Коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности

Коэффициент налоговой нагрузки

Предмет. В статье отмечается, что в связи с тем, что многие организации искажают показатели финансово-хозяйственной деятельности в целях неполного отражения в отчетности результатов коммерческой деятельности, чтобы снизить или вовсе избежать уплаты налогов, данная проблема является актуальной.

Цели. Выявить значение внесенных в концепцию планирования выездных налоговых проверок изменений в связи с появлением среднеотраслевых показателей деятельности налогоплательщиков. Доказать тезис: если налогоплательщик впишется в обновленные критерии, а также будет вести свою финансово-хозяйственную деятельность в прибыль, риск выездной налоговой проверки существенно снизится.

Методология. Методом сравнения в разных отраслях экономики изучены уровни рентабельности и налоговой нагрузки, которые свидетельствуют о финансовом положении организации.

Результаты. Определены сферы деятельности, где выездные проверки наиболее вероятны.

Коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности

Выводы. По результатам исследования выявлено, что прибыльность продаж и рентабельность активов по гостиницам и ресторанам увеличились, а в оптовой торговле снизились. Пошли вверх оба показателя рентабельности в розничной торговле и сфере бытовых услуг. Среднеотраслевые показатели налоговой нагрузки выросли в строительстве, большинстве обрабатывающих производств и торговле, а снизились на транспорте и в виде деятельности «гостиницы и рестораны».

Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» практически полностью изменил не только порядок проведения налоговых проверок, но и процедуру производства по делам о налоговых правонарушениях. Новая редакция ст. 87 Налогового кодекса РФ четко указывает, что к налоговым проверкам относятся только камеральные и выездные проверки.

1) сплошной;

2) выборочный.

Как правило, налоговики применяют сплошной метод проверки, поскольку решения по результатам выборочных проверок могут быть признаны недействительными.

— комплексными и тематическими;

— плановыми и внеплановыми.

Выездная проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким видам налогов. Налоговые органы не вправе проводить в течение одного года более двух выездных налоговых проверок одного и того же налогоплательщика по одним и тем же налогам за один и тот же период.

В 2013 г. налоговые органы страны по результатам 468 тыс. выездных проверок (31% от всех проведенных налоговых проверок организаций) дополнительно начислили 68,3 млрд руб. (в эту сумму входят зачисления и от проведенных 228 тыс. выездных проверок физических лиц). Из общего количества выездных проверок комплексные составляют 49%, тематические — 51%. Доля проверок, выявивших нарушения, достигла 57%.

В концепцию планирования выездных проверок были внесены изменения в связи с появлением среднеотраслевых показателей деятельности налогоплательщиков за 2013 г.

Федеральная налоговая служба сообщила об актуализации данных по налоговой нагрузке и по сведениям о рентабельности по отраслям. И те, и другие данные используются налоговиками в качестве ориентиров для оценки добросовестности налогоплательщиков: те из них, чьи показатели ниже приведенных среднеотраслевых, признаются подозрительными и могут быть включены в план проверок.

Рентабельность — это относительный показатель экономической эффективности. Она комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых, денежных и других ресурсов организации.

Рентабельность в конкретной организации рассчитывается по данным бухучета и сопоставляется с уровнем рентабельности для соответствующей сферы деятельности.

Коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности

Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам или потокам, ее формирующим.

1) рентабельность продаж;

2) рентабельность активов.

Рентабельность продаж = Чистая прибыль / Выручка.

Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании и ее способности контролировать издержки. Часто она используется для оценки операционной эффективности организации.

В отличие от показателей рентабельности продаж рентабельность активов рассчитывается как отношение прибыли к средней стоимости активов организации. То есть показатель из формы N 2 «Отчет о финансовых результатах» делится на среднее значение показателя из формы N 1 «Бухгалтерский баланс».

Ra = P / A,

где Ra — рентабельность активов;

P — прибыль за период;

A — средняя величина активов за период.

Налогоплательщик может самостоятельно оценить риск получить «гостей» в виде выездной налоговой проверки. Для этого Федеральная налоговая служба разработала соответствующие общедоступные критерии. Они позволят налогоплательщику находиться в зоне «налоговой стабильности». Налогоплательщик, не соответствующий данным критериям, с большой долей вероятности будет включен в план выездных налоговых проверок.

Среди таких критериев сопоставление налоговой нагрузки налогоплательщика с показателями среднего уровня налоговой нагрузки по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности), а также уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета с уровнем рентабельности для той или иной сферы деятельности по данным статистики. В частности, проверка по налогу на прибыль реальна для тех хозяйствующих субъектов, чья рентабельность ниже среднеотраслевой на 10%.

Также в зону внимания попадают организации, осуществляющие финансово-хозяйственную деятельность с убытком в течение двух и более календарных лет.

В соответствии с гражданским законодательством целью деятельности коммерческих организаций определено получение прибыли (не просто дохода, а прироста имущества в результате деятельности). В настоящее время организация вряд ли будет работать себе в убыток.

Убыток в финансовой деятельности без выраженных в течение нескольких налоговых периодов тенденций к его погашению или уменьшению — это наиболее вероятный признак искажения показателей деятельности (чаще всего в целях неполного отражения в отчетности результатов коммерческой деятельности). Несмотря на наметившуюся тенденцию к сокращению числа убыточных предприятий, их доля в общем количестве юридических лиц достаточно велика. По данным ФНС России, она составляет 21%.

Среднеотраслевые показатели налоговой нагрузки увеличились в строительстве, в большинстве обрабатывающих производств, торговле, но снизились на транспорте и в отрасли «Гостиницы и рестораны».

Коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности

Рентабельность продаж и рентабельность активов по гостиницам и ресторанам, напротив, увеличились, а в оптовой торговле снизились. Выросли оба показателя рентабельности в розничной торговле и сфере бытовых услуг.

Таким образом, можно прийти к выводу, что возрастает вероятность проверок предприятий розничной торговли.

— в рыболовстве и рыбоводстве рентабельность продаж повысилась на 0,1 п. п.;

— в сфере обработки древесины и производства изделий из дерева этот показатель возрос на 2,8 п. п. — практически в полтора раза (в 2012 г. рентабельность продаж была равна 5,3%, в 2013 г. — уже 8,1%);

— в производстве готовых металлических изделий — на 0,6 п. п. (с 7,6 до 8,2% соответственно);

— в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования — на 0,8 п. п. (с 8,1 до 8,9% соответственно);

— в сфере связи незначительно увеличилась рентабельность активов — на 0,1 п. п.;

— в финансовой деятельности рентабельность активов возросла на 1,2 п.

Обзор документа

Приводятся показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности в 2017 г.

