на 2016 – 2018 годы.

Организации и ИП, ведущие деятельность на объектах II категории, с 2019 года должны будут сдавать специальную декларацию. Это касается, в частности, металлургии, пищевых и текстильных производств.

Однако сроки первичной подачи отчетности пока не определены. Планируют установить, что сдать ее нужно до того как закончится срок действия разрешительной природоохранной документации.Периодичность подачи – один раз в семь лет, если не меняются технологические процессы производства, качество и количество выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников.К декларации нужно приложить расчет нормативов допустимых выбросов (сбросов).

Основание: Приказ Минприроды России от 11.10.2018 № 509; Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ.

Внесли изменения в постановление о ставках экологического сбора. Этот платеж вносят производители или импортеры товара и упаковки. Новые ставки действуют начиная с уплаты сбора за 2018 год. Основание: Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 № 1293.

С 4 января 2019 года действуют новые формы документов, которые налоговики используют при налоговых проверках. Например, это решение о проведении выездной налоговой проверки. Всего обновили 63 документа. Основание: Приказ ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628.

С 5 января 2019 года действует новый перечень стран, с которыми налоговики обмениваются страновыми отчетами. Основание: Приказ ФНС от 04.12.2018 № ММВ-7-17/785.

С 1 января 2019 года налоговый платеж можно уточнить, если:

  • со дня уплаты прошло не более трех лет;
  • уточнение не приводит к образованию недоимки;
  • деньги поступили в бюджет, несмотря на ошибку.

Уточнить можно будет не только основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика, но и номер счета Федерального казначейства. Основание: Федеральный закон от 29.07.2018 № 232-ФЗ.

ФНС обновила формы заявлений о зачете и возврате излишне уплаченного налог (приказ от 30.11.2018 № ММВ-7-8/[email protected]).

Напомним, формы сообщений, решений, заявлений, применяемых при зачете или возврате излишне уплаченных налогов (сборов, страховых взносов, пеней, штрафов) утверждены приказом 14.02.2017 № ММВ-7-8/[email protected]

Теперь ФНС утвердила в новой редакции:

  • форму заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа);
  • форму заявления о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа).

В новых формах появилось поле «статус плательщика», которое может принимать значения 1 – налогоплательщик, 2 – плательщик сбора, 3 – плательщик страховых взносов, 4 – налоговый агент.

Изменилась страница для сведений о счете плательщика. Также из страницы со сведениями о физическом лице, не являющемся ИП, убрали поля, где указывался адрес места жительства.

Приказ вносит изменения в форму сообщения налогового органа о принятом решении по зачету или возврату налоговых платежей. В этом сообщении появится новое поле для указания причины отказа в зачете или в возврате.

Обновленные редакции перечисленных документов действуют с 9 января 2019 года.

Операторы связи должны будут оказывать услуги телефонной связи каждому абоненту на одинаковых условиях независимо от того, в каком субъекте РФ он находится. Также они не смогут устанавливать плату за входящий звонок из другого субъекта РФ. Основание: Федеральный закон от 27.12.2018 № 527-ФЗ.

Правительство внесло изменения в порядок формирования индексов повышения платы граждан за коммунальные услуги. Основание: постановление от 12.11.2018 № 1347.

Ранее плата граждан за коммунальные услуги индексировалась раз в год – с 1 июля, как правило, в среднем на 4%.

Налоговые и бухгалтерские изменения с 2019 года

Теперь решено перейти к двухэтапной индексации. Так, с 1 января 2019 года размер платы граждан за коммунальные услуги будет повышен на 1,7%. Это связано с повышением с 1 января 2019 года ставки НДС с 18 до 20%. С 1 июля 2019 года размер платы за услуги ЖКХ будет дополнительно повышен на 2,4% к январю 2019 года.

Также см. “Таблица повышения ЖКХ в 2019 году по регионам“.

Изменением срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа признается перенос установленного срока уплаты (в том числе ненаступившего срока) на более позднее время. Указанный перенос осуществляется в соответствии с гл. 9 НК РФ. В частности, общие условия изменения срока уплаты налоговых платежей (пени и штрафов) установлены ст. 61 НК РФ. Так, п.

2 названной статьи предусматривает изменение срока уплаты в отношении всей подлежащей уплате в бюджет суммы либо ее части (суммы задолженности) с начислением процентов на сумму задолженности. Причем обозначенный перенос не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога (п. 4).

