ПОЛОЖЕНИЕ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ скачать образец бесплатно

Общий порядок

Как было сказано, наставничество закон пока никак не регулирует, поэтому, как составить и исполнять внутренний регламент о нем, каждое предприятие решает само. Безусловно, положение о наставничестве на производственном предприятии будет содержать положения трудового права.

Удобнее, когда данное положение разрабатывают вместе специалисты разного профиля:

  • кадровики;
  • бухгалтеры;
  • юристы;
  • коллектив подразделения, где, скорее всего, будет введено наставничество над новыми специалистами.

Целесообразно, чтобы положение о наставничестве в организации утвердил ее директор своей подписью.

1.1. Настоящее Положение определяет цель, задачи и порядок реализации института наставничества в системе подготовки трудовых кадров.

1.2. Наставничество представляет собой целенаправленную деятельность руководителей и наиболее опытных сотрудников организации (учреждения) по подготовке сотрудников (стажеров) к самостоятельному выполнению служебных обязанностей.

Раздел I. Цели и задачи наставничества

2.1.1. Оптимизация процесса формирования и развития профессиональных знаний, навыков, умений сотрудников (стажеров), в отношении которых осуществляется наставничество.

2.1.2. Оказание помощи в адаптации сотрудников (стажеров) к условиям осуществления трудовой деятельности.

2.1.3. Воспитание профессионально-значимых качеств личности сотрудников (стажеров), ознакомление с правилами и традициями организации (учреждения) и своего подразделения.

2.1.4. Содействие выработке навыков профессионального поведения сотрудников (стажеров), соответствующего профессионально-этическим стандартам и правилам.

2.1.5. Формирование и развитие ответственного и сознательного отношения к работе.

2.1.6. Изучение с сотрудниками (стажерами) требований нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей.

2.1.7. Оказание моральной и психологической поддержки сотрудникам (стажерам) в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении трудовых обязанностей.

2.1.8. Развитие у сотрудников (стажеров) интереса к трудовой деятельности.

2.2. Задачи наставничества реализуются во взаимодействии руководителя организации (учреждения), руководителей структурных подразделений организации (учреждения), наставников и сотрудников (стажеров) в организации и проведении воспитательной работы, психологического обеспечения и профессиональной подготовки.

— впервые принятых на работу в организацию (учреждение) на должности [вписать нужное], а также выпускников образовательных учреждений;

— перемещенных на вышестоящую должность либо на вышестоящую (равнозначную) должность в другое подразделение, если исполнение новых должностных обязанностей требует дополнительных знаний и практических навыков.

3.2. Наставничество устанавливается продолжительностью [вписать нужное].

3.3. Наставник назначается из числа сотрудников структурного подразделения организации (учреждения), имеющих высокие показатели, обладающих значительным профессиональным опытом, проявляющих способности к воспитательной работе и пользующихся авторитетом в коллективе.

3.4. Наставник осуществляет мероприятия наставнической деятельности в отношении одного или нескольких сотрудников (стажеров) одновременно, в зависимости от специфики трудовой деятельности.

3.5. Наставник назначается приказом руководителя организации (учреждения).

ПОЛОЖЕНИЕ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ скачать образец бесплатно

3.6. Ответственность за организацию наставничества несет руководитель структурного подразделения, куда принят на работу сотрудник (стажер).

3.7. Непосредственное руководство и контроль за организацией наставничества осуществляет [должность].

— организовать обучение наставников основам педагогики и психологии, формам и методам индивидуальной воспитательной работы;

— оказать организационно-методическую помощь наставникам в планировании и реализации учебно-воспитательных мероприятий с сотрудником (стажером);

— заслушивать отчеты наставников о проделанной работе, стимулировать положительные результаты наставничества;

— анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт наставничества;

ПОЛОЖЕНИЕ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ скачать образец бесплатно

— обеспечить систематическое рассмотрение вопросов организации наставнической работы.

4.1.1. Знать трудовое законодательство.

4.1.2. Изучать личностные качества сотрудника (стажера), его интересы и увлечения, образ жизни и поведение. Принимать участие в разработке и реализации комплексной программы изучения личности сотрудника (стажера).

4.1.3. Оказывать всестороннюю помощь сотруднику (стажеру) в овладении профессиональными навыками, своевременно выявлять и устранять ошибки в трудовой деятельности наставника.

