Какие разъяснения по налогам считать официальными?

Права налогоплательщиков на получение информации

Со вступлением в силу Закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ изменен порядок проведения разъяснительной работы. Налогоплательщики вправе получать от налоговых органов информацию (в том числе в письменном виде):

  • о действующих налогах и сборах;

  • о законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;

  • о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

  • о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

  • о порядке заполнения форм документов, представляемых в налоговые органы.

Информирование — доведение до сведения налогоплательщика (воспроизведение) информации, содержащейся в законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах.

Минфин России в письме от 26.01.2005 N ШС-6-01/58@ «О полномочиях налоговых и финансовых органов» высказал следующую позицию: «Финансовые органы разъясняют любые вопросы налогоплательщиков, относящиеся к применению норм налогового законодательства, а налоговые органы предоставляют информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также разъясняют порядок заполнения налоговой отчетности».

Таким образом, в налоговый орган следует отправлять вопросы, не требующие правовой оценки и толкования норм законодательства о налогах и сборах, а в Минфин России — вопросы, требующие анализа норм законодательства о налогах и сборах и правовой оценки.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ (НК) предусмотрено право налогоплательщика получать от Минфина России письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 НК Минфин России дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, а также порядок их заполнения.

Согласно пункту 2 статьи 34.2 НК финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

Пунктом 3 статьи 34.2 НК установлено, что Минфин России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В соответствии с Законом от 29.06.2004 N 58-ФЗ право издавать нормативные правовые акты по вопросам налогообложения и сборов закреплено за Минфином России. Так, согласно пункту 1 статьи 34.2, пункту 7 статьи 80 НК Минфин России вправе давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждать формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.

Получение информации от финансовых органов

Полномочия финансовых органов, предусматривающие дачу письменных разъяснений налогоплательщикам и плательщикам сборов в области налогов и сборов, были введены в НК РФ Федеральным законом от 29.06.2004 № 58-ФЗ. Статьей 34.2 НК РФ предусмотрено, что Минфин России дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.

С учетом изменений, внесенных Указом Президента РФ от 09.03.2003 № 314 в структуру федеральных органов исполнительной власти, функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, по ведению разъяснительной работы по законодательству РФ о налогах и сборах переданы Минфину России.

Следовательно, полномочия Минфина России в части предоставления разъяснений охватывают более широкий круг вопросов, и финансовые органы вправе давать разъяснения по любому вопросу, связанному с применением налогового законодательства.

Согласно Положению о Минфине России, утвержденному постановлением Правительства от 30.06.2004 № 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Минфин России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении ФНС России, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федерального казначейства, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

В письме Минфина России от 06.05.2005 № 03-02-07/1-116 разъяснено следующее. Положением о Департаменте налоговой политики, утвержденным приказом Минфина России от 14.10.1998 № 199 (действующим до утверждения Положения о Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики) предусмотрено, что документы, направляемые от имени Департамента по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, подписываются руководителем Департамента и его заместителями.

При этом данным Положением установлено, что Департамент рассматривает и отвечает на поступившие от организаций и физических лиц запросы по применению налогового законодательства. Проектом Положения о Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики, находящимся на подписи у Министра финансов РФ, к полномочиям Департамента отнесено обеспечение ведения разъяснительной работы по применению актов законодательства РФ о налогах и сборах.

Таким образом, должностными лицами, уполномоченными излагать официальную позицию Минфина России в письменных разъяснениях по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, являются Министр финансов РФ, его заместители, директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики и его заместители.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующий вывод. Налогоплательщик и плательщик сбора может обратиться за разъяснениями, как в налоговый орган, так и в финансовый орган, как на уровне ФНС и Минфина России, так и в налоговые и финансовые органы на уровне субъекта РФ.

В письме ФНС России от 26.01.2005 № ШС-6-01/58 разъяснено, что при поступлении в налоговые органы запросов налогоплательщиков о применении положений и норм налогового законодательства оснований для отказа в предоставлении информации по указанным вопросам у налоговых органов не имеется.