Данные показатели используются налогоплательщиками для самостоятельной оценки налоговых рисков. Одним из критериев, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных проверок, является низкая налоговая нагрузка у данного лица (ниже среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли).

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Обновлены показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности. Они актуализированы с учетом данных за 2016 г.

Данные показатели используются налогоплательщиками для самостоятельной оценки налоговых рисков. Одним из критериев, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, является низкая налоговая нагрузка у данного налогоплательщика (ниже среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли).

Основные требования ИФНС к показателям налоговой нагрузки и рентабельности компании

Приложение № 3
к Приказу ФНС России
от 30.05.07 № ММ-3-06/333@

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2017 году*

Справочно:

Налоговая нагрузка рассчитана как отношение суммы налогов и сборов по данным официальной статистической отчетности ФНС России к обороту организаций по данным Росстата, умноженное на 100%

——————————

*- Расчет произведен с учетом поступлений по налогу на доходы физических лиц

Налоговая нагрузка — показатель, рассчитываемый как отношение уплаченных налогов к выручке по бухгалтерской отчетности, умноженное на 100%.

Для расчета нагрузки в 2017 году надо учесть все налоги, которые платит компания, в том числе НДФЛ за сотрудников.

В 2017 году страховые взносы в сумму уплаченных налогов не включают (письмо ФНС России от 22.03.2013 № ЕД-3-3/1026@). Скорее всего, уже в следующем году налоговики включат взносы в расчет, так как теперь они сами администрируют эти платежи и у них появятся данные за текущий год. Поэтому компании при подготовке отчетности за 1 квартал 2018 года будут определять налоговую нагрузку, включающую взносы.

В 2017 году налоговики вправе проверять 2014-2016 годы (п. 4 ст. 89 Налогового кодекса РФ). Сравните данные компании с показателями налоговой нагрузки ФНС России за эти годы. При отклонениях проверку сразу не назначат, но могут запросить причины.

Чтобы определить налоговую нагрузку организации, суммы уплаченных налогов разделите на выручку по данным бухучета за конкретный год. Причем в расчет берите уплаченные в бюджет суммы, включая НДФЛ. Такие разъяснения ФНС дала в письме от 29.06.2018 № БА-4-1/12589. Сравните свои данные со среднем уровнем налоговой нагрузки по видам деятельности.

Коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности

При расхождениях заранее подготовьте пояснения. Налоговики могут запросить их перед тем, как пригласить вас на комиссию и назначить выездную проверку. По налогам инспекторы также рассчитывают нагрузку по отраслям в своем регионе. Она может отличаться от федеральной. У компаний есть возможность сравнить свои данные только с федеральным уровнем.

Если региональный показатель выше федерального, компания узнает об этом от налоговиков. Скорее всего, они потребуют пояснения. Определить показатель налоговой нагрузки организации, сравнить его со средним по отрасли и сделать вывод о том, есть ли у вашей организации риски вызова на комиссию и выездной налоговой проверки, поможет специальный расчетчик от экспертов Системы Главбух.

Вид деятельности (ОКВЭД2) Налоговая нагрузка, % Нагрузка по взносам, %
Всего 10,8 3,6
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство — всего (раздел А) 4,3 5,5
растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях (01) 3,5 5,4
лесоводство и лесозаготовки (02) 7,5 6,8
рыболовство, рыбоводство (03) 7,9 5,5
Добыча полезных ископаемых — всего (раздел B) 36,7 1,8
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых (05, 06) 45,4 1,0
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических (07,08) 18,8 4,1
Обрабатывающие производства — всего (раздел C) 8,2 2,2

производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий (10, 11, 12)

28,2

2,4

производство текстильных изделий, одежды (13, 14) 8,1 4,2
производство кожи и изделий из кожи (15) 7,9 4,7
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения (16) 2,0 3,6
производство бумаги и бумажных изделий (17) 4,4 1,8
деятельность полиграфическая и копирование носителей информации (18) 9,2 4,3
производство кокса и нефтепродуктов (19) 5,1 0,2
производство химических веществ и химических продуктов (20) 1,9 2,4
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях (21) 6,9 3,0
производство резиновых и пластмассовых изделий (22) 6,3 2,6
производство прочей неметаллической минеральной продукции (23) 8,9 3,5
производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (24, 25)

4,4

2,4
производство машин и оборудования, не включенное в другие группировки (28) 8,8 3,9
производство компьютеров, электронных, а также оптических изделий (26) 12,5 5,3
производство электрического оборудования (27) 6,7 3,0
производство прочих транспортных средств и оборудования (30) 4,7 4,8
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (29) 5,1 1,7
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха — всего (раздел D) 6,8 2,4
производство, передача и распределение электроэнергии (35.1) 8,1 2,2
производство и распределение газообразного топлива (35.2) 1,3 1,4
производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха (35.3) 6,5 4,5
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность и ликвидация загрязнений — всего (раздел E) 8,4 4,8
Строительство (раздел F) 10,2 4,3
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов — всего (раздел G) 3,2 1,2
торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт (45) 2,7 1,1
торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами (46) 3,1 0,9
торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами (47) 3,6 2,2
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания — всего (раздел I) 9,5 5,7
Транспортировка и хранение — всего (раздел H) 6,8 4,8
деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские и грузовые перевозки (49.1) 8,5 6,8
деятельность трубопроводного транспорта (49.5) 4,5 2,1
деятельность водного транспорта (50) 9,3 4,1
деятельность воздушного и космического транспорта (51) отр. 3,0
деятельность почтовой связи и курьерская деятельность (53) 14,4 11,6
Деятельность в области информации и связи — всего (раздел J) 16,4 5,2
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом (раздел L) 21,3 6,3
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги (раздел N) 15,4 9,2

В статье приведены данные, по которым можно самостоятельно проверить свои показатели с обновлёнными значениями налоговой нагрузки на разные отрасли экономической деятельности. Такая проверка позволяет заранее выявить отклонения и подготовиться к возможному визиту налоговой инспекции.

Так называемая Концепция системы планирования выездных налоговых проверок утверждена приказом ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333. Она позволяет понять, насколько ваш бизнес рискует попасть под выездную ревизию налоговиков.

Один из основных критериев при этом – налоговая нагрузка по видам экономической деятельности. В середине мая 2018 года Налоговая служба России опубликовала обновлённые показатели налоговой нагрузки по виду экономической деятельности за 2017 год.

Налоговики обнародовали безопасные показатели налоговой нагрузки и рентабельности за 2013 год. Это значения, на которые стоит ориентироваться, чтобы не попасть в список кандидатов на выездную проверку (приказ ФНС России от 30мая 2007г.

