В чем разница между ТОСЭР и ОЭЗ, как стать резидентом территории опережающего развития и есть ли шанс у Чистополя и Зеленодольска получить статус ТОСЭР? Online-конференция «Реальное время» вместе с замминистра экономики РТ Натальей Таркаевой

№ п/п Субъект РФ Название Статус Тип Форма
собственности
1 Алтайский край ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая катунь» Создается Greenfield Государственная
2 Астраханская область ОЭЗ ППТ «Лотос» Создается Greenfield Государственная
3 Еврейская автономная область ТОР «Амуро-Хинганская» Создается Greenfield ГЧП
4 Иркутская область ОЭЗ ТРТ «Ворота Байкала» Создается Greenfield Государственная
5 Калужская область ОЭЗ ППТ «Калуга» площадка Людиново Создается Greenfield Государственная
ОЭЗ ППТ «Калуга» площадка Боровск Создается Greenfield Государственная
6 Липецкая область ОЭЗ ППТ «Липецк» Действующий Greenfield Государственная
ОЭЗ ППТ «Данков» Создается Greenfield Государственная
ОЭЗ РУ «Чаплыгинская» Создается Greenfield Государственная
7 Москва ОЭЗ ТВТ «Зеленоград» Действующий Greenfield Государственная
8 Московская область ОЭЗ ТВТ «Дубна» Действующий Brownfield Государственная
9 Мурманская область ОЭЗ ПТ «Мурманск» Действующий Brownfield Государственная
10 Приморский край ОЭЗ ППТ «Владивосток» Создается Greenfield Государственная
ОЭЗ ТРТ «Остров Русский» Намерения Greenfield Государственная
11 Псковская область ОЭЗ ППТ «Моглино» Создается Greenfield Государственная
12 Республика Алтай ОЭЗ ТРТ «Долина Алтая» Создается Greenfield Частная
13 Республика Бурятия ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» Создается Greenfield ГЧП
ТОСЭР «Селенгинск» Намерения Greenfield Государственная
14 Республика Татарстан ОЭЗ ППТ «Алабуга» Действующий Greenfield Государственная
ОЭЗ ТВТ «Иннополис» Создается Greenfield Государственная
ОЭЗ ПТ «Свияжск» Намерения Greenfield Государственная
ТОСЭР «Набережные Челны» Создается Greenfield Государственная
15 Республика Хакасия ТОР «Абаза» Намерения Greenfield Государственная
16 Ростовская область ТОР «Гуково» Создается Greenfield Государственная
17 Самарская область ОЭЗ ППТ «Тольятти» Проектируемый Brownfield Государственная
18 Санкт-Петербург ОЭЗ ТВТ «Нойдорф» Создается Greenfield Государственная
ОЭЗ ТВТ «Новоорловская» Создается Greenfield Государственная
ОЭЗ ТВТ «Санкт-Петербург» Создается Greenfield Государственная
19 Сахалинская область ТОСЭР «Южная» Намерения Greenfield Государственная
ТОСЭР «Горный воздух» Намерения Greenfield Государственная
20 Свердловская область ОЭЗ ППТ «Титановая долина» Создается Greenfield Государственная
21 Тверская область ОЭЗ ТРТ «Завидово» Действующий Greenfield Государственная
22 Томская область ОЭЗ ТВТ «Томск» Действующий Greenfield Государственная
23 Ульяновская область ОЭЗ ПТ «Ульяновск» Создается Brownfield
Greenfield
Государственная
24 Хабаровский край ОЭЗ ПТ «Советская гавань» Действующий Greenfield Государственная
ОЭЗ ТРТ «Остров Русский» Создается Greenfield Государственная
ТОСЭР «Хабаровск» Действующий Greenfield Государственная
25 Чеченская Республика ОЭЗ ТРТ «Ведучи» Намерения Greenfield Государственная
26 Чукотский автономный округ ТОР «Беринговский» Создается Greenfield Государственная

Особые экономические зоны в РФ

На прошлой неделе стало известно, что президент принял решение прекратить создание новых особых экономических зон (ОЭЗ) — по крайней мере до разработки единых подходов к ОЭЗ и территориям опережающего развития, работа десяти зон будет прекращена, все действующие ОЭЗ переданы регионам.

