Налог на добавленную стоимость

Основание и правовые основы НДС

НДС является одним из основных налогов в РФ. Он был введен в 1992 г. Именно тогда начала формироваться налоговая система в стране. Налог на добавленную стоимость применяется к организациям и индивидуальным предпринимателям. Основной документ, регулирующий его применение, — Налоговый кодекс. НДС посвящена глава 21 части II НК РФ.

Также ряд норм, посвященных этому виду налогообложения, закреплен в Таможенном кодексе Таможенного союза, Постановлениях правительства. Министерство финансов и Федеральная налоговая служба РФ издают письма, разъясняющие неоднозначные ситуации. Сами эти письма не устанавливают правовых норм, но помогают правильно трактовать закон. Поэтому имеют для юристов и бухгалтеров очень большое значение.

Экономическое содержание НДС

НДС является одним из налогов в России, оказывающих значительное влияние на формирование государственного бюджета. Суть налога на добавленную стоимость в полной мере отражает его название. То есть именно с добавленной стоимости, на которую производитель увеличил ценность первоначального продукта (сырья или полуфабриката), происходит его начисление.

Для «чайников»: НДС – это налог, который начисляют и выплачивают предприятия-производители, оптовые и розничные торговые организации, а также индивидуальные предприниматели. На практике его размер определяется как произведение ставки на разность между выручкой, полученной при реализации собственной продукции (товаров, услуг) и суммой затрат, которые были использованы для ее изготовления.

Проще говоря, та часть товара, которую производитель или продавец «прирастил» к исходному продукту (фактически это вновь созданная стоимость) и является облагаемой базой. Этот вид налога косвенный, так как он входит в стоимость изделия. В конечном итоге его оплачивает покупатель, а формально (и практически) его уплата производится владельцами и производителями товара.

Особенности исчисления и взимания

Согласно Налоговому кодексу РФ налогоплательщиками НДС являются:

  • Организации (российские и иностранные, а также международные организации и их филиалы и представительства на территории России);
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, деятельность которых связана с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Условно всех налогоплательщиков НДС можно разделить на две группы:

  1. налогоплательщики «внутреннего» НДС, т.е. НДС, уплачиваемого при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ;
  2. налогоплательщики «ввозного» НДС, т.е. НДС, уплачиваемого на таможне при ввозе товаров на территорию РФ.

Лица, которые перемещают товар через таможенную границу Таможенного союза, платят НДС только тогда, когда такая обязанность установлена для них Таможенным кодексом Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.

Органы государственной власти и местного самоуправления также признаются плательщиками НДС. Соответствующие разъяснения даны в письмах Минфина РФ от 07.12.2007 N 03-07-11/616, от 30.11.2007 N 03-03-04/7.

Не признаются налогоплательщиками НДС (не уплачивают ни «внутренний», ни «ввозной» налог):

  • Иностранные организаторы XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, иностранные маркетинговые партнеры Международного олимпийского комитета – в отношении операций, совершаемых в рамках организации и проведения указанных олимпийских и паралимпийских мероприятий (они освобождены от уплаты НДС с 1 января 2008 г. по 1 января 2017 года).
  • Официальные вещательные компании, освещающие проведение олимпийских и паралимпийских игр в г. Сочи — в отношении операций по производству и распространению продукции средств массовой информации (в том числе по осуществлению официального теле- и радиовещания), совершаемых в течение периода проведения данных игр (они освобождены от уплаты НДС с 1 января 2008 г. по 1 января 2017 года).
  • c 1 октября 2013 г. плательщиками НДС не признаются Международная федерация футбольных ассоциаций (FIFA) и ряд других организаций, участвующих в подготовке и проведении чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка конфедераций FIFA 2017 г.

Налоговым кодексом также предусмотрены случаи, при которых организации и предприниматели освобождаются от уплаты НДС — ст. 145, 145.1 НК РФ. Следует помнить, что освобождение от обязанностей плательщиков НДС предоставляется при соблюдении определенных условий и на ограниченный срок. И действует оно только в отношении уплаты «внутреннего» НДС.

Общее правило порядка исчисления НДС гласит, что сумма НДС — это произведение налоговой базы и ставки налога. Говоря проще, нужно умножить налоговую базу на ставку НДС.

При осуществлении операций, облагаемых по разным ставкам НДС, эти операции нужно учитывать отдельно. По каждому виду операций определить налоговую базу, исчислить суммы налога и сложить полученные суммы. По итогам каждого налогового периода сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется как общая сумма налога, уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 НК РФ и п. 3 ст. 172 НК РФ, и увеличенная на суммы восстановленного налога.