№ММ-3-06/333@). Мы привели в этом материале новые показатели за три года — 2011-й, 2012-й и 2013-й (см. таблицы в конце статьи). Их сейчас вправе проверить ИФНС.

Анализировать нагрузку и рентабельность проверяющие тоже будут за эти годы в динамике.

Налоговая нагрузка = Сумма налогов, уплаченных за год / Выручка за год по данным бухучета (без НДС) Х 100%

В сумму налогов не включайте НДФЛ, НДС, перечисленный в качестве налогового агента, а также все страховые взносы. Итог сравните со средним значением по вашей отрасли. Безопасный результат — тот, который полностью совпадает с критерием ФНС.

При наличии любых отклонений инспекторы обязательно заинтересуются причинами. Особенно если в динамике за три года нагрузка падает. Падение или любое отклонение в низшую сторону всегда можно обосновать. Например, тем, что компания открыла долгоокупаемые проекты, расходы по ним большие, а прибыли пока нет или она невысокая.

Другие причины — закрытие некоторых направлений бизнеса, секвестирование производства, снижение цен для удержания клиентов, падение покупательского спроса. Всегда можно ссылаться на то, что у компании есть план по увеличению прибыли и, соответственно, налоговой нагрузки.

Возможно, ваши обоснования устроят налоговиков, и они не станут назначать выездную проверку. Но в любом случае требовать от вас искусственно довести нагрузку до среднеотраслевой и доплатить налоги инспекторы не вправе.

Рентабельность продаж = Прибыль от продаж товаров, работ, услуг / Себестоимость товаров, работ, услуг Х 100%

Данные возьмите из Отчета о финансовых результатах: себестоимость продаж, прибыль, коммерческие и управленческие расходы (строки 2120, 2200, 2210, 2220).

Результаты тоже сравните со среднеотраслевыми. Здесь допустимы отклонения. Инспекторы возьмут на заметку те компании, рентабельность которых отклоняется от нормы более чем на 10 процентов, особенно если есть убыток. Как правило, низкая налоговая нагрузка сопровождается и низкой рентабельностью, поэтому здесь подойдут аналогичные объяснения отклонений.

Безопасная налоговая нагрузка по видам экономической деятельности

Вид деятельности 2011 год 2012 год 2013 год
ВСЕГО 9,7 9,8 9,9
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 3,6 2,9 2,9
Рыболовство, рыбоводство 7,6 7,1 6,6
Добыча полезных ископаемых в том числе: 33,2 35,2 35,7
   добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 36,3 39,0 39,6
  добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 13,0 10,6 8,2
Обрабатывающие производства, в том числе: 7,1 7,5 7,2
  производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 14,9 16,6 19,1
  текстильное и швейное производство 6,9 7,6 7,2
  производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 3,9 5,7 6,4
  обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели 3,5 4,0 4,4
  производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них 3,5 2,3 2,3
  издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации 12,6 13,6 14,2
  производство кокса и нефтепродуктов 6,0 6,0 4,5
  химическое производство 4,3 4,3 3,3
  производство резиновых и пластмассовых изделий 4,4 5,1 5,5
  производство прочих неметаллических минеральных продуктов 7,5 7,9 8,0
  металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 3,5 3,1 3,2
  производство машин и оборудования 11,1 11,3 10,9
  производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 9,8 10,3 10,8
  производство транспортных средств и оборудования 5,2 6,2 5,6
  прочие производства 4,0 4,0 4,5
Строительство 12,2 13,0 12,0
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, в том числе: 2,4 2,8 2,6
  торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт 2,8 2,9 2,6
  оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 2,1 2,5 2,3
  розничная торговля, кроме торговли автотранспортыми средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования 3,4 3,9 3,8
Гостиницы и рестораны 12,5 9,9 8,9
Транспорт и связь 9,7 9,1 7,5
  в том числе связь 14,0 14,2 14,5
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 22,2 18,6 17,9
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг, в том числе: 23,9 26,6 26,6
деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта 26,3 29,4 30,8
Удельный вес
сельского
хозяйства в
производстве
ВРП
Налоговая нагрузка на экономику
субъекта Российской Федерации
высокая
(более 20%)
средняя
(10 20%)
низкая
(менее 10%)
Высокий
(более 15%)
Республики
Алтай и
Адыгея;
Краснодарский
край;
Рязанская,
Ленинградская,
Калужская,
Пензенская,
Псковская,
Орловская,
Тульская и
Тамбовская
области
Республики Мордовия,
Чувашская,
Карачаево — Черкесская,
Кабардино — Балкарская,
Марий Эл, Бурятия и
Дагестан; Алтайский
край; Белгородская,
Тверская, Кировская,
Костромская, Курская,
Ульяновская, Брянская
и Курганская области;
Усть — Ордынский
Бурятский АО
Средний
(5 15%)
Республика
Ингушетия;
Таймырский
АО;
Челябинская
область
Республики
Калмыкия,
Татарстан,
Удмуртская и
Северная
Осетия —
Алания;
Хабаровский и
Ставропольский
края;
Калининград-
ская,
Свердловская,
Воронежская,
Пермская,
Владимирская,
Московская,
Волгоградская,
Новосибирская,
Ярославская,
Вологодская,
Астраханская,
Ростовская,
Ивановская,
Смоленская и
Новгородская
области
Республики
Башкортостан, Хакасия и
Тыва; Красноярский
край; Саратовская,
Нижегородская,
Иркутская, Амурская,
Омская, Читинская,
Камчатская,
Архангельская,
Кемеровская, Самарская
области; Эвенкийский и
Коми — Пермяцкий АО;
Еврейская автономная
область
Низкий
(менее 5%
г. Санкт —
Петербург и
г. Москва;
Ханты —
Мансийский
АО
Республики Коми
и Карелия;
Сахалинская,
Липецкая,
Оренбургская,
Томская и
Тюменская
области
Республика
Саха (Якутия);
Приморский край;
Магаданская и
Мурманская области;
Ямало — Ненецкий и
Чукотский АО

Приложение N 3
к Приказу Федеральной налоговой службы
от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности, в процентах*

____________________________

* — Расчет произведен с учетом поступлений по налогу на доходы физических лиц

**-Расчет за 2006 г., 2010-2015 гг. произведен без учета поступлений по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование н/д — нет данных

Кому нужно знать величину налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка, рассчитываемая на разных экономических уровнях, представляет интерес для пользователей соответствующего уровня в отношении:

  • анализа, планирования и прогноза экономических ситуаций в стране или ее регионе — для Минфина России, госструктур, отвечающих за экономические вопросы в РФ и субъектах РФ;
  • планирования проверочных налоговых мероприятий и совершенствования системы налогового контроля — для Минфина России, ФНС России, ИФНС;
  • анализа результатов своей работы, оценки рисков проведения налоговых проверок и прогнозов дальнейшей деятельности — непосредственно для налогоплательщиков.