Основанием для такого решения стали результаты проверок Счетной палаты и Генпрокуратуры, свидетельствующие, в частности, о низкой эффективности программы.

Как отчитался перед президентом начальник контрольно-счетного управления Константин Чуйченко со ссылкой на данные Счетной палаты, с 2006 года на создание 33 ОЭЗ направлено 186 миллиардов рублей (из них 122 миллиарда рублей федерального бюджета), 24 миллиарда из них не использованы. Налоговые и таможенные платежи из самих зон за это время составили 40 миллиардов рублей.

Объем налоговых и таможенных льгот ОЭЗ за все время составил 22,6 миллиарда рублей. При этом за все время существования было создано 18 тысяч рабочих мест.

Решение о создании ОЭЗ было принято в середине 2005 года.

Как сказано в законе, особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции.

К нормативно-правовым актам, регулирующим отношения в сфере особых экономических зон (далее — ОЭЗ), ст. 1 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» относит:

  1. Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 г. (Соглашение о СЭЗ)
  2. Иные акты таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее – Таможенный союз)
  3. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ в ред. от 04.03.2013 (далее – Закон об ОЭЗ) и иные принимаемые в соответствии с ним федеральные законы
  4. Подзаконные нормативно-правовые акты (указы Президента, постановления Правительства)
  5. Иные нормативные правовые акты

Особая экономическая зона – часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны (п.1 ст. 2).

ОЭЗ создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции (ст. 3 ФЗ об ОЭЗ).

Для приобретения индивидуальным предпринимателем или коммерческой организацией статуса резидента ОЭЗ и внесения соответствующей записи в реестр резидентов Закон об ОЭЗ предусматривает заключение с органами управления ОЭЗ соглашения о ведении деятельности на территории таких зон.

Данное соглашение представляет из себя договор, по которому одна сторона (резидент ОЭЗ) обязуется осуществлять промышленно-производственную, технико-внедренческую, туристско-рекреационную или портовую деятельность на территории ОЭЗ, а другая сторона (орган управления ОЭЗ) обязуется совершать действия, предусмотренные в договоре.

  • промышленно-производственная деятельность – производство и (или) переработка товаров (продукции), их реализация; деятельность по логистике — оказание услуг по обеспечению перевозок и складированию товаров (ч. 1 ст. 10 Закона N 116-ФЗ);
  • технико-внедренческая деятельность – инновационная деятельность, создание, производство и реализация научно-технической продукции, создание и реализация программ для электронных вычислительных машин (программ для ЭВМ), баз данных, топологий интегральных микросхем, информационных систем, оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продукции, программ, баз данных, топологий и систем, а также предоставление резидентам технико-внедренческой ОЭЗ услуг инновационной инфраструктуры, необходимой для осуществления их деятельности (ч. 2 ст. 10 Закона N 116-ФЗ);
  • туристско-рекреационная деятельность – деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод (ч. 2.1 ст. 10 Закона N 116-ФЗ);
  • портовая деятельность – осуществляемые на территориях морского порта, речного порта, аэропорта виды деятельности:
    • складирование, хранение товаров и другие обычно оказываемые в морском порту, речном порту, аэропорту услуги в соответствии с международными договорами и законодательством РФ;
    • снабжение и снаряжение судов, воздушных судов (в том числе судовыми припасами, бортовыми запасами), оснащение судов, воздушных судов;
    • производство, ремонт, техническое обслуживание, модернизация морских судов, речных судов, воздушных судов, авиационной техники, в том числе авиационных двигателей и других комплектующих изделий; и т.д.

Исходя из предмета соглашения о ведении предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ, можно выделить четыре вида соглашения: об осуществлении промышленно-производственной деятельности, технико-внедренческой деятельности, туристско-рекреационной деятельности и деятельности в портовой ОЭЗ.

