Анализ по НДФЛ: налоговые риски плательщиков и налоговых агентов

Кому нужно знать величину налоговой нагрузки

Исходя из формул расчета, приведенных в вышеуказанных документах, налоговая нагрузка по смыслу ближе всего к понятию «налоговое бремя». Последнему «Современный экономический словарь» (Москва, «ИНФРА-М», 2011 год) придает 2 значения, определяя его как:

  • степень отвлечения средств на уплату налоговых платежей, т.е. как относительную величину;
  • обременение, возникающее вследствие обязанности платить налоги, т.е. как абсолютную величину.

1-е из этих значений более интересно для оценочного и сравнительного анализа, и оно-то и соответствует идее алгоритма расчета налоговой нагрузки, содержащейся в вышеперечисленных документах ФНС России. Таким образом, налоговая нагрузка — это доля суммы уплачиваемых за какой-то период налогов в какой-либо экономической базе за тот же период, позволяющая оценить влияние величины налоговых платежей на доходность и рентабельность оцениваемого субъекта.

Налоговая нагрузка может рассчитываться на разных экономических уровнях:

  • для государства в целом или по его регионам;
  • по отраслям хозяйства страны или регионов;
  • по группе сходных предприятий;
  • по отдельным хозяйствующим субъектам;
  • на конкретного человека.

В зависимости от экономического уровня и целей расчета этого показателя его базой может являться, например:

  • выручка (с НДС или без него);
  • доходы;
  • источник уплаты налога (прибыль или затраты);
  • вновь созданная стоимость;
  • ожидаемый доход или планируемая прибыль.

Как расчетный показатель налоговая нагрузка перекликается с понятием эффективной ставки налога, которая представляет собой процентное содержание фактически начисленного налога в налоговой базе по этому налогу. В письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ это понятие определяется как налоговая нагрузка по соответствующему налогу.

Налоговая нагрузка, рассчитываемая на разных экономических уровнях, представляет интерес для пользователей соответствующего уровня в отношении:

  • анализа, планирования и прогноза экономических ситуаций в стране или ее регионе — для Минфина России, госструктур, отвечающих за экономические вопросы в РФ и субъектах РФ;
  • планирования проверочных налоговых мероприятий и совершенствования системы налогового контроля — для Минфина России, ФНС России, ИФНС;
  • анализа результатов своей работы, оценки рисков проведения налоговых проверок и прогнозов дальнейшей деятельности — непосредственно для налогоплательщиков.

К самостоятельному расчету налогоплательщиками показателей, служащих для налоговых органов критерием для отбора кандидатов на выездную налоговую проверку, призывает ФНС России в приказе № ММ-3-06/333@, обещая им в случае поддержания этих показателей на уровне среднеотраслевых значений:

  • высокую вероятность невключения в план выездных проверок;
  • максимально возможное благоприятствование при взаимодействии.

Анализ по НДФЛ: налоговые риски плательщиков и налоговых агентов

Из этих соображений налогоплательщику целесообразно внимательно ознакомиться с содержанием основных документов, посвященных налоговой нагрузке.

Кроме того, анализ собственной деятельности позволяет обнаружить в ней моменты, изменение или оптимизация которых может:

  • привести к снижению налогового бремени;
  • помочь в выборе иного режима налогообложения или вида деятельности;
  • спрогнозировать результаты работы на перспективу.

Сравнительную характеристику наиболее распространенных систем налогообложения смотрите в материале «Виды систем налогообложения: УСН, ЕНВД или ОСНО».

Все вышеуказанные документы содержат формулы расчета налоговой нагрузки:

  • приказ № ММ-3-06/333@ — одну, применяемую для определения совокупной налоговой нагрузки;
  • письма № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ — несколько формул для расчета нагрузки по конкретным налогам и видам режимов.

В приказе № ММ-3-06/333@ приводится следующее определение: совокупная налоговая нагрузка — это отношение суммы начисленных по данным деклараций налогов к выручке, определенной по данным Госкомстата (т.е. по данным отчета о прибылях и убытках, без НДС). В примечаниях к таблице приложения отмечено, что в сумму налогов входит НДФЛ, но не включены взносы на ОПС.

При этом в письме от 22.03.2013 № ЕД-3-3/1026@ ФНС России поясняет, что в расчете не участвуют взносы во все внебюджетные фонды, поскольку они не входят в перечень налогов, регламентируемых НК РФ. Каких-либо изменений в методике расчета налоговой нагрузки в связи с тем, что с 2017 года порядок уплаты страховых взносов регламентируется НК РФ, с началом 2017 года не произошло.

