Мусорная реформа с 1 января 2019 года в России

В чем суть мусорной реформы?

Старт нововведениям дал Федеральный закон от 31.12.2017 № 503-ФЗ, внесший изменения в законодательные акты относительно обращения с отходами производства и потребления:

  • Жилищный кодекс;
  • Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

Что ощутили на себе население и организации территорий, где реформа запущена с 1 января 2019 года?

  1. Все полномочия по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) выведены на уровень региона.
  2. Сбор, вывоз и утилизацию производит региональный оператор (один или несколько), с которым заключен контракт на данный вид услуги.
  3. Собственники отходов обязаны заключить договор с оператором.
  4. Коммунальная услуга по обращению с ТКО выведена в отдельную.
  5. Изменилась схема обращения с отходами.
  6. Претерпела изменения система формирования платежей по данному виду услуги.
Было Станет
Множество различных компаний с неконтролируемыми тарифами. Единый региональный оператор, с единым тарифом регулируемым государством.
Платёж скрыт в строке содержания общего имущества, расчет платежа в зависимости от договора между управляющей компанией и перевозчиком. Чёткий норматив установленный законом. Отдельная строка в платёжке. Услуга становится коммунальной.
Заключение договора добровольное. Как следствие, некоторые люди и организации, которые образуют отходы, не платили за его вывоз. Все юридические и физические лица образователи отходов и обязаны заключить договор (п. 4 ст. 24.7 № 89-ФЗ).
Бесконечное направление не только на современные полигоны, но и на несанкционированные свалки. Обязательная сортировка всех отходов, размещение только на современных полигонов.

Законодательная база

Новые правила в области мусоропереработки заложены в Федеральном законе №89. Данный документ определяет следующие моменты:

  • порядок заключения договоров на оказание услуг, связанных с обработкой отходов;
  • правила утилизации мусора;
  • порядок транспортировки отходов и т.д.

Обязанности по обработке ТКО законом возлагаются на регионального оператора, заключающим соответствующее соглашение с исполнительным органом конкретного субъекта. Данному оператору вменено в обязанность принимать необходимые меры по заключению договоров с потребителями. Кроме того, все операторы должны были до конца декабря прошлого года представить местным властям сведения о количестве размещаемых ими мусорных контейнеров и их объеме.

Мусорная реформа 2019 года распространяется на всю Россию. Однако определенные послабления города федерального значения и некоторые регионы все-таки получили — это произошло на основании федерального закона «О внесении изменений…» от 25.12.2018 № 483.

Закон скорректировал положения ст. 29.1 ФЗ № 89, согласно которым внедрение мусорной реформы может быть отложено:

  • на территории Москвы — допускается использование ранее созданных объектов размещения ТКО до 01.01.2025 (п. 1);
  • на территории Крыма и города Севастополя — полигоны для размещения отходов, созданные до того, как Крым и Севастополь вошли в состав России, и не включенные в госреестр объектов размещения отходов, могут использоваться до 01.01.2020 (п. 2).

Кроме того, Москва, Санкт-Петербург и Севастополь могут не исполнять положения мусорной реформы до 01.01.2022 — в течение трех лет плата за вывоз и утилизацию отходов по-прежнему может включаться в состав расходов за содержание жилых помещений. При этом городские власти наделены правом самостоятельно разработать поэтапный план внедрения мероприятий, направленных на формирование системы по обращению с ТКО.

Предназначенные для размещения ТКО полигоны, введенные в эксплуатацию до начала 2019 года, но не имеющие всей необходимой документации, могут использоваться по прямому назначению до 01.01.2023 при условии наличия соответствующего разрешения, выданного территориальным органом Росприроднадзора.

Итак, вступление в силу мусорной реформы с 1 января 2019 года существенно повлияло на жизнь граждан. Изменился порядок исчисления платы за утилизацию мусора, а сам платеж внесен в список коммунальных. При этом в ряде регионов РФ, а также городах федерального значения мусорная реформа пока не применяется либо применяется частично.