  • «Алабуга»
  • «Липецк»
  • «Тольятти»
  • «Титановая долина»
  • «Дубна»
  • «Томск»
  • «Зеленоград»
  • «Санкт-Петербург»
  • «Ульяновск Восточный»
  • «Советская гавань»
  • «Мурманск»
  • «Алтайская долина»
  • «Бирюзовая Катунь»
  • «Байкальская гавань»
  • «Ворота Байкала»
  • «Куршская Коса»
  • «Гранд Спа Юца»
  • «остров Русский»

В совокупность особых экономических зон туристического типа (туристический кластер) входят ОЭЗ, расположенные в Карачаево-Черкесской Республике, Республике Адыгея, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Северная Осетия – Алания, Республике Дагестан.

Режим ОЭЗ предоставляет инвесторам право получать таможенные и налоговые льготы, а также иные привилегии, что обеспечивает инвесторам ряд конкурентных преимуществ. По данным Минэкономразвития России, система налогообложения, существующая в ОЭЗ, обеспечивает их резидентам получение 30-процентной финансовой выгоды.

В соответствии со ст. 36 Закона N 116-ФЗ налогообложение резидентов особой экономической зоны осуществляется в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Положения об уплате налогов применяются к резидентам ОЭЗ с изъятиями, установленными законодательством о налогах и сборах.

Соответствующие изменения внесены в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 22. 07. 2005 N 117-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Особый налоговый режим заключается в применении для резидентов особых экономических зон особых (льготных) налоговых ставок по отдельным налогам (налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, единый социальный налог), уплачиваемых в рамках общего режима налогообложения, при условии, что резидент соответствующей особой экономической зоны ведет на ее территории только промышленно-производственную, технико-внедренческую или туристско-рекреационную деятельность в пределах, предусмотренных соглашением об осуществлении указанной деятельности в соответствии с федеральным законом об особых экономических зонах в Российской Федерации.

Глава 8 ФЗ об ОЭЗ предусматривает применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территориях особых экономических зон. Данная глава содержит общие положения о порядке применения процедуры свободной таможенной зоны на территории особых экономических зон: понятие и допустимость применения такого режима к товарам в особых экономических зонах различных видов.

Часть 1 данной статьи статьи содержит отсылочную норму, определяя свободную таможенную экономическую зону как свободную экономическую зону по смыслу таможенного законодательства таможенного союза. Подробнее это понятие раскрывается в п. 1 ст. 37 Закона.

На международно-правовом уровне режим свободной экономической зоны (свободного склада, свободного порта) раскрывается, прежде всего, в Киотской конвенции 1973 г. Об упрощении и гармонизации таможенных процедур», в приложении D. Российской Федерацией действующая редакция Конвенции не ратифицирована, однако правовое регулирование как до вступления в силу норм Таможенного союза, так и после в целом принимается с учетом положений международных правовых документов.

На наднациональном уровне правовой режим свободной таможенной зоны регулируется соглашениями Таможенного союза. Национальное законодательное регулирование исчерпывается отсылочной нормой ст. 37 комментируемого Закона.

Ч. 2 ст. 36 Закона об ОЭЗ исключает из-под действия режима свободной таможенной зоны туристско-рекреационные особые экономические зоны.

Это обусловлено большой территорией туристско-рекреационных зон и характером особой осуществляемой там деятельности, на поддержание которой направлено создание особых экономических зон данного типа. Режим свободной экономической зоны рассчитан на применение, прежде всего, к импортируемым или подлежащим переработке товарам. Основным видом экономической деятельности в особой экономической зоне туристско-рекреационного типа является производство туристских услуг, а также создание объектов туристической инфраструктуры, развитие территории в целом.

Портовые ОЭЗ

Памятка для инвестора ОЭЗЗа 10 лет действия Федерального закона создано 33 ОЭЗ четырех типов – 6 технико-внедренческих, 9 промышленно-производственных, 15 туристско-рекреационных (в том числе туристический кластер в Северо-Кавказском федеральном округе, состоящий из 9 ОЭЗ) и 3 портовые.