4.1.4. Воспитывать у сотрудника (стажера) дисциплинированность и исполнительность, проявлять требовательность и принципиальность в вопросах соблюдения законности и норм профессиональной этики.

4.1.5. Отчитываться по результатам наставнической работы с сотрудником (стажером), участвовать в подготовке заключения о проверке соответствия занимаемой должности стажера по результатам испытательного срока.

4.2.1. Знакомиться с персональными данными сотрудника (стажера) с соблюдением требований и условий, предусмотренных трудовым законодательством в целях защиты персональных данных работника.

4.2.2. Вносить предложения руководителю структурного подразделения, в котором работает сотрудник (стажер), о создании необходимых условий для выполнения трудовых обязанностей.

4.2.3. Участвовать в аттестации сотрудника (стажера).

4.2.4. Вносить предложения руководителю структурного подразделения, в котором работает сотрудник (стажер), о его поощрении, наложении на него дисциплинарного взыскания, перемещении по службе.

5.1. Планирование работы наставника по подготовке сотрудника (стажера) к самостоятельной трудовой деятельности осуществляется на весь период организации наставничества для каждого сотрудника (стажера).

5.2. Индивидуальный план обучения и подготовки сотрудника (стажера) под руководством наставника составляется совместно с руководителем структурного подразделения, в котором работает сотрудник (стажер), на основе типовой программы организации наставничества по специальности и утверждается руководителем организации (учреждения).

УТВЕРЖДАЮ Директор по персоналу ООО «Содействие» ___________ _____________ __ ___________ 2012 г. ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НАСТАВНИКА ___________________________________________________________________________ Наименование структурного подразделения ___________________________________________________________________________ Ф.И.О. сотрудника, должность ___________________________________________________________________________ Ф.И.О.

наставника, занимаемая должность ___________________________________________________________________________ Ф.И.О. руководителя подразделения ___________________________________________________________________________ Срок наставничества ————————————————————————— ¦ N ¦ Наименование мероприятий ¦ Срок ¦ Отметка о¦Примечание¦ ¦п/п¦ ¦выполнения¦выполнении¦ ¦ — ———————————— ———- ———- ———- ¦ 1 ¦Изучить анкетные данные молодого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦сотрудника ¦ ¦ ¦ ¦ — ———————————— ———- ———- ———- ¦ 2 ¦Ознакомить сотрудника с историей и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦традициями компании, подразделения ¦ ¦ ¦ ¦ — ———————————— ———- ———- ———- ¦ 3 ¦Оказать помощь сотруднику в усвоении¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦основных локальных нормативных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦актов, регламентирующих его ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦деятельность ¦ ¦ ¦ ¦ — ———————————— ———- ———- ———- ¦ 4 ¦Добиваться прочного знания и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦неукоснительного выполнения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦сотрудником положений локальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нормативных актов, соблюдения правил¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦внутреннего трудового распорядка ¦ ¦ ¦ ¦ — ———————————— ———- ———- ———- ¦ 5 ¦Ознакомить сотрудника с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦особенностями работы в подразделении¦ ¦ ¦ ¦ — ———————————— ———- ———- ———- ¦ 6 ¦Провести с сотрудником беседу о ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦корпоративной культуре ¦ ¦ ¦ ¦ — ———————————— ———- ———- ———- ¦ 7 ¦Оказать помощь в осуществлении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦типовых должностных обязанностей ¦ ¦ ¦ ¦ — ———————————— ———- ———- ———- ¦ 8 ¦Проверить знание сотрудником ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦законодательных актов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦регламентирующих деятельность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦компании (Закон о защите прав ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦потребителя и др.

) ¦ ¦ ¦ ¦ — ———————————— ———- ———- ———- ¦ 9 ¦Присутствовать на переговорах, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦встречах, мероприятиях с участием ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦сотрудника ¦ ¦ ¦ ¦ — ———————————— ———- ———- ———- ¦ 10¦На конкретных примерах показать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦формы и методы взаимодействия с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦коллегами, руководством компании ¦ ¦ ¦ ¦ — ———————————— ———- ———- ———- ¦ 11¦Подготовить характеристику на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦закрепленного сотрудника ¦ ¦ ¦ ¦ —- ———————————— ———- ———- ———— Подпись наставника _______________ Руководитель отдела __________________ «__»___________ 201_г. ______________________________________ СОГЛАСОВАНО ___ _______________ 2012 г.