Налоговые агенты — это лица, которые обязаны исчислить за налогоплательщика налог, удержать его из доходов налогоплательщика и перечислить в бюджетную систему РФ. Это по сути посредники между налогоплательщиком и государством. Налоговыми агентами признаются лица, которые:

  1. приобретают товары (работы, услуги), местом реализации которых является территория РФ, у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах РФ (п. п. 1, 2 ст. 161 НК РФ);
  2. арендуют, покупают федеральное имущество, имущество субъектов Российской Федерации и (или) муниципальное имущество у органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления (п. 3 ст. 161 НК РФ);
  3. продают конфискованное имущество, имущество, реализуемое по решению суда, бесхозяйные ценности, клады и скупленные ценности, а также ценности, которые перешли по праву наследования государству (исключение составляет реализация имущества (имущественных прав) должников, признанных банкротами: в этом случае, налоговыми агентами являются покупатели такого имущества (имущественных прав) (п. 4 ст. 161 НК РФ));
  4. приобретают имущество или имущественные права должника, признанного банкротом (п. 4.1 ст. 161 НК РФ);
  5. в качестве посредника с участием в расчетах реализуют товары (работы, услуги, имущественные права) иностранных лиц, которые не состоят на учете в налоговых органах РФ (п. 5 ст. 161 НК РФ);
  6. являются собственником судна на 46-й календарный день после перехода права собственности, если до этой даты судно не было зарегистрировано в Российском международном реестре судов (п. 6 ст. 161 НК РФ).

Налоговыми агентами также признаются организации и ИП, которые применяют специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН, патентная система) или освобождены от уплаты НДС согласно ст. ст. 145, 145.1 НК РФ.

Налоговые агенты по НДС обязаны своевременно и правильно исчислить НДС, удержать его из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислить в бюджет (эта обязанность установлена пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ).

Чтобы исчислить налог, налоговый агент должен правильно определить налоговую базу по НДС. Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами определены в статье 161 Налогового кодекса РФ. Налоговый агент также обязан предоставить в срок налоговую декларацию по НДС. За невыполнение обязанностей налогового агента организация или ИП может быть привлечена к ответственности в виде штрафа. А в случае неуплаты или несвоевременной уплаты налога на сумму недоимки начисляются пени.

Внешне для покупателя НДС напоминает налог с оборота или налог с продаж: продавец добавляет его к стоимости продаваемых товаров, работ или услуг. Однако в отличие от оборотных налогов или налогов с продаж, если покупатель также является плательщиком НДС (то есть покупает облагаемые налогом товары или услуги для использования в производстве других товаров или услуг), продавец при расчете общей суммы своих обязательств перед бюджетом имеет право вычесть из суммы налога, полученной от покупателя, сумму налога, который он уплатил своему поставщику за облагаемые налогом товары, работы или услуги.

Такая система налогообложения (по сути, являющаяся модификацией налога с продаж) создана для решения нескольких задач.

Во-первых, распределение уплаты налога в бюджет между стадиями производственно-коммерческого цикла позволяет избежать каскадного эффекта, то есть многократного взимания налога с одной и той же стоимости. В современной экономике при производстве товаров или предоставлении услуг происходит множество затрат, поэтому наличие каскадного эффекта может привести к существенному увеличению суммы выплачиваемого налога.

Во-вторых, распределение обязанности по уплате налога в бюджет между различными налогоплательщиками позволяет минимизировать риски уклонения от налогообложения. В системе налога с продаж уклонение от налога розничным продавцом означает потерю всей суммы налога, в условиях НДС неуплата налога одним участником производственно-коммерческого цикла не исключает возможности получения этой же суммы на последующих стадиях производства (перепродажи). Это, естественно, не исключает наличия собственных, более сложных технологий уклонения от НДС.

В-третьих, НДС в условиях современной экономики позволяет «очистить» экспортируемые товары от национальных налогов и взимать косвенный налог по принципу «страны назначения». Не только освобождение от взимания НДС с экспортера, но и возможность возмещения НДС, уплаченного экспортёром товара своим поставщикам, позволяет добиться того, что товары, экспортируемые из страны, применяющей НДС, будут полностью освобождены от национальных косвенных налогов и таким образом, национальное косвенное налогообложение не будет влиять на конкурентоспособность национального производства.

Налог на добавленную стоимость

С точки зрения конечного потребителя НДС полностью эквивалентен налогу с продаж — поскольку такой потребитель не может вычесть уплаченный продавцу налог, то для него сумма уплаченного налога — это и есть номинальное налоговое бремя.