На территории ОЭЗ всех типов на 1 января 2016 года зарегистрировано 435 резидентов (порядка 70 резидентов с участием иностранного капитала из 29 стран мира).

Карта ОЭЗ РоссииПримерно годом позже после ОЭЗ распоряжением правительства была утверждена государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» (№328-р от 10 марта 2006 года).

Целями этой программы было обеспечение ускоренного развития высокотехнологичных отраслей экономики в соответствии с приоритетными направлениями ее модернизации (включая энергоэффективность и энергосбережение (в том числе разработку новых видов топлива), космические технологии (в том числе связанные с телекоммуникациями — ГЛОНАСС и наземная инфраструктура), медицинские технологии, стратегические информационные технологии и программное обеспечение) и превращение их в одну из основных движущих сил экономического роста страны, говорится в документах.

Как указывается в постановлении, созданные в рамках реализации программы технопарки в сфере высоких технологий «будут обеспечивать решение задач модернизации и развития российской экономики по приоритетным направлениям». Реализация программы, как ожидается, приведет к увеличению поступления налогов в бюджеты всех уровней, положительно повлияет на обеспечение высоких и устойчивых темпов развития высокотехнологичных отраслей экономики, что в свою очередь будет способствовать повышению производительности труда во всех отраслях экономики, а также эффективности использования человеческих и материальных ресурсов.

Финансирование создания технопарков осуществлялось в рамках госпрограммы «Информационное общество», в общей сложности потрачено 32,9 миллиарда рублей.

Инвестиции в программу, по данным Минкомсвязи, из федерального бюджета составили 13,4 миллиарда рублей, субъекты РФ вложили 19,5 миллиарда рублей. Совокупная выручка резидентов созданных технопарков с начала действия программы по данным на февраль 2016 года составила более 180 миллиардов рублей.

Средства выделялись на строительство офисных зданий, производственных помещений, объектов инженерной, транспортной, жилой и социальной инфраструктуры. Резидентами технопарков в настоящее время являются около 900 компаний, создано около 20 тысяч рабочих мест.

Данные по программе строительства технопарков в России на начало 2016 годаОбъём товаров (услуг), произведённых (оказанных) резидентами ОЭЗ, за 2015 год составил более 35 млрд рублей, за 2014 – нет данных, в 2013-м — 50 миллиардов, в 2012 – 29,7 миллиарда. Таким образом, в 2015 году выручка резидентов технопарков превзошла аналогичный показатель резидентов ОЭЗ.

Согласно отчету Счетной палаты, в целом, по состоянию на 1 января 2015 г. объем выручки резидентов ОЭЗ от продажи товаров, работ, услуг крайне низок и составляет лишь 0,2% от объема валового регионального продукта по 20 регионам, в которых находились действующие особые экономические зоны.

Таким образом, если рассматривать программы ОЭЗ и технопарков с точки зрения общих затрат и создания рабочих мест, эффективность строительства технопарков оказалась гораздо выше, чем программа по созданию ОЭЗ.

Научная статья на тему “Свободные экономические зоны в России и проблемы их функционирования”

ТОСЭРы тоже между собой конкурируют; ТОСЭР в Челнах даже конкурирует с ОЭЗ в Елабуге — это вопрос борьбы за резидента

Всего на челнинской территории находится девять резидентов. «Мы недавно считали, что на Набережные Челны приходится 36% всех резидентов ТОСЭР в стране. Их, если я не ошибаюсь, 17. И вот на все 17 территорий 36% — это наши.

Первыми резидентами стал мясоперерабатывающий завод АПК «Камский». Вторым — китайский Haier. Инвесторы, когда выбирают себе город с ТОСЭР, прежде всего выбирают город, в котором они будут жить и работать. «И для того же Hair важно, чтобы это был город рядом с аэропортом, у которого была бы нормальная дорога, были хорошие маршруты, федеральные сети транспорта, хорошие таможенные зоны, склады временного хранения и много всего другого».

