Стадия внешнего управления при банкротстве

Порядок введения внешнего управления

В отличие от наблюдения (процедуры, которая применяется к должнику всегда в случае возбуждения дела о банкротстве) внешнее управление является необязательной процедурой банкротства и вводится арбитражным судом только тогда, когда это может привести к восстановлению платежеспособности должника.

Отметим, что в случае возбуждения дела о банкротстве в отношении отдельных категорий должников внешнее управление вообще не применяется. К числу таких должников относятся граждане, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, кредитные организации, ликвидируемый и отсутствующий должник. Процедура внешнего управления не применяется также в случае добровольного объявления должника о своем банкротстве.

Арбитражный суд вводит внешнее управление на основании решения собрания кредиторов. Решение о введении внешнего управления принимается первым собранием кредиторов большинством голосов от общего числа голосов всех конкурсных кредиторов, налоговых органов и органов государственных внебюджетных фондов.

Одновременно вместе с решением о введении внешнего управления первое собрание кредиторов принимает решение об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством. При этом если на первом собрании кредиторов не представлено необходимое количество голосов конкурсных кредиторов, налоговых органов и органов государственных внебюджетных фондов для принятия решения о введении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством, то такое решение принято быть не может.

В этом случае для решения вопроса созывается повторное собрание кредиторов, которое имеет право принять указанное решение большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов, налоговых органов и органов государственных внебюджетных фондов, присутствующих на собрании, при условии, что о времени и месте проведения повторного собрания кредиторов все конкурсные кредиторы, налоговые органы и органы государственных внебюджетных фондов были надлежащим образом уведомлены.

Число голосов конкурсных кредиторов, налоговых органов и органов государственных внебюджетных фондов определяется пропорционально сумме установленных требований к должнику по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам (налогам и сборам). Очевидно, что решение о введении внешнего управления может быть принято и одним лицом, обладающим необходимым большинством голосов.

Протокол первого собрания кредиторов, принявшего решение о введении внешнего управления, должен быть представлен временным управляющим в арбитражный суд не позднее чем в недельный срок с даты проведения первого собрания кредиторов.

Стадия внешнего управления при банкротстве

Решение собрания кредиторов о введении внешнего управления является обязательным для арбитражного суда, который в судебном заседании должен вынести определение о введении внешнего управления и назначении внешнего управляющего. Иные варианты рассмотрения данного вопроса арбитражным судом при наличии решения первого собрания кредиторов о введении внешнего управления Законом N 6-ФЗ не предусмотрены.

Арбитражный суд также может ввести внешнее управление и без соответствующего решения первого собрания кредиторов.

имеются достаточные основания полагать, что решение первого собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принято в ущерб большинству кредиторов и установлена реальная возможность восстановления платежеспособности должника;

после проведения первого собрания кредиторов появились обстоятельства, дающие достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена.

В этой связи важно подчеркнуть, что при рассмотрении дела о банкротстве арбитражный суд не связан решением первого собрания кредиторов о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и может вопреки этому решению при наличии соответствующих обстоятельств ввести такую процедуру банкротства, как внешнее управление.

Стадия внешнего управления при банкротстве

должника;

арбитражного управляющего (в данном случае временного управляющего);

конкурсных кредиторов;

прокурора в случае рассмотрения дела о банкротстве по его заявлению;

налоговые органы и иные уполномоченные органы по требованиям по обязательным платежам.

Внешнее управление вводится на срок не более 12 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев.

При рассмотрении дел о банкротстве отдельных видов должников Законом N 6-ФЗ установлены иные сроки проведения процедуры внешнего управления.

Так, при банкротстве сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств внешнее управление вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации выращенной (произведенной, переработанной) сельскохозяйственной продукции.

Указанный срок не может превышать 18 месяцев. При этом если в период внешнего управления сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств имели место спад и ухудшение финансового состояния должника в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями и другими крайне неблагоприятными условиями, то срок внешнего управления может быть продлен на один год.

Внешнее управление градообразующих организаций вводится на срок 12 месяцев и может быть продлено по ходатайству органа местного самоуправления не более чем на один год. В том случае, если вместе с ходатайством органа местного самоуправления в арбитражный суд представляется поручительство по обязательствам должника, внешнее управление градообразующих организаций может быть продлено на срок до 10 лет.

Внешнее управление при банкротстве

Признание несостоятельности, или банкротство юридического лица, – сложный и трудоемкий процесс.

Не менее сложная процедура банкротства – внешнее управление. Внешний управляющий является ответственным лицом при ее проведении.

В чем смысл этого этапа банкротства, на какой период он может быть введен?