Изменение срока уплаты налога (а также сбора, страховых взносов, пени и штрафа) налоговые органы осуществляют в порядке, определяемом ведомственным приказом (п. 8 ст. 61 НК РФ). В настоящее время это Приказ № ММВ-7-8/683@.

Согласно п. 2 ст. 64 НК РФ правом на отсрочку (рассрочку) может воспользоваться заинтересованное лицо, финансовое положение которого не дает уплатить названный налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка.

В этой же норме приведен перечень оснований, когда заинтересованное лицо может претендовать на получение отсрочки (рассрочки) по уплате налоговых платежей:

  • причинение ему ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • задержка финансирования из бюджета либо задержка оплаты выполненного государственного заказа;
  • угроза его банкротства в случае единовременной выплаты им налога;
  • производство или реализация товаров, работ или услуг, носящих сезонный характер.

Итак, в соответствии с Налоговым кодексом организация вправе претендовать на отсрочку (рассрочку) по внесению налоговых платежей лишь в четырех случаях.

Что касается таможенного НДС (подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ), получить отсрочку (рассрочку) в отношении данного налога организация может в случаях и в порядке, предусмотренных таможенным законодательством (пп. 6 п. 2 ст. 64 НК РФ).

Как упоминалось выше, ФНС Приказом № ММВ-7-8/683@ утвердила новый Порядок изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, пени и штрафа налоговыми органами (далее – Порядок). Данный документ (как, впрочем, и его предшественник) регламентирует процедуру предоставления налогоплательщику отсрочки (рассрочки), а также определяет требования к составу и содержанию документов, представляемых им в указанных целях.

Сразу скажем: каких-либо существенных изменений в процедуре получения отсрочки (рассрочки) не произошло. Процедура изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, пени и штрафа, установленная Порядком,мало чем отличается от предыдущих правил.

Как и прежде, решение об изменении срока или об отказе в изменении срока уплаты налоговых платежей уполномоченный орган должен принять в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления заинтересованного лица (п. 15 Порядка, п. 6 ст. 64 НК РФ). Копия такого решения должна быть направлена заинтересованному лицу не позднее 3 рабочих дней со дня принятия (п. 10 ст. 64 НК РФ).

Обратите внимание: решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога вступает в действие со дня, обозначенного в этом решении. Причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления решения в силу.

Пунктом 17 Порядка, п. 1 ст. 63 НК РФ определены уполномоченные органы и сроки для предоставления отсрочки (рассрочки) по видам налогов. Для удобства эта информация приведена в таблице.

Вид налога 

Уполномоченный орган, который принимает решение об отсрочке (рассрочке)* 

Срок отсрочки (рассрочки) 

Федеральные налоги и сборы (пени и штрафы), зачисляемые в федеральный бюджет

ФНС России

Не более трех лет

Федеральные налоги и сборы (пени и штрафы), зачисляемые в региональные и местные бюджеты

ФНС России по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов РФ, муниципальных образований

Не более одного года

Страховые взносы

ФНС России

Не более одного года

Региональные и местные налоги

УФНС субъекта РФ, налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика

Не более одного года

* Заинтересованное лицо, претендующее на изменение срока уплаты федеральных налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, обращается в ФНС России через управление ФНС по субъекту РФ по месту своего нахождения либо через межрегиональную инспекцию ФНС по крупнейшим налогоплательщикам.

Важный нюанс. По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом (абз. 2 п. 2 Порядка). Копию такого решения заинтересованное лицо в пятидневный срок должно представить в налоговый орган по месту своего учета (абз. 2 п. 6 ст. 64 НК РФ).

Что делать?

ФНС отмечает, что для оформления договора поручительства поручитель должен обратиться с письменным заявлением в ИФНС по месту нахождения налогоплательщика, обязанности которого обеспечиваются договором. Дополнительно надо приложить проект договора поручительства, а при необходимости, доверенность, если обращается представитель поручителя.

После получения запроса в течение 10-15 рабочих дней налоговики уведомят поручителя о соответствии или несоответствии поданной информации требованиям закона. Если все в порядке, то еще через 5 рабочих дней у поручителя будет одобренный проект договора, который затем можно будет подписать с налогоплательщиком.

Кто вправе претендовать на получение отсрочки (рассрочки)? 