Когда ТОСЭР в Челнах появилась, были определенные жалобы от глав других районов: что вы оставили нас без инвесторов (их и так было немного, а теперь совсем не будет). Нужно понимать, что налоговые льготы — не единственный способ заманить резидента на территорию. «ТОСЭРы тоже между собой конкурируют;

Что такое свободные экономические зоны и зачем они нужны?

нажмите для увеличенияСвободными экономическими зонами (СЭЗ) называют отдельно выделенные территории страны, которые обладают льготными валютными, налоговыми, таможенными режимами. В СЭЗ поощряется формирование экспортного капитала и приток иностранного капитала в сферу услуг и промышленность, а также совместная с иностранным капиталом торговая и другая предпринимательская деятельность.

СЭЗ – неотъемлемая на сегодняшний день часть экономических отношений на международном уровне.

Эта система отношений прочно закрепилась в мировой хозяйственной практике. СЭЗ в мировой системе хозяйственных связей представляют собой важный фактор стремительного экономического роста, который достигается за счет различных действий: обмен информацией и технологиями, углубление интеграционных экономических действий, мобилизация инвестиций, активизация международного товарооборота.

  • создание производства и поставка на внутренний рынок импортзаменяющих товаров, отличающихся высоким качеством;
  • освоение нового опыта работы, организации и управления персоналом, подготовка кадров, отработка различных моделей систем управления экономикой, освоение функционирования отдельных хозяйственных субъектов в среде рынка;
  • активизация быстрого роста экспортного потенциала экономической зоны;
  • мотивация экономического развития регионов, окружающих территорию свободной экономической зоны с использованием иностранных капиталов.

Создание приемлемых условий делает СЭЗ важным фактором в экономическом развитии страны, который помогает ускорить включение национальной экономики в мировые хозяйственные связи, а также простимулировать развитие экономики страны в целом.

Фактически СЭЗ выступают в качестве полюсов экономического роста. Это активный инструмент управления внешними экономическими связями на уровне региональной политики и государственном уровне.

  • оффшорные зоны, в которых на специально выделенных территориях организовываются льготные налоговые, валютные, регистрационные и банковские условия для нерезидентов страны;
  • комплексные производственные зоны, которые создаются, прежде всего, на экспортное производство товаров массового потребления, не требующих материалоемких затрат;
  • технополисы и технологические парки, которые создаются с ориентацией на разработку и освоение инновационных технологий;
  • внешнеторговые зоны, где возможно сочетание беспошлинной торговли и развития транспортных, складских услуг и экспортное производство.

Также СЭЗ могут характеризоваться применением на своей территории беспошлинной таможенной территории.

СЭЗ создаются в промышленно развитых странах в регионах с экономической депрессией с целью оживления среднего и мелкого бизнеса и выравнивания таким образом межрегиональных различий.

Предприятия таких регионов получают максимально возможные налоговые льготы. СЭЗ – инструмент региональной политики, который используется в тех районах стран, где требуется повышение экономического уровня, а также уровня социального развития.

При выборе региона для формирования свободной экономической зоны используют такие критерии, как уровень доходов населения региона и уровень безработицы.

Развивающиеся страны, в отличие от промышленно развитых, делают главный акцент прежде всего на достижение более высокого уровня индустриализации: модернизацию промышленности, привлечение иностранных капиталов, повышение квалификации работников, внедрение новых технологий.

Классификация СЭЗ

  • Особые экономические зоны
  • Территории особого режима
  • Специальные экономические зоны
  • Зоны свободного предпринимательства
  • Туристические услуги
  • Банковские и страховые услуги
  • Офшорные
  • Экспортно-импортозамещающие
  • Экспортно-производственные
  • Импортозамещающие
  • Промышленные парки
  • Научно-промышленные парки
  • Инновационные центры
  • Технопарки
  • Технополисы
  • Торгово-производственные
  • Свободные порты
  • Бондовые склады
  • Свободные таможенные

Согласно данным за июль 2006-го года по разным экспертным источникам в мире существует от 1200 до 2000 СЭЗ различных функциональных типов. Динамика темпа СЭЗ в количественном отношении и по общему объему производства продукции в них говорит о большой перспективе данного направления в нашей стране и в мире в целом.