ННп = Нп / (Др Двн),

где: ННп — налоговая нагрузка по налогу на прибыль;

Анализ по НДФЛ: налоговые риски плательщиков и налоговых агентов

Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации;

Др — доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;

Двн — внереализационный доход, определенный по данным декларации по прибыли.

ННндс = Нндс / НБрф,

где: ННндс — налоговая нагрузка по НДС;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации;

НБрф — налоговая база, определенная по данным раздела 3 декларации по НДС (рынок РФ).

ННндс = Нндс / НБобщ,

НБобщ — налоговая база, определенная как сумма налоговых баз, отраженных в разделах 3 и 4 декларации по НДС (рынок РФ плюс экспорт).

Подробнее см. «Налоговая нагрузка по НДС: от чего зависит и как рассчитать?».

ННндфл = Нндфл / Дндфл,

где: ННндфл — налоговая нагрузка по НДФЛ;

Нндфл — НДФЛ, начисленный к уплате по декларации;

Дндфл — доход по декларации 3-НДФЛ.

ННусн = Нусн / Дусн,

где: ННусн — налоговая нагрузка по УСН;

Нусн — УСН-налог, начисленный к уплате по декларации;

Дусн — доход по УСН-декларации.

ННесхн = Несхн / Десхн,

где: ННесхн — налоговая нагрузка по ЕСХН;

Несхн — ЕСХН-налог, начисленный к уплате по декларации;

Анализ по НДФЛ: налоговые риски плательщиков и налоговых агентов

Десхн — доход по ЕСХН-декларации.

ННосно = (Нндс Нп) / В,

где: ННосно — налоговая нагрузка по ОСНО;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации по НДС;

Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации по прибыли;

В — выручка, определенная по отчету о прибылях и убытках (т. е. без НДС).

Анализ по НДФЛ: налоговые риски плательщиков и налоговых агентов

К формулам расчета для ИП, УСН, ЕСХН и ОСНО есть примечание, что в случае, если налогоплательщик также платит иные налоги (на землю, воду, транспорт, имущество, НДПИ, акцизы, природные ресурсы), то начисления по этим налогам учитываются в расчете. НДФЛ в этом перечне отсутствует, а значит, в отличие от формулы, определенной для расчета совокупной налоговой нагрузки, не участвует в формировании аналогичного результата по отдельным налоговым режимам.

В письме № ЕД-4-15/14490@ в сравнении с текстом письма № АС-4-2/12722 отсутствуют первые 3 формулы (расчет по налогу на прибыль и 2 расчета по НДС). Остальные формулы расчета в этих письмах идентичны и имеют аналогичное по содержанию примечание об учете в расчетах сумм иных налогов, если такие налогоплательщиком уплачиваются.

Из анализа формул, относящихся к НДС, можно сделать вывод, что в расчете не учитывается НДС налогового агента, который по правилам заполнения декларации по этому налогу не входит в итоговую сумму, начисленную к уплате.

Цифра, рассчитанная по любой из формул, определяется в процентах, т.е. путем умножения на 100.

Все вышеприведенные формулы абсолютно разные, но все они отвечают экономическому смыслу показателя налоговой нагрузки и имеют право на существование.

Рассмотренные формулы применяются для расчета налоговой нагрузки в 2018-2019 годах.

Налогоплательщикам, которые намерены использовать этот показатель для самостоятельного установления величины риска выездной налоговой проверки, рекомендуется следующее:

  • Определить свою совокупную налоговую нагрузку и сравнить ее с аналогичным показателем за 2017-2018 годы по своему основному виду деятельности из приложения № 3 к приказу № ММ-3-06/333@.

С чем сравнивать свой показатель, если данных по вашей отрасли у ФНС нет, узнайте здесь.

  • Рассчитать нагрузку по налогу на прибыль, имея в виду, что низким для предприятий производственной сферы будет показатель менее 3%, а для торговых организаций — менее 1% (письмо № АС-4-2/12722).
  • Проверить величину доли вычетов по НДС в сумме налога, рассчитанного от налоговой базы. Она не должна превышать 89% (письмо № АС-4-2/12722).
  • Проанализировать динамику изменения показателей налоговой нагрузки за предыдущие годы и сравнить данные по ней с соотношениями, приводимыми ФНС в письме № ЕД-4-15/14490@.

