Аудиторские нарушения Классификатор 2018 года

Международные стандарты аудита — понятие и виды

Правовой основой применения международных стандартов (далее по тексту также — МСА) на территории РФ является закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

В силу ст. 7 указанного закона международные стандарты являются обязательными для применения на территории РФ после прохождения процедуры признания в установленном законодателем порядке. Процесс перехода на международные принципы и правила осуществления аудиторской деятельности был начат в 2014 году и происходит поэтапно.

Международные стандарты аудита — это принципы и правила осуществления аудиторской деятельности, разработанные и утвержденные Международной федерацией бухгалтеров. Основная цель введения единых нормативов при проведении аудиторских проверок заключается в повышении профессионального уровня аудиторов и улучшении качества проводимых работ.

Классификация МСА

Международные стандарты вводятся в действие на основании приказа Минфина России «О введении…» от 24.10.2016 № 192н. При этом действующие МСА условно подразделяются на следующие группы:

  1. Регламентирующие общие принципы оказания услуг и обязанности субъектов аудиторской деятельности (МСА группы 200).
  2. Позволяющие оценить существующие риски и определить мероприятия по их преодолению (МСА группы 300).
  3. Определяющие порядок аудита обслуживающими организациями, а также оценки искажений, выявленных в ходе аудита (МСА группы 400).
  4. Определяющие особенности, виды и применение на практике аудиторских доказательств (МСА группы 500).
  5. Закрепляющие порядок использования услуг третьих лиц для достижения определенных результатов, а также определяющие порядок внутреннего аудита (МСА группы 600).
  6. Содержащие порядок формирования аудиторских выводов и подготовки результатов проведенной работы (МСА группы 700).
  7. Регулирующие отдельные аспекты проведения аудита и оказания смежных услуг (МСА группы 800).

Процесс перехода от федеральных правил осуществления аудиторской деятельности к системе международных стандартов аудита в 2018 году практически завершен. Ввиду того, что внутренних документов, регламентирующих процедуру проведения аудиторских проверок, почти не осталось, все они утрачивают силу с началом применения МСА.

Стандарт внешнего государственного аудита СГА 302 как внутренний документ, используемый при проведении проверок Счетной палатой РФ

Внутренний аудит осуществляется в различных организациях независимо от целей деятельности, размеров и структурных особенностей. Процедура регламентирована МСА 610 (приложение № 19 к приказу № 192н).

Международный стандарт внутреннего аудита содержит основополагающие принципы и определяет методологические основы обеспечения качественных и профессиональных проверок службой, создаваемой внутри организации. Правила характеризуются универсальностью, что позволяет применять их при проведении проверок в организациях независимо от отрасли основной деятельности и правового поля страны, в которой организация зарегистрирована.

При этом внутренний аудит не может осуществляться без внешнего аудитора, который определяет, насколько внутренняя служба компетентна и каков объем ее полномочий при осуществлении будущих проверок. Это связано с тем, что внешний аудитор в силу п. 11 МСА 610 несет личную ответственность за деятельность внутренней службы. Он вправе не использовать результаты ее работы, если придет к выводу о том, что:

  • показатели необъективны;
  • аудиторы недостаточно квалифицированы;
  • служба не применяет систематический и упорядоченный подход, включая контроль качества.

Функции по осуществлению внешнего государственного аудита возложены, в соответствии со ст. 4 закона «О Счетной палате…» от 05.04.2013 № 41-ФЗ, на Счетную палату РФ. В своей деятельности Счетная палата РФ руководствуется как международными стандартами, так и стандартами, разработанными и утвержденными ей самой.

Стандарт внешнего государственного аудита Счетной палаты РФ (СГА 302), утвержденный протоколом Коллегии Счетной палаты РФ от 21.04.2016 № 17К (1092), регламентирует порядок и вопросы, связанные с проведением аудита в сфере закупок. Проверки осуществляются Счетной палатой в рамках полномочий, предоставленных ч. 12 ст. 14 ФЗ № 41. О проведении аудита в сфере закупок читайте в другой нашей статье.

Цель разработки и утверждения стандарта заключается в осуществлении счетной палатой экспертно-аналитической, контрольной, информационной деятельности посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам.

Контрольная деятельность осуществляется посредством проведения различного рода контрольных мероприятий, в том числе проверок, ревизий, анализа, обследования и мониторинга. Возможно проведение как камеральных проверок (на основании представленных документов), так и выездных.

Итак, с 2018 года в России введена в действие система международных стандартов аудита. Это позволит осуществлять эффективный аудит и обеспечить надлежащий уровень профессионализма всех субъектов аудиторской деятельности.

Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бухгалтерия и учет
Adblock detector