Новые правила налоговых проверок: как сама ФНС трактует поправки в НК

Алгоритм работы команд

Потому как отрасли и рынки рассредоточены по всей территории РФ, созданы так называемые отраслевые проектные команды из различных регионов, действующих одновременно на всей территории РФ, действующие по единому плану вычищения групп, отраслей и рынков от схем незаконной минимизации.

Задачи таких команд прозаичны:

  • идентифицировать величину налогового разрыва и конкретные схемы незаконной минимизации, приводящие к его образованию;
  • определить для каждой группы, отрасли и рынка свой норматив налоговой нагрузки, который должен применяться при условии отсутствия использования налогоплательщиками, работающими в той или иной группе, схем незаконной минимизации;
  • создать систему управления добросовестным поведением налогоплательщиков при исполнении ими обязанностей по налогам и сборам, которая строится на осознании налогоплательщиками факта того, что налоговый орган четко осведомлен о том, сколько налогов каждый из них должен платить, и в режиме реального времени осуществляет контроль за такой уплатой без обязательного проведения выездных налоговых проверок.

Для выполнения этих задач ФНС совместно с отраслевыми проектными командами проводит сегментацию налогоплательщиков на группы, отрасли и рынки в разрезе регионов и в целом по РФ. После этого идет этап планирования и проведения мероприятий по установлению сумм налогового разрыва и причин его образования в разрезе групп, отраслей и рынков путем идентификации конкретных схем незаконной минимизации налоговых обязательств.

Далее проводятся успешные показательные выездные налоговые проверки и судебно-правовые мероприятия в отношении нескольких налогоплательщиков группы, мероприятия предаются широкой огласке в прессе и на уровне управляющих и контролирующих государственных структур с целью добровольного отказа всех налогоплательщиков группы от применения подобных схем и добровольного уточнения своих налоговых обязательств.

Как избежать налоговых претензий?

Применительно к конкретным результатам проведения налоговых проверок, можно выделить следующие признаки совершения налогоплательщиком умышленного правонарушения и занижения уплачиваемой суммы налога:

  1. Формальное применение специальных налоговых режимов (к примеру, вывод сотрудников бухгалтерии в штат отдельного юридического лица, применяющего УСН без изменения рабочего места и функционала сотрудников).
  2. Формальное заключение посреднических договоров, с целью отражения в прибыли только сумм комиссионного вознаграждения. В п. 8  приказа ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ указано, что одним из оснований признания налоговой выгоды необоснованной может являться построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
  3. Отсутствие реальности сделки. Так, в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2011 по делу № А21-4402/2011 суд, отказывая налогоплательщику в вычетах по НДС, указал в т.ч. на отсутствие в материалах дела доказательств реального исполнения сделок по приобретению товаров у поставщиков (отсутствие особых условий хранения, транспортировки, подтверждения соответствующими сертификатами приобретения соответствующей продукции и т.д.).
  4. Необоснованное применение положений международных договоров об избежание двойного налогообложения. Так, стандартная схема оптимизации налогообложения при применении расчета процентов по займам с иностранными компаниями заключается в регистрации нерезидента в государстве, соглашение об избежание двойного налогообложения с которой предусматривало возможность отнесения в полном объеме процентов по займам при предоставлении сертификата налогового резидентства иностранного юридического лица. Задачей налогового органа в данном случае является необходимость доказывания фактического предоставления займа аффилированным лицом (постановление Президиума ВАС РФ от 15.11.2011 № 8654/11 по делу № А27-7455/2010).
  5. Взаимодействие налогоплательщика с «фирмами-однодневками» (постановление ФАС Московского округа от 29.05.2013 по делу № А40-94438/12-99-518). 
  6. Неправомерное использование налоговых льгот.
  7. Уклонение налогоплательщика от предоставления необходимых для налогового контроля документов.
  8. Формальное занижение уплачиваемых на таможне обязательных платежей.

Из изложенного следует, что доказывание вины налогоплательщиков носит субъективный характер.