Учитывая полномочия финансовых органов субъектов РФ и местного самоуправления по предоставлению письменных разъяснений по вопросам применения законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, налоговые органы обеспечивают взаимодействие с финансовыми органами на местах по указанным запросам.

Статус и юридическая сила разъяснений и писем Минфина России

В завершении необходимо отметить, что налогоплательщик при получении разъяснения из налогового или финансового органа вправе обратиться в суд и обжаловать полученный ответ в суде. В соответствии со статьями 29 и 197 АПК РФ суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Мнение Минфина

Вопросы о том, какую силу имеют разъяснения Минфина России, что признается официальным разъяснением и т.д., необходимо ли их опубликование, разъяснены в письме Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 и ряде других писем министерства.

По мнению Минфина (Письмо Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 «О порядке применения письменных разъяснений Минфина России по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, предоставляемых в соответствии со ст. 34.2 НК РФ»; Письмо Минфина России от 3 марта 2006 г. N 03-02-07/1-47 «Об основаниях и условиях освобождения от ответственности за совершение налогового правонарушения»):

  • Его письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства, которые в силу ст. 34.2 НК РФ дают Минфин России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными правовыми актами, не подлежат подготовке, регистрации и обязательной публикации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, установленными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009;

  • Содержащиеся в различных правовых базах данных и прочих изданиях письменные разъяснения Минфина России, Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, предоставленные по запросам конкретных налогоплательщиков, публикуются в неофициальном порядке. Такие письменные разъяснения необязательны для исполнения налоговыми органами, налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами. По мнению Минфина России, они не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативными правовыми актами вне зависимости от того, кому дано разъяснение — конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц. Эти письма имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют участникам налоговых правоотношений руководствоваться нормами налогового законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином России.

  • Опубликованные письменные разъяснения должны восприниматься субъектами налоговых правоотношений наряду с иными публикациями специалистов в этой области

Вывод: письма Минфина имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах и не препятствуют налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином России.

«Должностными лицами, уполномоченными подписывать разъяснения ФНС России по вопросам, отнесенным к ее компетенции, являются директор ФНС России и его заместители. Руководители территориальных органов ФНС России и их заместители в пределах их компетенции вправе подписывать документы соответствующих налоговых органов.

Должностными лицами, уполномоченными подписывать разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, являются Министр финансов Российской Федерации и заместители Министра финансов Российской Федерации. Разъяснения других финансовых органов вправе подписывать руководители соответствующих финансовых органов и их заместители».

Однако позже Минфин России несколько расширил свою позицию и в письме от 06.05.2005 N 03-02-07/1-116 определил, что должностными лицами, уполномоченными излагать официальную позицию Минфина России в письменных разъяснениях по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, являются:

  • Министр финансов Российской Федерации;

  • заместители Министра финансов Российской Федерации.

Какие разъяснения по налогам считать официальными?

Таким образом, только разъяснения по налогам и сборам вышеуказанных должностных лиц являются официальной позицией Минфина России.

От имени Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики выступают соответственно его директор и заместители.

Если налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) руководствовался письменным разъяснением Минфина России (Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России) о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, которое было адресовано данному налогоплательщику (плательщику сборов, налоговому агенту) в связи с исполнением им обязанностей налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента), к нему применяются нормы пункта 8 статьи 75 и подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК о неначислении пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате исполнения законодательства с учетом позиции, изложенной в таком разъяснении, и об исключении вины лица в совершении налогового правонарушения в результате следования налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) указанному письменному разъяснению.