Еще больше материалов по теме в рубрике «Коммунальные услуги».

Правила обращения и утилизации отходов населения и предприятий регламентируются Федеральным законом № 89, подписанным еще в 1998 году. Согласно ему, ответственными за утилизацию отходов были муниципалитеты, и эта услуга считалась из ряда жилищных. Но такая схема давно изжила себя, в результате чего многие города страны стали просто утопать в мусоре, пример чему – скандал в Челябинске осенью 2018, когда в городе просто перестали утилизировать бытовые отходы.

О проведении реформы заговорили еще в 2017, и вылилось все это во внесение изменений в действующее законодательство: Путин подписал ФЗ № 503-ФЗ, по которому уполномоченными за сбор, накопление и переработку отходов, а также систему классификации мусора становятся регионы. Власти на местах сами решают, где строить накопительные площадки, кого назначать ответственными за вывоз, при этом жители имеют право голоса в этом вопросе.

Подготовка к вступлению реформы в силу началась еще в 2018. До 1 мая местные власти должны были выбрать регионального оператора, а до 1 июля установить тарифы на услуги. До этого эта функция возлагалась на муниципалитеты, а оплата за утилизацию мусора входила в сумму за содержание дома.

Кто должен заключать договор с оператором по обращению с ТКО?

Премудростей в этом вопросе нет никаких. Процесс заключения и сама форма договора определены статьей 24.7 упомянутого выше Федерального закона №89.

Обязанность по оплате за обращение с ТКО лежит на всех, кто их формирует:

  • жильцы многоквартирных и частных домов, которое практически ежедневно производит бытовой, крупногабаритный, негабаритный строительный мусор;
  • садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества;
  • организации и индивидуальные предприниматели, в ходе своей деятельности формирующие твердые отходы, подлежащие утилизации.

Мусорная реформа с 1 января 2019 года в России

Каждый из них должен заключить с региональным оператором прямой договор. Собственники многоквартирных домов вправе произвести это через свою управляющую компанию. Решение о том, каким образом заключить договор (напрямую или через управляющую организацию), собственники должны принять в ходе проведения общего собрания и закрепить его протоколом.

Жители частных домовладений также являются плательщиками услуги по обращению с ТКО и должны самостоятельно заключить с региональным оператором соглашение.

Если собственник отходов по каким-либо причинам не желает подписывать договор, то этот факт не станет освобождать его от уплаты взноса по существующим тарифам. Квитанции будут приходить на основании данных, полученных от муниципалитета.

Мусорная реформа в России

С 1 января 2019 года в силу вступил закон «О внесении изменений…» от 31.12.2017 № 503-ФЗ, который изменил ряд положений действующего закона «Об отходах…» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. В народе эти изменения прозвали мусорной реформой.

Перечислим основные новации, которые повлекло за собой вступление в силу ФЗ № 503:

  • Введение в ФЗ № 89 новой статьи 13.4, устанавливающей требования к территориям, где будут размещаться и накапливаться твердые коммунальные отходы (далее — ТКО). При этом законодатель предоставляет оператору по сбору ТКО право на самостоятельное определение порядка их хранения — посредством раздельного накопления (по видам или группам отходов) или без такого разделения.
  • Изменение статуса услуги по вывозу ТКО — она вошла в состав коммунальных услуг (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ). При этом из состава платы за содержание жилого помещения она исключается (ч. 8.1 ст. 23 закона «О внесении изменений…» от 29.12.2014 № 458-ФЗ).
  • Изменение порядка определения тарифов на оплату услуг по работе с ТКО — они устанавливаются на региональном уровне в порядке, определяемом Правительством РФ, следовательно, будут едиными для всех лиц, обслуживаемых одним и тем же региональным оператором.
  • Вменение собственникам ТКО обязанности по заключению договоров на вывоз мусора с организациями, предоставляющими такие услуги (ч. 1 ст. 24.7 ФЗ № 89).