Документы 

Для получения отсрочки (рассрочки) заинтересованное лицо, помимо заявления, должно представить в уполномоченный орган определенный пакет документов, перечень которых приведен в п. 5 ст. 64 НК РФ. Обязательными документами являются:

  • справки банков об оборотах денежных средств по счетам за каждый из шести месяцев, предшествующих подаче указанного заявления, а также справки о наличии расчетных документов, помещенных в картотеку, либо об их отсутствии в этой картотеке;
  • справки банков об остатках денежных средств на всех счетах в банках;
  • перечень контрагентов-должников. Надо указать по каждому должнику цены договоров и сроки их исполнения, приложить копии этих договоров и первичных документов по ним (накладных, актов оказанных услуг (выполненных работ) и пр.);
  • обязательство о соблюдении условий отсрочки (рассрочки), а также предполагаемый график погашения задолженности.

Кроме перечисленных документов, заинтересованное лицо дополнительнодолжно представить (п. 5.1 ст. 64 НК РФ):

  • заключение органа власти о факте стихийного бедствия (технологической катастрофы) и акт оценки причиненного ущерба – если поводом для обращения за отсрочкой (рассрочкой) стал ущерб, причиненный при чрезвычайных обстоятельствах;
  • информацию о неполученных суммах оплаты выполненного госзаказа (данный документ может быть составлен как распорядителем бюджетных средств, так и самим налогоплательщиком) – в случае неполучения средств из бюджета;
  • справку о том, что доля доходов от сезонных видов деятельности составляет не менее 50% всей выручки организации, – в случае осуществления организацией деятельности, носящей сезонный характер.

О залоге, поручительстве и банковской гарантии 

Согласно п. 19 Порядка изменение срока уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов может быть обеспечено:

  • залогом имущества (ст. 73 НК РФ);
  • поручительством (ст. 74 НК РФ);
  • банковской гарантией (ст. 74.1 НК РФ).

При этом договор поручительства, договор залога, банковская гарантия подлежат регистрации в налоговом органе (п. 24 Порядка).

Для оформления договора поручительства либо договора залога заинтересованное лицо и поручитель (либо залогодатель) должны одновременно обратиться с письменным заявлением в налоговый орган (п. 20 Порядка). Рекомендуемые образцы заявлений приведены в приложениях 8 и 9 к Порядку.

О результатах рассмотрения заявлений о возможности заключения обозначенных договоров, а также о результатах рассмотрения банковской гарантии налоговый орган должен известить заинтересованное лицо (поручителей, залогодателей) в течение семи рабочих дней после получения соответствующих документов (п. 23 Порядка).

Почему это важно?

Налоговые и бухгалтерские изменения с 2019 года

Договор поручительства позволяет организациям в заявительном порядке возмещать НДС, а также не платить акцизы при экспорте подакцизных товаров. При этом поручителем может выступать только организация, которая соответствует определенным критериям. Она должна быть зарегистрирована в России, у нее не должно быть никаких задолженностей перед бюджетами разных уровней, а сумма обязательств по всем договорам поручительства не может превышать 20% стоимости ее чистых активов.

Основания для отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки) 

Непредставление вышеупомянутых документов является основанием для отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налоговых платежей. Об этом сказано в п. 13 Порядка.

Кроме того, в п. 1 ст. 62 НК РФ назван еще ряд ситуаций, когда налогоплательщику однозначно откажут в изменении срока уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов. К примеру, едва ли организация может рассчитывать на положительное решение, если в отношении нее ведется производство по делу о налоговом правонарушении либо административном правонарушении в области налогов, сборов, страховых взносов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза (пп. 2 п. 1 ст. 62 НК РФ).

Другими основаниями для отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки) являются следующие обстоятельства:

  • возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением налогового законодательства;
  • есть достаточные основания полагать, что заинтересованное лицо просит отсрочки (рассрочки) в целях уклонения от взыскания налога;
  • не истекли три года с момента вынесения отказного решения по предыдущему заявлению застрахованного лица о предоставлении отсрочки (рассрочки).

О принятии уполномоченным органом отказного решения налогоплательщик должен быть извещен в течение трех дней (п. 2 ст. 62, п. 10 ст. 64 НК РФ). Такое решение может быть обжаловано в вышестоящем налоговом органе и затем в суде или сразу в суде (если принято ФНС России) (п. 2 ст. 62, п. 9 ст. 64, п. 2 ст. 138 НК РФ).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бухгалтерия и учет
Adblock
detector