Специальная оценка условий труда — Охрана труда

Порядок проведения СОУТ

В соответствии с частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ не проведение работодателем специальной оценки влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 000 до 10 000 рублей, а на юридических лиц — от 60 000 до 80 000 рублей.

Если сравнить стоимость проведения специальной оценки с размером возможного штрафа, то, например, для юридического лица, в котором имеется 10 рабочих мест, общая стоимость проведения специальной оценки в большинстве случаев составит не более 20 000 рублей, что в три раза меньше предусмотренного законодательством административного штрафа.

Согласно части 4 статьи 27 Закона N 426-ФЗ, если аттестация рабочих мест по условиям труда была проведена в 2013 году, то в этом случае специальная оценка на таких рабочих местах может не проводиться в течение 5 лет со дня завершения данной аттестации, т.е. до 2018 года. Моментом завершения аттестации рабочих мест согласно п. 44 Порядка проведения аттестации считается дата издания работодателем приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации.

При этом работодатель вправе провести специальную оценку до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Это классификация, которая объединяет рабочие места по группам и одним из важных критериев такого разделения является уровень механизации рабочего процесса. У каждой группы есть свои рекомендации по организации труда, которых работодателю стоит придерживаться. Такие групп сейчас существует пять: рабочие места для ручной работы, места для машинно-ручной работы, механизированные рабочие места, автоматизированные рабочие места, аппаратурные рабочие места. Подробнее про их отличия написано тут.

Служащие, условия труда которых будут признаны опасными для здоровья, должны получать денежные компенсации, регулярное медицинское обследование и возможность досрочного выхода на пенсию. Специалисты отмечают, что по новым правилам не только изменились критерии оценки безопасности мест осуществления трудовой деятельности, но и значительно ужесточились наказания за невыполнение требований.

Все материальные затраты на проведение СОУТ ложатся на плечи нанимателя. Анализом состояния рабочих условий занимается специальная комиссия, в состав которой входят:

  • ответственный за вопросы охраны труда на предприятии;
  • сотрудник, компетентный в вопросах деятельности предприятия, в том числе в технологии производства;
  • представитель профсоюза;
  • представитель организации, имеющей право проводить экспертизу (его наличие обязательно, при этом экспертная организация обязана иметь аккредитацию).

Согласно закону, работодатели, имеющие действующую на данный момент аттестацию по старому образцу, обязаны провести СОУТ с соблюдением новых требований в срок до 31 декабря 2018 г. Однако это не касается предприятий с вредными условиями труда, они должны провести оценку незамедлительно. Предприятия, уже проведшие СОУТ, проходят следующую проверку либо планово, раз в пятилетку, либо внепланово. Предпосылками для внеплановой проверки являются:

  • открытие новых рабочих мест;
  • переезд предприятия по другому адресу;
  • изменение технологии производства;
  • производственные травмы, либо ухудшение здоровья служащих в связи с их профессиональной деятельностью.

На прохождение внеплановой проверки отводится полгода.

Для проведения оценки в соответствии со всеми нормами необходимо соблюсти определенный порядок действий. После заключения договора с независимой экспертной компанией утверждается состав комиссии и график мероприятий. Работодатель обязан предоставить всю требуемую документацию, имеющую отношение к организации труда, и обеспечить доступ ко всем помещениям.

  1. Документацию, имеющую отношение к организации труда, которую предоставил наниматель.
  2. Перечень рабочих мест, подлежащих оценке.
  3. Информацию об экспертной компании.
  4. Оценку индивидуальных рабочих мест.
  5. Сводные документы по всем рабочим местам.
  6. Итог заседания аттестационной комиссии.
  7. План мероприятий по улучшению условий труда.
  8. Заключение.

Цена, которую необходимо заплатить за проведение СОУТ, зависит от количества рабочих мест, а также от характера деятельности предприятия. Стоимость оценки для мест, работа на которых квалифицируется как безопасная без дополнительных исследований, существенно ниже, чем цена подобной услуги для мест, работа на которых сопряжена с опасными факторами, которые необходимо всесторонне изучить и проанализировать.

В зависимости от количества факторов которые надо учесть, цена может колебаться в диапазоне от 700 до 1 200 р. за одно рабочее место. Необходимо также учитывать, что нет необходимости оценивать все аналогичные места. Аналогичными считаются места находящиеся в одном помещении, приспособленные для выполнения одних и тех же функций.