В соответствии с п. 1 ст. 24.6 ФЗ № 89 правом на выполнение полного цикла работ с ТКО наделяются региональные операторы — юридические лица со статусом фонда (ч. 1 ст. 178 ЖК РФ). На территории одного субъекта Федерации может функционировать один такой оператор или несколько. Максимальный срок, в течение которого региональный оператор может осуществлять обслуживание, составляет 10 лет. По его истечении оператор выбирается заново в конкурсном порядке (п. 5 ст. 24.6 ФЗ № 89).

Ограничение количества операторов, одновременно функционирующих на территории одного региона, стало еще одним нововведением. С 1 января 2019 года мусорная реформа позволила контролировать деятельность оператора и следить за соблюдение им правил сбора и утилизации мусора — до начала реформы обеспечить такой контроль было проблематично.

Мусорная реформа в России 2019 года коснулась и порядка оплаты услуг по вывозу мусора. Как было сказано выше, платеж за вывоз мусора исключен из платы за содержание жилого помещения (деньги получали непосредственно управляющие компании) и включен в состав коммунальных платежей. В квитанциях за квартплату появилась новая строка, в которой указаны платежные реквизиты регионального оператора, осуществляющего обслуживание.

Размер единого тарифа на услуги регионального оператора теперь определяется на основании приложения VI к приказу ФАС РФ «Об утверждении…» от 21.11.2016 № 1638/16. Итоговое значение зависит от объема мусора, обрабатываемого оператором, а также от расходов, которые он несет в ходе осуществления своей деятельности.

ВАЖНО! Размер установленного оператором тарифа на обслуживание не должен превышать определенный региональными властями максимум (п. 2 ст. 24.8 ФЗ № 89).

Ранее, до вступления в силу изменений в законодательстве об отходах, их вывоз осуществлялся организациями, которым жильцы доверили управление своими многоквартирными домами. Эти организации заключали договора и несли ответственность за их исполнение.

Реформа коснулась жителей не только городов, но и малых территорий всей страны. Новые требования Закона едины для каждого, кто образует отходы от своей жизнедеятельности или производственного процесса.

Мусорная реформа с 1 января 2019 года в России

В отличие от собственников многоквартирных домов, где в большинстве случаев договор с региональным оператором заключается в общедомовом порядке управляющей организацией, владельцам частных домов придется заключить договор самостоятельно.

Отметим, что это касается и сельских и городских жителей, а также домов, расположенных на садовых участках. При этом не учитывается факт проживания в нем.

Если дом признан жилым, оплачивать услугу по вывозу мусора собственник обязан.

Отличием является лишь тарификация услуги для города и области или частного сектора. Плата для последних устанавливается чуть ниже и исчисляется в зависимости от количества проживающих или площади жилья.

Обязанностью регионального оператора является организация мест, где будет осуществляться сбор мусора в контейнеры. В дальнейшем планируется производить сортировку мусора по категориям, что позволит использовать некоторые виды отходов вторично.

Единого тарифа мусорная реформа не предусматривает. Тарифы в каждом субъекте нашей страны устанавливаются индивидуально.

В качестве примера, могу привести тарифы, применяемые в моем родном Ярославле с 1 января:

  • для МКД – 75,20 руб.;
  • для частных подворий – 85,22 руб.

Планируется, что с 1 июля эти тарифы возрастут:

  • для МКД – 97,84 руб.;
  • для частных подворий – 110,89 руб.

Очень интересно было бы сравнить приведенные тарифы с расценками, применяемыми в других регионах. Пожалуйста, сообщайте эти цифры в комментариях к статье. Это вполне может превратиться во всероссийский мониторинг, произведенный нашими совместными усилиями!

Статья 153 ЖК России гласит, что обязанностью граждан является оплата за жилье и за коммунальные услуги. Поскольку вывоз мусора отныне является коммунальной услугой, то платить за это следует обязательно.