Впервые НДС был введён в 1958 году во Франции[1]. Сейчас НДС взимают 137 стран. Из развитых стран НДС отсутствует в таких странах, как США и Япония, где вместо него действует налог с продаж по ставке от 0 % до 15 % в зависимости от штата, в Японии — фиксированные 8 %.

Упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства (усн)

— стоимость прав собственности на товары (работы, услуги) при их безвозмездной передаче;

— стоимость строительных и монтажных работ, производимых для собственных нужд;

— стоимость импортируемых товаров, а также товаров (работ, услуг), передача которых осуществлялась на территории РФ (она не включается в облагаемую базу налога на прибыль).

Только при наличии объекта налогообложения у организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан возникает обязанность уплатить налог.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

  1. Реализация товаров (работ, услуг) и передача имущественных прав на территории РФ.

    Под реализацией товара подразумевается передача права собственности на него. Работы реализуются путем выполнения их одним лицом для другого, таким же образом, как и услуги.

    Эти операции признаются реализацией независимо от того, каким способом они осуществляются: на возмездной основе или безвозмездно.

  2. Передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд.

    Передача товаров, работ, услуг для собственных нужд облагается НДС только, если расходы на приобретение этих товаров не включаются в расходы по налогу на прибыль.

  3. Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.

    Согласно разъяснениям Минфина, строительно-монтажными работами для собственного потребления признаются работы, которые носят капитальных характер и выполнены собственными силами налогоплательщика.

  4. Ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (исключительная экономическая зона и континентальный шельф РФ, искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты).

    В данном случае речь идет о действиях, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза, до их выпуска таможенными органами.

К операциям, не подлежащим налогообложению НДС, относятся:

  • обращение российской или иностранной валюты;
  • передача основных средств, нематериальных активов и имущества организации ее преемнику при реорганизации;
  • передача имущества (в том числе ОС и НМА) некоммерческим организациям для осуществления их уставной деятельности, не связанной с предпринимательской;
  • изъятие имущества путем конфискации;
  • наследование имущества;
  • безвозмездная передача домов, детских садов, санаториев, дорог, электрических, газовых сетей и пр. — органам государственной власти или местного самоуправления;
  • передача имущества госпредприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
  • операции по реализации земельных участков;
  • операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), связанные с подготовкой и проведением в РФ чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка конфедераций FIFA 2017 г.;
  • операции по реализации имущества (имущественных прав) должников, признанных в соответствии с законодательством России несостоятельными (банкротами);
  • и другие операции.

Налог на добавленную стоимость

Полный перечень операций, не облагаемых НДС, приведен в ст. 146 НК РФ.

Плательщики— организации и ИП.

Для
организаций— валовая выручка в
течение первых 9-ти месяцев года,
предшествующего году, с которого
претендуют на применение УСН, — не более
3 090 150 тыс. р. и численность в
среднем за указанный период — не более
100 человек.

Для
ИП— валовая выручка в течение
первых 9-ти месяцев года, предшествующего
году, с которого претендуют на применение
УСН, — не более 3 090 150 тыс. р.

Уплата
налога при УСН заменяетуплату
налогов, сборов (пошлин) и отчислений в
бюджет.

1.
налогов, сборов (пошлин), взимаемых при
ввозе (вывозе) товаров на территорию
РБ;

2. налога
на прибыль в отношении дивидендов и
приравненных к ним доходов;

3. обязательных
страховых взносов и иных платежей в
ФСЗН;

4. НДС,
за исключением случаев, предусмотренных
законодательством;

Налог на добавленную стоимость

5. налога
на недвижимость;

6. земельного
налога и др.

Не
вправе применять УСНорганизации
и ИП:

  1. производящие
    подакцизные товары;

  2. занимающиеся
    игорным бизнесом;

3.
осуществляющие лотерейную, туристическую
деятельность и др.

Объект
налогообложенияналога при УСН —
осуществление предпринимательской
деятельности.

Порядок
исчисления:Сумма налога
= налоговая база × ставка налога

Налоговая
база: Валовая выручка = Выручка от
реализации Внереализационные доходы
– Внереализационные расходы

8
%– для организаций и ИП, не уплачивающих
НДС;

6
%– для организаций и ИП, уплачивающих
НДС;

15
%– для организаций и ИП, использующих
в качестве налоговой базы валовой доход.