Предприятие, которое обязано или собирается в добровольном порядке провести специальную оценку условий труда обязано заключить договор с организацией, имеющей сертификат или лицензию на подобный вид деятельности. Проведение специальной оценки условий труда должно записано в качестве основного или дополнительного вида деятельности для данной организации. Помимо этого организация должна отвечать следующим требованиям:

  1. штатом должны быть предусмотрены 5 и более экспертов – обладателей сертификатов, разрешающих их владельцу выполнять работы, связанные со специальной оценкой условий труда;
  2. как минимум, у одного из этих экспертов должен иметься диплом о высшем медицинском образовании по направлению гигиены, будь то общая гигиена, гигиена труда, лабораторные исследования санитарно-гигиенической направленности;
  3. организация должна обладать собственной испытательной лабораторией, имеющей соответствующую аккредитацию;
  4. организация включена на момент проведения спецоценки в реестр компаний, имеющих право заниматься этим видом деятельности.

Руководитель предприятия, на котором проводится спецоценка, издает приказ за своей подписью о создании комиссии. Рекомендуется, чтобы число членов было нечетным. В обязательном порядке в комиссию включается лицо, которое на предприятии отвечает за охрану труда. Законодательством предусмотрено, что в организациях с численностью сотрудников 50 человек и более в штате должна содержаться выделенная единица, отвечающая за охрану труда. Если списочная численность меньше 50 человек, то возможно совмещение должностей.

Негласно рекомендуется привести в порядок все журналы, относящиеся к технике безопасности. Будут затребованы комиссией также штатное расписание и трудовые договора со всеми сотрудниками. Если в штатном расписании есть единицы, сокращение которых уже произошло или планируется в непосредственном будущем, то рекомендуется их вычеркнуть до начала работы комиссии.

Если же предприятие планирует расширение штата в ближайшем будущем, то до начала всех процедур лучше внести все должности в штатное расписание. Это позволит избежать внеочередных спецоценок. Сделать это необходимо заранее, так как рабочие места для специальной оценки будут выбираться непосредственно из штатного расписания.

Выбранная организация, с которой заключен договор на оказание данного вида услуг, проводит исследования на всех рабочих местах для выявления факторов, оказывающих негативное воздействие на здоровье. После того, как проведены все необходимые испытания и замеры, организация, выполняющая спецоценку, оформляет отчет в соответствии с приказом Минтруда России от 24.01.14 № 33н.

К отчету в обязательном порядке прикладываются все протоколы измерений и отчеты экспертов. Ознакомиться с перечнем документов, которые в обязательном порядке должны быть приложены к отчету ( п.1 ст. 15 Закона №426-ФЗ). Отчет в обязательном порядке подписывается всеми членами комиссии и визируется руководителем предприятия.

Каждое рабочее место по результатам оценки получает присвоенный класс:

  • 1 класс – рабочее место считается абсолютно безопасной для здоровья;
  • 2 класс – условия труда на таком месте считаются допустимыми;
  • 3 класс – работа на таком рабочем месте может принести вред для здоровья;
  • 
4 класс – работа в таких условиях является опасной для жизни и здоровья.

Классификация рабочих мест подробно расписана в ч.2 сч. 3, сч.14 Закона №426-ФЗ. При наличии на предприятии рабочих мест с 3-м или 4-м классом вредности, организация будет обязана выплачивать дополнительные взносы в ПФР в соответствии со ст. 58.3 ФЗ от 24.07.2009 года №2012-ФЗ «О страховых взносах в ПРФ».

Охрана труда (ОТ) — система сохранения жизни и здоровья людей в ходе осуществления ими трудовой деятельности.

Задачи по ОТ лежат в зоне ответственности административного аппарата компании, какова бы ни была ее отраслевая принадлежность, форма собственности и масштабы бизнеса.

С позиции законодательства регулирование ОТ предполагает:

  • формирование общих норм ОТ, правил техники безопасности и промсанитарии;
  • реализацию предупреждающих действий по предотвращению получения работниками травм на производстве и возникновения профзаболеваний;
  • поддержание на производствах нормальных условий труда, выполнение комплекса мероприятий по его охране, необходимого для нормального исполнения персоналом своих трудовых функций;
  • предоставление отдельным категориям персонала с более низкой трудоспособностью (в силу пола, возраста, различных обстоятельств) расширенных правовых гарантий по ОТ;
  • общественный и госконтроль рассматриваемой сферы.

Важнейшая роль в системе ОТ отведена СОУТ.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) — это целостный комплекс поэтапно реализуемых мероприятий по идентификации вредных и/или опасных производственных факторов и оценке степени их влияния на работника с учетом отклонения наблюдаемых значений от нормативных.