При наличии существенных отклонений от этих цифр в невыгодную для налогоплательщика сторону необходимо проверить данные, задействованные в расчете, на наличие ошибок и при их правильности подготовить для ИФНС аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки. Это могут быть, например:

  • неверно определенный код вида деятельности;
  • временные проблемы с реализацией;
  • увеличение затрат, связанное с повышением цен поставщиками;
  • осуществление инвестиций;
  • создание запаса товара;
  • наличие экспортных операций.

О том, каким может быть текст записки, представляемой в ответ на запрос ИФНС о пояснениях, читайте в материале «Пояснительная записка в налоговую по требованию – образец».

Основные нормы

Основное – в Налоговом кодексе:

• ст. 123 – санкция;
• ст. 226 – особенности расчета налога предприятиями и ИП с персоналом;
• ст. 228 – правила отчисления подоходного налога;
• ст. 75 – пени.

Постановление Пленума ВАС 2013-го года № 57 – особенности удержания и перечисления налога
Письма Минфина:

• № 03-02-07/1/8500;
• № 03-04-05/7472 (п. 1).

Санкция для плательщиков

Грамотное и соответствующее налоговому законодательству перечисление НДФЛ с заработной платы позволяет налоговому агенту избежать:

  1. Вызова на комиссию по легализации базы по НДФЛ, на зарплатную комиссию.
  2. Назначения выездной проверки организации/предпринимателя.
  3. Начисления пеней и штрафов за неисполнение или неполноценное исполнение обязательств по НДФЛ.

Также см. «Каких нарушений по НДФЛ следует избегать налоговым агентам и плательщикам: перечень 2017 года».

Организации и бизнесмены, которые заключили трудовой договор, выступают налоговыми агентами. Они обязаны рассчитать, удержать и отчислить подоходный налог в казну. Такое требование установлено п. 1 ст. 24 НК РФ. Аналогичные функции выполняют:

  1. лица, занимающиеся частной практикой (адвокаты, нотариусы и др.);
  2. филиалы инофирм, находящиеся на территории РФ.

Налоговые агенты обязаны регулярно отчислять подоходный налог в размере 13% от облагаемых сумм (с нарастающим итогом в отчетности). Но существуют и другие ставки: 9, 30 и 35%. Они действуют в зависимости от:

  • категории дохода;
  • вида плательщика.

Анализ по НДФЛ: налоговые риски плательщиков и налоговых агентов

Также см. «Налоговые ставки НДФЛ» (актуально в 2019-м году).

Важная задача для предприятия – своевременно выявить и погасить задолженность. А при отсутствии платежа или неполном перечислении НДФЛ налагают штраф в размере 20% от суммы, которую требовалось отдать в бюджет. Исключение предусмотрено для выдачи доходов в натуральной форме, с которых невозможно взять налог.

Назначить наказание или нет – решают налоговые органы с учетом норм ст. 109 НК РФ.

ПРИМЕР 1

Фирма ООО «Глобус» не удержала подоходный налог с менеджера по работе с клиентами Н.В. Фроловой. Она – резидент РФ. Сумма НДФЛ составляет 3750 руб. Какие могут быть последствия?

Руководство компании получит только штраф за неуплату НДФЛ налоговым агентом в размере 750 руб. За остальное агент отвечать не может. Поэтому недоимку взыскивать не будут, пени – тоже не начислят. Основание:

  • п. 9 ст. 226 НК РФ;
  • письмо ФНС № ЕД-4-2/13600.

ПРИМЕР 2

ООО «Лидер» взяло с работников подоходный налог в сумме 35 000 руб., но не произвело его отчисление в бюджет в установленный срок. Какая ответственность предусмотрена законодательством?

Предприятие обязано выплатить штраф – 7000 руб., недоимку и пени на основании ст. 108 НК РФ.

ndfl_30_aprelya

Также см. «Исчисленный и удержанный НДФЛ: в чем различие?».

Индивидуальные предприниматели регулярно вносят авансовые платежи по НДФЛ. А по окончании отчетного года – оплачивают налог. Такие требования установлены пунктами 6 и 9 ст. 227 Налогового кодекса.

Обратите внимание: размер и порядок наложения штрафа за неуплату НДФЛ налоговым агентом в 2019 году остались прежними.

Также см. «Срок уплаты НДФЛ».