В своем Постановлении от 28.11.2017 № 34-П Конституционный Суд РФ отметил следующее:

  • Толкование налоговых норм, ухудшающее положение налогоплательщика, не имеет обратной силы

  • В пункте 3.2 КС отмечает, что изменение законодателем ранее установленных правил, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение лиц, которых оно затрагивает, должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости предоставление гражданам возможности, в частности посредством временного регулирования, в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям; соблюдение данного принципа — при отсутствии должной нормативной определенности правового регулирования — имеет существенное значение и для обеспечения единства правоприменительной практики; при этом — исходя из конституционного принципа недопустимости придания обратной силы закону, устанавливающему или отягчающему ответственность (статья 54 Конституции Российской Федерации), ухудшающему положение налогоплательщиков (статья 57 Конституции Российской Федерации), — не может иметь обратную силу постановление высшего суда, содержащее толкование нормы права, вследствие которого ухудшается положение налогоплательщика, добросовестно, т.е. без каких-либо злоупотреблений (создание различных форм уклонения от уплаты налогов и (или) их незаконного уменьшения и т.п.) действовавшего в рамках устоявшегося на момент такого изменения толкования соответствующих нормативных положений (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П, от 5 марта 2013 года N 5-П, от 21 января 2010 года N 1-П, от 17 октября 2017 года N 24-П и др.).

    Вывод: Не имеет обратной силы постановление высшего суда, если в нем по-новому истолкованы нормы права и такое толкование ухудшает положение добросовестного налогоплательщика. Значит, доначислить налоги, пени и штрафы за периоды до изменения судебной практики нельзя. Важно, чтобы налогоплательщик в период положительного для себя толкования налоговых норм не злоупотреблял правами (не уклонялся от уплаты налогов).

  • Минфин и ФНС должны разъяснить, как платить налоги, даже если им нужны сведения от другого органа

  • Таким образом КС РФ п. 4 указанного постановления фактически запретил Минфину и ФНС давать отписки в ситуациях, когда вопрос применения налогового законодательства связан со сферами регулирования, в которых есть свои уполномоченные органы, указав Минфину и ФНС, что «В случаях, когда целью получения таких разъяснений является желание налогоплательщика иметь представление о своих правах и обязанностях в налоговых правоотношениях, ему надлежит обращаться в финансовый, налоговый или другой орган государственной власти, уполномоченный давать письменные разъяснения о порядке исчисления, уплаты налога или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах. В свою очередь, уполномоченный орган государственной власти (при недостаточной осведомленности по существу поставленного перед ним вопроса) правомочен получить дополнительные сведения с использованием процедур межведомственного взаимодействия, в том числе привлечь к разрешению поставленного налогоплательщиком вопроса тот государственный орган, который в силу своей ведомственной специализации обладает необходимой компетенцией в соответствующей сфере регулирования, однако на основе этих сведений он должен — в силу своей специализации (исключительной компетенции) в налоговых вопросах — принять решение самостоятельно».

  1. НДФЛ с наследства

  2. Налоговая ответственность за непредставление документов

  3. Ошибки при заполнении налоговой декларации 3-НДФЛ

  4. Подтверждение статуса налогового резидента РФПорядок получения подтверждения статуса налогового резидента РФ

  5. Система налогов и сборов РФ

  6. Виды налогов:

  7. Налогообложение организаций

  8. Налогообложение физических лиц

  9. Налоговые проверки

  10. Налоговая ответственность за:

Получение информации от налоговых органов

При этом НК устанавливает обязанности налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России, адресованными конкретным заявителям (в силу того, что указанные разъяснения не содержат правовых норм), а обязывает налоговые органы руководствоваться разъяснениями, адресованными ФНС России.

Последние рассматриваются как направляемые в рамках координации и контроля деятельности ФНС России (полномочия Минфина России в этой области определены Положением о Министерстве финансов РФ) и предназначенные для разъяснения позиции Министерства как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области выработки налоговой политики, подведомственной федеральной службе.

Какие разъяснения по налогам считать официальными?

При этом разъяснения, направляемые Минфином России ФНС России, также не являются нормативными правовыми актами, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а также не подлежат подготовке и регистрации в порядке, установленном для нормативных правовых актов.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 НК налоговые органы обязаны давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции, является обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения и тем самым освобождающим последнего от налоговой ответственности.