ПОЛОЖЕНИЕ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ скачать образец бесплатно

2.1. Наставничество устанавливается над новыми сотрудниками в период испытательного срока.2.2. Наставничество устанавливается продолжительностью до двух месяцев.2.3. Наставники подбираются из наиболее подготовленных сотрудников, обладающих высокими профессиональными качествами, имеющих стабильные показатели в работе, способность и готовность делиться своим опытом, имеющие системное представление о своем участке работы и работе подразделения, преданные делу компании, поддерживающие ее стандарты и правила работы, обладающие коммуникативными навыками и гибкостью  в общении.2.4.

Утверждение сотрудника (специалиста) в качестве наставника осуществляется в приказе о назначении сотрудника стажером по должности либо назначения его на определенную должность. Основанием для закрепления наставника является представление непосредственного начальника при обоюдном согласии предполагаемого наставника и сотрудника (стажера), за которым он будет закреплен.2.5.

Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач новым сотрудником в период испытательного срока. Оценка производится на промежуточном и итоговом контроле.2.6. Наставническая деятельность оценивается по ее завершении аттестационной комиссией, оценка проводится методом 360 градусов, т.е.

сотрудник оценивается с разных уровней: руководителем подразделения, наставником, коллегами, подчиненными и самим аттестуемым.2.7. Система мотивации наставника:1 вариант — новый сотрудник успешно проходит испытательный срок. Наставник получает дополнительное вознаграждение в размере 2500 (двух тысяч пятисот) рублей;

2 вариант — новый сотрудник, проработавший не менее одного месяца, не прошел испытательный срок (не по причине неудовлетворительной работы наставника). Наставник получает компенсацию за проделанную работу в размере 1000 (одной тысячи) рублей;3 вариант — при выявлении неудовлетворительной работы наставника объявляется замечание.

Наставник обязан:3.1. Знать требования законодательства, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности сотрудника (стажера) по занимаемой должности.3.2. Разрабатывать и утверждать совместно с непосредственным начальником сотрудника (стажера) индивидуальный план его обучения.3.3. Всесторонне изучать деловые и нравственные качества сотрудника (стажера), его отношение к работе, коллективу.3.4.

