Налоговая система в РФ за 2019 год

Структура налоговой системы РФ 2019

Нужно понимать, что огромное количество искажений налоговые инспекторы теперь в состоянии выявить на стадии камеральной проверки. Это стало возможным благодаря планомерно внедряемому риск-ориентированному подходу.

Принцип очень простой. Управление камерального контроля сформировало показатели, по которым всех налогоплательщиков поделили на три группы: с высоким риском, средним и низким (Письмо ФНС от 3 июня 2016 г. № ЕД-4-15/9933@). Сейчас таких показателей 84. И они постоянно совершенствуются. Соответственно, для группировки по этим показателям собран огромный массив информации в базе данных АИС Налог-3.

Инспекторам известны в режиме онлайн взаимосвязи, адреса, контрагенты, движение денег, финансовые результаты, уровень зарплаты и т. д. Созданы аналитические подразделения для работы с этим массивом. Всех, кто не соответствует нормативам риска, но упорствует в своих нарушениях, выводят на чистую воду на выездных проверках, которые сейчас наугад не проводятся.

Сама технология выездных проверок тоже продумана и предусматривает допросы сотрудников, осмотры помещений, анализ движения денежных средств, поиск реального руководителя, выявление общих складов, транспорта и персонала, в первую очередь, для выявления признаков имитации деятельности (см. Методические рекомендации, доведенные письмом ФНС России от 13 июля 2017 г.

В результате инспекторы добились того, что дешевая имитация почти невозможна.

Например, посредник, который существует только по документам, но участвует в расчетах между взаимозависимыми лицами, привлечет внимание сразу после сдачи отчетности.

К сожалению не все налогоплательщики осознали новые реалии. Многие до сих пор искренне полагают, что нужно просто составить документы по-другому. Более хитро. Или придумать какой-то новый дополнительный документ-легенду, который снимет все вопросы инспекторов.

Проблема в том, что инспекторы как раз и ищут документы, которые не соответствуют реальности. И чем больше таких документов составил налогоплательщик, тем больше проблем себе создал. Инспекторы хотят добиться прозрачной бизнес среды. И, со своей стороны, борются с формальным подходом к проверкам и претензиями к налогоплательщикам по формальным основаниям (Письмо ФНС России от 16.08.2017 № СА-4-7/16152@).

Получается, чтобы ваше налоговое планирование стало безопасным нужно:

  • быть открытым для контролеров (взаимодействовать с ними);
  • соответствовать критериям добросовестного налогоплательщика;
  • выстроить зеркальную систему предотвращения налоговых рисков.

Налоговая система в РФ за 2019 год

Последний пункт особенно важен для среднего и крупного многопрофильного бизнеса. Ибо разнообразие ситуаций требует согласованных решений. А неорганизованная толпа всегда проигрывает Системе. Если компания ограничится ситуативным реагированием на действия инспекторов и структурированием отдельных сделок (да еще и по принципу «приоритет формы над содержанием»), то риски вместо нее найдет государственная система налогового контроля.

Не придумывайте документы, чтобы снизить налоги. Но поручайте специалистам оформить реальную сделку так, чтоб налогов было меньше.

Из всего вышесказанного вытекают требования к эффективному налоговому планированию:

    • Продумывать структуру бизнеса и хозяйственные связи нужно заранее и с учетом налоговых последствий.
    • Методы налоговой оптимизации должны соответствовать реальной деятельности.

    И чем раньше задумаетесь о налоговых последствиях, тем больше будет возможностей для налогового планирования. Тем безопаснее и эффективнее будут решения. Многое может стать недопустимым, когда все уже случилось. Например, если поторопились создать филиал, то заменить его самостоятельным юр. Лицом будет уже не так просто.

    Многих ошибок можно было бы избежать, если бы компании заранее планировали налоговые платежи. До сих пор распространена практика, когда компания ведет свою деятельность так, как будто налоги платить не нужно. А в конце квартала, когда наступает время платежа, «рисует» налоговую базу с помощью однодневок или дружественных компаний, по сути, под свои остатки на счетах. Да, это выгодно. Но последствия этого опасны, а в некоторых случаях, необратимы. Если законные налоги просчитать заранее и сравнить с этими последствиями, то в большинстве случаев окажется, что жизненной необходимости в риске у компании нет.