В мировой практике СЭЗ применяются в качестве активного средства управления на государственном уровне. Первые подобные зоны на территории России появились в 1990-м году.

На протяжении более 15 лет шел процесс их формирования и функционирования, который не имел четко отработанной системы. Виной тому было не только отсутствие законодательной базы, но и постоянная борьба федерального центра с регионами за выгодные льготы для СЭЗ, а также за право управления ими.

Сейчас ситуация претерпела серьезные изменения. Сегодня можно наблюдать развитие принципиально нового этапа в создании и функционировании СЭЗ на территории РФ. Эти изменения связаны с принятым от 22 июля 2005-го года федеральным законом «Об особых экономических зонах в РФ». Создание данного ФЗ положило начало созданию единой правовой базы и системы функционирования СЭЗ на территории РФ.

  • необходимость образования высококвалифицированных рабочих мест;
  • создание и дальнейшее развитие различных отраслей промышленности, в том числе и высокотехнологичных, а также сферы услуг;
  • мотивация регионов страны к экономическому и социальному развитию;
  • привлечение капиталов российских и зарубежных компаний.

Принятый федеральный закон предусмотрел формирование на территории нашей страны СЭЗ 2-х видов: особых технико-внедренческих зон и промышленно-производственных зон. Также закон предусматривает ведение на территориях СЭЗ лишь таких типов деятельности, которые обговорены законом и предусмотрены постановлением Правительства РФ.

Федеральный закон четко формулирует основные условия налогообложения ОЭЗ, основной из которых гласит о предоставлении максимальных налоговых льгот.

  • освобождение участников от НДС услуг по транспортировке товара;
  • освобождение участников со дня регистрации на срок 5 лет от налога на прибыль;
  • снижение для участников зоны налога на добавленную стоимость на 50% на продукцию собственного производства, которая реализуются на территории;
  • уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму прибыли, которая вложена в инвестиции, по окончании срока 5 лет.

Надо понимать, что организация и создание необходимой инфраструктуры СЭЗ не может быть произведена без вложений серьезных денежных средств из бюджета.

Место расположения ОЭЗ Специализация ОЭЗ Инвестиции государства в инфраструктуру ОЭЗ
Санкт-Петербург Разработки, выпуск аналитических приборов. Выпуск электронной бытовой аппаратуры и программного обеспечения 1,5 млрд. руб. (50% из ФБ)
Дубна, Московская область Разработки альтернативного источника энергии, проектирование и создание новых летательных аппаратов, электронное приборостроение 2,5 млрд. руб., (65% из ФБ)
Елабуга, Татарстан Развитие высокотехнологического химического производства. Выпуск бытовой техники, автобусов и автомобильных компонентов Около 1,6 млрд. руб. (49% из ФБ)
Липецк Выпуск бытовой техники и комплектующих товаров 1,8 млрд. руб. (42% из ФБ)
Томск Выпуск новейших материалов. Разработки медицинских, электронных и информационно-коммуникационных, технологий 1,9 млрд. руб. (70% из ФБ)
Зеленоград Развитие высокоинтеллектуальных систем навигации, микросхем Около 5 млрд. руб. (50% из ФБ)

Идеальная свободная экономическая зона – зона с четкими правилами, имеющая максимальную конкурентную среду и минимальные бюрократические издержки. Создание и успех развития ОЭЗ на территории России напрямую зависят от того, насколько они будут приближены к этой схеме. Успешное формирование СЭЗ на территории РФ поможет создать в зонах наиболее благоприятный инвестиционный климат.

Ключевые слова: экономические зоны, капитал, проблемы функционирования.

Свободные экономические зоны – ограниченные промышленные районы, представляющие собой часть территории страны с беспошлинным таможенным и торговым режимом, где иностранные фирмы, производящие продукцию главным образом на экспорт, пользуются рядом налоговых и финансовых льгот.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бухгалтерия и учет
Adblock detector