Поскольку согласно положениям НК решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности принимается руководителем налогового органа (его заместителем), в случае возникновения спора судам необходимо исходить из того, что налогоплательщик вправе расценивать письменное разъяснение, данное руководителем налогового органа (его заместителем), как разъяснение компетентного должностного лица.

К разъяснениям, о которых упоминает подпункт 3 пункта 1 статьи 111 НК, следует также относить письменные разъяснения руководителей соответствующих федеральных министерств и ведомств, а также иных уполномоченных на то должностных лиц.

При применении данной нормы не имеет значения, адресовано ли разъяснение непосредственно налогоплательщику, являющемуся участником спора, или неопределенному кругу лиц.

Возражая против признания своих разъяснений нормативными актами и в обоснование своей позиции специалисты Минфина России апеллируют, в частности, к Постановлению ВАС РФ от 16.01.2007 N 12547/06, который указал, что письма не отвечают критериям нормативного правового акта, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц.

Следовательно, содержащиеся в оспариваемых письмах Минфина России положения не могут рассматриваться в качестве устанавливающих обязательные для налоговых органов правила поведения, подлежащие неоднократному применению при осуществлении ими функций налогового контроля. Соблюдения этих правил налоговые органы не вправе требовать и от налогоплательщиков (налоговых агентов).

В пункте 35 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой НК РФ» указано, что «…не имеет значения, кому адресовано разъяснение — конкретному налогоплательщику или неопределенному кругу лиц».

Арбитражные суды зачастую признают официальными разъяснениями не только письма Минфина России и ФНС России.

Так, в арбитражной практике официальными разъяснениями, освобождающими от налоговой ответственности в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ, признавались:

  • решения налогового органа по результатам предыдущих налоговых проверок, в которых исчисление налога в аналогичных ситуациях признавалось правильным (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.03.2005 N А56-26746/04);

  • письменное указание вышестоящего государственного органа нижестоящему (Постановления ФАС Московского округа от 13.01.2005, 17.01.2005 N КА-А41/12802-04, от 25.06.2004 N КА-А41/5349-04, от 20.09.2003 N КА-А41/7798-03);

  • Методические рекомендации по исчислению и уплате налога (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.12.2004 N А79-5685/2004-СК1-5372);

  • Инструкция по заполнению налоговой декларации (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.12.2004 N А56-276/04).

Полагаю, что выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений работника налогового органа в форме «вопрос-ответ» о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, опубликованных в специализированном печатном издании или размещенных в электронной справочно-правовой системе, не является по смыслу подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, поскольку такое разъяснение не является официальным разъяснением налогового органа или его должностного лица в пределах его компетенции, а представляет из себя личное мнение автора разъяснения.

С учетом изменений, внесенных Указом Президента РФ от 09.03.2003 № 314 в структуру федеральных органов исполнительной власти, МНС России преобразовано в Федеральную налоговую службу.

В соответствии с нормами НК РФ, а также пункта 5.6 и п. 6.3 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506, ФНС России уполномочена и имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности.

В соответствии с действующим налоговым законодательством налоговые органы обязаны предоставить следующую информацию:

  • о действующих налогах и сборах, т.е. информацию, которая содержится в статьях 12-17 НК РФ, в которых поименован перечень существующих в РФ налогов и сборов и порядок их введения (установления);
  • о законодательстве о налогах и сборах, которое состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов и законов субъектов РФ о налогах и сборах;
  • о принятых в соответствии с законодательством о налогах и сборах нормативных правовых актах, порядок принятия и полномочия по принятию которых определены статьей 4 НК РФ;
  • о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, который определяется статьями специальной части НК РФ по каждому налогу и сбору;
  • о правах и обязанностях налогоплательщиков, которые определены статьями 21 и 23 НК РФ;
  • о полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, определенных статьями 31 и 32 НК РФ;
  • разъяснения о порядке заполнения форм налоговой отчетности, определенных приказами Минфина России по каждому налогу.

Какие разъяснения по налогам считать официальными?