Только соответствующая всем требованиям налогового законодательства деятельность может служить безусловным основанием для непривлечения к налоговой ответственности. Налоговая безопасность является основой стабильного и эффективного развития компании. Угроза налоговых доначислений может поставить налогоплательщика на грань банкротства и потери собственником бизнеса в целом.

Очевидно, что неэффективно построенная система налоговой безопасности в компании может повлечь за собой значительные риски и экономические потери. Построение структуры налогового учета и структуры бизнеса в целом должно осуществляться с привлечением профессиональных юристов и аудиторов, что позволит в будущем избежать привлечения к налоговой ответственности.

Наш опыт говорит о том, что именно ошибки, допущенные непосредственно как при подготовке, так и в ходе самой налоговой проверки, как правило, заканчиваются самыми долгими и зачастую убыточными для налогоплательщика судебными процессами. Важно понимать, что модель поведения и защиты налогоплательщика должна быть построена изначально верно, а большой массив налоговых претензий гораздо проще и дешевле предотвратить на стадии самой проверки, чем обжаловать их в дальнейшем.

Согласно данным ФНС, налоговая служба в 2017 году обеспечила рекордные за последние 5 лет темпы роста налоговых поступлений в бюджет страны — более 17,3 трлн. рублей, что на 2,9 трлн. рублей больше, чем в 2016 году. Драйверами роста стали налог на прибыль 18,8% (плюс 3,3 трлн. руб.) и НДС 15,5% (прирост на 3,1 трлн. руб.). Эти цифры однозначно говорят о развитии налогового контроля.

Одной из основных задач для налоговых органов в 2017 году было обеспечение эффективного администрирования страховых взносов. И это у них отлично получилось! По итогам года во внебюджетные фонды поступило 5,8 трлн. рублей, что на 9,1% больше 2016 года (плюс 483 млрд. руб.).

При этом передача обязанности администрирования страховых взносов от органов ПФР к налоговым органам, обернулась для многих компаний и предпринимателей неприятным сюрпризом. Для многих это привело к списанию суммы с расчетных счетов, блокировке счета за неуплату страховых взносов.

28 февраля 2018 года Глава ФНС Михаил Мишустин на заседании расширенной коллегии ФНС России заявил, что именно синергетический эффект от внедрения современных цифровых технологий в налоговое администрирование позволил добиться таких рекордных результатов.

Создаваемая фискальным органом цифровая технологическая платформа, общие интегрированные информационные ресурсы с таможенным органом, банками, ЗАГС, Росфинмониторингом позволяют ФНС изменить методы налогового контроля: непрерывно работать с гигантским массивом данных и совершенствовать налоговый контроль в целом.

Внедрение в работу инновационных технологий позволило концептуально поменять парадигму контрольной работы.

Новые правила налоговых проверок: как сама ФНС трактует поправки в НК

Положительный для налогового органа эффект от внедрения новых технологий, изменения налогового законодательства, поддержки правоохранительных и судебных органов, как говорится, на лицо. В отчетах о результатах работы налоговых органов за 2017 год, опубликованных на официальном сайте ФНС много любопытных цифр, с которыми следует ознакомиться.

Так, 98% выездных проверок в 2017 году в России закончились выявлением нарушений!

На 40% выросла эффективность выездной проверки в России по сравнению с 2016 годом.

На 73% выросли минимальные доначисления на одну выездную налоговую проверку в России за последние 3 года. По итогам 2017 года это уже 16,4 млн. руб.

При этом средняя сумма доначислений по Москве и Санкт-Петербургу составила более 55 млн. руб. за одну выездную налоговую проверку.

На 75 % в 2017 году в России увеличилось количество камеральных проверок.

На 32 % увеличились поступления в бюджет в результате принудительного взыскания по России (по сравнению с аналогичным периодом 2016 года).

Как видим, налоговому органу есть чем похвастать — доначисления по результатам проверок продолжают расти, при этом любая выездная проверка является результативной.