5
%– для организаций и ИП, не уплачивающих
НДС;

3
% – для организаций и ИП, уплачивающих
НДС.

Налоговый
период– календарный год.

Отчетный
период:

  • календарный
    месяц – для применяющих УСН с уплатой
    НДС ежемесячно;

  • календарный
    квартал – для применяющих УСН без
    уплаты НДС либо с уплатой НДС ежеквартально.

Налоговая
декларация— не позднее20-го числа
месяца, следующего за истекшим отчетным
периодом.

Десерт

Уплата— не позднее22-го числамесяца,
следующего за истекшим отчетным периодом.

Исчисление НДС налогоплательщиками и налоговыми агентами

Статьей 143 НК РФ установлено, что плательщики НДС – это юридические лица (российские и иностранные), а также индивидуальные предприниматели, состоящие на налоговом учете. Кроме того, к плательщикам этого налога относятся лица, осуществляющие перемещение товаров и услуг через границы Таможенного союза, но только в том случае, если таможенное законодательство устанавливает обязанность его уплаты.

Постановка на учет в налоговом органе происходит автоматически при регистрации юридического лица. Она не требует от налогоплательщиков каких-либо специальных действий. Общий порядок постановки на налоговый учет предусмотрен статьями 83 и 84 Налогового кодекса РФ.

Обязательна постановка на учет в налоговом органе:

  • организаций — по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого обособленного подразделения, расположенного на территории РФ;
  • индивидуальных предпринимателей — по месту жительства.

Иностранные организации также платят НДС. Особенности постановки их на учет установлены Минфином РФ.

Ели иностранная организация имеет несколько подразделений на территории РФ, то для представления налоговых деклараций она может выбрать одно из них. Налог взимается по операциям всех подразделений, однако документы передает лишь одно. Налоговые органы, территориально относящиеся к каждому из обособленных подразделений, должны быть письменно уведомлены о выборе организации.

  • все компании и частные предприниматели, использующие общую систему налогообложения;
  • субъекты предпринимательской деятельности, занимающиеся импортом и физические лица, перевозящие товары за границу

Согласно положениям НК РФ НДС должен уплачиваться при осуществлении следующих действий:

  • реализация товаров и услуг;
  • перераспределение товаров внутри предприятия;
  • передача продукции для собственных нужд частными предпринимателями;
  • строительные, монтажные и пусконаладочные работы для собственных нужд;
  • экспортные операции

Налог на добавленную стоимость должен быть оплачен до 25 числа каждого месяца с ежеквартальной подачей декларации, обновлённый образец которой утверждён ФНС в 2014 году. Ответственность за несвоевременную подачу декларации, неуплату или ошибочное вычисление налога на добавленную стоимость может носить как административный, так и уголовный характер.

Место реализации товаров, работ (услуг)

Реализация товаров (работ, услуг) облагается НДС только в случае, если она совершается на территории РФ.

МЕСТО РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ

Местом реализации товаров признается территория РФ, при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:

  • товар находится на территории РФ и иных территориях, находящихся под юрисдикцией РФ, при этом не отгружается и не транспортируется;
  • товар в момент начала отгрузки и транспортировки находится на территории РФ и иных территориях, находящихся под юрисдикцией РФ (искусственные острова, установки и сооружения).

Налог на добавленную стоимость

Обращаем внимание!

Российская Федерация не признается местом реализации товара, если он приобретается в одном иностранном государстве для перепродажи другом государстве, и при этом следует транзитом через Россию.

При соблюдении определенных условий территория РФ признается местом реализации товаров в виде углеводородного сырья, добытого на морском месторождении указанного сырья, а также продуктов его технологического передела (стабильного конденсата, сжиженного природного газа, широкой фракции легких углеводородов). Эти условия таковы:

  • товар находится на континентальном шельфе РФ и (или) в ее исключительной экономической зоне либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря и не отгружается, и не транспортируется;
  • товар в момент начала отгрузки и транспортировки находится на континентальном шельфе РФ и (или) в ее исключительной экономической зоне либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря.

МЕСТО РЕАЛИЗАЦИИ РАБОТ (УСЛУГ)

Местом реализации работ, услуг признается территория РФ, если:

  • работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории РФ;
  • работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории РФ;
  • услуги фактически оказываются на территории РФ в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта;
  • услуги по перевозке и/или транспортировке, услуги (работы) непосредственно связанные с перевозкой (транспортировкой), а также услуги по предоставлению во фрахт воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания оказываются (выполняются) российскими организациями или предпринимателями, при этом пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории РФ;
  • услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой и транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, при перевозке товаров от места прибытия на территорию России до места убытия с территории государства выполняются предпринимателями или организациями, местом осуществления деятельности которых признается территория РФ;
  • услуги по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа по территории РФ оказываются российскими организациями;
  • деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории РФ;
  • покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории РФ.