К самостоятельному расчету налогоплательщиками показателей, служащих для налоговых органов критерием для отбора кандидатов на выездную налоговую проверку, призывает ФНС России в приказе № ММ-3-06/333@, обещая им в случае поддержания этих показателей на уровне среднеотраслевых значений:

  • высокую вероятность невключения в план выездных проверок;
  • максимально возможное благоприятствование при взаимодействии.

Из этих соображений налогоплательщику целесообразно внимательно ознакомиться с содержанием основных документов, посвященных налоговой нагрузке.

Кроме того, анализ собственной деятельности позволяет обнаружить в ней моменты, изменение или оптимизация которых может:

  • привести к снижению налогового бремени;
  • помочь в выборе иного режима налогообложения или вида деятельности;
  • спрогнозировать результаты работы на перспективу.

Сравнительную характеристику наиболее распространенных систем налогообложения смотрите в материале «Виды систем налогообложения: УСН, ЕНВД или ОСНО».

Об основных положениях определения налоговой нагрузки регионов Российской Федерации

Понятно, что для субъектов, работающих в этих сферах, вероятность выездной проверки может возрасти. Кроме того, оба показателя рентабельности повысились в сфере госуправления, военной безопасности, соцобеспечения.

В остальных отраслях рентабельность стала ниже, причем наиболее заметное снижение обоих показателей рентабельности (на 6,2 и 8,3 п. п.) произошло в химическом производстве (в 2012 г. их уровень был впечатляющим — почти 23% составляла рентабельность продаж и 16,7% — активов). Соответственно, риск проверок здесь понизился.

Существенно уменьшилась рентабельность продаж в текстильном и швейном производстве (с 12,3 до 7,1%), а также в сельском хозяйстве и добыче полезных ископаемых. Кроме того, рентабельность активов довольно значительно снизилась в переработке нефти.

Падение уровня рентабельности может иметь и естественные, и искусственные причины. Естественные — это неурожай, климатические, погодные условия, а искусственные — появление многочисленных фирм-«однодневок» (как правило, они в период своей активности регулярно отчитываются перед налоговиками и показывают минимальные налоги, а на период проверки просто исчезают).

Рентабельность является очень важным показателем для любой организации. По значению ее уровня можно оценить благополучие фирмы, эффективность ее работы. Для долгосрочных кредиторов и инвесторов, вкладывающих деньги в собственный капитал организации, данный показатель служит более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса.

Низкий уровень рентабельности свидетельствует о том, что организация не получает достаточной прибыли. Конечно, существует способ повысить уровень рентабельности за счет сокращения затрат или повышения цен. Однако при росте цен возможно снижение спроса на продукцию и, как следствие, замедление оборачиваемости активов.

Уменьшить свои налоговые обязательства — вполне естественное стремление каждого собственника и руководителя в бизнесе любого масштаба. Расчет налоговой нагрузки предприятия позволяет не только определить влияние изменения структуры налогов на показатель налогового бремени, поскольку рассчитанная различными методами налоговая нагрузка характеризует налогоемкость произведенной продукции (работ или услуг), но и составить реальную картину налогового бремени налогоплательщика.

— рыболовство и рыбоводство;

— добыча полезных ископаемых (кроме топливных);

— текстильно-швейное, химическое, нефтеперерабатывающее, машиностроительное производства;

— производство тепловой энергии;

— строительство;

— оптовая торговля;

— гостиницы и рестораны;

— транспорт (кроме воздушного);

— операции с недвижимым имуществом.

Создание стабильной налоговой нагрузки — главная задача Минфина России, так как она обеспечивает в том числе финансовую независимость страны. Именно поэтому налоговые органы уделяли и будут уделять пристальное внимание проблемным категориям налогоплательщиков.

Список литературы

Горелко А. И., доцент, к. э. н.

                                                          Скорина Е. И., аспирант

В современных условиях в российскойэкономике одной из актуальных проблем является неравномерность налоговой нагрузки в разных отраслях. Так налоговое бремя дифференцировано по предприятиям различных видов экономической деятельности: в сфере добычи топливно-энергетических полезных ископаемых в среднем 35,6%;

Согласно полученным результатам, нефтедобывающий сектор больше других отраслей обременен налогами. Усиление налогового давления на нефтегазовую отрасль, которая является основным донором, с целью решить бюджетные проблемы может серьезно замедлить ее развитие.

Налоговая нагрузка в других отраслях гораздо ниже, при этом разница между показателями первой и последней отраслями рейтинга (нефтегазодобывающей промышленностью и воздушным транспортом) – более чем 70 раз (см. табл. 1) . При этом следует учитывать, что разный уровень налоговой нагрузки во многом обусловлен разной структурой производственных затрат.

Так, например, к затратам в нефтегазодобывающей отрасли относят: 1) заработная плата производственных рабочих и инженерно-технических работников и начислений на них; 2) полевое довольствие; 3) стоимость материалов и электроэнергии; 4) амортизация основных средств; 5) износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов;

Коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности

Затраты отрасли воздушного транспорта включают в себя: 1) услуги терминалов «покупаются» как транспортные пошлины; 2) аренда площадей для хранения; 3) аренда транспортного средства; 4) амортизационные расходы; 5) расходы, связанные со взлетом и посадкой самолета.

Налоговая нагрузка по отраслям экономики приведена в таблице 1.

Таблица 1 – Налоговая нагрузка по отдельным отраслям в 2011 г., %

Отрасль экономики

Налоговая нагрузка

Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

35,6

Операции с недвижимым имуществом

16,8

Строительство

9,4

Производство кокса и нефтепродуктов

5,8

Металлургическое производство

2,5

Сельское хозяйство

0,7

Химическая промышленность

3,1

Деятельность воздушного транспорта

0,5

В отраслях обрабатывающего сектора доля затрат на приобретение сырья и материалов выше, чем в отраслях добывающего сектора и сфере услуг. Кроме того, значительную долю затрат во всех отраслях составляет фонд оплаты труда, следовательно затраты и прибыль в этих секторах экономики зависят от численности работников и уровня заработных плат.

Самый высокий уровень объема производства по итогам 2011 года отличается в добывающих отраслях, при этом в нефтегазодобывающей промышленности самый значительный уровень налоговой нагрузки. В нефтепереработке и металлургии рентабельность ниже, несмотря на невысокий уровень налогового бремени.