Причем необходимо знать, что оплата должна производиться, даже если договор с оператором у вас отсутствует. Но при условии, что услуга действительно предоставляется. Если за предоставленную услугу не платить, то дело может не ограничиться пенями. К вам могут быть применены санкции административного и правового воздействия.

Ничего нового в списке льготников нет. В него входят всеми уважаемые нами люди, а также люди, однозначно вызывающие наше сочувствие. Это наши почтенные ветераны и инвалиды, многодетные семьи и люди, принимавшие участие в боевых действиях.

Правда, стоит уточнить, что местные власти вправе расширить как сам список, так и объем предоставляемых льгот.

Многочисленные нарекания граждан, высказывающихся против мусорной реформы, стали не единственным фактором, обусловившим внимание к ней со стороны Генеральной прокуратуры. В этом вопросе наметилась даже некая преступная составляющая. Некоторые управляющие компании решились на откровенный грабеж населения, пытаясь дважды взыскать плату за одну услугу.

Как такое стало возможным? Дело в том, что раньше вывоз мусора оплачивался в составе другой услуги – в содержании общего имущества. Теперь же, чтобы экономически оптимизировать мусорный бизнес, вывоз отходов оплачивается в виде отдельной, самостоятельной процедуры. Некоторые УК не захотели расставаться с деньгами и «забыли» исключить соответствующую сумму из своих расчетов.

Именно на этот факт и обратил внимание своих подчиненных Генеральный прокурор, обязав их на местах выявлять попытки незаконных поборов с граждан.

Итак, мусорная реформа 2019 уже началась. Многие из нас против нее, но кто-то ее и поддерживает, поскольку – и это надо откровенно признать – цели у реформы благие. Обидно, что проведение данного мероприятия выливается для нас в довольно значительные дополнительные расходы. Однако остается лишь надеяться, что страна наша станет чище. А этого, несомненно, хочет каждый россиянин.

Должна ли быть новая строка в платежке

Для того чтобы понять, что влияет на итоговый размер платежей, нужно также иметь в виду, что многое зависит от региона. Реформа дает регионам право выбора – какое правило для исчисления платы выбрать:

  1. Исходя из количества проживающих.
  2. Согласно площади помещения.

Обратите внимание! По общему правилу применяется первая модель (плата в зависимости от количества проживающих), а размер платы определяется исходя:

  • из числа проживающих граждан;

  • нормативов накопления отходов;

  • цены в пределах тарифа на услугу регионального оператора (п. 148 (30) Правил предоставления коммунальных услуг…, утв. постановлением Правительства РФ  «О предоставлении коммунальных услуг…» от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила предоставления услуг), формула 9 (1) приложения № 2 к Правилам предоставления услуг).

Вместе с тем согласно п. 148 (30) Правил предоставления услуг субъекты РФ могут принять решение о применении другого подхода. Примером региона, выбравшего модель 2 (исходя из площади помещения), является Ленобласть (приказ управления Ленобласти по организации и контролю деятельности по обращению с отходами «Об определении оплаты…» от 03.12.2018 № 13).

О разрешении споров об оплате коммунальных услуг и о контроле за нормативами потребления читайте в наших материалах «Опубликованы разъяснения по вопросам рассмотрения споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения»,  «Контроль обоснованности размеров нормативов потребления коммунальных услуг возложен на органы жилищного надзора субъектов РФ».

Все, кто производит мусорные отходы, обязан вносить плату за обращение с ними. Поскольку эта услуга выведена в самостоятельную, в квитанции для жителей многоквартирных домов появилась новая строка — обращение с ТКО.

Допустимо, чтобы квитанции приходили напрямую собственникам квартир от оператора, но это должно решаться большинством голосов на общем собрании жильцов.

Тариф за ТКО напрямую зависит от норматива образования отходов для каждой из категорий потребителей. Устанавливается норматив для всего региона, соответственно, решение об определении платы принимается на уровне конкретной области или края.

Смотрите здесь: Нормативы накопления ТКО по регионам.