Несостоятельность, или, другими словами, банкротство, – это признаваемый арбитражным судом статус должника, который освобождает его от уплаты денежных обязательств перед кредиторами в связи с неспособностью удовлетворить их в полном объеме. Согласно федеральному закону, банкротство можно признать, если обязательства перед кредиторами не выполнялись в 90-дневный период с того момента, как они должны были быть исполнены. Банкротство юридического лица включает в себя 5 процедур:

  • Наблюдение (анализируются финансовые возможности, имущество сохраняется за должником).
  • Финансовое оздоровление (составляется график погашения долга).
  • Внешнее управление (об этом этапе более подробно поговорим ниже).
  • Конкурсное производство (продажа имущественных объектов должника, применяется к банкротам, чтобы соразмерно удовлетворить требования кредитных организаций).
  • Мировое соглашение (может быть заключено на любом этапе процесса).

Внешнее управление – процедура банкротства, применяемая должнику, которая вводится параллельно с финансовым оздоровлением организации.

Эта процедура носит реабилитационный характер и позволяет предотвратить запуск конкурсного производства, которое, в свою очередь, направлено на ликвидацию предприятия, а не на возвращение фирмы в экономически стабильное состояние.

Внешнее управление как процедура банкротства вводится, если на то имеется решение арбитражного суда, принимаемое по согласованию с кредиторами и по итогам предыдущего этапа банкротства – наблюдения.

Период внедрения мероприятий на данном этапе составляет не более 18 месяцев. В исключительных случаях срок может быть продлен еще на полгода.

Таким образом, срок мероприятий внешнего управления может составлять не более двух лет.

Одно из важнейших отличий данной процедуры – отстранение от управления действующего руководства предприятия. Полномочия по управлению организацией передаются внешнему управляющему.

По сути, управляющий является здесь ключевой фигурой и играет роль генерального директора, также он может распоряжаться по своему усмотрению активами предприятия. Однако действующее руководство только частично лишается своих полномочий.

Некоторые функции технического характера сохраняются.

Этап процедуры банкротства под названием «внешнее управление» начинает реализовываться после передачи прав руководителя организации.

Выбор управляющего и решение о необходимости процедуры принимается на общем собрании кредиторов, а затем утверждается в суде.

Чтобы оно было принято, суд должен убедиться в том, что восстановить платежеспособность предприятия-банкрота вполне реально. Для этого необходимо представить соответствующие доказательства.

Цель внешнего управления при процедуре банкротства заключается в восстановлении платежеспособности и нормальной работы организации, а также последующем признании состоятельности. Еще одна важная задача – удовлетворение требований всех кредиторов.

Как и любой процесс, исполнение которого контролируется судом, внешнее управление имеет следующие последствия:

  • Руководитель организации практически полностью лишается контроля над ней, за исключением полномочий технического характера.
  • Органы управления предприятия прекращают осуществление своей деятельности, поскольку власть переходит к внешнему управляющему.
  • Мероприятия, направленные на удовлетворение запросов всех кредиторов и предпринимавшиеся до запуска данной процедуры, аннулируются и признаются недействительными.
  • Имущество организации не может быть арестовано, и на него не могут быть наложены ограничения, поскольку эти мероприятия проходят уже после признания в суде несостоятельности предприятия.
  • На требования всех кредиторов, касающиеся финансовых обязательств, устанавливают мораторий.

Мораторий не может быть установлен на те требования кредиторов, которые возникли уже после рассмотрения искового заявления арбитражным судом и признания банкротства компании. Более того, имеются такие исключения, как выплата заработной платы и вознаграждений работникам, алименты.

характеристика внешнего управления как процедуры банкротства заключается в прекращении полномочий действующего руководства предприятия.

При этом внешний управляющий имеет широкий спектр обязанностей, в которые входит распоряжение объектами имущества должника.

Также управляющий выполняет все функции управления организацией, контролирует процессы инвентаризации и распоряжения имуществом, ведет бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность, реестр кредиторских требований, принимает меры по взысканию дебиторской задолженности. Более того, он занимается проведением оздоровительных мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности и осуществляемых в ходе ведения хозяйственной деятельности. С этой целью составляют план управления.

Итак, цель внешнего управления при процедуре банкротства заключается в финансовом оздоровлении предприятия. Внешний управляющий имеет права:

  • На осуществление хозяйственной деятельности.
  • Распоряжением имуществом.
  • Заключение мирового соглашения от имени банкрота.
  • Заявление об отказе от исполнения обязательств по договорам предприятия.
  • Требование признания недействительности сделок, проведенных до процедуры внешнего управления.

Внешнее управление как процедура банкротства предполагает внедрение плана работ, который составляется в течение месяца. Внешний управляющий должен отразить в плане следующие моменты:

  • Порядок и условия реализации мероприятий, направленных на восстановление состоятельности предприятия.
  • Финансирование.
  • Планируемые ожидаемые расходы организации.
  • Срок, в течение которого запланировано восстановить платежеспособность.
  • Аргументирование выбранного периода восстановления.
  • Разделение полномочий комитетов и кредиторов.

