Автодороги станут безопаснее и качественнее: что будет сделано с 2019 года

Цели проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»:

  • увеличение доли автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяжённости не менее чем до 50 процентов (относительно их протяжённости по состоянию на 31 декабря 2017 г.), а также утверждение органами государственной власти субъектов Российской Федерации таких нормативов исходя из установленных на федеральном уровне требований безопасности автомобильных дорог;
  • снижение доли автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки, в их общей протяжённости на 10 процентов по сравнению с 2017 годом;
  • снижение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети в два раза по сравнению с 2017 годом;
  • снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом – до уровня, не превышающего четырёх человек на 100 тыс. населения (к 2030 году – стремление к нулевому уровню смертности).

Есть ли решение проблемы смоленских дорог?

Очевидно, что сегодня назрела необходимость наверстывать накопившееся за многие годы системное отставание развития дорожной инфраструктуры, как по Смоленской области в целом, так и в городах, и, конечно, прежде всего, в Смоленске, и что без кардинального изменения подходов к дорожному строительству и управлением дорожным хозяйством региона не обойтись.

С вопросами о видении путей и перспектив дорожного хозяйства Смоленщины, а также о практических мерах, которые необходимо предпринять, чтобы в корне улучшить ситуацию с дорогами, мы обратились к генеральному директору ООО «Смол-ДорНИИ-Проект»Владимиру Борисовичу Салтыкову.

Но прежде – несколько слов об организации, которую он возглавляет уже 12 лет.

Задачи проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»:

  1. Реализация программ по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, объектов улично-дорожной сети в целях: приведения в нормативное сети автомобильных дорог регионального значения, дорожной сети городских агломераций; сокращения доли автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки; ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий.
  2. Создание механизмов экономического стимулирования сохранности автомобильных дорог регионального и местного значения.
  3. Внедрение новых технических требований и стандартов обустройства автомобильных дорог, в том числе на основе цифровых технологий, направленных на устранение мест концентрации дорожно-транспортных происшествий.
  4. Внедрение автоматизированных и роботизированных технологий организации дорожного движения и контроля за соблюдением правил дорожного движения.
  5. Применение новых механизмов развития и эксплуатации дорожной сети, включая использование инфраструктурной ипотеки, контрактов жизненного цикла, наилучших технологий и материалов.
  6. Доведение норматива зачисления налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации от акцизов на горюче-смазочные материалы до 100 процентов.
  7. Усиление ответственности водителей за нарушение правил дорожного движения, а также повышение требований к уровню их профессиональной подготовки.
  8. Обеспечение соблюдения норм и правил в области безопасности дорожного движения.
  9. Развитие нормативного правого и нормативно-технического регулирования в области безопасности дорожного движения.
  10. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения и оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
  11. Совершенствование обучения детей основам правил дорожного движения и привития им навыков безопасного поведения на дорогах.
  12. Протяженность отремонтированных автомобильных дорог необщего пользования Минобороны России, 150 км.
  13. Внедрение общедоступной информационной системы контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов всех уровней (в 2019 году).
  14. Создание (придание функций ФАУ «РОСДОРНИИ») Общеотраслевого Центра компетенций (и аккредитации) по новым материалам и технологиям для строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог.
  15. Не менее чем в 20 городских агломерациях проведены мероприятия по комплексному развитию систем городского общественного транспорта (автомобильного и электрического).

Впечатляющий послужной список

ООО «Смол-ДорНИИ-Проект» — одна из ведущих российских организаций в сфере оказания инженерных услуг в дорожном хозяйстве.

На момент создания в 2006 году основной «костяк» персонала компании составили высококвалифицированные специалисты бывших региональных филиалов ведущих отечественных дорожных научно-исследовательских и проектных институтов: СоюздорНИИ, ГИПРОДОРНИИ, Союздорпроект, которые к тому моменту уже прекратили свое существование.

За 12 лет успешной работы организация претерпела существенные изменения и накопила богатый опыт работ и услуг в дорожном хозяйстве. В настоящее время численности персонала компании составляет около 170 человек.

Автодороги станут безопаснее и качественнее: что будет сделано с 2019 года

Основные направления деятельности ООО «Смол-ДорНИИ-Проект» – это строительный контроль, оказание услуг инженера-консультанта и технического эксперта, проектирование и изыскания по автомобильным дорогам и мостам, обследования, диагностика и паспортизация дорог и искусственных сооружений, лабораторные исследования дорожно-строительных материалов и грунтов, геодезические и маркшейдерские измерения, техническая экспертиза и другие.

До недавнего времени организация выполняла по федеральным заказам также научно-исследовательские работы, разработку нормативных документов дорожного хозяйства (межгосударственных стандартов и отраслевых методических документов), формирование дорожных геоинформационных банков данных. Однако, в связи с отсутствием заказов в последние годы, перечисленные направления деятельности были свернуты.