Таким образом, причина диссонанса налогового давления в экономике скрывается в различии затрат и рентабельности отраслей. Отрасли с невысоким уровнем налогового бремени зачастую находятся в худшем финансовом положении, чем отрасли с высоким уровнем, а повышение налогов для них может привести к массовому банкротству предприятий.

На значительную неравномерность налогового давления указывает еще и вклад отрасли в ВВП страны (см. табл. 2).

Таблица 2 – Рейтинг отраслей по уровню налоговой нагрузки в 2011 г.

Отрасль экономики

Доля налогов и сборов в обороте отрасли, %

Вклад отрасли в поступление налогов и сборов в бюджет РФ, %

Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

35,6

32,94

Операции с недвижимым имуществом

16,8

10,77

Строительство

9,4

5,15

Производство кокса и нефтепродуктов

5,8

4,23

Металлургическое производство

2,5

1,3

Сельское хозяйство

0,7

0,13

Химическая промышленность

3,1

0,77

Деятельность воздушного транспорта

0,5

0,04

Из таблицы 2 видно, что самые незначительные диспропорции наблюдаются у нефтегазоперерабатывающей отрасли: при уровне налоговой нагрузки 35,6%, отрасль обеспечивает поступление более 30% налогов в бюджет.

Тем не менее, можно выделить несколько благополучных отраслей, в которых уровень налоговой нагрузки относительно невысок. Например, в металлургии доля налогов в обороте составляет 2,5%, в химической промышленности – 3,1%, в производстве кокса и нефтепродуктов – 5,8%. Налоговая нагрузка этих отраслей примерно соответствует ситуации в текстильной промышленности, которая в России уже давно находится в «плачевном» положении.

И если металлурги в течение последних лет модернизировали свои производственные мощности, то нефтепереработка, несмотря на невысокую налоговую нагрузку, до сих пор имеет слабую производственную мощность.

Впрочем, невысокий уровень налогового бремени в металлургии, химической промышленности и нефтегазопереработке во многом связан с действием двух факторов. Во-первых, в структуре их себестоимости значительную долю занимают затраты, сокращающие налогооблагаемую базу по НДС. Во-вторых, эти отрасли являются экспортоориентированными (т.

Как показал анализ, у правительства имеется потенциал для налогового маневра при необходимости в отношении целого ряда отраслей. Но неизвестно, в какой степени смогут выдержать дополнительную налоговую нагрузку предприятия различных сегментов экономики без ухудшения эффективности.

Модернизация страны подразумевает создание благоприятных налоговых условий для обрабатывающих отраслей. Однако при снижении налогового бремени в одной отрасли, может возникнуть стремление увеличить его в другой. Очевидными претендентами на повышение налогообложения могут оказаться добывающие отрасли.

1. Пансков В. Г. Показатель налогового бремени: проблемы определения и роль в налоговой системе. / В. Г. Пансков// Налогоавя политика. – 2009. — № 9

Коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности

2. Филимонова Е. Г. Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности

3. Юрченко В. Р. Регулирование налоговой нагрузки как фактора развития производства

Уровень
налоговой
нагрузки
Регионы
Высокий
(более 85%)
Республики: Адыгея, Ингушетия и Тыва
Края: Краснодарский
г. Москва
Автономные округа: Ненецкий, Коми — Пермяцкий,
Ханты — Мансийский, Корякский и Агинский Бурятский
Выше
среднего
(75 85%)
Республики: Карелия
Края: Приморский и Ставропольский
Области: Вологодская, Волгоградская, Тюменская,
Липецкая, Калужская, Астраханская, Сахалинская,
Новгородская, Челябинская и Орловская
г. Санкт — Петербург
Еврейская автономная область
Средний
(65 75%)
Республики: Саха (Якутия), Коми и Северная
Осетия — Алания
Края: Хабаровский
Области: Ленинградская, Псковская, Иркутская,
Ростовская, Архангельская, Владимирская, Пермская,
Новосибирская, Московская, Ивановская,
Оренбургская, Брянская, Ярославская, Камчатская,
Смоленская и Тульская
Ниже
среднего
(55 65%)
Республики: Удмуртская, Дагестан,
Карачаево — Черкесская
Края: Алтайский и Красноярский
Области: Свердловская, Воронежская, Саратовская,
Томская, Калининградская, Кировская, Пензенская,
Тверская, Нижегородская, Мурманская, Рязанская,
Белгородская и Тамбовская
Автономные округа: Усть — Ордынский Бурятский
Низкий
(ниже 55%)
Республики: Чувашская, Алтай, Марий Эл, Бурятия,
Татарстан, Мордовия, Калмыкия, Башкортостан,
Хакасия, Кабардино — Балкарская
Области: Костромская, Ульяновская, Омская,
Амурская, Курская, Читинская, Магаданская,
Кемеровская, Курганская и Самарская
Автономные округа: Эвенкийский, Таймырский
(Долгано — Ненецкий), Чукотский и Ямало — Ненецкий

Как рассчитать налоговую нагрузку

Все вышеуказанные документы содержат формулы расчета налоговой нагрузки:

  • приказ № ММ-3-06/333@ — одну, применяемую для определения совокупной налоговой нагрузки;
  • письма № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ — несколько формул для расчета нагрузки по конкретным налогам и видам режимов.

В приказе № ММ-3-06/333@ приводится следующее определение: совокупная налоговая нагрузка — это отношение суммы начисленных по данным деклараций налогов к выручке, определенной по данным Госкомстата (т.е. по данным отчета о прибылях и убытках, без НДС). В примечаниях к таблице приложения отмечено, что в сумму налогов входит НДФЛ, но не включены взносы на ОПС.

При этом в письме от 22.03.2013 № ЕД-3-3/1026@ ФНС России поясняет, что в расчете не участвуют взносы во все внебюджетные фонды, поскольку они не входят в перечень налогов, регламентируемых НК РФ. Каких-либо изменений в методике расчета налоговой нагрузки в связи с тем, что с 2017 года порядок уплаты страховых взносов регламентируется НК РФ, с началом 2017 года не произошло.

ННп = Нп / (Др Двн),

где: ННп — налоговая нагрузка по налогу на прибыль;

Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации;

Др — доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;

Двн — внереализационный доход, определенный по данным декларации по прибыли.

ННндс = Нндс / НБрф,

где: ННндс — налоговая нагрузка по НДС;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации;

НБрф — налоговая база, определенная по данным раздела 3 декларации по НДС (рынок РФ).

ННндс = Нндс / НБобщ,

НБобщ — налоговая база, определенная как сумма налоговых баз, отраженных в разделах 3 и 4 декларации по НДС (рынок РФ плюс экспорт).

