Норматив утилизации для экологического сбора 2019

Экологический сбор и нормативы утилизации: общие понятия

Для начала определимся, кто платит экологический сбор и что такое нормативы утилизации. В РФ утвержден перечень товаров и упаковки, подлежащих переработке после утраты ими потребительских свойств. Этот список утвержден Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р и включает 46 групп товаров и 8 групп упаковки, начиная с текстильных изделий, заканчивая деревянной, стеклянной и пробковой тарой.

Под утилизацией отходов понимают дальнейшее их использование в производстве, включая:

  • рециклинг — применение по прямому назначению;
  • регенерацию — возврат в производство после соответствующей подготовки;
  • рекуперацию — использование в производстве извлеченных полезных компонентов.

Чиновники подчеркивают, что утилизацией нельзя считать предварительную обработку отходов, их сжигание, обеззараживание и обезвреживание, поэтому подобная переработка не учитывается при расчете выполненных нормативов. В Письмах Росприроднадзора также звучит мысль, что экономические агенты обязаны работать исключительно с отходами, возникшими от использования выпущенных на рынок товаров, а не в процессе всей производственной деятельности.

Подтвердить, что компания выполнила норматив утилизации за 2018 год, позволяют:

  • отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов;
  • соответствующие акты;
  • договор с ИП или юрлицом, имеющим право на переработку.

Формулы расчета

  • С — ставка сбора;
  • Ку — установленное количество утилизированных отходов в кг;
  • Кд — количество отходов, которые были фактически отправлены на переработку, в кг.

После того как компания уплатит экологический сбор либо предоставит отчет о выполнении норм, она выполнит обязанность по защите окружающей среды от негативного воздействия отходов.

Ставка экологического сбора и норматив утилизации 2019

Поскольку групп товаров много, мы подготовили сводную таблицу, где представлены одновременно и ставки по экологическому сбору, и нормативы утилизации на 2018-2019 годы. Сведения основаны на Распоряжении Правительства РФ от 28.12.2017 № 2971-р в ред. от 16.06.2018 и на Постановлении Правительства РФ от 09.04.2016 № 284 в ред. от 31.10.2018.

Номер группы

Наименование группы товаров

Норматив утилизации, %

Ставка экологического сбора, руб. за 1 тонну

2018

2019

1

Изделия текстильные готовые (кроме одежды)

0

5

16 304

2

Ковры и ковровые изделия

0

5

16 304

3

Спецодежда

0

5

11 791

4

Одежда верхняя прочая

0

5

11 791

5

Белье нательное

0

5

11 791

6

Одежда прочая и аксессуары

0

5

11 791

7

Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие

0

5

11 791

8

Изделия деревянные строительные и столярные прочие

5

10

3066

9

Тара деревянная

10

15

3066

10

Бумага и картон гофрированные, тара из гофрированной бумаги и картона

25

35

2378

11

Мешки и сумки бумажные

10

15

2378

12

Тара, упаковка бумажная и картонная прочая

10

15

2378

13

Изделия хозяйственные из бумаги или картона

10

15

2378

14

Принадлежности канцелярские бумажные

10

15

2378

15

Бобины, катушки, шпули из бумаги и картона

0

5

2378

16

Издательская продукция печатная

10

15

2378

17

Нефтепродукты

15

20

3431

18

Шины, покрышки и камеры резиновые

20

25

7109

19

Трубы, трубки, шланги, ленты конвейерные, бельтинг из вулканизированной резины

0

5

8965

20

Изделия из резины прочие

20

25

8965

21

Изделия пластмассовые упаковочные

10

15

3844

22

Изделия пластмассовые строительные

5

10

4701

23

Блоки дверные и оконные, пороги для дверей, ставни, жалюзи и аналогичные изделия пластмассовые

