На что влияет непрерывный трудовой стаж и кому он необходим

Определяем размер пенсионных выплат

Каждый работник бюджетной отрасли имеет право получить надбавку по выслуге лет. Правда данный тип надбавки рассчитывается индивидуально от факторов, которые мы перечислили выше.

Такие надбавки также доступны и работникам не только бюджетной и государственной отрасли, но и военным, сотрудникам МВД, а также тем, кто трудоустроен официально. В последнем случае данный тип надбавки обычно меньше в процентном соотношении, ведь зарплаты работников частных областей зачастую выше, чем работников бюджетных отраслей.

Рассматриваемое понятие означает период трудовой деятельности в одной сфере, отработка которого предоставляет работнику определенное право, например на выход на пенсию до достижения общеустановленного срока или надбавку к заработной плате (должностному окладу).

Закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ закрепляет право на пенсию за выслугу лет за:

  • госслужащими (имеется в виду федеральная гражданская служба);
  • военнослужащими;
  • космонавтами;
  • летчиками-испытателями.

Иногда данное понятие используют в отношении медицинских и педагогических работников, а также других лиц, которые вправе досрочно выйти на пенсию, отработав определенное время в особых условиях труда, или получают надбавки к зарплате в зависимости от стажа, однако в контексте пенсионного обеспечения данные работники получают страховую пенсию, а не государственную. В данной статье мы будем говорить о выслуге лет на госслужбе.

Соответствующие вопросы, связанные с муниципальной службой, регулируются региональным и местным законодательством.

Понятие пенсии по выслуге лет подразумевает под собой особый вид государственной поддержки, дающий право уйти на заслуженный отдых, не дожидаясь установленного пенсионного возраста. Выслуга лет – это особый вид непрерывного трудового стажа в определённых отраслях производства.

Пенсия за выслугу лет назначается следующим работникам:

  • работники подземелья и горных районов;
  • государственные служащие;
  • работники службы спасения;
  • авиационные рабочие;
  • работники сферы образования;
  • трудящиеся в медицинской отрасли;
  • сотрудники творческих профессий;
  • служащие в морском или речном флоте;
  • военнообязанные граждане.

Для каждой профессии определена своя выслуга лет, согласно которой гражданину может быть присвоен статус пенсионера.

Размер пенсионных выплат напрямую будет зависеть от рода занимаемой должности и определённого трудового стажа. Основные факторы, влияющие на размер пенсии за выслугу лет:

  • общее количество отработанных лет;
  • доход за последний год в среднем значении;
  • особый пенсионный коэффициент, влияющий на повышение или понижение размера выплат;
  • дополнительные надбавки;
  • индексирование средних размеров пенсии с учётом инфляционного процесса;
  • налоговые вычеты из пенсионных отчислений.

Все эти факторы существенно отражаются на размере будущей пенсии. А далее расчёт пенсионного пособия будет производиться в зависимости от профессии того, кто имеет право на пенсию за выслугу лет.

У лиц, трудящихся на государственную власть, пенсионные выплаты будут производиться в размере 45 % от месячной зарплаты в среднем значении. Для расчёта размера будущей поддержки данной категории служащих берутся такие показатели:

  • размер начислений пособия по выслуге лет;
  • средние показатели зарплаты за месяц;
  • размер основного пособия по старости или инвалидности;
  • выслуга лет.

Для госслужащих выслуженный стаж должен равняться 15 годам.

При этом, с 2018 года действуют новые правила учёта стажа: каждый год к общему стажу суммируется 6 месяцев, пока количество лет не составит 20. Каждый год, с ростом трудового стажа, к 45% от зарплаты будет прибавляться ещё 3%.

Государственные работники женского пола выходят на заслуженный отдых по достижении 56 лет, мужского пола – в 61 год.

Лица, занимающие руководящие или должности среднего звена в образовательной сфере, также имеют право на досрочное причисление к пенсионерам. Выслуженный стаж в данном случае должен составлять не менее 25 лет.

Для расчёта размера выплат берётся в учёт доход за последний год. Для педагогической сферы установлен пенсионный коэффициент, влияющий на сумму начислений.

После наступления права на получение пособия педагогическая практика на этом должна завершиться.

Сотрудники медицины

Работа в сфере медицины делится на сельскую и городскую. В первой выслуга лет составляет 25 лет, во второй – 30 лет. Имеют право на получение пособия следующие работники:

  • специалисты по акушерской практике;
  • врачи различных направлений;
  • медицинские сёстры;
  • лаборанты;
  • работники в сфере судебной медицины.