Тариф может применяться из расчета на 1 человека или 1 кв.м. занимаемой площади.

Ответственность за неуплату

Обязанность по оплате коммунальных услуг установлена ст. 153 Жилищного кодекса. Отказаться от ее исполнения невозможно. Поэтому те, кто не будет своевременно вносить плату за обращение с ТКО, автоматически перейдут в разряд должников с вытекающими отсюда последствиями. А это пени на задолженность и последующее взыскание ее в судебном порядке.

Но, как и для других коммунальных платежей, здесь имеются льготные положения для некоторых категорий граждан. Федеральное законодательство устанавливает для них ежемесячные компенсации.

К таким категориям относятся:

  • федеральные льготники (инвалиды, участники ВОВ, «чернобыльцы» и т.д.);
  • региональные власти вправе установить категории, которым предоставляет льготы на своем уровне.

Вопросы и ответы в новом 2019 году

У населения России накопилось множество вопросов с введением «Мусорной реформы» на которые требуют ответы, на некоторые постараемся подробно ответить.

Кто несет ответственность за содержание контейнерных площадок?
Контейнерные площадки должны содержаться в нормативном состоянии: быть обустроены достаточным количеством контейнеров, что позволит исключить их переполнение. Это должны осуществлять обслуживающая жилищный фонд организация на основании заключенного договора или орган местного самоуправления, где отсутствует управляющая компания.
Квитанция на вывоз мусора выставлена некорректно. Куда обращаться?
Все неточности в расчетах по этому виду услуги должны быть скорректированы Региональным оператором на основании подтверждающих документов. Для этого собственнику жилья необходимо обратиться в офис компании или дозвониться по телефону 8-800-708-05-08. Если квитанции выставляют через управляющую организацию, с документами следует обращаться в свою УК. Чаще всего жильцы сталкиваются с ситуацией, когда количество зарегистрированных по адресу в квитанции отличается от фактического. Для того, чтобы уточнить и пересчитать размер платы, собственнику жилого помещения потребуется представить соответствующий документ, подтверждающий отсутствие:
  • при нахождении на лечении в стационаре или санаторно-курортном учреждении – справку учреждения;
  • при нахождении в служебной командировке — копию приказа или справку с приложением копий проездных билетов;
  • при временном пребывании в другом месте (гостинице, общежитии и т.п.) – счет за проживание или документ о временной регистрации по другому месту жительства;
  • при проживании на территории садового или огороднического товарищества – справку, выданную товариществом;
  • при временном нахождении в учебном заведении, детском доме, школе-интернате, специальном учебно-воспитательном учреждении с круглосуточным пребыванием – справку, выданную учреждением, подтверждающую факт отсутствия в жилом помещении и продолжительность отсутствия.
Договор не заключен, почему я обязан платить?
Услуга по вывозу ТКО теперь стала не жилищной, а коммунальной. Она может предоставляться жильцам многоквартирных домов и частных домовладений на основании договора публичной оферты или путем совершения конклюдентных действий. Тогда фактической подписи собственника не требуется.
Будет ли Региональный оператор осуществлять вывоз большого объема отходов из сельской местности, включающих в себя отходы растениеводства, животноводства и строительства?
Для этого потребуется заключить отдельный договор, где оговорить объем таких отходов.
Юридическое лицо заключило договор на вывоз мусора с другой компанией. Будет ли он действителен?
Все договора, заключенные после начала деятельности Регионального оператора с иными организациями, осуществляющими вывоз отходов, признаются недействительными. Юридическое лицо обязано (в соответствии с требованием законодательства) заключить договор с Региональным оператором.
Юридическое лицо не ведет финансово-хозяйственную деятельность. Нужно ли ему заключать договор?
В законе не установлено условий освобождения юридических лиц от заключения договора на вывоз отходов. Поэтому они обязаны заключать соглашения с Региональным оператором, независимо от того, ведут ли он свою деятельность.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бухгалтерия и учет
Adblock detector