Таким образом, объем информации, который может быть получен от налоговых органов, ограничен положениями, непосредственно содержащимися в НК РФ, законе субъекта или нормативном акте, и то, только в случае, если двоякое толкование не допустимо. Следовательно, работа налоговых органов сводится непосредственно к передаче информации без искажений, дополнений, комментариев.

Порядок организации информационной работы с налогоплательщиками и плательщиками сборов регламентирован разделом 4 Регламента организации работы с налогоплательщиками, утвержденного приказом МНС России от 10.08.2004 № САЭ-3-27/468 (далее — Регламент).*

Примечание:* Приказом ФНС России от 02.09.2005 № САЭ-3-25/425 утвержден Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков (подробнее читайте здесь)

Информирование налогоплательщиков можно разделить по кругу лиц — публичное и индивидуальное и по форме — устное и письменное.

Публичное информирование налогоплательщиков осуществляется посредством размещения информационных материалов на стендах и проведения семинаров с налогоплательщиками. Основной целью публичного информирования является предоставление налогоплательщикам организационно-распорядительной и наиболее значимой тематической информации, например, о режиме работы инспекции, коды классификации доходов бюджетов РФ, о порядке регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, образцы заполнения документов, о видах налогах и основополагающих моментах их исчисления.

Таким образом, публичное информирование позволяет налогоплательщику определить свои права и обязанности, ознакомиться с порядком заполнения необходимых документов и сроками их предоставления и другой аналогичной «базовой» или «начальной» информацией. Более подробная информация налогоплательщиком может быть получена только в результате индивидуальных запросов, как в устной, так и в письменной форме.

В соответствии с действующим Регламентом предусмотрено, что устный запрос налогоплательщика может поступить как лично, так и по телефону. Информирование налогоплательщиков при приеме устных запросов осуществляется силами сотрудников отдела работы с налогоплательщиками. Информирование налогоплательщиков по устным запросам представляет интерес для индивидуальных предпринимателей, самостоятельно ведущих учет своих доходов и расходов, не обладая специальными знаниями, или для начинающих бухгалтеров по вопросам, не представляющим большой сложности, а также по вновь вводимым налогам, сборам или специальным налоговым режимам в части получения информации, которая четко регламентирована положениями НК РФ или нормативными правовыми актами налоговых органов и не допускает двоякого толкования.

Наиболее актуально и важно для налогоплательщика в настоящее время информирование в письменной форме. Именно такие ответы в дальнейшем будут являться обстоятельствами, исключающими ответственность налогоплательщика в случае неправильного исчисления уплаты налога (сбора) в соответствии с разъяснениями, данными налоговым органом.

Запросы в письменной форме могут быть направлены в налоговый орган по почте или лично. Поступившие запросы регистрируются в отделе работы с налогоплательщиками в информационном ресурсе «Журнал учета письменных вопросов, поступивших от налогоплательщиков», утвержденном приказом МНС России от 21.10.2003 № БГ-3-27/554. Пунктом 4.3.2.

3 Регламента предусмотрено, что ответ должен быть дан налогоплательщику — физическому лицу не позднее 30 календарных дней с момента поступления, если требуется дополнительное изучение и проверка, не позднее 15 календарных дней по остальным; налогоплательщику — юридическому лицу — не позднее 30 календарных дней от даты регистрации запроса.

Особый срок для предоставления ответов не позднее 15 дней предусмотрен для налогоплательщиков, перешедших на предоставление отчетности по телекоммуникационным каналам связи. Данным регламентом предусмотрено, что ответ на запрос дается в простой, четкой и понятной форме с указанием фамилии, имени и отчества исполнителя.

В случае если запрос не относится к компетенции налоговых органов, то налоговым органам необходимо в течение 5 календарных дней подготовить ответ с аргументированным отказом в информировании и отправить налогоплательщику по почте через отдел финансового и общего обеспечения. Второй экземпляр отправленного письма-отказа остается на хранении в отделе работы с налогоплательщиками.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бухгалтерия и учет