Законодательство обязует обычных физлиц, которые не имеют статуса юридического лица или ИП, самостоятельно отчислять взносы со своих доходов, которые получены, например, из следующих источников:

  • реализация имущества (условие: оно было в собственности меньше 3х лет);
  • получение денежного приза в размере больше 4000 руб.;
  • крупный выигрыш в лотерею и т. п.

Обязаны заплатить налог и подать декларацию также резиденты РФ, которые получили денежные средства от зарубежных источников. Законодательство устанавливает срок: не позднее 30 апреля года, следующего за текущим (п. 1 ст. 229 НК РФ). Несоблюдение этого правила влечет за собой штраф в размере 20% от не перечисленной суммы НДФЛ.

Имейте в виду: неосведомленность человека о том, что он обязан отчислить НДФЛ, не освобождает от ответственности. Налоговый орган может предъявить не только штраф, но и недоимку пени.

Более того: при умышленном нарушении (например, незаконное уменьшение налоговой базы) санкция возрастет до 40%. К таким случаям обычно относят:

  • снижение суммы декларируемого дохода;
  • использование вычетов, на которые нет права.

ПРИМЕР

Орлов продал квартиру и дачу, которые находились в собственности меньше трех лет. Сумма подоходного налога составила 32 800 руб. Однако гражданин умышленно занизил налоговую базу, воспользовавшись на незаконных основаниях вычетом на монтажные работы. В результате налоговый инспектор выписал штраф.

С налогом на доходы физлиц бухгалтеру приходится сталкиваться, пожалуй, чаще всего. Ведь зарплата начисляется дважды в месяц. Поэтому большинство операций проходит, что называется, на автомате.

Однако и у этого налога есть свои «подводные камни», из-за которых бухгалтер может попасть в неприятную ситуацию. Это наличие переплаты по НДФЛ, зачет НДФЛ при наличии переплаты по другим налогам, уплата налога за счет собственных средств работодателя, удержание НДФЛ с подарков.

  Давайте попробуем разобраться, в чем именно заключаются проблемы и как с ними справиться.

При наличии переплаты, текущий платеж по налогу совершать не обязательно: можно провести зачет. Это правило известно любому бухгалтеру. Но действует ли оно в отношении НДФЛ? К сожалению, четкого ответа Налоговый кодекс не дает.

Формально статья 123 НК РФ позволяет оштрафовать налогового агента, если он не удержал налог у налогоплательщика и не перечислил в установленный срок сумму налога в бюджет.

Каких-либо исключений на случай переплаты эта статья не делает.

На ту же чашу весов ложится и формулировка пункта 6 статьи 226 НК РФ, где говорится, что налоговый агент обязан перечислять суммы удержанного НДФЛ не позднее дня фактического получения в банке денег для выплаты дохода, либо даты перечисления дохода со счета организации на счет налогоплательщика.

И переплата от выполнения этих обязанностей не освобождает.

Подтверждает такой вывод и Конституционный суд РФ. В Определении от 22.01.04 № 41-О отмечается, что налоговый агент должен перечислить налоги в бюджет за счет именно тех денежных средств, которые были им удержаны из сумм произведенных выплат.

Таким образом, остается констатировать, что в случае с НДФЛ наличие переплаты не освобождает налогового агента от обычных обязанностей по удержанию и перечислению налога. Подразумевается, что деньги эти не его и будут возвращены налогоплательщику-физлицу по правилам статьи 231 Налогового кодекса.

Однако нельзя не отметить, что на практике агентам все же иногда удавалось отстоять право на зачет переплаты и избежать (либо уменьшить размер) штрафа, наложенного инспекторами (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 05.10.09 № Ф09-7431/09-С3, ФАС Дальневосточного округа от 06.02.09 № Ф03-5664/2008 от 22.08.08 № Ф03-А59/08-2/2780).

К тому же это практически со стопроцентной вероятностью приведет к спору с налоговым органом, а значит, к дополнительным трудозатратам.

Вопросы зачета налогов, уплаченных организацией, как налогоплательщиком, в счет НДФЛ, который организация перечисляет в качестве налогового агента, вообще достаточно запутанные. Давайте рассмотрим еще две ситуации, которые в случае с обычными налогами проблем не вызывают, а в случае с НДФЛ чреваты спорами с налоговиками.

По правилам статьи 78 НК РФ, излишне уплаченную сумму налога можно зачесть в счет предстоящих платежей не только по тому же налогу, но и по другому налогу соответствующего вида. Так как НДФЛ — налог федеральный (ст.