При расчёте пенсионной компенсации медработникам берётся в учёт индивидуальный коэффициент конкретного специалиста.

Военные служащие

Стаж для выхода на отдых военнослужащим должен равняться 20 годам. Общее количество трудовых лет должно равняться 25 годам, при учёте, что основная часть времени посвящена службе.

При расчёте пенсии за выслугу лет гражданам, служащим в вооружённых войсках, учитываются дополнительные надбавки. В категории служащих входят сотрудники внутренних дел, войск железной дороги или пограничных. Также дополнительные надбавки положены сотрудникам спасательных служб и ведомств, занимающихся разведкой. Для расчёта надбавок установлены индивидуальные коэффициенты.

Важно! Государственная поддержка за выслугу лет суммируется с основной пенсией по старости при достижении соответствующего возраста и выплачивается всё вместе.

Итак, Федеральный Закон «О пенсионных выплатах по выслуге лет» регламентирует порядок оказания мер поддержки трудящемуся населению в определённых профессиях. Такая поддержка даёт право выйти на заслуженный отдых раньше отведённого пенсионерам возраста и получать дополнительные надбавки к основному пенсионному содержанию.

  • Федеральный Закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утратит силу после вступления в силу Федерального Закона «О страховых пенсиях», то есть с 1 января 2015 года);
  • Федеральный Закон от от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (вступит в силу с 1 января 2015 года);
  • Постановление Правительства РФ от 24 июля 2002 г. N 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для

установления трудовых пенсий»;

  • Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516«Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»;
  • Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

На что влияет непрерывный трудовой стаж и кому он необходим

Значение данного стажа заключается в том, что при его достижении работники медицинской сферы получают право на пенсию по
старости ранее достижения возраста 60 (для мужчин) или 55 (для женщин) лет, то есть имеют право на досрочную пенсию.

1) если они осуществляли лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа и набрали стаж не менее 25 лет;

2) если они осуществляли лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах и набрали стаж не менее 30 лет[4].

В специальный стаж работников медицинской сферы включаются периоды работы и (или) иной деятельности на должностях и в учреждениях, перечень которых приведён в Постановлении № 781[5]. Это означает, что если лицо работает в должности и учреждении, которые не предусмотрены указанным перечнем (или что-то одно из двух не предусмотрено перечнем), то оно не будет иметь право на пенсию ранее достижения возраста 60 лет.

Существует общий и льготный порядок исчисления стажа работников данной сферы.

Общий порядок исчисления стажа регулируется Постановлением № 516[6] и Постановлением № 781[5]. Этот порядок состоит в следующем:

  • В стаж работы медицинских работников засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а если период работы имел место до 1 января 1991 г. — то при условии уплаты взносов на государственное социальное страхование. Периоды работы засчитываются в стаж в календарном порядке.
  • Периоды работы, которые имели место после 1 ноября 1999 г., засчитываются в стаж при условии её выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени. А те периоды, которые проходили до 1 ноября 1999 г., засчитываются в стаж при условии её выполнения как в режиме нормальной или сокращённой продолжительности рабочего времени, так и при режиме неполного рабочего времени.
  • Периоды работы главной медицинской сестры засчитываются в стаж только при условии её выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени независимо от времени выполнения работы.
  • Если работа осуществлялась в нескольких должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, то период этой работы засчитывается в стаж только тогда, когда в результате суммирования объема работы в этих должностях (учреждениях) получилась нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из этих должностей.

Льготный порядок исчисления стажа медицинских работников регулируется Постановлением № 781[5]. Он установлен для двух категорий работников.

  • Первая категория — лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке). Для этих лиц 1 год работы в сельской местности или в посёлке городского типа (рабочем посёлке) засчитывается в стаж как 1 год и 3 месяца. Например, если такое лицо проработает в посёлке городского типа 5 лет, то в стаж будет засчитываться период продолжительностью 6 лет и 3 месяца.
  • Вторая категория — лица, работавшие в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню, установленному Постановлением № 781. Для них год работы засчитывается в стаж работы как год и 6 месяцев.

Нормативные акты

Следующий перечень документов регулирует надбавки по выслуге лет в разных бюджетных сферах: от центральной власти и военных, до работников образовательной и медицинской отраслей.

Трудовой кодекс Российской федерации (статьи: 21, 135, 143 и другие).