Кстати, руководитель ФНС отметил снижение количества судебных налоговых споров — в 2017 году по сравнению с 2013 годом количество снизилось почти в 5 раз (с 53 до 11 тысяч), в том числе в 2017 году более, чем на 9 %. В чем же дело? У налогоплательщиков пропало желание спорить или инспекция теперь всегда права? Справедливости ради следует отметить, что разрешение налоговых споров превращается в тяжкий труд с очень редкими проблесками для компаний.

Многие эксперты на сегодняшний день отмечают, что налоговый спор лучше вовсе не доводить до суда, так как сейчас шансов убедить налоговый орган в своей позиции во время административных процедур гораздо выше, чем сделать то же самое в арбитражном суде. Увы, но это факт, позиция судов достаточно профискальна! И в подтверждение данного вывода очередная цифра — 82,8% судебных споров заканчивается победой налоговых органов.

1. Налогоплательщики были распределены по категориям риска на 3 группы: с высоким риском, средним и низким.

Новые правила налоговых проверок: как сама ФНС трактует поправки в НК

2. Полностью автоматизирован документооборот по контролю НДС, который сейчас является эталоном для тиражирования на другие налоги;

В 2017 году была начата разработка программного обеспечения «Климат-контроль» для оценки рисков работы с контрагентами. Планировалось, что этот сервис станет доступен налогоплательщикам на сайте ФНС России еще в 2017, однако запуск перенесли на 1 июня 2018 года.

3. В НК РФ появилась новая статья 54.1, посвященная необоснованной налоговой выгоде. Законодатель указывает на недопустимость искажений учета и отчетности, уменьшающих налоговую базу (умысел в совершении налогового правонарушения). Целью сделки не должна быть неуплата и (или) зачет (возврат) суммы налога (деловая цель сделки).

Сделка должна исполняться лицом, с которым заключен договор или лицом, которому обязательство передано по договору или закону (реальность сделки).

4. Активно используется возможность взыскания налогового долга компании с взаимозависимых юридических и физических лиц (ст. 45 НК РФ). Собственники, руководители и иные контролирующие лица привлекаются к субсидиарной, уголовной ответственности из-за долгов компании по налогам (ст. 61.10 Закона о банкротстве, ст. 199 УК РФ). Теперь возможно возмещение убытков с должностного лица компании по налоговым долгам без обвинительного приговора (ст. 1064 ГК РФ).

Приведенные выше тенденции и данные налоговой статистики свидетельствуют о том, что налогоплательщикам нужно быть максимально внимательными к проводимым ими хозяйственным операциям и выбору контрагентов.

Прозрачность информационной системы, с одной стороны, позволит налоговым органом практически дистанционно выявлять операции, в которых видны признаки налоговой схемы. С другой стороны, может снять нагрузку с добросовестных налогоплательщиков. Именно поэтому тщательный анализ проводимых и планируемых операций позволит наладить управление налоговыми рисками в компании и не попадать в зону внимания налоговиков.

Сейчас, как никогда ранее, важно предотвратить потери, найти легальный способ разрешения ситуации до возникновения проблемы, и открыть законные финансовые внутренние резервы бизнеса для его развития. И при этом, скорее всего, каждому хотелось бы иметь определенные гарантии и денежную страховку от рисков при наступлении часа Х.

Какие группы налогоплательщиков в зоне риска?

Тестировать будут группы налогоплательщиков, обладающих следующими признаками:

  • Подозрительно низкая налоговая нагрузка и валовая рентабельность группы по отношению к налоговой нагрузке других групп налогоплательщиков;
  • Значительный разброс данных о налоговой нагрузке и валовой рентабельности по одной группе налогоплательщиков;
  • Существенная доля сделок с организациями, зарегистрированными в офшорных и низконалоговых юрисдикциях;
  • Значительные суммы убытков и сумм налога на добавленную стоимость к возмещению.

Перспективы 2018 года

Одна из основных задач ФНС на ближайшую перспективу — интеграция систем АСК НДС, ККТ и Маркировка чтобы обеспечить транспарентность, т.е. прозрачность рынка на основе достоверной информации о товарообороте в масштабах страны.