    Да, конечно, уплата всех налогов «с горкой», не гарантирует налоговой безопасности. Но вот зазывать к себе контролеров контактами с однодневками или дроблением единого бизнеса на несколько «бумажных» компаний все-таки не надо.

Основные способы налогового планирования широко известны и не отменены. Нужно лишь поменять подходы к их применению. То есть нужно, чтобы ваши документы соответствовали реальности, а реальность — документам. Да, менять реальность дороже и сложнее, чем документы. И не всегда возможно. Но если руководствоваться этим главным принципом, то будут доступны:

  • специальные режимы налогообложения;
  • льготные налоговые юрисдикции;
  • пониженные налоговые ставки;
  • индивидуальные предприниматели на патенте или НДФЛ вместо налога на прибыль;
  • внутригрупповые сделки.

Кроме того, не стоит забывать и про учетную политику, которая для многих до сих пор остается формальной бумажкой.

Например, методы, ускоряющие признание расходов, актуальны для тех компаний группы, в которых планируется аккумулировать выручку. А компании, чья деятельность связана с сезонными колебаниями, могут использовать методы равномерного распределения доходов и расходов.

Постоянно должна проводиться налоговая экспертиза структуры группы компаний и внутренних взаимосвязей для выявления рисков и снижения налоговой нагрузки. В процессе планирования и согласования сделок. По мере роста группы компаний. Как правило, компании, входящие в группу, создаются, ликвидируются, группируются по бизнес-направлениям, что меняет сложившиеся взаимосвязи, а, следовательно, и результаты налогообложения.

В список задач налогового планирования желательно включить анализ финансовых планов и бюджетов. Требуется анализ плановых показателей, формирующих
налоговые базы компаний, и их соотнесение с доступными для холдинга методами снижения налогов.

Например,если планируется крупная закупка основных средств компанией, зарегистрированной на территории с высокой ставкой налога на имущество, то может последовать рекомендация, чтобы имущество приобретала компания, находящаяся на территории с пониженной ставкой. Если, конечно, это имущество можно там использовать.

Таким образом, с помощью группы компаний можно добиться законной налоговой экономии. Однако для создания безопасной и эффективной системы налогового планирования потребуется высокий уровня взаимодействия производственников, финансистов и налоговых специалистов.

Вот основные новшества:

  • с 01.01.2019 в бюджет по своей воле можно вносить единый налоговый платеж на соответствующий счет Федерального казначейства. Он идёт в счет предстоящего исполнения обязанности по уплате транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц либо сразу всех вместе;

Подробнее об этом см. «Понятие единого налогового платежа в России: новое с 2019 года».

  • с 01.01.2019 физлица могут уплачивать налоги через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ/Мои документы), но только если по решению высшего исполнительного органа госвласти вашего региона организована возможность приема денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисления в бюджетную систему;

Также см. «ФНС рассказала, когда можно идти не в ИФНС, а в МФЦ».

  • с 01.01.2019 в случае уплаты физлицом налогов через кассу местной администрации/организацию федеральной почтовой связи/МФЦ плату (комиссию) за прием денег и их перечисление в бюджетную систему не взимают.

Также новое в налоговом администрировании касается направления различных налоговых документов по почте физлицу (не ИП) при отсутствии у него:

  • места жительства (места пребывания) на территории России;
  • сведений об адресе направления налоговых документов в Едином государственном реестре налогоплательщиков (ЕГРН).

В этой ситуации с 2019 года налоговики отошлют такие документы по адресу нахождения одного из принадлежащих физлицу объектов недвижимости (исключение – земельные участки).

Налоговая система в РФ за 2019 год

Также см. «С 2019 года налог на гараж/машино-место в торгово-офисном центре станет меньше».

Поделитесь с друзьями в соц.сетях

Как и ранее в 2018 году опасным способом минимизации налоговой нагрузки является — дробление бизнеса.

Российское законодательство в своих нормативных документах не раскрывает понятие «дробление бизнеса», при этом нормы гражданского законодательства не запрещается организациям преобразования бизнеса (дробить структуру компании на части). Так ГК РФ разрешает хозяйствующим субъектам совершать совершенно законную процедура реорганизации в форме разделения или выделения организации.

Но как показывает судебная практика, в последнее время заметно участились претензии со стороны налоговых органов к предприятиям разбитого бизнеса на группу компаний (самостоятельные ООО и ИП, находящиеся на специальных налоговых режимах) и может привести к тяжелым налоговым последствиям по результатам налоговой проверки.