Исполнение плана контролируется кредиторами, его необходимо четко соблюдать.

Внешнее управление как процедура банкротства предполагает применение к должнику следующих мер:

  • Изменение характера производственной деятельности.
  • Завершение работы подразделений и филиалов предприятия, которые признаны убыточными.
  • Взыскание дебиторской задолженности.
  • Реализация имущественных объектов организации.
  • Пополнение уставного фонда средствами от третьих лиц и учредителей.
  • Замещение активов и прочие мероприятия в рамках законодательства.

Меры могут приниматься как отдельно, так и в комплексе.

Внешнее управление как процедура банкротства имеет особенности осуществления оздоровительных мероприятий:

  • Период уведомления руководителя организации о внедрении внешнего управления составляет 1 день.
  • О процедуре уведомляются учредители.
  • В 10-дневный период с момента запуска процедуры направляют заявку на публикацию этой информации.
  • Управляющий получает распоряжение по передаче ему всей документации.
  • Документы передаются в течение 3 дней после вступления в должность управляющего.
  • Собрание кредиторов первый раз назначается в течение 31 дня после начала процедуры.
  • Об оздоровительных мероприятиях информируется ФССП, ФНС, банки.
  • В органы контроля направляются соответствующие запросы.
  • Организуется общее собрание всех работников предприятия.
  • К работе организации привлекается бухгалтер и аудитор.
  • Организуется инвентаризация.
  • Производится анализ финансового положения предприятия.
  • Имущество третьих лиц возвращается им.
  • Составляется и рассматривается перечень требований кредиторов.
  • Организуется собрание кредиторов.
  • Составляется промежуточный и итоговый отчет и оглашается на собрании кредиторов.
  • В арбитражный суд предоставляют план.
  • Реализуются имущественные объекты.

Завершающий этап

На завершающем этапе внешнего управления проводятся следующие мероприятия:

  • выплачивается задолженность, о чем уведомляется и руководство, и кредиторы;
  • производятся расчетные операции;
  • прекращается исполнение обязанностей управляющего;
  • составляется протокол по ликвидации.

Если всевозможные попытки вернуть предприятие в экономически стабильное состояние предприняты, управляющий составляет отчет о проделанной работе.

Результат процедуры

Внешнее управление как процедура банкротства, как показывает судебная практика, не всегда имеет хорошие результаты.

Причиной тому служит невысокий уровень профессионализма внешнего управляющего.

Все потому, что он является третьим лицом и не имеет необходимых навыков для использования законных мер по решению проблем организации.

Более того, на деятельность внешнего управляющего весьма значительно могут оказывать влияние внешние факторы – прямого (вступление в силу изменений в действующих законодательных актах, конкуренция, система налогообложения) и косвенного (политическая ситуация в стране, изменение тенденций международных отношений, стремительная инфляция, природные катаклизмы) характера.

Внешнее управление как процедура банкротства вводится с целью восстановления платежеспособности организации-должника.

В ее ходе принимает непосредственное участие управляющий, который наделяется практически всеми полномочиями руководителя.

Основная характеристика внешнего управления как процедуры банкротства заключается в том, что происходит не только взаимодействие с должниками, но и реорганизуется деятельность самого предприятия.

Когда восстановить платежеспособность удалось, управляющий выполняет свои обязанности до прихода нового руководства. В противном случае объявляется начало конкурсного производства.

Когда юридическое лицо признается финансово несостоятельным, совсем не обязательно, что его ликвидируют.

К организации-должнику могут быть применены реабилитационные процедуры в виде внешнего управления при банкротстве.

Мораторий на удовлетворение требований кредиторов

Институт моратория является наиболее сложным и противоречивым в части его практического применения среди норм действующего законодательства о банкротстве.

По своему правовому содержанию мораторий представляет собой приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей. Введение моратория в период внешнего управления является необходимым условием финансового оздоровления должника и восстановления его платежеспособности.

Мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется как на денежные обязательства, вытекающие из гражданско — правовых и иных договоров, так и на обязательные платежи в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления.

Таким образом, должник освобождается на период внешнего управления от погашения задолженности, которая у него имелась на момент вынесения арбитражным судом определения о введении внешнего управления.

В то же время мораторий не распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи должника, сроки исполнения которых наступили после введения внешнего управления. Это означает, что должник обязан своевременно и в полном объеме в период действия внешнего управления осуществлять платежи по указанным обязательствам.

В течение срока действия моратория не допускается взыскание по исполнительным и иным документам, взыскание по которым производится в бесспорном (безакцептном) порядке, денежных обязательств и обязательных платежей, в отношении которых введен мораторий (п.2 ст.70 Закона N 6-ФЗ).