Также данный тип стимулирующих надбавок регулируется множеством нормативно-правовых актов:

  • постановлением совета министров (№638);
  • приказом Минздрава РФ (№377);
  • постановлением правительства РФ (№583);
  • указом президента РФ (№1532);
  • федеральным законом (№73-Ф3) и т.д.

На каких условиях назначается

Выслуга лет военнослужащих — это суммарная продолжительность периодов военной службы и иных периодов устанавливаемых в соответствии с законодательством РФ.

а) всеобщность
социального обеспечения;

б) финансирование
социального обеспечения за счет
страхо­вых
взносов и государственного бюджета;

в) дифференциация
условий и уровня социального обеспече­ния;

г) универсальность
и комплексность при предоставлении
со­циального
обеспечения.

Кроме общих
отраслевых принципов существуют
принципы, обладающие определенной
спецификой в силу того, что они при­менимы
к отдельным организационно-правовым
формам соци­ального обеспечения.

На
равных основаниях с гражданами Российской
Федерации право
на социальное обеспечение имеют постоянно
проживаю­щие
в России иностранные граждане, если
международными со­глашениями по этому
поводу не установлен иной порядок.
Вре­менно находящиеся на территории
Российской Федерации ино­странные
граждане также имеют право на социальное
обеспече­ние,
но основанием для этого являются
соответствующие между­народные
договоры.

Беженцам предоставляются те
виды соци­ального обеспечения, которые
предусмотрены специальными нормами
(например, в соответствии с Законом РФ
«О беженцах» от 19 февраля 1993 г., ст. 13: «В
целях обеспечения беженцам благоприятных
материальных условий и компенсации
расходов, связанных с их пребыванием
на территории Российской Федера­ции
при Правительстве РФ учреждается Фонд
помощи беженцам (специальный фонд
денежных средств для оказания помощи
бе­женцам»).

Принцип
всеобщности не следует понимать как
безусловное право на социальные выплаты,
услуги или льготы. Все они пре­доставляются
в соответствии с основаниями,
предусмотренными законодательством.
Так, право на трудовую пенсию по старости
возникает
только при достижении определенного
законом воз­раста
и наличия трудового стажа установленной
продолжитель­ности.

Финансирование
социального обеспечения осуществляется
за счет
обязательных страховых взносов и
государственного бюд­жета.
Концентрируются средства на социальные
выплаты и услу­ги
в централизованных внебюджетных фондах
социального на­значения. Эти фонды
являются самостоятельными
финансово-кредитными учреждениями.

Денежные
средства фондов формируются, как уже
было ска­зано
выше, на основе норм финансового
законодательства за счет страховых
взносов работодателей, граждан,
занимающихся пред­принимательской
деятельностью без образования юридического
лица, и иных категорий физических лиц.
Кроме того, фонды по­полняются
за счет ассигнований из федерального
бюджета.

На что влияет непрерывный трудовой стаж и кому он необходим

Наемные
работники платят взносы только в
Пенсионный фонд РФ.

Тарифы
страховых взносов устанавливаются
федеральными законами
ежегодно. Размеры страховых взносов
устанавливаются в процентах от всех
выплат, включая гражданско-правовые
дого­воры
о выполнении работ и услуг. Перечень
выплат, на которые не
начисляются взносы в Пенсионный фонд
РФ, утверждены по­становлением
Правительства РФ от 7 мая 1997 г. № 546.

В
задачи ПФР входит: целевой сбор и
аккумуляция страховых взносов;
финансирование расходов на все виды
государственных пенсий и другие выплаты.
Кроме того, ПФР организует работу по
взысканию
с работодателей и граждан, виновных в
причинении вреда здоровью работников
и других граждан, сумм, выплачи­ваемых
в качестве возмещения за трудовое
увечье, профзаболе­вания или по случаю
потери кормильца, а также выполняет
дру­гие функции, предусмотренные
Положением о Пенсионном фон­де
Российской Федерации.

Средства
Государственного фонда занятости
населения РФ направляются
на выплату пособий по безработице,
компенсацию затрат
гражданам в связи с их переездом в другую
местность по предложению
службы занятости, оказание материальной
и иной помощи членам семьи безработного,
оплату периода временной нетрудоспособности
безработного, возмещение затрат
Пенсион­ному фонду в связи с назначением
досрочных пенсий безработ­ным
и др.