МЕСТО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЯ

Местом реализации работ (услуг) считается место деятельности исполнителя этих работ или услуг — таково общее правило.

Местом деятельности исполнителя признается территория России, если организация или предприниматель фактически ведут деятельность в России — на основании государственной регистрации. Если государственной регистрации по каким-то причинам нет, то место осуществления деятельности определяется на основании:

  • места, указанного в учредительных документах организации; места управления организацией;
  • места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации;
  • места нахождения постоянного представительства в Российской Федерации (если работы выполнены (услуги оказаны) через это постоянное представительство);
  • места жительства ИП.

МЕСТО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОКУПАТЕЛЯ

В пп. 4 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса РФ перечислены ситуации, когда местом реализации работ (услуг) считается территория России, если местонахождением покупателя тоже является Россия. Это определяется на основе государственной регистрации организации или ИП, а при отсутствии регистрации — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства, места жительства физического лица.

Россия является местом деятельности покупателя следующих работ и услуг:

  • по передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав;
  • по разработке программ для ЭВМ и баз данных, их адаптации и модификации;
  • консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также оказываемых при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • по предоставлению персонала, в случае если он работает в месте деятельности покупателя;
  • по сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств;
  • по передаче единиц сокращения выбросов (прав на единицы сокращения выбросов);
  • услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания и выполнения вышеперечисленных услуг и работ.

МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ ИМУЩЕСТВА

В целях налогообложения НДС по месту нахождения имущества определяется место реализации:

  • Работ (услуг), связанных непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся на территории России. К ним относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде.
  • Работ (услуг), связанных непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории России. К ним относятся монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание.

Обращаем внимание!

Российская Федерация не признается местом реализации работ (услуг), если:

  • работы (услуги) связаны непосредственно с движимым и недвижимым имуществом, находящимся за пределами РФ;
  • услуги фактически оказываются за пределами РФ в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физкультуры, туризма, отдыха и спорта;
  • покупатель работ (услуг) не осуществляет деятельность на территории РФ;
  • услуги по перевозке и транспортировке, а также услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой, транспортировкой, фрахтованием, не перечислены в подпунктах ст. 148 НК.

Территория РФ признается местом реализации работ (услуг), если выполнение работ, оказание услуг осуществляются в целях геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на участках недр, расположенных полностью или частично на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ. Это положение распространяется на работы и услуги, перечисленные в п. 2.1 ст. 148. К ним, в частности, относятся:

  • работы (услуги) по добыче углеводородного сырья, в том числе по строительству (бурению) скважин;
  • работы (услуги) по подготовке (первичной обработке) углеводородного сырья;
  • работы (услуги) по перевозке и (или) транспортировке углеводородного сырья из пунктов отправления, находящихся на континентальном шельфе РФ и (или) в исключительной экономической зоне РФ.

Для подтверждения выполненных работ (услуг) необходимо предъявить контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами, и документы, подтверждающие факт выполнения работ (услуг).

Нулевая ставка НДС, особенности ее применения

Налог на добавленную стоимость

Ставка в размере 0% распространяется на товары (работы и услуги), связанные с космической деятельностью, реализацией, добычей и производством драгоценных металлов. Кроме того, значительный объем операций составляют сделки по перемещению товаров через границу, при оформлении которых необходимо соблюдать таможенные процедуры. Нулевая ставка НДС требует документального подтверждения экспорта, которое предоставляется в налоговые органы. Пакет документов включает в себя:

  1. Договор (или контракт) налогоплательщика на реализацию товаров иностранному лицу за пределы РФ или Таможенного союза.
  2. Таможенная декларация на экспорт продукции с обязательной отметкой российской таможни о месте и дате убытия товара. Можно представить документы по транспортировке и сопровождению, а также иное подтверждение вывоза какой-либо продукции за границы РФ.

Если в течение 180-ти дней с момента перемещения грузов через границу не оформлен и не сдан в налоговую полный пакет необходимых документов, то плательщик обязан произвести начисление и уплату НДС по 18%-ной (или 10%-ной) ставке. После окончательного сбора таможенного подтверждения можно будет вернуть уплаченный налог или зачесть его.