— объекты транспортной инфраструктуры Зимней олимпиады 2014 года в Сочи;

— строительство участков первой очереди скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург;

— строительство ЦКАД Московской области;

— реконструкция, капитальный ремонт и ремонт участков автомобильных дорог: М-1 «Беларусь» (Москва – Минск), М-3 «Украина» (Москва — Киев), М-9 «Балтия» (Москва — Рига), М-10 «Россия» (Москва – Санкт-Петербург), М-13 Брянск – Новозыбков, Р-120 (А-141) Орел – Брянск – Смоленск.

Финансовое обеспечение реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»:

  • Куратор национального проекта: Акимов Максим Алексеевич, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
  •  Руководитель национального проекта: Дитрих Евгений Иванович, министр транспорта Российской Федерации
  • Администратор национального проекта: Алафинов Иннокентий Сергеевич,первый заместитель Министра транспорта Российской Федерации
  • федеральный проект «Дорожная сеть»  — 4 438 700,00 млн. рублей
  • федеральный проект «Общесистемный меры развития дорожного хозяйства» — 279 528,80 млн. рублей
  • федеральный проект «Безопасность дорожного движения» — 55 864,58 млн. рублей
  • федеральный проект «Автомобильные дороги Минобороны России» — 5 600,00 млн. рублей

От общего к частному

Владимир Салтыков. 12 лет у руля ООО «Смол-ДорНИИ-Проект»

– Владимир Борисович, какие, по Вашему мнению, могут быть предприняты практические меры, чтобы улучшить ситуацию со смоленскими дорогами в разумные сроки?

– На самом деле, всё просто: достаточно быть заинтересованным в решении проблемы, иметь искреннее желание и волю решить её, приложить к этому руки, голову и сердце. Остальное – дело техники.

В этом смысле следует, прежде всего, объективно оценить текущее положение дел, свои возможности и потребные ресурсы, и на основе анализа всего перечисленного правильно определить цели и задачи, а также пути их решения. Затем разработать план действий – «дорожную карту».

Всё это необходимо записать, задокументировать (как правило, в виде стратегии или программы), после чего приступить к реализации намеченного, для чего подобрать соответствующие целям и задачам ресурсы: компетентное руководство, квалифицированный персонал, подходящие технологии, материально-техническую базу. А затем постепенно, шаг за шагом, выполнять намеченные мероприятия, постоянно контролируя полученные результаты и сверяя их с планом.

То есть, проблема известна и понятна, и в данном случае не надо изобретать велосипед или открывать Америку, – достаточно просто подойти к делу ответственно, добросовестно и с умом.

Безусловно, здесь необходимо выделить два ключевых момента: первый – разработка грамотной программы действий, второй – добросовестная и ответственная реализация этой программы. – Всё.

Надеюсь, что ответил на Ваш вопрос.

– То есть, если я правильно понимаю, для реализации в Смоленской области национальной программы «Безопасные и качественные автомобильные дороги», а именно её региональной составляющей, прежде всего необходима программа?

– Именно так. Но здесь важно понимать разницу. Любая программа предполагает достижение каких-то вполне определённых целей и использование для этого соответствующего инструментария. Обеспечение определённого уровня качественных транспортно-эксплуатационных характеристик дорог и развитие региональной дорожной сети – это одна группа целей и задач, а, допустим, привлечение финансовых средств из федерального бюджета и их освоение, в той или иной степени успешное, – совсем другая.

Автодороги станут безопаснее и качественнее: что будет сделано с 2019 года

И, как уже было сказано, каждая из этих целей и задач требует соответствующей компетенции и квалификации персонала, подбора соответствующих методов и ресурсов для их решения.

– Понятно. Но если говорить о программе, направленной на обеспечение качества и безопасности дорог, Ваша организация могла бы принять участие в её разработке и последующей реализации?

— Наша организация ещё в 2007-2008 годах разработала по заказу Смолавтодора Концепцию и Программу развития и совершенствования сети автомобильных дорог общего пользования Смоленской области до 2020 года. К сожалению, мы не располагаем достоверной информацией, которая позволила бы объективно судить о том, в какой степени реализована та программа на данный момент, но по нашим субъективным оценкам в целом она не реализована.

Очевидно, что реализация такого крупного национального проекта как «Безопасные и качественные дороги» (БКАД) требует предварительной программной проработки не только на федеральном уровне, но и в регионах. Насколько нам известно, в ноябре прошлого года Минтрансом России было направлено письмо главам регионов с предложением о корректировке ранее разработанных программ дорожной деятельности субъектов РФ, имея в виду формирование на их основе региональных проектов.

этих целей были разработаны соответствующие методические указания по формированию программ дорожной деятельности (ПДД), с их проектами можно ознакомиться на сайтах Минтранса и Росавтодора.

Наличие единой методики разработки региональных программ дорожной деятельности, безусловно, является положительным фактором, но также неизбежно таит в себе «подводные камни», как и любая попытка «подстричь под одну гребёнку» всю Россию. Такая организация предполагает участие в разработках программ, прежде всего, административно-чиновничьего аппарата, а не технических специалистов. Но мы готовы принять участие в публичном обсуждении откорректированной областной программы дорожной деятельности.