13 НК РФ), то, казалось бы, в счет его уплаты можно зачесть переплату по любому другому федеральному налогу (например, по НДС или налогу на прибыль).

Ведь, согласно пункту 14 статьи 78 НК РФ правила, установленные данной статьей, распространяются и на налоговых агентов.

09 № 03-02-07/1-515: «Минфин: переплату по НДС и налогу на прибыль нельзя зачесть в счет недоимки по НДФЛ»; и письмо Минфина от 19.02.09 № 03-02-07/1-81: «Минфин не разрешает производить зачет переплаты по НДС в счет НДФЛ»). И хотя подобная логика в судах поддержки не находит (см. постановление ФАС Московского округа от 10.04.

12 № А40-62527/11-116-178), конфликтную ситуацию подобное заявление о зачете породить вполне способно.

В точности такая же ситуация складывается и с зачетом имеющейся переплаты по федеральным налогам в счет недоимки по НДФЛ. Возможность подобного зачета тоже регулируется статьей 78 НК РФ. И Минфин также возражает против подобных зачетов в связи с тем, что НДФЛ должен перечисляться за счет средств, удержанных у физических лиц (см. письмо Минфина России от 19.02.

2012 № А56-55596/2011).

В случае проверки и возникновения спора с налоговиками налоговому агенту чаще всего приходится изучать статью 123 Налогового кодекса. Напомним, данная статья устанавливает штраф за то, что налоговый агент не удержал налог у налогоплательщика и (или) не перечислил сумму налога в бюджет в установленный срок.

Из формулировки видно, что законодатель, с одной стороны, свел воедино ответственность за неисполнение обеих обязанностей агента — удержания и перечисления налога. А с другой — поставил между ними в скобках союз «или».

То есть формально можно говорить о том, что неудержание налога также является правонарушением, в том числе и тогда, когда нужная сумма была перечислена в бюджет. А именно это и происходит пи перечислении налога за счет средств агента.

Срок давности и особенности выявления

Требования налоговых органов оплатить штраф, недоимки и пени имеют временное ограничение – 3 года (п. 1 ст. 113 НК РФ). По истечении этого периода взыскать сумму затруднительно.

Невыплаченную сумму обычно выявляют в результате налоговой проверки, на основании которой составляют акт об обнаружении долга.

Помните: своевременное выявление финансовых обязательств перед бюджетом и соблюдение законодательных норм позволит избежать штрафов за неуплату НДФЛ. Это предотвратит дополнительные убытки и судебные разбирательства.

Выводы

Налоговая инспекция может взыскать с налогового агента штраф в размере 20 процентов от суммы НДФЛ, которую надо удержать и (или) перечислить в бюджет:

  • если в установленный срок налоговый агент не удержал или не полностью удержал налог из денежных выплат контрагенту;
  • если в установленный срок налоговый агент не перечислил или не полностью перечислил в бюджет удержанную сумму налога.

Это следует из положений статьи 123 Налогового кодекса РФ.

Уплаченный штраф не освобождает налогового агента от обязанности перечислить в бюджет удержанную сумму налога (п. 5 ст. 108 НК РФ). Более того, налоговая инспекция может взыскать эти суммы в бесспорном порядке (п. 1 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ).

Если НДФЛ перечислить в бюджет позже установленных сроков, то помимо штрафа инспекция может начислить организации пени (ст. 75 НК РФ).

Штрафа по статье 123 Налогового кодекса РФ можно избежать, если организация докажет, что у нее не было возможности удержать НДФЛ у сотрудника (п. 21 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 № 57). При этом перечислять в бюджет НДФЛ за счет собственных средств налоговый агент не обязан (п. 9 ст. 226 НК РФ).

Важно: если при выплате доходов организация не удержала налог, взыскивать с нее пени за несвоевременную уплату НДФЛ в бюджет нельзя. Об этом сказано в письме ФНС России от 4 августа 2015 № ЕД-4-2/13600. Допустим, организация налог не удержала или удержала его не полностью либо налог вычли из дохода работника, но не перечислили в бюджет или сделали это с опозданием.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

Итоги

Налоговая нагрузка – показатель, имеющий достаточно важное значение не только для налоговых органов (для них он играет не последнюю роль при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки), но и для самого налогоплательщика. Последний анализ этого показателя дает возможность сделать выбор в пользу применения той или иной системы налогообложения и оценить риски пристального внимания ИФНС к данным подаваемой отчетности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бухгалтерия и учет
Adblock detector