  • Число членов комиссии по проведению СОУТ должно быть нечетным;
  • В состав комиссии по проведению СОУТ не включается представитель организации, проводящей специальную оценку условий труда;
  • В состав комиссии по проведению СОУТ включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии);
  • Комиссию по проведению СОУТ возглавляет работодатель или его представитель.
  1. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются следующие результаты проведения специальной оценки условий труда:
    • 1) сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным статьей 19 426 -Федерального закона требованиям;
    • 2) перечень рабочих мест, на которых провели специальную оценку условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
    • 3) карты оценки, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) факторов на конкретных рабочих местах;
    • 4) протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
    • 5) протокол оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах где есть вредные условия труда, средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом, проводимой в целях снижения класса (подкласса) факторов (при проведении такой оценки);
    • 6) протокол комиссии, содержащий решение о невозможности работ по исследованию (испытаний) и измерений по основанию, указанному в части 9 статьи 12 426 — Федерального закона (при наличии такого решения);
    • 7) сводная ведомость специальной оценки;
    • 8) перечень мероприятий по улучшению охраны условий труда работников, на рабочих местах которых провели специальную оценку условий труда;
    • 9) заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.
  2. Отчет по проведению специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету.
  3. Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. (Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н)
  4. В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные условия труда не идентифицированы, в отчете о проведении специальной оценки условий труда указываются сведения, предусмотренные пунктами 1 — 4, 7 и 9 части 1 статьи 15 426-ФЗ.
  5. Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета компании, занимающейся специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.
  6. 5.1.

    Работодатель в течение трех рабочих дней со дня утверждения отчета о работах по условиям труда подтверждающих результаты проведенной специальной оценки условий труда обязан уведомить об этом организацию, проводившую специальную оценку условий труда, любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтверждения факта такого уведомления, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета о работах подтверждающих осуществление специальной оценки условий труда заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью. При наличии в отчете по проведению специальной оценки условий труда сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, направление копии указанного отчета осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

  7. 6.

    Работодатель с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) факторов на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению охраны труда работников, на рабочих местах которые подвергались специальной оценки труда, в срок не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета по проведению специальной оценки условий труда.

  1. При выявлении аналогичных рабочих мест специальной оценки труда подвергается только 20 процентов рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.
  2. На аналогичные рабочие места заполняется одна карта спец оценки условий труда.
  3. В отношении аналогичных рабочих мест разрабатывается единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников.

Вопрос

Ответ

Что такое специальная оценка?

Специальная оценка условий труда — это единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п. 1 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).
По результатам специальной оценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах (п. 2 ст. 3 Закона № 426-ФЗ)

Кто должен проводить специальную оценку?

Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям. С такой организацией заключается договор гражданско-правового характера (п. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ)

Какие рабочие места подлежат специальной оценке?

Специальной оценке подлежат все рабочие места. Не оцениваются только условия труда (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ):
— надомных работников;
— дистанционных работников;
— работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями

Влияет ли спецоценка на размер скидки по страховым взносам на травматизм?

Да, органы ФСС устанавливают скидку  в зависимости от безопасности условий труда по результатам их специальной оценки (абз. 2 п. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»)

Какая ответственность предусмотрена за непроведение специальной оценки?

Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки или ее непроведение является нарушением трудового законодательства. Руководитель (или иное должностное лицо) может быть привлечен к ответственности в виде административного штрафа от 5 000 до 10 000 руб., организацию могут оштрафовать на сумму от 60 000 до 80 000 руб. 
При повторном нарушении размер санкций существенно увеличивается, также вместо штрафа должностных лиц могут временно дисквалифицировать, а деятельность организации приостановить (ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Если на предприятии произошел несчастный случай, то отсутствие результатов спецоценки может служить доказательством вины работодателя. В этом случае возможно привлечение руководителя к уголовной ответственности по ст. 143 УК РФ.

Организация применяет общую систему налогообложения. Можно ли при расчете налога на прибыль учесть затраты на спецоценку?