  1. Настоящее Положение о наставничестве в ООО «Содействие» (далее — Положение) определяет цель, задачи и порядок реализации института наставничества в структурных подразделениях ООО «Содействие» (далее — компания).
  2. Наставничество представляет собой целенаправленную деятельность руководителей и наиболее опытных сотрудников органов, структурных подразделений компании по подготовке сотрудников к самостоятельному выполнению должностных обязанностей.
  1. Наставничество устанавливается над лицами:
  • впервые принятыми на работу в компанию с испытанием или без испытания, не имеющими навыков и умений выполнения должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией по занимаемой должности;
  • над сотрудниками, переведенными на другую должность, если выполнение ими новых функциональных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и приобретения новых практических навыков;
  • ранее уволенными из компании и вновь принятыми на работу.
  1. За лицами, указанными в п. 4 настоящего Положения (далее — сотрудники), наставник закрепляется не позднее одного месяца со дня назначения их на соответствующую должность.
  2. Наставничество устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года в зависимости от уровня профессиональной подготовки нового работника, его индивидуальных способностей к накоплению и обновлению профессионального опыта, установленного испытательного срока.
  3. Наставничество прекращается до истечения установленного срока действия в следующих случаях:
  • прекращение трудового договора с сотрудником, в отношении которого осуществляется наставническая деятельность;
  • прекращение трудового договора с сотрудником, осуществляющим наставническую деятельность;
  • невыполнение наставником обязанностей, установленных настоящим Положением;
  • в других случаях, исключающих осуществление наставничества в соответствии с настоящим Положением.
  1. Наставники подбираются из наиболее подготовленных сотрудников организации, обладающих высокими профессиональными и моральными качествами, проявляющих способности к воспитательной работе и пользующихся авторитетом в коллективе.
  2. При необходимости на основании приказа производится замена наставника.
  1. Наставник обязан:
  • знать требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, локальных нормативных правовых актов, определяющих права и обязанности сотрудника, вопросы внутреннего трудового распорядка, профессиональной подготовки сотрудников;
  • на основе типового плана вступления в должность разрабатывать совместно с руководителем структурного подразделения компании индивидуальный план обучения сотрудника с учетом уровня его интеллектуального развития, общеобразовательной и специальной подготовки с последующим представлением на утверждение генеральному директору компании;
  • содействовать сотруднику в ознакомлении с его должностными обязанностями, основными направлениями деятельности, полномочиями и организацией работы в компании;
  • требовать от сотрудника выполнения распоряжений и указаний, связанных с его трудовой деятельностью;
  • оказывать сотруднику индивидуальную помощь в изучении законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, овладении избранной профессией, практическими приемами и способами качественного выполнения служебных задач и поручений, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
  • передавать сотруднику накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;
  • всесторонне изучать личностные, деловые и моральные качества сотрудника, его интересы и увлечения, образ жизни и поведение; позитивно влиять на их укрепление и развитие, формировать ответственное отношение к работе, а также внимательное отношение к коллегам по работе; принять участие в разработке и реализации комплексной программы изучения личности сотрудника;
  • личным примером развивать положительные качества сотрудника, корректировать его поведение на работе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
  • оказывать всестороннюю помощь сотруднику в овладении профессиональными приемами и методами исполнения трудовых обязанностей;
  • оказывать методическую и практическую помощь обучаемому в приобретении навыков для выполнения обязанностей по замещаемой должности, осуществлять контроль его служебной деятельности, своевременно выявлять допущенные ошибки и недостатки в работе и совместно с обучаемым принимать меры к их устранению;
  • прививать сотруднику чувство профессиональной гордости, ответственное и добросовестное отношение к работе, уважение к корпоративным традициям компании;
  • способствовать формированию у сотрудника высоких профессиональных и морально-психологических качеств, корректировать его поведение на службе и в быту;
  • воспитывать у сотрудника дисциплинированность и исполнительность, проявлять требовательность и принципиальность в вопросах соблюдения норм профессиональной этики;
  • осуществлять контроль за выполнением должностных обязанностей сотрудником, давать ему поручения по изучению необходимых нормативных правовых актов, проверять теоретические знания и их применение в практической деятельности;
  • проверять правильность ведения сотрудником документации, давать консультации по вопросам выполнения трудовых обязанностей;
  • привлекать сотрудника к участию в проводимых служебных совещаниях, семинарах и иных мероприятиях;
  • ежемесячно отчитываться по результатам наставнической работы с сотрудником, в том числе о ходе выполнения плана вступления в должность и адаптации работника к новым условиям; участвовать в подготовке заключения о проверке соответствия занимаемой должности сотрудника по результатам испытательного срока;
  • по итогам наставничества представить начальнику структурного подразделения, где работает сотрудник, индивидуальный план вступления в должность вновь принятого (переведенного) работника с кратким отзывом, в котором должна содержаться информация о выполнении плана вступления в должность, деловых качествах работника и его готовности к самостоятельному выполнению трудовых обязанностей по замещаемой должности.
  1. Наставник имеет право:
  • участвовать в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством;
  • знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела сотрудника, иными документами, характеризующими сотрудника;