Так, согласно представленным ФНС данным (письмо ФНС России от 11.08.2017 N СА-4-7/15895@) за последние 4 года арбитражными судами уже рассмотрено более 400 дел на общую сумму, превышающую 12,5 млрд руб., в отношении нелегальной схемы дробления бизнес.

Налоговая система в РФ за 2019 год

Выделить критерии по общим основаниям, при наличии которых налоговыми инспекторами на местах будет сделан вывод о формальности дробления бизнеса, достаточно сложно.

Подходы к пополнению бюджета

Бюджетная политика в 2017-2018 годах в России построена на основополагающем принципе – все расходные обязательства должны финансироваться:

  • не в ущерб макроэкономической стабильности и предсказуемости (т. е. не за счет конъюнктурных доходов – принцип «бюджетныех правил»);
  • в рамках текущей – не низкой для добросовестных налогоплательщиков – налоговой нагрузки (принцип «фискальной нейтральности»).

Такой подход создаёт стимул для выработки мер с ненулевой суммой – таких как:

  • значительное повышение собираемости налогов за счет сокращения теневого сектора;
  • повышение отдачи от госактивов;
  • сокращение неэффективных расходов (как прямых, так и встроенных в структуру налоговой системы).

Такие меры не только обеспечивают положительный эффект с фискальной точки зрения, но и способствуют созданию положительных структурных изменений – то есть структурной трансформации экономики.

Существенно на уровень собираемости налогов и администрирования доходов в целом повлияло:

  • создание справедливых конкурентных условий;
  • улучшение условий ведения бизнеса, в т. ч. сокращение теневого сектора.

Так, внедрение новых технологий и постепенное формирование единого информационного пространства администрирования позволили без увеличения налоговой нагрузки значительно повысить собираемость доходов бюджетов. При этом повышение собираемости налогов способствует не только мобилизации доходов, но также позволяет:

  • устранить неравные конкурентные условия;
  • способствует перераспределению трудовых и материальных ресурсов в пользу эффективных собственников и менеджеров от тех, кто получал конкурентные преимущества за счет недобросовестного поведения.

27 ноября 2017 года был принят 355-ФЗ, внесший значительные изменения в 21 главу НК РФ. С 1 января 2018 года кардинальным образом изменился порядок определения налоговой базы, исчисления и вычетов НДС, но только для нескольких видов товаров: сырых шкур животных, лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов. Все. Список исчерпывающий.

Если коротко, то НДС исчисляется налоговыми агентами (покупателями, независимо от применяемой системы налогообложения), а не продавцами, применяющими общую систему налогообложения (физические лица и «упрощенцы» по-прежнему не являются плательщиками НДС и не «передают» его налоговому агенту, указывая в первичных документах «Без НДС»).

Продавец в счете-фактуре делает соответствующую надпись или ставит штамп «НДС исчисляется налоговым агентом». Одновременно с исчислением, покупатель на общей системе налогообложения имеет право принять НДС к вычету, т.е. фактически сумма налога в бюджет не уплачивается.

Вычет осуществляется в том же налоговом периоде, что и покупка товара, независимо от момента его дальнейшей реализации.

На схеме это выглядит следующим образом:

Никакого перечисления «агентского» НДС вместе с платежом контрагенту нет!

В настоящее время НДС платится напрямую в бюджет только на основании п. 4. ст. 174 НК РФ – налоговыми агентами, при перечислении денежных средств иностранным организациям, не состоящими на учете в РФ. 

Негативное влияние изменения в НК РФ, внесенные ФЗ-355 от 27.11.2017 г. оказали только на посредников на «упрощенке» (в случаях покупки товара у организаций на ОСН), а также на экспортеров сырьевых товаров, которые могут принять «агентский» НДС к вычету, только после подтверждения нулевой ставки по экспортному НДС, тогда как при реализации тех же товаров на внутреннем рынке – одновременно с исчислением.

Одновременно эти изменения предоставили возможность налоговикам контролировать прохождение товара от его образования, до реализации конечному потребителю, при этом возможность принятия вычета НДС одновременно с его исчислением привел к превышению «нормативного» уровня вычетов по НДС (89%), что является как фактором дополнительного риска назначения выездной налоговой проверки, так и возможностей мотивированного превышения доли вычета.