0

5

4701

24

Изделия пластмассовые прочие

5

10

4156

25

Стекло листовое гнутое и обработанное

15

20

2858

26

Зеркала стеклянные

0

5

2858

27

Изделия из стекла изолирующие многослойные

5

10

2858

28

Стекло полое

15

20

2564

29

Бочки и аналогичные емкости из черных металлов

15

20

2423

30

Тара металлическая легкая, укупорочные средства из черных металлов

15

20

2423

31

Тара металлическая легкая, укупорочные средства из алюминия

10

15

2423

32

Компьютеры и периферийное оборудование, офисное оборудование

5

10

26 469

33

Мониторы, приемники телевизионные

5

10

26 469

34

Оборудование коммуникационное

5

10

26 469

35

Техника бытовая электронная

5

10

26 469

36

Приборы оптические и фотографическое оборудование

5

10

26 469

37

Элементы первичные и батареи первичных элементов

0

10

33 476

38

Аккумуляторы свинцовые

15

18

2025

39

Батареи аккумуляторные

15

18

33 476

40

Провода и кабели электронные и электрические прочие

0

5

2423

41

Оборудование электрическое осветительное

5

10

9956

42

Приборы бытовые электрические

5

10

26 469

43

Приборы бытовые неэлектрические

5

10

26 469

44

Инструменты ручные с механизированным приводом

5

10

26 469

45

Оборудование промышленное холодильное и вентиляционное

5

10

26 469

46

Фильтры для двигателей внутреннего сгорания

5

10

3037

47

Упаковка металлическая из стали

15

20

2423

48

Упаковка металлическая из алюминия

10

15

2423

49

Упаковка полимерная

10

15

3844

50

Упаковка из гофрированного картона

25

35

2378

51

Упаковка из бумаги и негофрированного картона

10

15

2378

52

Упаковка стеклянная

15

20

2564

53

Упаковка деревянная и пробковая

10

15

3066

54

Упаковка из текстильных материалов

0

5

16 304

Сроки и порядок отчетности об уплате сбора или выполнении нормативов

При определении ответственного за уплату экологического сбора нужно учитывать несколько частных случаев. К ним относятся схемы толлинга и off-take.

Производство товаров по схеме толлинга  (или производство товаров из давальческого сырья) выглядит следующим образом. Компания 1 делает заказ у компании 2 на производство товаров из сырья компании 1. Произведенный товар принадлежит компании 1 (заказчику) на праве собственности. Она его реализует и несет ответственность за уплату экологического сбора.

Например, организация заказывает в швейной мастерской пошив футболок со своим логотипом, и предоставляет для этого ткань. Готовые футболки принадлежат организации, поэтому именно она платит экологический сбор.

Производство товаров по схеме off-take подразумевает продажу готового товара, сделанного на заказ. В данном случае компания 1 делает заказ у компании 2 на производство товаров. При этом компания 2 использует свое сырье. Компания 2 (производитель) продает готовый товар компании 1 (заказчику). Ответственность за уплату экологического сбора несет производитель.

Например, предприятие заказывает швейной мастерской пошив футболок с логотипом компании. Для их изготовления используются материалы мастерской. Готовые футболки являются собственностью швейной мастерской, и именно она платит экологический сбор.

Также существуют отдельные группы производителей и импортеров, которые освобождены от уплаты экологического сбора. К ним относятся:

  • производители упаковки, реализующие ее другим производителям для упаковки продукции (как в примере выше, когда производитель картонных коробок реализует коробки хлебозаводу);
  • производители и импортеры упаковки, которая впоследствии используется для собственных нужд (например, завод покупает коробки, чтобы перевозить в них шурупы из одного цеха в другой).
  • производители товаров, которые не входят в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 28.12.17 № 2970-р (например, производители пищевой продукции);
  • компании, самостоятельно утилизирующие свои товары и упаковку для товаров;
  • экспортеры товаров и упаковки.

Норматив утилизации для экологического сбора 2019

Организации и ИП, которые самостоятельно утилизируют свои товары и упаковку в объемах, не менее чем предусмотрено нормативами на отчетный год, освобождаются от уплаты экологического сбора. Однако они  должны представлять «экологическую» отчетность.

Также см. «Экологический сбор: кто является его плательщиком, как рассчитать сумму к уплате, как и куда сдавать отчетность по сбору».

Декларацию о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки) и отчетность о выполнении нормативов по утилизации необходимо сдать до 1 апреля года, следующего за отчетным. То есть представить декларацию и отчетность за 2018 год нужно до 1 апреля 2019 года включительно.

Расчет суммы экологического сбора надо сдать до 15 апреля года, следующего за отчетным. В этот же срок следует внести платеж. То есть направить расчет и заплатить экологический сбор за 2018 год необходимо до 15 апреля 2019 года включительно.

Если плательщик экосбора не отчитается в указанные сроки, либо представит недостоверные сведения, он может быть привлечен к ответственности по статье 8.5. «Сокрытие или искажение экологической информации» КоАП РФ. Размеры штрафных санкций составляют от 3 тыс. до 6 тыс. рублей — для должностных лиц и предпринимателей, от 20 тыс. до 80 тыс. рублей — для юридических лиц.

Подписка — внутри поста

В случае неуплаты эксобора или неполного внесения платежа Росприроднадзор выставит требование о добровольном погашении задолженности.  Если по истечении 15 календарных дней с момента получения требования оно не будет исполнено добровольно, Росприроднадзор сможет взыскать сумму сбора в судебном порядке (п.

Если производитель (импортер) платит экологический сбор, то полностью рассчитаться по нему необходимо до 15 апреля года, следующего за отчетным. Форма расчета сбора утверждена Приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488. Она и копии платежных документов станут подтверждением уплаты.

Бланк расчета

Если компания (самостоятельно либо передав полномочия ассоциации) выполняет нормативы, отчетность нужно успеть сдать до 1 апреля года, следующего за отчетным. Форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342.

Бланк формы отчета

Если организация не сумела выполнить нормы переработки отходов, она подает сначала отчет о том, сколько утилизировано в течение года (до 1 апреля), а по оставшимся отходам платит деньги (до 15 апреля).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бухгалтерия и учет