Источниками
финансирования системы здравоохранения
в России
являются средства бюджетов РФ и субъектов
РФ, госу­дарственных
и общественных организаций, личные
средства гра­ждан, благотворительные
взносы и иные поступления. Денежные
средства государственной (муниципальной)
системы здравоохра­нения направляются
для финансирования мероприятий по
разра­ботке
и реализации целевых программ, утвержденных
Прави­тельством РФ и исполнительными
органами субъектов РФ, по профессиональной
подготовке кадров, научных исследований,
развития материально-технической базы
учреждений здраво­охранения.

Эти средства могут быть использованы
для оплаты особо
дорогостоящих видов медицинской помощи,
для финанси­рования
медицинских учреждений, оказывающих
медицинскую помощь при социально
значимых заболеваниях, в зонах стихий­ных
бедствий и т. д. Формирование этих средств
осуществляется в
соответствии с системой государственного
обязательного ме­дицинского
страхования за счет отчислений
страхователей в тер­риториальные
фонды ОМС.

Фонд
социального страхования РФ направляет
свои средства на
выплату пособий по временной
нетрудоспособности, по бере­менности
и родам, единовременных пособий женщинам,
встав­шим на учет в медучреждениях в
ранние сроки, а также при рож-

Принцип
универсальности права на социальное
обеспечение означает
признание права граждан на обеспечение
при наступле­нии
всех социально значимых случаев: болезни,
возраста, трудо­вого увечья, потери
кормильца, накопления определенного
тру­дового стажа, наличия детей,
инвалидности, безработицы, нуж­даемости
и т. д.

Универсальность
социального обеспечения реализуется
через комплекс
мероприятий государства, заложенный в
государствен­ные программы. Такие
программы принимаются на федеральном
уровне,
на уровне субъектов федерации или
территории. Подоб­ные
программы могут быть разработаны и на
уровне конкретной организации.

Лекция
4. ПРАВООТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Процедурные
отношения связаны с установлением
юридиче­ских фактов: инвалидности,
трудового стажа, нуждаемости и др. или
с принятием государственным органом
решения о примене­нии (неприменении)
нормы права (например, решение органов
социальной защиты по назначению
государственной пенсии, предоставлению
транспортного средства инвалиду и др.).

Процессуальные
отношения возникают в связи с защитой
гра­жданином
действительного или предполагаемого
права на соци­альное обеспечение.
Гражданин вправе обжаловать решение
го­сударственного органа или
должностного лица, участвующего в
социальном
обеспечении, как в порядке подчиненности,
так и путем
обращения в суд.

Субъектами
процедурных и процессуальных правоотношений
являются
с одной стороны, как и в материальных
правоотноше­ниях,
граждане. С другой стороны субъектами
могут быть не только
государственные органы, но и другие,
например, админи­страция
организации, обязанная представить в
установленный срок
материалы для назначения государственной
пенсии, экс­пертный орган, в чью
компетенцию входит установление
инва­лидности
и другие.

Причем
объектом этих правоотношений является
не матери­альное благо, а определенное
юридическое действие (например, принятие
решения о назначении пенсии, пособия,
помещении в дом-интернат
и т. п.).

Содержание
процедурных и процессуальных действий
состав­ляет
совокупность прав гражданина требовать
от компетентного органа принятия
соответствующего решения и обязанностей
та­кого
органа по принятию такого решения.

Леукция
4. СТРАХОВОЙ (ТРУДОВОЙ) СТАЖ

  • Закон
    РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О
    государственных
    пенсиях
    в РФ» (с изм. и доп. на 2 января 2000 г.).

  • Закон
    РФ от 12февраля 1993 № 4468-1 (в ред. ФЗ от 28
    но­
    ября
    1995 г. № 186 и от 27 декабря 1995 г. № 211) «О
    пенсионном
    обеспечении
    лиц, проходивших воинскую службу,
    службу в
    ОВД,
    и их семей».