Метод № 5. Налоговый вычет за онлайн-кассу

Чтобы получить налоговый вычет, ИП на ПСН достаточно представить в ФНС уведомление об уменьшении суммы платежа по патенту. Причем он вправе подать его одновременно с заявлением на получение нового патента. Уведомление можно составить по рекомендованному ФНС шаблону или в свободной форме.

Для ИП на ЕНВД налоговая доработала действующую форму декларации. В ней появился раздел «Расчет суммы расходов по приобретению контрольно-кассовой техники, уменьшающей сумму единого налога на вмененный доход за налоговый период». В разделе укажите название модели кассы, ее заводской и регистрационный номера, дату регистрации аппарата в налоговой, сумму расходов на покупку. Уведомление и декларацию можно подать в налоговую в бумажном или электронном виде через личный кабинет на сайте ФНС.

СТАТИСТИКА

Более 780 000 налогоплательщиков подключили к системе более 2 млн онлайн-касс (превышает дореформенный парк на 75%), а до 01.07.2019 на онлайн-кассы перейдет вся сфера услуг.

Итог Пояснение
Постепенная легализация сферы потребления Двукратный рост средней выручки на одну кассу

Резкое ускорение роста поступлений НДС по сектору розничной торговли ( 38% в 2017 г.)

Увеличение регистрируемой выручки до оценочного уровня розничной торговли, включающего досчеты на не наблюдаемые прямыми статистическими методами объемы.

Снижение административной (контрольной) нагрузки За счет автоматизации мониторинга и выявления правонарушений обеспечено снижение количества оперативных проверок:
  • более чем в 2 раза в 2017 г.;
  • в 6 раз по итогам 1 кв. 2018 г. (при увеличении количества проверок, выявивших нарушения до 90%).

Налоговая система в РФ за 2019 год

Также см. «Поправки в закон о ККТ: что изменилось по онлайн-кассам с 1 июля 2018 года».

Страховые взносы

Улучшение администрирования и повышение собираемости страховых взносов произошло в силу передачи функций их администрирования в ФНС России. Это снизило общую административную нагрузку на бизнес за счет:

  • сокращения количества госорганов, проводящих контрольные мероприятия;
  • оптимизации количества сдаваемой отчетности (объем сокращен почти на 40%).

СТАТИСТИКА

Поступления страховых взносов в 2017 г. составили 6 784,2 млрд рублей, что на 7,2% (или 455,7 млрд руб.) выше, чем в 2016 г. Темп роста поступлений опередил темп роста средней зарплаты на 1.9 п.п.

В результате проведенной налоговиками работы по взысканию переданной задолженности в бюджет государственных внебюджетных фондов поступило 100 млрд рублей.

Контроль за товарами

Внедрена система прослеживаемости (контроля за производством и оборотом). Так, в 2017 году завершено подключение к ЕГАИС оптового и розничного звена алкогольного рынка. В итоге, сумма поступивших акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию за 2017 год возросла на 10,8 % г/г до 362,8 млрд руб. (327,6 млрд рублей за 2016 г.).

Также см. «Акцизная политика России с 2019 года: 7 основных мер».

Кроме того, созданы правовые основы, которые наделили Правительство РФ правом определять:

  • перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке;
  • правила их маркировки;
  • порядок информационного обеспечения маркировки таких товаров.

Одной из основных задач для налоговых органов в 2017 году было обеспечение эффективного администрирования страховых взносов. И это у них отлично получилось! По итогам года во внебюджетные фонды поступило 5,8 трлн. рублей, что на 9,1% больше 2016 года (плюс 483 млрд. руб.).

Налоговая система в РФ за 2019 год

При этом передача обязанности администрирования страховых взносов от органов ПФР к налоговым органам, обернулась для многих компаний и предпринимателей неприятным сюрпризом. Для многих это привело к списанию суммы с расчетных счетов, блокировке счета за неуплату страховых взносов.

28 февраля 2018 года Глава ФНС Михаил Мишустин на заседании расширенной коллегии ФНС России заявил, что именно синергетический эффект от внедрения современных цифровых технологий в налоговое администрирование позволил добиться таких рекордных результатов.

Создаваемая фискальным органом цифровая технологическая платформа, общие интегрированные информационные ресурсы с таможенным органом, банками, ЗАГС, Росфинмониторингом позволяют ФНС изменить методы налогового контроля: непрерывно работать с гигантским массивом данных и совершенствовать налоговый контроль в целом.

Внедрение в работу инновационных технологий позволило концептуально поменять парадигму контрольной работы.