22 февраля 2018 г. депутаты Госдумы приняли в первом чтении проект Закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Законопроект отменяет обязательные проверки раз в три года и переориентирует контролеров на нарушителей. Сокращение числа проверок достигается за счет риск-ориентированного подхода. Контроль рисков не только увеличивает сроки между проверками, но и освобождает от проверок тех, кому присвоена низкая категория риска.

Кстати, риск-ориентированный подход, который будет утвержден на уровне закона в 2018 году, на практике он внедряется уже несколько лет. Особенно много делается для автоматизации поиска рисков.

Новые правила налоговых проверок: как сама ФНС трактует поправки в НК

В итоге взаимодействие предпринимателей с контролерами должно стать «абсолютно цифровым», об этом заявил на форуме РСПП куратор реформы госконтроля министр по вопросам открытого правительства Михаил Абызов.

Видео

Налоговое администрирование 2018. Налоговая выгода на новый лад

1. Создание единого механизма таможенного и налогового администрирования. Единая система поможет отследить «всю цепочку прохождения товаров — от нахождения на границе до конкретных потребителей». В мае новое правительство может рассмотреть вопрос объединение ФНС и ФТС в одну службу.

2. Совершенствование АИС «Налог-3». Предполагается доработать программное обеспечение системы управления рисками до использования при назначении плановых налоговых проверок. Долю плановых проверок, назначенных с помощью новой системы, довести до 30%.

3. Ввод в опытную эксплуатацию программного обеспечения для анализа транзакций и связей налогоплательщиков, а также выявления типовых схем уклонения от налогообложения. Завершение этой грандиозной задачи придется уже на 2019 год.

Уже сейчас ФНС имеет доступ ко всем платежам, которые проходят через РКЦ Центрального банка. После интеграции данных налоговой с данными онлайн-ККТ уже в этом году ФНС будет полностью контролировать всю цепочку формирования НДС в России.

Имея данные таможни, банков, онлайн ККТ и счетов-фактур из налоговых деклараций можно, как бы, «схлопнуть» товарный и денежный оборот.

Автоматический анализ взаимосвязей инспекторы применяют для поиска доказательств недобросовестных согласованных действий. Алгоритмы контроля будут сопоставлять законные и незаконные связи: учредители, руководители и признаки, которые могут говорить о скрываемом взаимодействии и о какой-то подконтрольности (общий сайт или IP адреса, общее местонахождение и т.п.).

В полном соответствии с требованиями к цифровой трансформации государственного контроля камеральная налоговая проверка идет к полному бесконтактному общению с налогоплательщиком. Контрольные соотношения по всем налоговым декларациям будут исключительно математические. Все, что «на подумать», будет передано аналитическим отделам и на выездную проверку.

Создание отраслевых проектных команд

В настоящее время проводится пилотный проект в Республике Татарстан, Ростовской и Иркутской областях, Санкт-Петербурге и Москве, который продлится до конца 2015 года. Определены наиболее рисковые отрасли для анализа: фармацевтика (оптовая торговля, розничная торговля, производство фармацевтической продукции), торговля автотранспортными средствами, пищевое производство, оптовая торговля сахаром и производство сахара.

На текущий момент проводится анализ товарно-денежных потоков, отобранных для анализа холдингов внутри каждой отрасли (перечень анализируемых организаций у нас имеется), и составляются схемы товарно-денежных потоков с учетом всех звеньев перечисления денежных средств через технические звенья и фирмы-однодневки в пользу иностранных контрагентов, физическим лицам, на покупку ликвидных ценных бумаг и т.д. Следующий этап, проведение показательный выездных проверок, будет проводиться, с высокой долей вероятности, уже в следующем году.

Юристы и бухгалтера компании Альянс-Консалтинг держат руку на пульсе всех последних событий и изменений. Звоните, мы бесплатно проконсультируем по законным и безопасным для клиента услугам ведения бухгалтерского и налогового учёта.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бухгалтерия и учет
Adblock
detector