Момент определения налоговой базы (МОНБ)

По общему правилу налоговая база по НДС определяется как стоимостная характеристика объекта налогообложения. Чаще всего исчисляется исходя из стоимости реализованных товаров или переданных работ (услуг). Однако для некоторых операций установлен особый порядок определения налоговой базы.

Общие правила определения налоговой базы:

  1. По операциям, облагаемым по одной ставке НДС, налоговая база — общая.
  2. По операциям, облагаемым по разным ставкам НДС, налоговая база — разная.
  3. Сумма доходов, полученных от реализации работ, услуг, имущественных прав, как в денежном, так и в натуральном выражении, — это налоговая база по НДС.
  4. Налоговая база всегда исчисляется в рублях. Выручка в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ.

Налоговая база по НДС зависит от особенностей реализации произведенных налогоплательщиком или приобретенных им на стороне товаров.

Особенности определения налоговой базы по НДС в разных хозяйственных ситуации:

  • При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, в т.ч. по товарообменным (бартерным) операциям, а также на безвозмездной основе, при передаче права собственности на предмет залога залогодержателю в случае неисполнения обязательства, при передаче товаров (результатов работ, услуг) в счет оплаты труда в натуральной форме — как их стоимость с учетом акцизов и без учета НДС.
  • При реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с уплаченным НДС, — как разница между ценой реализуемого имущества (с учетом НДС, акцизов) и остаточной стоимостью имущества с учетом переоценок.
  • При реализации сельхозпродукции, закупленной у физических лиц, не являющихся налогоплательщиками, и продуктов ее переработки по Перечню Правительства РФ — как разница между ценой реализации (с учетом НДС) и ценой приобретения данной продукции.
  • При реализации услуг по производству товаров из давальческого сырья — как стоимость их обработки, переработки или иной трансформации с учетом акцизов и без включения в нее НДС.
  • При реализации автомобилей, приобретенных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) для перепродажи — как разница между ценой реализации (с учетом НДС) и ценой приобретения указанных автомобилей.
  • При реализации товаров (работ, услуг) по срочным сделкам — как их стоимость, непосредственно указанная в договоре (контракте), но не ниже стоимости, исчисляемой в соответствии со статьей 105.3 НК РФ и действующей на дату определения налоговой базы, с учетом акцизов и без учета НДС.
  • При реализации товаров (работ, услуг) с учетом бюджетных субсидий с применением государственных регулируемых цен или с учетом льгот — как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
  • При реализации товаров в многооборотной таре залоговые цены не включаются в налоговую базу, если указанная тара подлежит возврату продавцу.

Особенности определения налоговой базы по различным видам операций подробно изложены в статьях 154-162.1 НК РФ.

Увеличение стоимости (без учета налога) отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав, учитывается при определении налогоплательщиком налоговой базы за налоговый период, в котором были составлены документы, являющиеся основанием для выставления корректировочных счетов-фактур.

Моментом определения налоговой базы признается дата, на которую необходимая сумма сформирована для того, чтобы с нее исчислить и уплатить НДС. На эту дату и учитывается совершенная хозяйственная операция при определении налоговой базы, и по ней должен быть начислен НДС.

По общему правилу моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:

  1. день отгрузки (передачи) товаров, работ, услуг, имущественных прав;
  2. день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ и услуг, передачи имущественных прав.

Однако для некоторых хозяйственных операций установлены особые моменты определения налоговой базы по НДС, указанные в статье 167 Налогового кодекса РФ.

Хозяйственная операция

Момент определения налоговой базы

Нормативный документ

1

Передача права собственности на товары, которые не отгружаются и не
транспортируются

1.2

Реализация недвижимого имущества

День передачи недвижимого имущества по передаточному акту или по иному
документу о передаче

п. 16 ст. 167 НК РФ, пп. «б» п. 3 ст.
1, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 20.04.2014 N 81-ФЗ

Реализация движимого имущества, которое не отгружается и не
транспортируется

День передачи права собственности на товар

п. п. 3, 14 ст. 167 НК РФ, пп. «а» п.
3 ст. 1, ч. 1 ст. 3 Закона N 81-ФЗ

2

Реализация товаров, переданных на хранение по договору складского хранения
с выдачей складского свидетельства

День реализации складского свидетельства

п. 7 ст. 167 НК РФ

3

Передача имущественных прав

3.1

Уступка новым кредитором денежного требования, вытекающего из договора
реализации товаров (работ, услуг) (п. 2 ст. 155 НК РФ)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бухгалтерия и учет
Adblock detector