Расходы на проведение специальной оценки условий труда можно учесть в составе прочих расходов (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если доходы и расходы признаются методом начисления, то учесть их можно после приема работ по спецоценке (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Если же доходы и расходы признаются кассовым методом, то расходы учитываются после оплаты и приемки выполненных работ (и иных расходов на проведение специальной оценки условий труда), см. п. 3 ст. 273 НК РФ.
Принимая во внимание, что расходы на проведение специальной оценки условий труда относятся к косвенным расходам, при методе начисления они уменьшают налог на прибыль в том отчетном периоде, в котором были осуществлены (п. 2 ст. 318 НК РФ)

Организации применяют специальные налоговые режимы (одна компания на УСН, другая на ЕВНД). Можно ли при расчете единого налога затраты на специальную оценку учесть в расходах?

Если организация применяет УСН с объектом обложения «доходы», то расходы на проведение спецоценки никак не повлияют на расчет единого налога (п. 1 ст. 346.14 НК РФ).
При объекте налогообложения «доходы минус расходы» учесть затраты также не получится. Дело в том, что такие затраты не предусмотрены в закрытом перечне расходов, которые принимаются во внимание при расчете единого налога при УСН (п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Если компания платит ЕНВД, то расходы на проведение специальной оценки условий труда также на налог никак не повлияют, поскольку он рассчитывается из показателей по вмененному доходу (п. 1 ст. 346.29 НК РФ)

Можно ли расходы за специальную оценку зачесть в счет уплаты страховых взносов?

Денежные расходы на специальную оценку можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм. Это предусмотрено приказом Минтруда России от 20.02.2014 № 103н. Зачесть можно максимум 20 % от суммы взносов

Что такое СОУТ?

  • они оказывают влияние на исчисление страховых взносов во внебюджетные фонды;
  • работодатель учитывает их при определении гарантий и компенсаций, предоставляемых сотрудникам;
  • они требуются для правильного планирования и реализации различных мероприятий по ОТ (профосмотры, приобретение СИЗ).

Для ограниченного перечня рабочих мест действуют особые условия: СОУТ на них должна вестись с учетом нормативно-правовой базы в сфере муниципальной и госслужбы, законодательства о гостайне.

СОУТ выполняет организация, отвечающая нескольким требованиям:

  • в ее уставе проведение спецоценки указано как основной/один из видов деятельности;
  • минимум пять экспертов компании, сотрудничающих с ней по трудовому договору, имеют сертификат на право проведения СОУТ, и при этом хотя бы один из их числа является дипломированным врачом по общей гигиене, гигиене труда либо санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
  • в структуре организации присутствует аккредитованная испытательная лаборатория, область аккредитации которой — проведение исследований и измерений вредных/опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
  • начинают эксплуатироваться вновь созданные рабочие места;
  • поступило предписание трудинспекции;
  • изменения претерпел техпроцесс, было заменено оборудование;
  • произошел переход на другое сырье, материалы;
  • изменились используемые СИЗ;
  • был несчастный случай (исключая происшествия, в которых виновны третьи лица) либо диагностировано профзаболевание, спровоцированное «вредностью»;
  • поступило предложение профсоюзной ячейки (любого другого органа, представляющего интересы сотрудников) о внеочередной СОУТ с подробным обоснованием ее необходимости.
  • количество структурных подразделений Заказчика, их территориальное расположение (удаленность);
  • общее количество рабочих мест, подлежащих спецоценке условий труда (чем больше заявленный объем, тем ниже будет стоимость);
  • сложность и многообразие производственных процессов, определяющие в конечном итоге специфические особенности конкретных рабочих мест;
  • объем и качественные требования к лабораторным исследованиям, проведение которых необходимо для корректной экспертной оценки в рамках СОУТ;
  • количество и сложность требуемого специального оборудования;
  • заявленные сроки выполнения работ.

Важно: если на предприятии велика доля аналогичных рабочих мест, общий бюджет СОУТ будет значительно снижен, так как оценке подлежит лишь каждое пятое из таких рабочих мест.

Анализ ценового предложения на рынке профессиональных услуг по проведению СОУТ в Москве и регионах показывает, что стоимость спецоценки у крупных государственных организаций примерно в два раза выше средней по рынку. Большое влияние на наблюдаемую ценовую разницу оказывает фактор так называемого «государственного бренда», оправданность использования которого в настоящее время в условиях изменившегося законодательства, предъявляющего одинаково жесткие требования ко всем компаниям, проводящим работы по СОУТ, вне зависимости от их масштаба и формы собственности, становится довольно спорным вопросом.

По нашим собственным данным, заявляемая негосударственными компаниями стоимость услуг по СОУТ в Москве и регионах сегодня находится почти на одном уровне и укладывается в следующие диапазоны:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бухгалтерия и учет
Adblock detector