Подробнее см. «Налоговая нагрузка по НДС: от чего зависит и как рассчитать?».

ННндфл = Нндфл / Дндфл,

где: ННндфл — налоговая нагрузка по НДФЛ;

Нндфл — НДФЛ, начисленный к уплате по декларации;

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2017 году

Дндфл — доход по декларации 3-НДФЛ.

ННусн = Нусн / Дусн,

где: ННусн — налоговая нагрузка по УСН;

Нусн — УСН-налог, начисленный к уплате по декларации;

Дусн — доход по УСН-декларации.

ННесхн = Несхн / Десхн,

где: ННесхн — налоговая нагрузка по ЕСХН;

Несхн — ЕСХН-налог, начисленный к уплате по декларации;

Десхн — доход по ЕСХН-декларации.

ННосно = (Нндс Нп) / В,

где: ННосно — налоговая нагрузка по ОСНО;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации по НДС;

Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации по прибыли;

В — выручка, определенная по отчету о прибылях и убытках (т. е. без НДС).

К формулам расчета для ИП, УСН, ЕСХН и ОСНО есть примечание, что в случае, если налогоплательщик также платит иные налоги (на землю, воду, транспорт, имущество, НДПИ, акцизы, природные ресурсы), то начисления по этим налогам учитываются в расчете. НДФЛ в этом перечне отсутствует, а значит, в отличие от формулы, определенной для расчета совокупной налоговой нагрузки, не участвует в формировании аналогичного результата по отдельным налоговым режимам.

В письме № ЕД-4-15/14490@ в сравнении с текстом письма № АС-4-2/12722 отсутствуют первые 3 формулы (расчет по налогу на прибыль и 2 расчета по НДС). Остальные формулы расчета в этих письмах идентичны и имеют аналогичное по содержанию примечание об учете в расчетах сумм иных налогов, если такие налогоплательщиком уплачиваются.

Из анализа формул, относящихся к НДС, можно сделать вывод, что в расчете не учитывается НДС налогового агента, который по правилам заполнения декларации по этому налогу не входит в итоговую сумму, начисленную к уплате.

Коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности

Цифра, рассчитанная по любой из формул, определяется в процентах, т.е. путем умножения на 100.

Все вышеприведенные формулы абсолютно разные, но все они отвечают экономическому смыслу показателя налоговой нагрузки и имеют право на существование.

Каков допустимый уровень налоговой нагрузки

В целях пополнения государственного бюджета, ФНС анализирует расчет налогооблагаемой базы организациями.

В том случае, когда выявлена низкая налоговая нагрузка, налогоплательщику направляется запрос о предоставлении разъяснений.

Законно ли это? Можно ли проигнорировать требования ИФНС и не сдавать пояснение о низкой налоговой нагрузке, образец которого размещен ниже. Разберемся подробнее в этом вопросе.

Термин «налоговая нагрузка» упоминается в таком важном документе ФНС, как приказ № ММ-3-06/333@ от 30.05.07 г. Здесь регламентируются принципы осуществления выездных контрольных мероприятий, включая критерии для отбора предприятий для проверки.

Ориентируясь на нормы Приказа, каждый налогоплательщик может самостоятельно оценить риск проведения проверки. Перечень критериев приведен в подразделе 4 Приказа.

При этом в данном списке недостаточная налоговая нагрузка (ниже среднеотраслевого уровня) стоит на первом месте.

Если при анализе финансовых показателей предприятия выявлена минимизация налоговых обязательств, обнаружены значительные отклонения от среднестатистических данных, сотрудниками ИФНС может быть принято решение о необходимости проведения выездной проверки. Но предварительно налогоплательщику направляется требование о даче пояснений.

Как грамотно обосновать причины низкой налоговой нагрузки?

К примеру, организация ведет строительную деятельность. За 2016 год общий процент налоговой нагрузки (НН) составил 7 %, а среднеотраслевое значение установлено на уровне в 10,9 %.

Отклонение составляет 3,9 %, скорее всего налоговики запросят пояснение.

Если не предоставить объяснение, риски назначения выездных мероприятий повышаются «в разы», поэтому рекомендуется не игнорировать требования инспекции и составить письменное обоснование.

Коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности

При сравнении данных по отдельным налогам и выплатам, изучите показатели из Приложения № 2 к Приказу, где указаны критерии оценки низкой нагрузки в части вычетов по НДС, зарплате персонала, ЕСХН, УСН, ЕНВД, НДФЛ с предпринимательских доходов, рентабельности деятельности и т.д.

Унифицированной формы для подачи пояснений по факту низкой НН не существует. Налогоплательщик может составить документ письменно в произвольном виде. Главное – это описать причины недостаточной рентабельности предприятия или убыточной деятельности, соответственно, низкого объема фискальных платежей.

К примеру, причину высокой доли вычетов по НДС для предприятий оптовой торговли следует искать в увеличении складских товаров или снижении сбыта; а для организаций-производителей можно обоснованно привести рост закупочных цен на МПЗ.

Если представить информацию грамотно, можно избежать включения организации в план проверок, но неоднократное умышленное занижение НН рано или поздно привлечет повышенное внимание налоговиков.

Любой предприниматель, стремясь к увеличению своей прибыли, ощущает неизбежное налоговое бремя. Естественно стремление снизить расходы на уплату налогов, при этом важно не переходить грань, определенную законом.

Тем не менее, и слишком низкой налоговая нагрузка быть не может, потому что в таком случае практически наверняка налицо нарушения налогового законодательства, на выявление которых может быть направлена плановая либо внеплановая проверка ИНФС.

Из каких компонентов состоит налоговая нагрузка, какова ее роль в предпринимательской деятельности, как вычислить ее на разных экономических уровнях, под силу ли предпринимателю сделать это самостоятельно – все эти вопросы обсуждаем ниже. Присоединяйтесь!

Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.

Коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности

Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.

Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.

Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса.

Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.

Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:

  • Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
2011 год 2012 год 2013 год
рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), % рентабельность активов, % рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), % рентабельность активов, % рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), % рентабельность активов, %
Всего, в том числе: 11,5 7,0 9,7 6,8 7,7 5,0
Обрабатывающие производства, в том числе: 13,2 8,2 11,0 8,1 9,5 4,9
  производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 8,1 5,3 11,1 6,8 10,1 6,1
  текстильное и швейное производство 7,1 3,8 12,3 5,0 7,1 3,5
  производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 7,5 3,4 8,1 3,9 6,2 1,8
  обработка древесины и производство изделий из дерева 5,9 5,3 2,1 8,1 1,8
  целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность 12,2 6,9 10,5 6,7 9 3,7
  химическое производство 24,8 17,1 22,9 15,8 16,7 7,5
  производство резиновых и пластмассовых изделий 7,2 6,0 9,1 8,3 8,7 6,0
  металлургическое производство 17,6 9,5 12,6 8,1 10,3 5,0
  производство готовых металлических изделий 6,4 4,4 7,6 5,0 8,2 4,3
  производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 10,0 6,8 8,1 6,0 8,9 5,6
  производство транспортных средств и оборудования 7,5 2,9 6,0 2,7 5,8 2,3
  производство и распределение электроэнергии, газа и воды 6,6 1,4 4,7 2,0 4,7 1,3
Строительство 6,8 2,6 6,7 2,7 4,8 1,8
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, в том числе: 10,5 10,2 8,2 7,9 7,1 7,2
  торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт 4,7 9,3 4,1 10,2 3,3 7,7
  оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 13,8 10,8 10,5 7,8 9,4 7,4
  розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования 3,0 5,7 3,6 7,0 2,1 6,3
Гостиницы и рестораны 6,9 5,1 8,4 5,6 6,7 4,2
Транспорт и связь 12,8 4,7 12,2 5,7 9,9 4,1
  в том числе связь 24,6 9,0 26,7 8,3 26 8,4
Финансовая деятельность 0,0 0,4 4,5 0,4 5,7
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, из них: 10,4 1,4 10,0 2,5 9 0,1
научные исследования и разработки 10,7 2,5 8,8 2,4 7,8 2,2
Образование 5,5 3,9 7,2 5,1 5,3 4,1
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 5,3 3,6 6,5 3,5 5,9 2,9
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 0,7 5,7 6,0 5,1

Июнь 2014 г.

Выездная проверка, Налоговые проверки, Налоговая нагрузка

Эти сведения являются не просто являются открытыми — налоговики даже рекомендуют налогоплательщикам использовать их для самопроверки.

Федеральная налоговая служба обновила значения для оценки налоговой нагрузки и рентабельности за 2017 год. Таблицы с числовыми параметрами на днях были опубликованы на сайте ФНС.

Из этого документа следует, что основными кандидатами для выездных проверок являются организации, показатели деятельности которых отклоняются от «средней температуры по больнице». Например, организация регулярно заявляет большие суммы вычетов по НДС.

Некоторые критерии имеют числовые показатели, которые ежегодно обновляются на основании информации, имеющейся в ФНС и в Росстате. В частности, к таковым относятся налоговая нагрузка и уровень рентабельности.

сумма налогов и сборов за календарный год по данным отчетности / оборот (по данным Росста-та) x 100%.

Более низкая налоговая нагрузка (по сравнению с указанной в таблице) привлечет внимание налоговиков и может послужить поводом для назначения выездной проверки.

В сфере добычи топливно-энергетических полезных ископаемых нагрузка за 2017 год составляет 45,4 процентов (против 36,5 процента в 2016 году).

Для оптовой и розничной торговли «безопасная» нагрузка выросла незначительно — всего на 1 процент (до 3,8%). Также есть виды деятельности, в отношении которых налоговая нагрузка напротив снизилась. Так, в сфере строительства нагрузка в 2016 году составляла 10,9 процента, а в 2017 году — 10,2 процента.

  • высокодотационные территории, формирующие свои бюджеты более чем на 50% за счет поступлений из федерального центра (Республики Калмыкия и Ингушетия);
  • регионы, активно проводящие реформаторскую политику и обладающие крупным диверсифицированным промышленным потенциалом (Нижегородская и Пермская области);
  • кризисные регионы, где зафиксирован небольшой рост собираемости налогов (Омская и Читинская области).

Налоговые риски: ФНС обновила показатели для самопроверки

  • показатели рентабельности активов по видам экономической деятельности;
  • показатели рентабельности продаж по видам деятельности – товаров/продукции/работ/услуг.

Коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности

Обращаем внимание, что безопасная рентабельность по видам экономической деятельности за 2017 год показана в процентах.

Далее вашему вниманию – полный официальный перечень показателей рентабельности по видам деятельности на 2018 год за 2017 год.

Вид экономической деятельности (по ОКВЭД-2) Период 2017 года
Рентабельность проданных товаров/продукции/работ/услуг, % Рентабельность активов, %
Всего 7,5 5,3
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 17,3 6,4
растениеводство и животноводство, охота и
предоставление соответствующих услуг в этих областях
14,5 5,0
лесоводство и лесозаготовки 5,4 отр.
рыболовство и рыбоводство 49,9 22,7
добыча полезных ископаемых 25,9 11,0
добыча угля 30,6 16,5
добыча сырой нефти и природного газа 25,2 11,1
добыча металлических руд 50,3 15,6
добыча прочих полезных ископаемых 42,8 8,2
обрабатывающие производства 11,5 5,5
производство пищевых продуктов 8,4 7,0
производство напитков 12,4 5,9
производство табачных изделий 24,6 10,3
производство текстильных изделий 8,7 4,0
производство одежды 13,3 12,7
производство кожи и изделий из кожи 10,9 4,7
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения 8,4 2,1
производство бумаги и бумажных изделий 20,5 13,2
деятельность полиграфическая и копирование носителей информации 8,7 6,5
производство кокса и нефтепродуктов 8,3 3,9
производство химических веществ и химических продуктов 19,8 8,6
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях 28,9 10,5
производство резиновых и пластмассовых изделий 9,1 7,0
производство прочей неметаллической минеральной продукции 10,0 3,0
производство металлургическое 20,7 12,5
производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования 10,7 4,2
производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки 7,8 отр.
производство компьютеров, электронных и оптических изделий 16,3 7,1
производство электрического оборудования, 8,3 6,9
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов 3,2 отр.
производство прочих транспортных средств и оборудования 12,9 1,9
производство прочих готовых изделий 6,4 отр.
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха 8,3 4,1
производство, передача и распределение электроэнергии 11,7 4,8
производство и распределение газообразного топлива 2,8 2,1
производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха отр. отр.
водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений 3,6 1,3
строительство 7,2 1,8
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов 4,6 4,8
торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт 2,1 4,1
торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 6,1 4,4
торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 2,3 7,5
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания 7,0 3,3
транспортировка и хранение 9,7 4,7
деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские перевозки 8,3 1,1
деятельность железнодорожного транспорта: грузовые перевозки 15,2 15,8
деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта отр. отр.
деятельность автомобильного грузового транспорта
и услуги по перевозкам
4,0 4,4
деятельность трубопроводного транспорта 13,5 5,5
деятельность водного транспорта 3,5 3,3
деятельность воздушного и космического транспорта 1,8 8,5
деятельность почтовой связи и курьерская деятельность 5,4 1,1
деятельность в области информации и связи 14,2 9,1
деятельность финансовая и страховая 0,4 2,1
деятельность по операциям с недвижимым имуществом 15,5 2,2
научные исследования и разработки 15,9 3,9
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение 1,6 1,4
образование 5,0 3,0
деятельность в области здравоохранения и социальных услуг 10,4 6,3
деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений 1,2 0,2

Источник информации о безопасной рентабельности по видам экономической деятельности на 2018 год: официальный сайт ФНС России.