Что же касается нашего участия в реализации программных мероприятий, то у нас есть положительный опыт выполнения работ в Смоленской области. По заданию Смолавтодора мы выполняли обследование и диагностику областных дорог, разрабатывали проектно-сметную документацию по дорожным объектам, проводили экспертизы и выполняли некоторые другие работы, но всё это было достаточно давно, и с тех пор ситуация изменилась. В настоящее время мы в силу необходимости практически полностью переключились на выполнение работ на объектах федеральной дорожной сети.

Но мы открыты для сотрудничества, и готовы к участию в любых региональных программах, в том числе на конкурсной основе, если наше участие будет востребовано, а работы будут направлены на улучшение смоленских дорог.

– Извините за, возможно, бестактный вопрос, но почему услуги Вашей организации оказались невостребованными на региональном уровне?

Автодороги станут безопаснее и качественнее: что будет сделано с 2019 года

– Насколько мне известно, это относится не только к нашей организации. Есть также дорожно-строительные фирмы с богатым опытом работ и хорошей репутацией, которые вынужденно выполняют работы на федеральном уровне и в других регионах, осваивают новые ниши.

Причина проста, и мы о ней уже говорили. Если стоит задача строительства дорог, то востребованы одни навыки и исполнители, если же задача в привлечении финансовых инвестиций и их освоении, то в этом случае требуются совсем другие навыки и исполнители. И если в первом случае отчитываются о километрах построенных дорог, то в последнем – о миллионах и миллиардах освоенных рублей.

– А что можно сделать, чтобы эту изменить ситуацию в лучшую сторону?

 – Здесь тоже пути решения проблемы очевидны и известны. Прежде всего, необходимо ограничить возможности недобросовестной конкуренции. А для этого, опять же, нужна политическая воля.

К примеру, нацпроект БКАД предусматривает доведение до 70 % доли контрактов жизненного цикла на осуществление дорожной деятельности, когда в один контракт объединяют выполнение работ по строительству, содержанию и ремонту дорог. В соответствии с недавно введенными нормативами средний срок между капитальными ремонтами дорог составляет порядка 25 лет.

Автодороги станут безопаснее и качественнее: что будет сделано с 2019 года

Ответьте себе честно: какова вероятность привлечь фирму из другого региона, готовую постоянно работать на Смоленщине и нести реальную ответственность перед смолянами за результаты своей работы каждый день в течение 25 лет?

Если мы хотим получить какие-то положительные результаты, то нам необходимо всерьёз задуматься о восстановлении института репутации, как в отношении производственных компаний, так и в персональном плане.

Показатели национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»:

  • 2019 год — 44,1
  • 2020 год — 44,9
  • 2021 год — 45,8
  • 2022 год — 46,8
  • 2023 год — 48,6
  • 2024 год — 50,9
  • 2019 год — 46
  • 2020 год — 52
  • 2021 год — 60
  • 2022 год — 68
  • 2023 год — 76
  • 2024 год — 85
  • 2019 год — 10,1
  • 2020 год — 9,9
  • 2021 год — 9,7
  • 2022 год — 9,5
  • 2023 год — 9,3
  • 2024 год — 9,1
  • 2019 год — 91,7
  • 2020 год — 83,4
  • 2021 год — 75,1
  • 2022 год — 66,8
  • 2023 год — 56,5
  • 2024 год — 50
  • 2019 год — 11,7
  • 2020 год — 10,9
  • 2021 год — 9,8
  • 2022 год — 8,4
  • 2023 год — 6,4
  • 2024 год — 4

Мы вам писали

Вот такие вроде бы очевидные и логичные ответы профессионалов-дорожников на извечные наши вопросы. Наша редакция, в свою очередь, давно вела и ведет политику по донесению мнения проектировщиков, строителей, дорожников, промышленников… до региональных властей. Ведь все мы живем на Смоленщине, ездим по этим дорогам и очень заинтересованы, чтобы регион развивался.

Макс ЕРЕМИН

Федеральные проекты национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»:

  1. Общесистемные меры развития дорожного хозяйства ,сроки реализации: 03.12.2018 – 31.12.2021. Руководитель проекта Н.С. Алафинов, первый заместитель Министра транспорта Российской Федерации
  2. Дорожная сеть, сроки реализации: 03.12.2018 – 31.12.2021. Руководитель проекта Н.С. Алафинов, первый заместитель Министра транспорта Российской Федерации
  3. Безопасность дорожного движения, сроки реализации: 03.12.2018 – 31.12.2021. Руководитель проекта А.В. Горовой, первый заместитель Минисра внутренних дел Российской Федерации
  4. Автомобильные дороги Минобороны России, сроки реализации: 03.12.2018 – 31.12.2021. Руководитель проекта Д.В. Булгаков, заместитель Министра обороны Российской Федерации

Другие национальные проекты

Национальный проект «Жилье и городская среда»Национальный проект «Экология»Национальный проект «Международная кооперация и экспорт»Национальный проект «Культура»Национальный проект «Наука»Национальный проект «Образование»Национальный проект «Демография»Национальный проект «Малый бизнес и поддержка предпринимательской инициативы»Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости»Национальный проект «Здравоохранение»

Национальный проект «Цифровая экономика»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бухгалтерия и учет
Adblock detector