Следует отметить, что в соответствии с п.4 ст.11 Закона N 6-ФЗ запрет на взыскание с должника денежных средств в бесспорном (безакцептном) порядке вводится с момента вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом и введении процедуры наблюдения. Из сказанного видно, что положения, содержащиеся в п.2 ст.70 Закона N 6-ФЗ, фактически повторяют нормы п.4 ст.11.

По нашему мнению, подобное дублирование в разных статьях Закона одних и тех же положений вряд ли обоснованно и с юридической точки зрения некорректно.

Кроме того, необходимо отметить существующее противоречие между абз.3 п.2 ст.70 и п.5 той же статьи Закона N 6-ФЗ. Так, абз.3 п.2 ст.70 предусмотрено, что с момента введения моратория приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнительных документов, выданных на основании судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.

Следовательно, исполнительные документы, выданные на основании судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, подпадают под действие моратория и исполнению в течение всего срока действия внешнего управления не подлежат.

В то же время п.5 ст.70 предусматривает, что действие моратория на удовлетворение требований кредиторов не распространяется на требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, сумм возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью.

Из анализа приведенных положений следует противоречивый вывод о том, что действие моратория не распространяется на требования кредиторов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, сумм возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью, однако если эти требования установлены на основании судебных решений, вступивших в законную силу после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, то на них будет распространяться действие моратория.

Другими словами, если между должником (в данном случае в качестве примера возьмем физическое лицо) и кредитором существует соглашение об уплате алиментов, то на него не будет распространяться действие моратория, а если те же самые алименты подлежат взысканию с должника по исполнительному листу, выданному на основании судебного решения, вступившего в законную силу после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, то в отношении их в полной мере будет действовать мораторий.

Соответствующая судебно — арбитражная практика применения указанных положений пока полностью не сложилась, но представляется, что для единообразного и непротиворечивого применения названных норм ст.70 Закона N 6-ФЗ в самое ближайшее время необходимы соответствующие разъяснения Пленума либо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Учитывая положения п.4 ст.11 Закона, следует отметить, что требования кредиторов, которые не подпадают под действие моратория, могут быть удовлетворены должником в период внешнего управления только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов.

С момента введения внешнего управления не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые (экономические) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей (абз.4 п.2 ст.70 Закона N 6-ФЗ. На практике важно определить размер задолженности по денежным обязательствам и обязательным платежам, на которую приостанавливается начисление неустойки (штрафа, пени) и иных финансовых (экономических) санкций.

К сожалению, соответствующие нормы Закона N 6-ФЗ сконструированы таким образом, что не позволяют дать четкого ответа на этот вопрос. Существует целый ряд точек зрения среди ученых и практиков по поводу того, на какую именно задолженность не следует с момента введения внешнего управления начислять неустойки (пени, штрафы).

С одной стороны, п.п.2, 4 ст.70 Закона N 6-ФЗ предусмотрено, что неустойки (пени, штрафы), а также иные финансовые санкции не начисляются только на те требования кредиторов, на которые распространяется действие моратория, т.е. на задолженность, образовавшуюся до введения внешнего управления. На текущую задолженность по денежным обязательствам и обязательным платежам, которая образовалась в период внешнего управления, неустойки (пени, штрафы) должны начисляться.

С другой стороны, ст.69 определено, что по окончании внешнего управления неустойки (пени, штрафы) могут быть предъявлены к уплате в размерах, существовавших на момент введения внешнего управления. Таким образом, из данной статьи следует, что на текущую задолженность, образовавшуюся в период внешнего управления, неустойки (штрафы, пени) начисляться не должны.

Противоречие положений ст.69 соответствующим положениям ст.70 Закона N 6-ФЗ создает существенные трудности в правоприменительной практике законодательства, регулирующего вопросы банкротства.

Нам представляется целесообразным, учитывая, что целью внешнего управления является восстановление платежеспособности должника и, как следствие этого, принятие комплекса мер, направленных на более эффективное погашение имеющейся задолженности и исполнение обязательств перед кредиторами, при решении вопроса о размере задолженности, на которую не следует начислять неустойки (пени, штрафы), руководствоваться ст.

С момента введения моратория на сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам в размере, существовавшем на момент подачи в суд заявления о признании должника банкротом, до момента окончания внешнего управления (вместо неустоек (пеней, штрафов) производится начисление процентов в порядке и размере, которые предусмотрены ст.

395 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом важно учитывать, что с момента введения моратория на задолженность по денежным обязательствам и обязательным платежам, образовавшуюся в период с даты подачи заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом до окончания внешнего управления, проценты, предусмотренные этой статьей, не начисляются.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бухгалтерия и учет
Adblock detector