Июнь 2014 г.

30.6.2017

В 2017 году ИФНС обновила показатели безопасной налоговой нагрузки и рентабельности. Если данные показатели не будут соответствовать критериям проверяющих, то компаниям необходимо дать объяснения по причинам отклонения.

Налоговая нагрузка компании показывает инспекторам, какую долю выручки компания тратит на налоги. Рентабельность — эффективно ли она ведет деятельность.

Коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности

Если данные показатели налоговой нагрузки и рентабельности окажутся меньше среднеотраслевых, то компании рискуют попасть под особый контроль налоговиков, т.к. эти показатели налоговая служба учитывает, когда производит отбор на выездную проверку.

Для выхода к компаниям с налоговой проверкой ИФНС сначала должна сравнить показатели налоговой нагрузки и рентабельности в динамике за 3 предшествующих года.

В ответе на запрос сотрудники налоговой службы хотят увидеть обоснованные причины, почему компания заплатила меньше налогов, чем другие организации этой же отрасли. И если же не будет обоснованного ответа, и на предпроверочном анализе выявят еще какие-нибудь грехи компании, то:

  1. Налоговая служба выйдет с проверкой, при условии что у компании имеются денежные средства или другое имущество для взыскания. Терять время на проверку организации, которая не сможет погасить доначисления, штрафы и пени, налоговики не будут.
  2. Передадут информацию следователям.

Во избежание данных вариантов необходимо каждой компании четко отслеживать свою налоговую нагрузку и рентабельность. Налоговая служба по результатам каждого года рассчитывает средний показатель для каждой отрасли и опубликовывает эти данные на своем сайте (Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).

Налоговая нагрузка = (Сумма налогов за год/Выручка за год) * 100%

Показатель выручки берется из строки 2110 Отчета о финансовых результатах

Суммы налогов можно взять из всех сданных налоговых деклараций. В сумму налогов не включаются страховые взносы, таможенные пошлины и ввозной НДС. Начиная с 2017 года страховые взносы тоже будут участвовать в расчетах.

Коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности

Данные для расчета рентабельности активов и проданных товаров налоговая служба собирает из бухгалтерской отчетности.

Рентабельность активов = ( Прибыль до налогообложения за год/Стоимость активов за год) * 100%

Основными причинами низкой налоговой нагрузки и рентабельности могут быть:

  1. Малый срок с момента регистрации компании. Компания только начинает развиваться, идут крупные вложения в компанию;
  2. Спад производства и сокращения торгового оборота из-за падения спроса;
  3. Низкая торговая наценка. Повышение цен не позволяют конкуренты;
  4. Устаревшая информация об основном виде деятельности компании в ЕГРЮЛ. Среднеотраслевая налоговая нагрузка ниже фактической деятельности;
  5. Работа с иностранной валютой. Падение курса валюты.

Для избежания проверок со стороны налоговой службы рекомендуем компаниям ежегодно сравнивать свои показатели по налоговой нагрузке и рентабельности со среднеотраслевыми  показателями налоговой службы.

— строительство;

— оптовая торговля;

Список литературы

Коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности

В настоящее время среди специалистов в области регионального налоговедения нет единого мнения по вопросу, какой показатель наиболее адекватно характеризует налоговую нагрузку экономики региона. По нашему мнению, налоговую нагрузку следует определять как отношение налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему и внебюджетные фонды к валовому региональному продукту (ВРП).

При этом для большей объективности целесообразно принимать во внимание налоговые поступления за вычетом платежей, мобилизуемых в консолидированный бюджет в счет погашения недоимки и штрафных санкций.

На практике дифференциация налогообложения по регионам отсутствует. Абсолютное большинство налоговых льгот или, наоборот, ужесточений налогового пресса, которые затем «накладываются» на отдельные регионы, с учетом размещения крупных на налогоплательщиков, имеют отраслевой характер.

Таблица 1

Таблица 3

На территориальные различия в налоговой нагрузке серьезно влияет несовпадение мест регистрации и фактической деятельности налогоплательщиков. Технически эта проблема должна быть решена в рамках налогового законодательства. Бюджетное законодательство (Бюджетный кодекс РФ) может фиксировать общий принцип:

Коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности

корпоративные налоги, поступающие в региональные и местные бюджеты, должны распределяться по территории в соответствии с фактическим производством товаров и услуг, налоги с населения должны поступать в бюджеты по месту жительства налогоплательщика (при этом заинтересованные субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны иметь возможность регулировать эти вопросы на двусторонней основе).

Для отдельных регионов (Тюменская, Архангельская области и Красноярский край) налоговый потенциал, измеренный посредством ВРП, занижен за счет перечисления части платежей за недра из входящих в их состав автономных округов.

Таким образом, причины межрегиональных различий в налоговой нагрузке на валовый региональный продукт имеют как объективный, так и субъективный характер. К первым, как мы уже могли убедиться из проведенного исследования, можно отнести его структуру, ко вторым — проводимую региональными и местными властями налоговую политику. В конечном счете в каждом конкретном регионе величина налоговой нагрузки определяется совокупностью разнообразных факторов.

А.Л.Коломиец

Магистр географии,

ведущий специалист МНС России

Итоги

Налоговая нагрузка – показатель, имеющий достаточно важное значение не только для налоговых органов (для них он играет не последнюю роль при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки), но и для самого налогоплательщика. Последний анализ этого показателя дает возможность сделать выбор в пользу применения той или иной системы налогообложения и оценить риски пристального внимания ИФНС к данным подаваемой отчетности.

Расчет налоговой нагрузки в 2017-2018 году (формула)

Вместе с тем, учитывая, что одни сельскохозяйственные товаропроизводители расположены в благоприятных для производства природно — климатических зонах, а другие, специализирующиеся в основном на производстве отдельных монопродуктов, находятся в неблагоприятных условиях, показатель налоговой нагрузки на сельское хозяйство, указанный в таблице 1, приобретает качественный характер

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бухгалтерия и учет
Adblock detector