Положительный для налогового органа эффект от внедрения новых технологий, изменения налогового законодательства, поддержки правоохранительных и судебных органов, как говорится, на лицо. В отчетах о результатах работы налоговых органов за 2017 год, опубликованных на официальном сайте ФНС много любопытных цифр, с которыми следует ознакомиться.

Так, 98% выездных проверок в 2017 году в России закончились выявлением нарушений!

Налоговая система в РФ за 2019 год

На 40% выросла эффективность выездной проверки в России по сравнению с 2016 годом.

На 73% выросли минимальные доначисления на одну выездную налоговую проверку в России за последние 3 года. По итогам 2017 года это уже 16,4 млн. руб.

При этом средняя сумма доначислений по Москве и Санкт-Петербургу составила более 55 млн. руб. за одну выездную налоговую проверку.

На 75 % в 2017 году в России увеличилось количество камеральных проверок.

На 32 % увеличились поступления в бюджет в результате принудительного взыскания по России (по сравнению с аналогичным периодом 2016 года).

Как видим, налоговому органу есть чем похвастать — доначисления по результатам проверок продолжают расти, при этом любая выездная проверка является результативной.

Кстати, руководитель ФНС отметил снижение количества судебных налоговых споров — в 2017 году по сравнению с 2013 годом количество снизилось почти в 5 раз (с 53 до 11 тысяч), в том числе в 2017 году более, чем на 9 %. В чем же дело? У налогоплательщиков пропало желание спорить или инспекция теперь всегда права? Справедливости ради следует отметить, что разрешение налоговых споров превращается в тяжкий труд с очень редкими проблесками для компаний.

Многие эксперты на сегодняшний день отмечают, что налоговый спор лучше вовсе не доводить до суда, так как сейчас шансов убедить налоговый орган в своей позиции во время административных процедур гораздо выше, чем сделать то же самое в арбитражном суде. Увы, но это факт, позиция судов достаточно профискальна! И в подтверждение данного вывода очередная цифра — 82,8% судебных споров заканчивается победой налоговых органов.

1. Налогоплательщики были распределены по категориям риска на 3 группы: с высоким риском, средним и низким.

Налоговая система в РФ за 2019 год

2. Полностью автоматизирован документооборот по контролю НДС, который сейчас является эталоном для тиражирования на другие налоги;

В 2017 году была начата разработка программного обеспечения «Климат-контроль» для оценки рисков работы с контрагентами. Планировалось, что этот сервис станет доступен налогоплательщикам на сайте ФНС России еще в 2017, однако запуск перенесли на 1 июня 2018 года.

3. В НК РФ появилась новая статья 54.1, посвященная необоснованной налоговой выгоде. Законодатель указывает на недопустимость искажений учета и отчетности, уменьшающих налоговую базу (умысел в совершении налогового правонарушения). Целью сделки не должна быть неуплата и (или) зачет (возврат) суммы налога (деловая цель сделки).

Сделка должна исполняться лицом, с которым заключен договор или лицом, которому обязательство передано по договору или закону (реальность сделки).

4. Активно используется возможность взыскания налогового долга компании с взаимозависимых юридических и физических лиц (ст. 45 НК РФ). Собственники, руководители и иные контролирующие лица привлекаются к субсидиарной, уголовной ответственности из-за долгов компании по налогам (ст. 61.10 Закона о банкротстве, ст. 199 УК РФ). Теперь возможно возмещение убытков с должностного лица компании по налоговым долгам без обвинительного приговора (ст. 1064 ГК РФ).

Борьба с офшорами

В 2017 году для возврата российского капитала и сокращения его вывоза за рубеж был предпринят ряд дополнительных мер по деофшоризации отечественной экономики. В частности, уточнены:

  • правила переноса на будущее убытков КИК за 3 года, непосредственно предшествующих 2015 году;
  • порядок налогообложения операций КИК с финансовыми активами (вкл. ценные бумаги);
  • порядок исчисления финансовых показателей КИК – участницы иностранной КГН;
  • порядок подачи документов, подтверждающих условия освобождения прибыли КИК от налогов в рамках многоуровневых цепочек владения;
  • деофшоризационные нормы, применяемые к плательщикам-физлицам;
  • отдельные положения концепции налогового резидентства юрлиц.

Также см. «Черный список оффшоров: страны в 2018 году».

Источник информации: Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019-2021 годы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бухгалтерия и учет
Adblock detector