  • вносить предложения руководителю структурного подразделения, в котором проходит службу сотрудник, о создании условий для совместной работы;
  • участвовать в аттестации сотрудника, в подведении итогов прохождения испытания;
  • вносить предложения руководителю структурного подразделения, в котором работает сотрудник, о его поощрении, наложении на него дисциплинарного взыскания, переводе на другую должность;
  • обращаться с мотивированным заявлением на имя директора по персоналу с просьбой о сложении с него обязанностей наставника в отношении конкретного сотрудника по причинам личного характера или успешного овладения обучаемым необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками.
  1. Наставник несет ответственность за своевременную и качественную подготовку сотрудника к самостоятельной работе, при необходимости решения вопроса о переводе его на другую должность либо увольнении.
  1. Сотрудник, в отношении которого проводится наставническая работа, обязан:
  • изучать требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, локальных нормативных правовых актов, определяющих права и обязанности сотрудника, вопросы прохождения службы, профессиональной подготовки сотрудников;
  • выполнять в установленный срок индивидуальный план обучения, утвержденный руководителем структурного подразделения компании;
  • соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, положения иных локальных нормативных актов компании;
  • внимательно и уважительно относиться к наставнику, коллегам, партнерам и клиентам компании;
  • знать свои должностные обязанности, основные направления деятельности, полномочия и организацию работы в компании;
  • выполнять распоряжения и указания, связанные с его трудовой деятельностью;
  • овладевать избранной профессией, практическими приемами и способами качественного выполнения служебных задач и поручений, совместно с наставником устранять допущенные ошибки;
  • обучаться наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;
  • ответственно относиться к работе, не допускать ошибок в работе;
  • развивать у себя положительные качества, участвовать в общественной жизни коллектива, развивать свой общекультурный и профессиональный кругозор;
  • выполнять индивидуальный план вступления в должность.
  1. Сотрудник имеет право:
  • пользоваться имеющейся в отделе нормативно-правовой, учебно-методической и иной документацией по вопросам трудовой деятельности, не отнесенной к разряду конфиденциальной информации;
  • при необходимости участвовать в корректировке плана вступления в должность;
  • в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным со служебной деятельностью;
  • при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с ходатайством к руководителю структурного подразделения о замене наставника.
  1. Организация работы по развитию наставничества является одной из важнейших служебных обязанностей руководителей структурных подразделений компании.
  2. Руководитель структурного подразделения компании, осуществляющий непосредственный контроль за деятельностью сотрудника, в отношении которого проводится наставническая работа, обязан:
  • представить назначенного на должность сотрудника коллективу структурного подразделения компании, объявить приказ о закреплении наставника и ознакомить с ним соответствующих сотрудников; ознакомить с приказом под роспись вновь принятого (переведенного) работника;
  • создать необходимые условия для совместной работы наставника и сотрудника, в отношении которого проводится наставническая работа;
  • организовать планомерное обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, оказывать им методическую и практическую помощь;
  • осуществлять контроль за деятельностью наставника и закрепленного за ним сотрудника, вносить необходимые изменения или дополнения в процесс работы по наставничеству;
  • изучать, обобщать и распространять положительный опыт организации наставничества;
  • оказывать методическую и практическую помощь в составлении планов вступления в должность, утверждать их, осуществлять общий контроль их выполнения;
  • по окончании периода наставничества проводить собеседование с работником, прошедшим становление в должности;
  • по результатам собеседования представлять директору по персоналу план вступления в должность с отметками об исполнении и отзывом о вступлении в должность вновь принятого работника;
  • направлять работников, прошедших становление в должности, для прохождения аттестации.
  1. Ответственность за организацию наставничества несут директор по персоналу и руководитель структурного подразделения, где работает сотрудник.
  1. Индивидуальные задания и поручения по изучению опыта работы, выработке практических навыков в ходе выполнения трудовых обязанностей, овладению приемами трудовой деятельности с целью содействия в профессиональном и интеллектуальном самообразовании сотрудника.
  2. Контроль за деятельностью сотрудника в форме личной проверки выполнения задания, поручения, качества подготавливаемых документов.
  3. Индивидуальная помощь в изучении нормативных актов, овладении эффективными приемами выполнения трудовых обязанностей, исправлении ошибок, устранении недостатков, а также в решении вопросов трудовой деятельности.

6. Завершение наставничества

6.1. Наставничество завершается отчетом наставника перед руководителем структурного подразделения, в котором работает сотрудник (стажер).

Результативность выполнения сотрудником (стажером) должностных обязанностей;

Уровень профессиональных знаний, развития навыков и умений сотрудника (стажера);

Способность сотрудника (стажера) самостоятельно выполнять должностные обязанности.

6.3. Отчет наставника утверждается руководителем структурного подразделения и приобщается к личному делу сотрудника.

6.4. На основании предложения руководителя структурного подразделения руководитель организации (учреждения) рассматривает в установленном порядке вопрос о поощрении наставника.

6.5. Наставник за ненадлежащее выполнение своих обязанностей может быть отстранен от наставничества, а также привлечен в установленном порядке к дисциплинарной ответственности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бухгалтерия и учет
Adblock detector