  • Закон
    РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 (с изм. и доп.
    ФЗ
    от
    2 июня 1993 г. № 5082-1) «О государственных
    гарантиях и
    компенсациях
    для лиц, работающих и проживающих в
    районах
    Крайнего
    Севера и приравненных к ним местностях»,
    раздел VI
    Социальное
    страхование, Пенсионное обеспечение;

  • Закон РФ от 18
    апреля 1996 г. № 31 «О выплате пенсий
    за
    выслугу лет работникам здравоохранения,
    занятым лечебной и

иной
работой по охране здоровья населения
в сельской местно­сти»;

  • Закон
    РФ от 29 февраля 1996 г. № 21 «О выплате
    пенсий за
    выслугу
    лет работникам образования, занятым
    педагогической
    деятельностью
    и других учреждениях образования для
    детей»;

  • Закон
    РФ от 19 апреля 1991 г. (ФЗ от 20 апреля 1996
    г. № 36)
    «О
    занятости населения в РФ», ст. 32. Порядок
    продления сроков
    выплаты
    пособия по безработице гражданам со
    стажем работы,
    дающим
    право на пенсию по старости (по возрасту).
    По предло­
    жению
    органов СЗ при отсутствии возможности
    для трудоуст­
    ройства
    безработным гражданам, уволенным в
    связи с ликвида­
    цией
    организации, сокращением численности
    или штата и имею­
    щим
    независимо от перерывов в трудовой
    деятельности стаж ра­
    боты,
    дающий право выхода на полную пенсию
    по старости (по
    возрасту), включая
    пенсию на льготных условиях, с их
    согласия
    пенсия
    оформляется досрочно, но не ранее чем
    за 2 года до уста­
    новленного
    законом РФ срока выхода на пенсию;

На что влияет непрерывный трудовой стаж и кому он необходим

Важно знать, что в каждом отдельно взятом случае надбавка по выслуге лет рассчитывается индивидуально.

Пример 1

Работник занимается воспитательной работе в специальном детском доме коррекционного характера. Ставка – 1. Ранее данный человек обладал 10 разрядом по ЕТС. В сфере образовательных учреждений работает 3 года (10%).

Оклад исходя из должности – 3 278 рублей.

На что влияет непрерывный трудовой стаж и кому он необходим

Надбавка за работу в бюджетном учреждении фиксируется как прибавка к заработной плате.

Какие документы нужны для оформления?

Начиная с первого рабочего дня, назначение на работу указывается в трудовой книжке.

Дальше с каждым рабочим днем трудовой стаж возрастает. В зависимости от количества проработанных лет в бюджетной сфере вы получаете соответственную надбавку, о том какие проценты и за сколько лет вы можете получить, мы писали выше.

На что влияет непрерывный трудовой стаж и кому он необходим

Исходя из выше сказанного, все документы нужные для расчета вашего стажа присутствуют уже в бухгалтерии или по месту работы.А значит, все нужные расчеты будут проведены бухгалтерами самостоятельно.

бонусная система оплаты трудаКак рассчитать средний дневной заработок

– эта информация пригодится каждому работнику.

Когда выгодно использовать бонусную систему оплаты труда? Вся подробная информация по этому вопросу здесь.

Считаете, что вы достойны более высокой оплаты? Тогда быстрее пишите служебную записку своему начальнику. Образец вы найдете в этой статье.

Порядок получения государственной льготной пенсии определен законодательством РФ.

Если гражданин подходит под все требования для оформления пенсионных выплат, он должен придерживаться следующих правил:

  1. собрать все нужные документы и сделать их копии;
  2. подать заявление в Пенсионный фонд местного управления для расчета суммы выплат;
  3. предоставить все требуемые официальные бумаги в Пенсионный фонд России (ПФР);
  4. ознакомиться с принятым решением по извещению;
  5. начать получение государственного пенсионного обеспечения в случае положительного ответа из ПФР.

Действия по оформлению пенсии при наличии специального стажа не отличаются от манипуляций по обычным пенсионным выплатам по старости.

Помимо заявления госслужащий должен предоставить в Пенсионный фонд установленный пакет бумаг.

Перечень документов:

  • российский паспорт;
  • трудовая книжка;
  • ИНН;
  • официальная справка, подтверждающая доход за последние 12 месяцев;
  • заверенная копия приказа, в котором указано основание освобождения работника от занимаемого им поста;
  • справка, подтверждающая отсутствие иных пособий;
  • документ о регистрации семьи и ее составе;
  • официальная справка о сроке госслужбы с указанной должностью;
  • военный билет.

Обратите внимание: заявление на получение государственного пенсионного обеспечения и пакет документов можно подать лично, через почту или через портал Госуслуг. Все копии бумаг должны быть заверены нотариально.

Таким образом, порядок оформления, назначения, получения выплат за выслугу лет регламентирован пенсионным законодательством. Госслужащим предусмотрены надбавки и индексация денежного послабления за наработанный стаж и выполнение иных условий.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бухгалтерия и учет
Adblock detector